Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 02:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение значения и роли государственных расходов в повышение уровня благосостояния общества, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в Казахстане
В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:
- изучение теоретических основ повышения уровня благосостояния населения посредством государственных расходов;
- рассмотрении экономического содержания расходов государственного бюджета;
- анализе государственных расходов РК на повышение благосостояния населения
- рассмотрении путей повышения благосостояния населения, снижения бедности и неравенства по денежным доходам населения РК
Рассмотрим результаты реализации данных программ
Реализация Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «СаламаттыҚазақстан» на 2011 – 2015 годы предусматривает увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения к 2013 году до 69,5 лет, к 2015 году – до 70 лет. В данном направлении результат уже очевиден: если по результатам 2010 года показатель составлял 68,4 лет, то уже в 2011 году – 69,0. По сравнению с предыдущим периодом разница показателя между полами в 2011 году уменьшилась на 0,2 года (2,4 месяца).
Составители программы были осторожны при установлении целевых показателей снижения материнской смертности: к 2013 году ее планировалось довести до 28,1, к 2015 году – до 24,5 на 100 тыс. родившихся живыми. В действительности же, принятые ранее меры, а также иные факторы, резко улучшили данный показатель и уже в 2010 году он составил 22,7, а в 2011 – 17,4 на 100 тыс. родившихся живыми, при том, что еще в 2009 году смертность была 36,8.
Снижение младенческой смертности планируется довести к 2013 году до 14,1, к 2015 году – до 12,3 на 1000 родившихся живыми. Фактически же в 2010 году показатель составил 16,54, а в 2011 – 14,84 на 1000 родившихся живыми.
Показатель общей смертности к 2013 году запланировано снизить до 8,14, к 2015 году – до 7,62 на 1000 населения. В реальности же по факту 2010 года зафиксировано 8,9 умерших на 1000 населения, а в 2011 – 8,7.
Заболеваемость туберкулезом должна была снизиться к 2013 году до 98,1, к 2015 году – до 94,7 на 100 тыс. населения. Фактически на сегодняшний день данный показатель достигнут, и даже перевыполнен: по результатам 2010 года число заболевших на 100 тыс. населения составило 95,3 человека, по результатам 2011 – 86,6.
Согласно Программы жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011 - 2014 годы предполагается построить 24300 тыс. кв. метров общей площади жилья, в том числе в 2011 году – 6 000 тыс. кв. метров, в 2012 году -6050 тыс. кв. метров, в 2013 году – 6100 тыс. кв. метров, в 2014 году - 6150 тыс. кв. метров площади жилья за счет всех источников финансирования. Фактически в 2011 году введено жилых зданий общей площадью 6 533тыс. кв.м., что составляет 101,9% к показателю 2010 года. В расчете на 1000 человек населения построено 391,8 кв.м. жилья, всего количество построенных квартир составило 55,5 тыс.единиц. Индивидуальными застройщиками за тот же период ведено в эксплуатацию жилых зданий общей площадью 3 570 тыс. кв.м, Рост по отношению к 2010 году составил 20,1%.
По оперативной информации Агентства по статистики РК, по состоянию на 1 августа т.г. в эксплуатацию введено 3 490 тыс. кв.м, что на 9,99% больше, чем за аналогичный период 2010 года. Процент ввода жилья к годовому плану составил 57,7%.
Также, из того же источника известно, что за 2011 год по всем источникам финансирования на жилищное строительство направлено 421 млрд. тенге инвестиций, или 120,3% к аналогичному показателю 2010 года.
Объем финансирования первого этапа Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы на развитие системы образования из республиканского бюджета должен составить 461,1 млрд. тенге.
В рамках Программы предполагается осуществить массу мероприятий. Выполнение части из них можно оценить уже сегодня. Так, до 2020 года предполагается охватить дошкольным воспитанием и обучением 100% детей в возрасте с 3 до 6 лет. Шаги для этого реализуются уже сейчас: в целях реализации Программы в 2011 году в целом по стране организовано 1 352 единиц дошкольных учреждений, рост по сравнению с предыдущим годом произошел на 28,2%.
Данные по количеству дошкольных учреждений коррелируют с числом детей, охваченным дошкольным образованием: в 2011 году на 98,5 тыс.детей больше, чем в 2010 начали обучаться в садах, рост составил 25,2%, при этом наибольший численный прирост детей произошел в Южно-Казахстанской области – 20,9 тыс., что объясняется и наибольшим общим числом детей в подобных учреждениях – 59,1 тыс., в Алматинской области произошло удвоение количества дошкольников, охваченных обучением.
Как уже упоминалось в рамках данной работы, в целях соответствия международным стандартам образования, запланирован полный переход на 12-летнюю модель обучения до 2020 года. В настоящее время в республике для перехода на новую модель обучения проводится подготовительная работа. По данным Министерства образования и науки, в 104 школах Казахстана, в том числе в 45 сельских и 59 городских школах проходит экспериментальная работа по переходу на 12-летнее обучение.
Экономический рост и меры
правительства привели к тому,
что уровень занятости
Также перевыполнен установленный план по целевому индикатору Программы «уровень бедности»: запланированное снижение с 8,2 % до 6 % перекрыто фактическим достижением данного показателя в 2011 году уровня в 5,3%. Однако, проблему усугубляет дифференциация в разрезе регионов и город- село: по уровню бедности самые бедные области - Мангистауская и Южно-Казахстанская отстают от республиканского уровня почти в 2 раза, в указанных областях данный показатель составил 10,4%, также сохраняется значительная дифференциация доходов в городской и сельской местности в рассмотренном году уровень бедности в сельской местности превысил городской уровень более чем в 3 раза.
