Риски в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Важная роль в современных экономических преобразованиях отведена банкам, которые владеют рычагами влияния на финансовую, инвестиционную, производственную и другие сферы экономики, а также на развитие экономических и общественных отношений. В процессе своей активной деятельности банки сталкиваются с различного рода рисками. Неэффективное управление рисками в банке может привести к банкротству, а в силу его положения в экономике, и к целому ряду банкротств связанных с ним предприятий, банков и частных лиц.

Содержание работы

Введение. 5
Глава 1. Сущность и классификация кредитных рисков.
1.1. Сущность банковских рисков, их факторы..
1.2. Принципы и критерии, классификация банковских рисков.
1.3. Кредитный риск коммерческого банка и методы его расчета.
Глава 2. Анализ кредитных рисков ОАО КБ «Юнистрим».
2.1. Организация кредитного процесса ОАО КБ «Юнистрим.
2.2. Анализ операций кредитования КБ «Юнистрим».
2.3. Анализ рисковых ситуаций при кредитовании операций ОАО КБ «Юнистрим»
2.4. Оценка кредитных рисков деятельности банка.
Глава 3. Проблемы и пути снижения кредитных рисков коммерческого банка в современных условиях.
3.1. Проблемы управления кредитными рисками в КБ «Юнистрим» в современных условиях.
3.2. Пути снижения кредитных рисков в современных условиях.
Заключение.
Список литературы..
Приложение 1.
Приложение 2.

Файлы: 1 файл

курсовая риски.docx

— 178.35 Кб (Скачать файл)

Информация, интересующая немецкий банк при решении вопроса о предоставлении кредита, включает следующие сведения[12].

1. Характеристика личных свойств предпринимателя: характер, манеры, поведение, внешность, выразительность речи, степень откровенности (в вопросах экономического и финансового положения), возраст, семейное положение, семейные обстоятельства, социальная роль вне предпринимательства, почетные должности, хобби.

2. Общее образование (копия свидетельства об окончании  учебного заведения), квалификация, склад ума, отношение к риску (азартность), интерес к экономике и организации  производства, способности к планированию.

3. Техническая   квалификация:  специальное  образование,  ход профессионального развития, опыт, специализация в работе.

Физическое состояние: состояние здоровья (с учетом прошлых и хронических заболеваний), пределы нагрузки, занятия спортом.

Имущество: степень участия в делах предприятия, личное имущество, владение недвижимостью, другие источники дохода, личные доходы из прибыли предприятия, личные долги, налоговые долги, имущественное положение членов семьи, интенсивность отношений с кредитными учреждениями, участие в конкурсах.

Все перечисленные условия имеют различное значение для каждого конкретного заемщика. Например, в немецких банках при долговременных отношениях клиента и банка, когда последнему известны регулярные доходы и расходы клиента, предоставление кредита осуществляется по сути дела автоматически.

Наряду с использованием анкет клиентов для анализа их кредитоспособности банки могут получить информацию из местных кредитных бюро. Эту информацию также используют для анализа кредитоспособности клиента. В западных странах закон предусматривает возможность для клиента проверять информацию, которая касается его финансового положения и находится в кредитном бюро. При выявлении ошибки клиент заявляет о ней в бюро для ее исправления. А бюро в свою очередь сообщает об этом всем кредиторам, получившим ошибочную информацию о клиенте. Если точность информации вызывает сомнения и споры, то клиент может постоянно вносить в файлы свою интерпретацию ошибки.

В настоящее время в Германии все коммерческие банки обязаны предоставлять информацию о всех ссудах и заемщиках в специальный департамент Бундесбанка, что позволяет систематически анализировать, контролировать данную сферу деятельности банков и вносить определенные коррективы по мере необходимости. Во Франции и Бельгии коммерческие банки имеют право получить информацию о неплательщиках по ссудам из центрального банка. В других странах это право отсутствует из-за необходимости сохранения банковской тайны. Но существует возможность перевести, например, вклад клиента в банк, предоставивший ссуду.

Необходимо также оценить репутацию заемщика. Один из возможных методов ее оценки — метод кредитного скоринга. Модель проведения скоринга обычно разрабатывается каждым банком самостоятельно, исходя из особенностей, присущих банку и его клиентуре, с учетом характера банковского законодательства и традиций страны. Техника кредитного скоринга была впервые предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 40-х годов для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Д. Дюран выделил группу факторов, позволяющих, по его мнению, с достаточной достоверностью определить степень кредитного риска при предоставлении потребительской ссуды тому или иному заемщику. Он использовал следующие коэффициенты при начислении баллов:

·   возраст: 0,1 балла за каждый год свыше 20 лет (максимум 0,30);

·   пол: женщины — 0,40, мужчины — 0;

·   срок проживания: 0,042 за каждый год проживания в данной

·   профессия: 0,55 за профессию с низким риском, 0 — за профессию с высоким риском и 0,16 для других профессий;

·   работа в отрасли: 0,21 — предприятия общественного пользования, государственные учреждения, банки и брокерские фирмы;

·   занятость: 0,059 — за каждый год работы на данном предприятии (максимум 0,59 балла);

·   финансовые показатели: 0,45 — за наличие банковского счета, 0,35 — за владение недвижимостью, 0,19 — при наличии полиса по страхованию жизни.

