Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 02:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение значения и роли государственных расходов в повышение уровня благосостояния общества, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в Казахстане
В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:
- изучение теоретических основ повышения уровня благосостояния населения посредством государственных расходов;
- рассмотрении экономического содержания расходов государственного бюджета;
- анализе государственных расходов РК на повышение благосостояния населения
- рассмотрении путей повышения благосостояния населения, снижения бедности и неравенства по денежным доходам населения РК
Расходы на содержание органов государственного управления ежегодно утверждаются в составе расходов бюджетов всех уровней - от республиканского до местных. Бюджетные средства расходуются в соответствии с утвержденной сметой, которая является основным документом, определяющим объем расходов учреждения, целевое направление средств и их поквартальное распределение.
В соответствии с экономической классификацией в состав расходов на содержание аппарата управления входят: текущие расходы (расходы на товары и услуги, в т.ч. заработная плата, компенсационные и прочие денежные выплаты; выплата вознаграждения (интереса); субсидии и др. текущие трансфертные платежи); капитальные расходы; предоставление кредитов, долевое участие и финансирование
Главными документами, определяющими расходы на содержание аппарата управления, являются штатное расписание и смета расходов.
В расходах предусмотрена функциональная, экономическая и ведомственная классификации.
Согласно функциональной
классификации расходы
Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.
При исполнении бюджета используется сочетание функциональной и экономической классификаций в виде перекрестной классификации, включающей основные подразделения обеих классификаций.
Бюджетным кодексом Республики
Казахстан для расходов республиканского
бюджета предусмотрена
1.3 Влияние государственных расходов на повышение уровня благосостояния населения РК
В «Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года», утвержденном указом Президента РК от 01.02.2010 г. №922, в разделе «Ключевое направление: услуги для граждан» рассмотрены основные направления создания эффективной системы социальной защиты нуждающихся категорий граждан. В качестве приоритетных задач поставлены такие как: обеспечение адекватного и социально-справедливого уровня пенсий, повышение охвата наемных работников и самозанятого населения накопительной пенсионной системой, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, повышение порогового уровня оказания социальной помощи до 100 % от величины прожиточного минимума, внедрение государственных стандартов оказания специальных социальных услуг.
В сфере социальной защиты
населения государство
Согласно законодательно установленным документам, система социальной защиты в Республике Казахстан включает следующие направления:
Система социальной защиты в Казахстане состоит из трех уровней защиты: «базовый», «обязательный», «добровольный».
Система государственных социальных выплат в денежной форме включает в себя следующие основные элементы (прил. 2):
1. Государственные выплаты
всем гражданам на одинаковом
уровне за счет средств
1.3. Специальные государственные пособия
2. Социальная помощь
3. Государственная поддержка семей с детьми:
Рисунок 1. Система социальной поддержки в РК
В результате проведенного в апреле 2011г. Институтом политических решений исследования «Социальные настроения в крупных городах Казахстана» было выявлено, что 34% городского населения ожидает помощи и поддержки от государств, местных органов власти и управления. Это свидетельствует не только о патерналистских настроениях среди населения, но и о необходимости государственного участия в социальном перераспределении благ в экономике и обществе.
Диаграмма 1. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, от кого, прежде всего, зависит успешное решение проблем, которые беспокоят Вас в настоящее время?» в 2011г., в %
Источник: составлено на основании данных Института политических решений: http://ipr.kz/projects/2/2/28
Данные Агентства по статистике
(ниже) показывают, что помощь со стороны
государства для улучшения
Диаграмма 2. В чем может заключаться помощь государства для улучшения материального благосостояния по мнению домохозяйств, %
Источник: Составлено на основании
данных Агентства по статистике РК:
http://www.stat.kz/publishing/
Основным источником финансирования социальной сферы в Республике Казахстан является государственный бюджет. Следует отметить, что в абсолютном выражении расходы бюджета, нацеленные на решение проблем социальной сферы, имеют положительную тенденцию роста. К примеру, в 2001 г. на социальное обеспечение и социальную помощь расходы составили 186 715 млн. тенге, а в 2010 г. - 905 272,7 млн. тенге (4,8 раза), но если рассматривать этот показатель как долю от ВВП, то можно констатировать некоторое снижение с 5,7% в 2001г. до 4,2 % в 2010 г. (см. диаграмму).