Наиболее уязвимой категорией занятого населения страны является самозанятое население. Для настоящей категории населения присуща менее высокая продуктивность результатов труда, в связи с чем доходы самозанятых ниже среднереспубликанского уровня. Также фактором риска является нахождение лиц данной формы занятости вне системы пенсионного, социального обеспечения и защиты прав работников, что также является элементом напряженности. По этим причинам Программа занятости ставит задачу снизить долю самостоятельно занятых в составе занятого населения с 33,3% до 26 %.
На сегодняшний день, к сожалению, производительность труда в Казахстане существенно отстает от мировых лидеров в данном показателе. Разрыв между доходами горожан и сельчан имеет прямую корреляцию с производительностью, так, по данным АРКС, самая низкая производительность труда в Казахстане наблюдается в сельском хозяйстве – по итогам 2011г. она составляла около 4,4 тыс. долл. США или 645,1 тыс.тенге по курсу Нацбанка РК на одного занятого в год.
Как уже не раз отмечалось
в данном исследовании, показатели
качества жизни казахстанского села
существенно отстают от уровня городских
жителей. Одна из основных причин этого
- низкая производительность в отрасли,
несовершенство используемых технологий,
мелкотоварность производства, которые
не позволяют вести
В 2011 году доля сельскохозяйственного производства в объеме валового внутреннего продукта страны составила 5,1%, в то время как в сельской местности проживает около 7,52 млн. человек или 45,4% всего населения Казахстана.
Сложность ситуации усугубляется
в том, что уже сейчас сформировалась
импортозависимость Казахстана по многим
видам продукции переработки
АПК, так, высок уровень
В целях преодоления
Более того, запланировано
увеличение экспортной выручки от реализации
продукции агропромышленного
Программа развития моногородов на 2012-2020 годы разработана в соответствии с поручением Главы государства, озвученным в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». Ее целью является обеспечение устойчивого социально-экономического развития моногородов в средне- и долгосрочной перспективе. В этой связи для рассмотрения в рамках Программы отобраны 27 моногородов с численностью населения 1,5 млн. человек, что составляет 16% городского населения страны: с высоким потенциалом – 6 городов, со средним – 19, с низким – 2 города.
Ее реализация позволит к 2020 году увеличить количество активно действующих малых предприятий в моногородах в 4 раза по сравнению с 2011 годом, снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума в моногородах до уровня не более 6%, снизить уровень безработицы до уровня не более 5%.
Настоящая Программа так же, как и предыдущая, направлена на развитие наименее обеспеченных категорий граждан – жителей небольших городов и поселков, качество жизни которых на сегодняшний день оставляет желать лучшего в силу экономических и иных обстоятельств. Она позволит им либо упрочить свои социальные позиции в месте настоящего проживания, либо найти себя в условиях более развитого населенного пункта.
При помощи метода «Паттерн»
также были произведены расчеты
по группам показателей
Таблица 3. Расчет качества жизни регионов в 2009-2011гг.
Регион |
2009 |
2010 |
2011 | ||
1 |
1 – весьма высокий уровень |
г. Алматы |
54,9 |
54,5 |
55,5 |
2 |
г. Астана |
53,2 |
54,5 |
53,7 | |
3 |
Атырауская |
50,1 |
49,6 |
50,6 | |
4 |
Карагандинская |
49,7 |
49,7 |
50,2 | |
5 |
Павлодарская |
47,8 |
47,9 |
48,3 | |
6 |
Акмолинская |
46,1 |
45,6 |
46,6 | |
7 |
Северо-Казахстанская |
46,0 |
45,8 |
46,4 | |
8 |
2 – средний уровень |
Жамбылская |
45,1 |
44,6 |
45,6 |
9 |
Актюбинская |
44,9 |
43,7 |
45,3 | |
10 |
Костанайская |
44,0 |
44,0 |
44,5 | |
11 |
Алматинская |
43,7 |
43,7 |
44,2 | |
12 |
2 – низкий уровень |
Западно-Казахстанская |
42,9 |
42,4 |
43,4 |
13 |
Кзылординская |
41,6 |
43,6 |
42,1 | |
14 |
Восточно-Казахстанская |
41,3 |
41,4 |
41,8 | |
15 |
Южно-Казахстанская |
41,1 |
39,8 |
41,6 | |
16 |
Мангистауская |
40,4 |
39,0 |
40,9 |
Произведенные вычисления позволяют
осуществить группировку
1 группа – высокий уровень качества жизни:
2 группа – средний уровень:
3 группа – низкий уровень:
Результаты группировки
представлены в таблице выше. Интерпретируя
полученные результаты, отметим, что
большая часть изучаемых
Серьезное воздействие на результат в модели оказывают доли показателей. Их вес определялся в соответствии с упомянутой концепцией потребностей Маслоу, по аналогии с международными методиками. В соответствии с этим, были определены следующие веса групп потребностей:
3.2 Проблемы и
перспективы повышения
В Программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» и Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» Главой государства поставлена задача формирования новой модели социально-трудовых отношений, направленной на расширение продуктивной занятости населения. Ее продвижение предполагает модернизацию систем:
- регулирования рынка труда и содействия занятости;
- управления охраной труда;
- регулирования системы оплаты труда;
- пенсионного обеспечения;
Именно эти направления
На рынке труда, характерно ежегодное
повышение экономической
во-первых, почти пятикратное снижение
уровня безработицы среди молодежи - с
17,3% в 2002 году до 3,8% в 2012 году;
во- вторых, на рост их доходов. О росте
заработной платы свидетельствует динамика
поступлений пенсионных отчислений. Объем
пенсионных накоплений молодежи, участвующей
в накопительной пенсионной системе не
более 6 лет, равен и даже превышает накопления
лиц, участвующих в системе с начала ее
введения.
Информация о работе Роль государственных расходов в повышении уровня благосостояния населения