Роль государственных расходов в повышении уровня благосостояния населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение значения и роли государственных расходов в повышение уровня благосостояния общества, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в Казахстане
В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:
- изучение теоретических основ повышения уровня благосостояния населения посредством государственных расходов;
- рассмотрении экономического содержания расходов государственного бюджета;
- анализе государственных расходов РК на повышение благосостояния населения
- рассмотрении путей повышения благосостояния населения, снижения бедности и неравенства по денежным доходам населения РК

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 217.84 Кб (Скачать файл)

Введение

В течение последних лет  экономическая стратегия Республики Казахстан заключалась в достижении стабилизации макроэкономической ситуации, что означало сокращение дефицита государственного бюджета и реализацию жесткой  монетарной и кредитной политики. Принятая в 1997 году долгосрочная Стратегия «Казахстан-2030» чётко определила совершенствование управления государственными финансами одним из наиболее приоритетных направлений реформ. В решении данной задачи Республика достигла значительных успехов: в частности, в 2008 г. был принят Бюджетный кодекс, стали активно применяться методы программно-целевого бюджетирования и среднесрочного бюджетного планирования. С января 2013 г. в Бюджетный кодекс Республики внесены изменения в части внедрения новых подходов к государственному планированию, ориентированному на результаты, которые способствовали обеспечению увязки планируемых расходов бюджета с конкретными результатами, достижение которых ожидается за счет бюджетного финансирования в соответствующей сфере.

Государственные расходы  — непрерывное использование  государством денежных средств из бюджета, внебюджетных фондов и собственных  средств государственных предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, определенные законами о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств  и ведомств и уставами организаций. Размер расходов государства определяется его задачами и потребностями, выраженными  в прогнозах, целевых программах и планах государства. В нынешних условиях существования рынка и  предпринимательства государственные  расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных  и других негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической  политикой государства, осуществляющего  проведение экономических реформ. Содержание и структура государственных  расходов определяются программами  российского государства и теми конкретными задачами, которые решаются в каждом финансовом году.

Одним из основных элементов  бюджетных реформ, проведенных в  последние десятилетия в большинстве  развитых стран в соответствии с  концепцией нового государственного управления, стал переход к использованию  модели бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования.

В рамках этой модели бюджет формируется исходя из целей и  планируемых результатов государственной  политики. Бюджетные расходы имеют  четкую привязку к функциям и государственным  услугам, при их планировании основное внимание уделяется обоснованию  конечных результатов в рамках бюджетных  программ.

Казахстан провозгласил курс на построение социального государства  с высокими стандартами жизни. Данная позиция находит свое отражение  в заявлениях главы государства. Как отметил Нурсултан Назарбаев  в конце января 2012 года в послании народу Казахстана: «Важнейшая задача предстоящего десятилетия - улучшение  качества и уровня жизни всех граждан  Казахстана, укрепление социальной стабильности и защищенности». При этом, государство не только декларирует принципы высокого качества жизни своих граждан, но и добивается на этом поприще успехов.

Благосостояние общества во многом зависит от правильно выбранной  социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли полной информацией оно  обладает, и насколько информация полно показывает проблемы в современном  обществе. От решения проблем уровня и качества жизни во многом зависит  направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в  обществе.

В данном смысле государственная  политика Республики Казахстан без  сомнений объективно определяется как  социально направленная, нацеленная на долгосрочное развитие качественных показателей жизни. Для достижения этого государством разработано  и декларировано множество государственных  программ развития.

Повышение качества жизни  занимает в указанных программах центральное место. Ведь в цивилизованной стране главная задача государства - это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения.

Цель данной курсовой работы является изучение значения и роли государственных расходов в повышение уровня благосостояния общества, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в Казахстане

В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются  в:

- изучение теоретических  основ повышения уровня благосостояния населения посредством  государственных расходов;

- рассмотрении экономического  содержания расходов государственного  бюджета;

- анализе государственных расходов РК на повышение благосостояния населения

- рассмотрении путей повышения благосостояния населения, снижения бедности и неравенства по денежным доходам населения РК

При написании работы изучена  теоретическая и информационная база данной темы. А также нормативно-правовая база бюджетной политики нашего государства.

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы повышения уровня благосостояния населения посредством  государственных  расходов

 

    1. Понятие Государственного бюджета. Бюджетная система и его принципы

Государственный бюджет как  совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Существование государственного бюджета в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено общественным производством, развитие которого нуждается в централизации.