Применяя эти коэффициенты, Д. Дюран определил границу, разделяющую «хороших» и «плохих» клиентов, — 1,25 балла. Клиент, набравший более 1,25 балла, считался кредитоспособным, а набравший менее 1,25 — нежелательным для банка.

Метод скоринга позволяет провести экспресс-анализ заявки на кредит в присутствии клиента. Например, во французских банках клиент, обратившийся с просьбой предоставить ему персональную ссуду и заполнивший анкету, может получить ответ о возможности предоставления ссуды в течение нескольких минут.

Американские банки сегодня разрабатывают различные подходы для анализа кредитоспособности своих клиентов. Причем каждый конкретный банк устанавливает собственную систему оценки кредитоспособности потенциального заемщика исходя из конкретных условий сделки, приоритетов в работе банка, его специализации, места на рынке, конкурентоспособности, взаимоотношений с клиентурой, уровня экономической и политической стабильности в стране и т.д.

Большинство американских банков используют в своей практике[13]:

1) системы  оценки кредитоспособности клиентов, основанные на экспертных оценках анализа экономической целесообразности предоставления ссуды;

2) балльные  системы опенки кредитоспособности  клиентов. Применение количественной  оценки кредитоспособности клиента  предполагает присвоение определенной  группы тому или иному виду  кредита, тому или иному типу  заемщика и определяет в баллах  значение различных характеристик  потенциального заемщика. Затем  банкир подсчитывает общее количество  баллов и сравнивает с моделью  предоставления ссуды или отказа  в ее выдаче.

Балльные системы оценки создаются банками на основе эмпирического подхода с использованием регрессионного математического анализа или факторного анализа. Эти системы используют исторические данные о банковских «хороших», «надежных» и «неблагополучных» ссудах и позволяют определить критериальный уровень оценки заемщиков.

Итак, если общая сумма баллов превышает сумму, указанную в модели, то банк предоставляет заемщику кредит, если же она ниже названной суммы, то в кредите отказывают. Обычно существует определенный разрыв между минимальной и максимальной суммой баллов, и когда фактическое число баллов попадает в этот промежуток, то банк принимает решение о кредитовании исходя из общеэкономических и юридических факторов.

Очевидно, что использование балльных систем оценки кредитоспособности клиентов — это наиболее объективный и экономически обоснованный процесс принятия решений, нежели использование экспертных оценок. Единственная сложность заключается в том, что балльные системы оценки кредитоспособности клиента должны быть статистически тщательно выверены и требуют постоянного обновления информации, что может быть дорого для банка. Поэтому небольшие банки, как правило, не разрабатывают собственные модели анализа кредитоспособности клиентов из-за высокой стоимости их подготовки и ограниченной информационной базы.

Оценка кредитного риска банка предполагает, с одной стороны, анализ динамики роста кредитных вложений коммерческого банка, а с другой — их качественный анализ, который основан на детальном рассмотрении каждого кредитного договора, объекта кредитования, сроков, сумм, возможных рисков по отдельным ссудам, обеспечения кредита и т.д.

Анализ и группировка кредитов по качеству имеют важное значение. Под качеством кредита понимается степень кредитного риска, присущая данной ссуде. Уровень показателя качества кредита обратно пропорционален уровню кредитного риска (чем выше качество ссуды, тем меньше вероятность ее невозврата или задержки погашения, и наоборот). В отличие от показателей кредитного риска качество кредита или кредитного портфеля банка — это реальная величина, определяемая по уже предоставленным банком ссудам. Зная структуру кредитного портфеля по категориям качества кредита и определив статистическим путем средний процент проблемных, просроченных, безнадежных ссуд по каждой категории (в том числе потребительских, ипотечных и др.), банк получает возможность осуществлять ряд мероприятий, направленных на снижение потерь по кредитным операциям.

Выводы по главе 1.

1. Понятие  банковского риска появилось  в российской экономической литературе лишь в последние годы, в связи с ориентацией на развитие рыночных отношений в нашем государстве.

2. Деятельность  коммерческого банка по управлению  рисками должна быть организована. С этой целью в банке могут быть созданы специализированные комитеты по управлению риском.

