Роль государственных расходов в повышении уровня благосостояния населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение значения и роли государственных расходов в повышение уровня благосостояния общества, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в Казахстане
В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:
- изучение теоретических основ повышения уровня благосостояния населения посредством государственных расходов;
- рассмотрении экономического содержания расходов государственного бюджета;
- анализе государственных расходов РК на повышение благосостояния населения
- рассмотрении путей повышения благосостояния населения, снижения бедности и неравенства по денежным доходам населения РК

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 217.84 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим результаты реализации данных программ

Реализация Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «СаламаттыҚазақстан» на 2011 – 2015 годы предусматривает увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения к 2013 году до 69,5 лет, к 2015 году – до 70 лет. В данном направлении результат уже очевиден: если по результатам 2010 года показатель составлял 68,4 лет, то уже в 2011 году – 69,0. По сравнению с предыдущим периодом разница показателя между полами в 2011 году уменьшилась на 0,2 года (2,4 месяца).

Составители программы были осторожны при установлении целевых  показателей снижения материнской  смертности: к 2013 году ее планировалось  довести до 28,1, к 2015 году – до 24,5 на 100 тыс. родившихся живыми. В действительности же, принятые ранее меры, а также  иные факторы, резко улучшили данный показатель и уже в 2010 году он составил 22,7, а в 2011 – 17,4 на 100 тыс. родившихся живыми, при том, что еще в 2009 году смертность была 36,8.

Снижение младенческой смертности планируется довести к 2013 году до 14,1, к 2015 году – до 12,3 на 1000 родившихся живыми. Фактически же в 2010 году показатель составил 16,54, а в 2011 – 14,84 на 1000 родившихся живыми.

Показатель общей смертности к 2013 году запланировано снизить  до 8,14, к 2015 году – до 7,62 на 1000 населения. В реальности же по факту 2010 года зафиксировано 8,9 умерших на 1000 населения, а в 2011 – 8,7.

Заболеваемость туберкулезом должна была снизиться к 2013 году до 98,1, к 2015 году – до 94,7 на 100 тыс. населения. Фактически на сегодняшний день данный показатель достигнут, и даже перевыполнен: по результатам 2010 года число заболевших на 100 тыс. населения составило 95,3 человека, по результатам 2011 – 86,6.

Согласно Программы жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011 - 2014 годы предполагается построить  24300 тыс. кв. метров общей площади жилья, в том числе в 2011 году – 6 000 тыс. кв. метров, в 2012 году -6050 тыс. кв. метров, в 2013 году – 6100 тыс. кв. метров, в 2014 году - 6150 тыс. кв. метров площади жилья за счет всех источников финансирования. Фактически в 2011 году введено жилых зданий общей площадью 6 533тыс. кв.м., что составляет 101,9% к показателю  2010 года. В расчете на 1000 человек населения построено 391,8 кв.м. жилья, всего количество построенных квартир составило 55,5 тыс.единиц. Индивидуальными застройщиками за тот же период ведено в эксплуатацию жилых зданий общей площадью 3 570 тыс. кв.м, Рост по отношению к 2010 году составил 20,1%.

По оперативной информации Агентства по статистики РК, по состоянию  на 1 августа т.г. в эксплуатацию введено 3 490 тыс. кв.м, что на 9,99% больше, чем за аналогичный период 2010 года. Процент ввода жилья к годовому плану составил 57,7%.

Также, из того же источника  известно, что за 2011 год по всем источникам финансирования на жилищное строительство  направлено 421 млрд. тенге инвестиций, или 120,3% к аналогичному показателю 2010 года.

Объем финансирования первого  этапа Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы на развитие системы образования из республиканского бюджета должен составить 461,1 млрд. тенге.

В рамках Программы предполагается осуществить массу мероприятий. Выполнение части из них можно  оценить уже сегодня. Так, до 2020 года предполагается охватить дошкольным воспитанием  и обучением 100% детей в возрасте с 3 до 6 лет. Шаги для этого реализуются  уже сейчас: в целях реализации Программы в 2011 году в целом по стране организовано 1 352 единиц дошкольных учреждений, рост по сравнению с предыдущим годом произошел на 28,2%.

Данные по количеству дошкольных учреждений коррелируют с числом детей, охваченным дошкольным образованием: в 2011 году на 98,5 тыс.детей больше, чем  в 2010 начали обучаться в садах, рост составил 25,2%, при этом наибольший численный  прирост детей произошел в  Южно-Казахстанской области – 20,9 тыс., что объясняется и наибольшим общим числом детей в подобных учреждениях – 59,1 тыс., в Алматинской  области произошло удвоение количества дошкольников, охваченных обучением.