В целом же по статьям социальной сферы, включая образование, науку, культуру, здравоохранение и т.д. затраты в 2010 г. составили 12,0% от ВВП (11,4% в 2001 г.). В частности, в 2010 г. расходы на социальное обеспечение и социальную помощь составили 905,3 млрд. тенге, на образование – 755,3 млрд. тенге, на здравоохранение – 551,3 млрд. тенге, что составило по отношению к ВВП 4,2%, 3,5% и 2,5% соответственно.
Диаграмма 3. Доля государственных расходов на социальную сферу в процентах к ВВП в 2001-2010 годах.
Источник: Составлено на основании
Уровень жизни населения
Как показано на диаграмме,
расходы на социальную помощь и социальное
обеспечение по отношению к ВВП
в период с 2001 по 2010 гг. имеют тенденцию
к уменьшению, что, скорее всего, связано
с переходом к новой
По данным региональных управлений
координации занятости и
Из них 576,4 тыс. чел. (72,1%) - получатели пособий на детей, 114,2 тыс. чел. (14,3%) - адресной социальной помощи и 108,3тыс. чел. (13,6%) – жилищной помощи. Общая сумма назначения всех трех видов государственной помощи составила 6112,2 млн. тенге, из них на детское пособие 3789,5 млн. тенге (62%), АСП – 1047,4 млн. тенге (17,1%), жилищную помощь – 1275,2 млн. тенге (20,9%).
Адресная социальная помощь (АСП) призвана поддержать бедные и очень бедные домохозяйства и особенно сократить продуктовую бедность, в идеале размер пособия должен компенсировать размер дохода домохозяйства до прожиточного минимума. По данным Министерства труда и социальных отношений РК по состоянию на 1 сентября 2011 года адресная социальная помощь (АСП) назначена 126,9 тыс. граждан с доходами ниже черты бедности. В целом по республике среднемесячный размер АСП на одного получателя составляет 1654,3 тенге.
Диаграмма 4. Структура получателей государственной социальной помощи малоимущим по видам пособий на 1 июня 2011 г.
Источник: составлено по данным региональных управлений координации занятости и социальных программ Министерства труда и социальных отношений РК
Основную долю получателей АСП продолжают составлять жители сельской местности - 61,5 % из общей суммы расходов, выделенных на АСП, направлено на оказание помощи жителям села. Наибольший удельный вес среди получателей АСП занимают дети – более 61 %. Доля самостоятельно занятых граждан составила 10,4%, безработных – 8,2%.
На 1 сентября 2011 года жилищная помощь назначена 121,2 тыс. семьям. Доля получателей жилищной помощи в общем числе назначенной социальной помощи составила 13,8%. Среднемесячный размер жилищной помощи по расчетным данным Министерства труда и социальных отношений составляет 1778 тенге.
Таким образом, тенденция сокращения доли бедного населения наблюдается, начиная с 2001 г., и продолжает сохраняться, несмотря на кризис 2008 г., что противоречит экономической теории развития. Снижение бедности, хоть и незначительное во время кризиса, обусловлено мерами государственной социальной политики: проведение Программы Дорожная карта 2009-2010, рост пенсий, заработных плат в бюджетной сфере и т.д.
Таблица 1. Показатели, характеризующие уровень бедности по городу и селу в Казахстане за период 2001-2010 гг.
Показатели бедности |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Доля бедных, город % |
36,0 |
33,0 |
24,7 |
23,4 |
20,2 |
13,6 |
6,9 |
8,1 |
4,1 |
3,7 |
Доля бедных, село % |
59,4 |
58,4 |
53,2 |
47,1 |
45,6 |
24,4 |
18,1 |
15,9 |
12,1 |
10,1 |
Продуктовая бедность, город % |
10,7 |
8,6 |
4,9 |
3,9 |
2,4 |
1,8 |
0,7 |
0,6 |
0,2 |
0,3 |
Продуктовая бедность, село % |
22,6 |
20,1 |
14,2 |
9,4 |
8,5 |
3,8 |
2,1 |
1,7 |
0,9 |
0,6 |
Глубина бедности, % |
14,8 |
13,3 |
10,2 |
8,3 |
7,5 |
3,9 |
2,4 |
2,3 |
1,3 |
1,1 |
Острота бедности, % |
6,5 |
5,5 |
3,9 |
2,9 |
2,5 |
1,3 |
0,8 |
0,7 |
0,3 |
0,3 |
Информация о работе Роль государственных расходов в повышении уровня благосостояния населения