3. Организация  процесса управления рисками  является одним из ключевых элементов в банковской политике в области предотвращения, регулирования и минимизации рисков. Банковская рисковая политика — это мероприятия, которые проводит банк для достижения поставленных целей. Каждый банк в интересах безопасности проводит защитные мероприятия против риска, которые и составляют содержание рисковой политики.

4. Анализ приведенных  в главе 1 классификаций банковских рисков позволяет выделить базовые критерии, лежащие в основе классификационной структуры банковских рисков. Такими критериями являются: сфера возникновения рисков (внутренние, внешние), состав клиентов банка (форма собственности, отрасль экономики, объем собственного капитала), вид банковских операций (кредитные, валютные, депозитные и т.д.).

5. Приведенные  в главе 1 классификации банковских  рисков позволяют определить  действительное место отдельного  риска в составе общебанковских рисков и его соподчиненность в этой системе. Необходимость классификации банковских рисков заключается в выборе соответствующего метода анализа того или иного риска, оценки его уровня и степени влияния на деятельность банка в целом.

6. Кредитный  риск — это потенциальная возможность  потерь основного долга и процентов  по нему, возникающая в результате  нарушения целостности движения ссужаемой стоимости, обусловленной влиянием различных рискообразующих факторов.

7. Кредитный  риск в одинаковой степени  относится как к банкам, так  и к клиентам и может быть  связан с вероятностью спада  производства или спроса на продукцию определенной отрасли, невыполнением по каким-то причинам договорных отношений, трансформацией видов ресурсов (чаще всего по сроку) и форс-мажорными обстоятельствами.

8. Центральное  место в процессе минимизации  кредитного риска принадлежит  определению методов его оценки  по каждой отдельной ссуде (заемщику) и на уровне банка (кредитного  портфеля) в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ кредитных рисков  
ОАО КБ «Юнистрим»

 

2.1. Организация  кредитного процесса ОАО КБ  «Юнистрим

 

ОАО КБ «ЮНИСТРИМ» является ядром международной системы денежных переводов UNIStream, которая начала свое функционирование как департамент Юниаструм Банка в 2001 году. Тогда руководство приняло решение войти в сегмент денежных переводов, предложив рынку качественно новую философию и подходы.

Сделав анализ ситуации на рынке, специалисты UNIStream пришли к заключению, что сам сектор являлся на тот момент практически недоступным для основной массы клиентов ввиду чрезвычайно высоких тарифов. Учитывая  высокий уровень нарастания миграционных потоков и экономический рост в целом, система вошла в рынок, предложив клиентам самые низкие ставки: всего от 1% – при этом уровень обслуживания совершенно не проигрывал в качестве, ведь клиентское портфолио росло из месяца в месяц самыми высокими темпами.

Прошло всего несколько лет. Система набирала обороты уверенными темпами: 2005 год – $750 миллионов, 2006 – $1 млрд.850 миллионов, а в 2007 – $3 млрд. 700 миллионов, а в 2008 году - $4 млрд. 910 миллионов».

В 2005 году, учитывая значительный успех, продемонстрированный на протяжении всего периода своего существования, руководство Юниаструм Банка приняло решение о преобразовании системы в отдельный бизнес. Так в ноябре 2005 года было принято решение о создании ОАО КБ «ЮНИСТРИМ» с центральным офисом в Москве. Преобразованию в самостоятельный бизнес был еще один важный резон: учитывая темпы развития и стремительный рост объемов самого рынка, руководство UNIStream видело немаловажной задачей привлечение инвестиций в этот динамичный сегмент экономики. Таким образом, трансформация системы в отдельный банк адекватно диверсифицировала бизнес и давала инвесторам возможность гибкой и более фокусной опции для маневра и выбора.

Коммерческий банк «Юнистрим» был создан в Российской Федерации 31 Мая 2006 года как открытое акционерное общество и получил лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте 16 августа 2006 года. По состоянию на 31 декабря 2008 года КБ «Юниаструм Банк» (ООО) владел 100% акций Банка. Основным видом деятельности Банка является осуществление денежных переводов физических лиц. Деятельность Банка регулируется Центральным банком Российской Федерации. Юридический адрес головного офиса: 119146, г. Москва. Комсомольский проспект, д. 30.

Финансовые итоги работы КБ «Юнистрим» в 2008 году позволяют говорить об успехах выбранной стратегии и позитивной направленности тактических решений, которые позволили обеспечить поступательное развитие в прошедшем году, укрепили его позиции на рынке. Активы банка за отчетный год увеличились на 61686 тыс.руб., что в 1,8 раза опережает сложившийся в 2007 году уровень их прироста.

Информация о работе Риски в банке