Как уже упоминалось в  рамках данной работы, в целях соответствия международным стандартам образования, запланирован полный переход на 12-летнюю модель обучения до 2020 года. В настоящее время в республике для перехода на новую модель обучения проводится подготовительная работа. По данным Министерства образования и науки, в 104 школах Казахстана, в том числе в 45 сельских и 59 городских школах проходит экспериментальная работа по переходу на 12-летнее обучение.

Экономический рост и меры правительства привели к тому, что уровень занятости населения  республики имеет долгосрочную и  стабильную тенденцию к росту, так, данный показатель возрос с 89,6% – в 2001 году до 94,6%– в 2011 году. Уровень  безработицы, соответственно, сократился за этот же период почти вдвое - с 10,4% в 2001 году до 5,4% в 2011. Между тем, Программой занятости на первом этапе ее реализации по этому показателю установлена  планка на уровне 5,5%, т.е. можно утверждать, что данный «вес взят».

Также перевыполнен установленный  план по целевому индикатору Программы  «уровень бедности»: запланированное  снижение с 8,2 % до 6 % перекрыто фактическим  достижением данного показателя в 2011 году уровня в 5,3%. Однако, проблему усугубляет дифференциация в разрезе  регионов и город- село: по уровню бедности самые бедные области - Мангистауская  и Южно-Казахстанская отстают  от республиканского уровня почти в 2 раза, в указанных областях данный показатель составил 10,4%, также сохраняется  значительная дифференциация доходов  в городской и сельской местности  в рассмотренном  году уровень  бедности в сельской местности превысил городской уровень более чем  в 3 раза.

Наиболее уязвимой категорией занятого населения страны является самозанятое население. Для настоящей  категории населения присуща  менее высокая продуктивность результатов  труда, в связи с чем доходы самозанятых ниже среднереспубликанского уровня. Также фактором риска является нахождение лиц данной формы занятости  вне системы пенсионного, социального  обеспечения и защиты прав работников, что также является элементом  напряженности. По этим причинам Программа  занятости ставит задачу снизить  долю самостоятельно занятых в составе  занятого населения с 33,3% до 26 %.

На сегодняшний день, к  сожалению, производительность труда  в Казахстане существенно отстает  от мировых лидеров в данном показателе. Разрыв между доходами горожан и  сельчан имеет прямую корреляцию с производительностью, так, по данным АРКС, самая низкая производительность труда в Казахстане наблюдается  в сельском хозяйстве – по итогам 2011г. она составляла около 4,4 тыс. долл. США или 645,1 тыс.тенге по курсу  Нацбанка РК на одного занятого в год.

Как уже не раз отмечалось в данном исследовании, показатели качества жизни казахстанского села существенно отстают от уровня городских  жителей. Одна из основных причин этого - низкая производительность в отрасли, несовершенство используемых технологий, мелкотоварность производства, которые  не позволяют вести сельхозпроизводство  на интенсивной основе, обеспечивать наиболее полное использование материальных, трудовых и других ресурсов, снижают конкурентоспособность аграрного сектора.

В 2011 году доля сельскохозяйственного  производства в объеме валового внутреннего  продукта страны составила 5,1%, в то время как в сельской местности  проживает около 7,52 млн.  человек  или 45,4% всего населения Казахстана.

Сложность ситуации усугубляется в том, что уже сейчас сформировалась импортозависимость Казахстана по многим видам продукции переработки  АПК, так, высок уровень импортозависимости по плодоовощной продукции, продукции  переработки мяса и молока.

В целях преодоления импортозависимости ставится цель обеспечения внутреннего  рынка продовольственных  товаров  отечественными продуктами питания  более чем на 80%.

Более того, запланировано  увеличение экспортной выручки от реализации продукции агропромышленного комплекса  на 20 %, т.е. сельскому хозяйству ставится задача увеличение доли своей продукции  в объеме экспорта, в  2011 году эта  цифра составляла 2,1 % от объема всего  экспорта.

Программа развития моногородов  на 2012-2020 годы разработана в соответствии с поручением Главы государства, озвученным в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». Ее целью является обеспечение устойчивого социально-экономического развития моногородов в средне- и долгосрочной перспективе. В этой связи для рассмотрения в рамках Программы отобраны 27 моногородов с численностью населения 1,5 млн. человек, что составляет 16% городского населения страны: с высоким потенциалом – 6 городов, со средним – 19, с низким – 2 города.