Централизация денежных средств  необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики в целом. Государство нуждается в централизации средств для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления.

Таким образом, государственный  бюджет обусловлен потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

По экономической сущности государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода и ее использование с целью удовлетворения потребностей всего общества.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную функцию и контрольную функцию. Благодаря первой функции происходит концентрация денежных средств в масштабе государства и их использование с целью удовлетворения общественных потребностей; вторая функция позволяет проследить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, и эффективность их использования.

Сфера действия распределительной  функции определяется тем, что в  отношения с бюджетом вступают, почти  все участники общественного производства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно через формирование и использование фонда денежных средств государства - отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов.

Действие данных функций  определяется спецификой бюджетных отношений. Бюджет воздействует на экономику через бюджетный механизм.

Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентация форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе исполнения бюджета.

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. При утверждении бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицитов бюджетов. Основными формами покрытия дефицита бюджета являются: выпуск государственных займов, использование кредитных ресурсов. Для уменьшения размера дефицита бюджета используется секвестр - пропорциональное снижение государственных расходов на определенный процент по статьям в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Государственный бюджет выполняет  специфическую функцию – удовлетворение общественных потребностей. Независимо от государственного устройства государственный бюджет в широких масштабах или ограниченных границах всегда отражает интересы всего государства, особенно отдельных сфер, программ, слоев населения. В рыночных условиях, при развитой экономике роль государственного бюджета не умаляется, наоборот активизируется регулирующая роль государственного бюджета.

Государственный бюджет как  центральное звено финансов, связан со сферой материального производства, основывается на специфических денежных отношениях, предназначен для перераспределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями, секторами экономики, удовлетворения потребности непроизводственной сферы и отдельных слоев населения. Образуемый денежный фонд называется бюджетным фондом, который объединяет процесс движения стоимости в связи с его формированием, распределением и перераспределением.

Государственный бюджет – это основной финансовый план страны, который охватывает распределительные процессы в сфере финансов, имеет свои источники, включает доходы и расходы. В государственном бюджете выражается воля государства, его финансовая политика. Устойчивость государственного бюджета подтверждает насколько эффективно выполняется основной финансовый план страны. Особенно важным является то, что бюджет связан с юридическим законодательством, сам выступает как закон государства и обязывает всех участников исполнять требования государственного бюджета. Общепризнанно, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется почти 30% национального дохода страны.

Государственный бюджет, имея силу закона, основывается на принципах  единства, полноты, реальности и гласности.

    • Принцип единства означает степень организационно - экономической централизации бюджетной системы. Единство выражается в единой бюджетной системе, общей системы государственных доходов и расходов, действующих на территории страны, единстве финансовых документов, бюджетной классификации. Данный принцип гарантирует единство методологии и организации бюджетного планирования.
    • Принцип полноты означает сосредоточение в бюджете всех финансовых операций правительства, т.е. поступление и расходование денежных средств.
    • Принцип реальности предусматривает реальное отражение в бюджете финансовых операций государства, соответствие утвержденных бюджетных назначений. Реальность обоснованна определением всех источников доходов и предлагаемых расходов, на основании расчетов и прогнозов для решения социально - экономической политики.
    • Принцип гласности означает требования публиковать данные о доходах и расходах бюджета, о структуре бюджета, размерах дефицита и методах управления им в печати для общественности.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Оценку бюджетному механизму можно дать по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и использования бюджетного фонда страны. Через бюджетные показатели можно следить за течением экономических и социальных процессов.

По мере развития общества, экономики бюджетный механизм приобретает качественно новые черты: изменяются приоритеты бюджетной политики, где решение текущих задач, перейдет к разработке и реализации долгосрочных целевых программ, меняются методы косвенного влияния бюджета на экономику; преобразования методологии и методики бюджетного планирования.

В проведении бюджетной политики государства бюджетный механизм направлен на выполнение фискальной политики в отношении дефицита бюджета. Здесь можно выделить три концепции фискальной политики:

    • ежегодно балансируемый бюджет;
    • бюджет балансируемый на циклической основе;
    • концепция функциональных финансов.

                                                     

    1. Расходы государственного бюджета РК на современном этапе

Информация о работе Роль государственных расходов в повышении уровня благосостояния населения