Ее реализация позволит к 2020 году увеличить количество активно  действующих малых предприятий  в моногородах в 4 раза по сравнению  с 2011 годом, снизить долю населения  с доходами ниже прожиточного минимума в моногородах до уровня не более 6%, снизить уровень безработицы  до уровня не более 5%.

Настоящая Программа так же, как и предыдущая, направлена на развитие наименее обеспеченных категорий граждан – жителей небольших городов и поселков, качество жизни которых на сегодняшний день оставляет желать лучшего в силу экономических и иных обстоятельств. Она позволит им либо упрочить свои социальные позиции в месте настоящего проживания, либо найти себя в условиях более развитого населенного пункта.

При помощи метода «Паттерн»  также были произведены расчеты  по группам показателей физических, духовных и социальных потребностей. Таким образом, были получены оценки трех компонент, необходимых для  определения интегральной оценки качества жизни в 15 регионах Казахстана, полученной как средняя арифметическая простая из полученных оценок. Результаты расчета представлены в таблице ниже.

Таблица 3. Расчет качества жизни регионов в 2009-2011гг.

   

Регион

2009

2010

2011

1

1 – весьма высокий  уровень

г. Алматы

54,9

54,5

55,5

2

г. Астана

53,2

54,5

53,7

3

Атырауская

50,1

49,6

50,6

4

Карагандинская

49,7

49,7

50,2

5

Павлодарская

47,8

47,9

48,3

6

Акмолинская

46,1

45,6

46,6

7

Северо-Казахстанская

46,0

45,8

46,4

8

2 – средний уровень

Жамбылская

45,1

44,6

45,6

9

Актюбинская

44,9

43,7

45,3

10

Костанайская

44,0

44,0

44,5

11

Алматинская

43,7

43,7

44,2

12

2 – низкий уровень

Западно-Казахстанская

42,9

42,4

43,4

13

Кзылординская

41,6

43,6

42,1

14

Восточно-Казахстанская

41,3

41,4

41,8

15

Южно-Казахстанская

41,1

39,8

41,6

16

Мангистауская

40,4

39,0

40,9


Произведенные вычисления позволяют  осуществить группировку регионов по уровню качества жизни. Для этого  определим3 группы регионов с равными  интервалами:

1 группа – высокий  уровень качества жизни: 

2 группа – средний  уровень: 

3 группа – низкий уровень: 

Результаты группировки  представлены в таблице выше. Интерпретируя  полученные результаты, отметим, что  большая часть изучаемых регионов обладают высоким и средним уровнем  качества жизни, причем разрыв между  регионами небольшой.

Серьезное воздействие на результат в модели оказывают  доли показателей. Их вес определялся  в соответствии с упомянутой концепцией потребностей Маслоу, по аналогии с  международными методиками. В соответствии с этим, были определены следующие  веса групп потребностей:

  • физические потребности – 80%,
  • социальные потребности – 15%,
  • духовные потребности – 5%.

 

 

3.2 Проблемы и  перспективы повышения прожиточного минимума в РК     


В Программной статье «Социальная  модернизация Казахстана: Двадцать шагов  к Обществу Всеобщего Труда» и  Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства»  Главой государства поставлена задача формирования новой модели социально-трудовых отношений, направленной на расширение продуктивной занятости населения. Ее продвижение предполагает модернизацию систем:

- регулирования рынка труда  и содействия занятости;

- управления охраной труда;

- регулирования системы оплаты  труда;

- пенсионного обеспечения;

Именно эти направления определены основными в деятельности Министерства на 2013 год. 

На рынке труда, характерно ежегодное  повышение экономической активности населения. За последние 10 лет с увеличение численности занятых с 6,7 млн. человек (в 2002 году) до 8,5 млн. человек (в 2012 году), изменилась ее качественная структура. Если в 2002 году в структуре наемных работников доля молодежи составляла менее 20%, то сегодня она превышает 30 %. И это является главным фактором повлиявшим: 
 во-первых, почти пятикратное снижение уровня безработицы среди молодежи - с 17,3% в 2002 году до 3,8% в 2012 году; 
  во- вторых, на рост их доходов. О росте заработной платы свидетельствует динамика поступлений пенсионных отчислений. Объем пенсионных накоплений молодежи, участвующей в накопительной пенсионной системе не более 6 лет, равен и даже превышает накопления лиц, участвующих в системе с начала ее введения. 

Информация о работе Роль государственных расходов в повышении уровня благосостояния населения