Роль государственных расходов в повышении уровня благосостояния населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение значения и роли государственных расходов в повышение уровня благосостояния общества, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в Казахстане
В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:
- изучение теоретических основ повышения уровня благосостояния населения посредством государственных расходов;
- рассмотрении экономического содержания расходов государственного бюджета;
- анализе государственных расходов РК на повышение благосостояния населения
- рассмотрении путей повышения благосостояния населения, снижения бедности и неравенства по денежным доходам населения РК

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 217.84 Кб (Скачать файл)

Расходы на содержание органов государственного управления ежегодно утверждаются в составе  расходов бюджетов всех уровней - от республиканского до местных. Бюджетные средства расходуются  в соответствии с утвержденной сметой, которая является основным документом, определяющим объем расходов учреждения, целевое направление средств  и их поквартальное распределение.

В соответствии с  экономической классификацией в  состав расходов на содержание аппарата управления входят: текущие расходы (расходы на товары и услуги, в  т.ч. заработная плата, компенсационные  и прочие денежные выплаты; выплата  вознаграждения (интереса); субсидии и  др. текущие трансфертные платежи); капитальные расходы; предоставление кредитов, долевое участие и финансирование

Главными документами, определяющими расходы на содержание аппарата управления, являются штатное  расписание и смета расходов.

В расходах предусмотрена  функциональная, экономическая и  ведомственная классификации.

Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на пять разделов: функциональная группа, подфункция, государственное учреждение - администратор программ, программа, подпрограмма. Сочетание названных  уровней образует код функциональной классификации расходов.

Функциональная  классификация представляет развернутую  характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных  отношений.

При исполнении бюджета  используется сочетание функциональной и экономической классификаций  в виде перекрестной классификации, включающей основные подразделения  обеих классификаций.

Бюджетным кодексом Республики Казахстан для расходов республиканского бюджета предусмотрена классификация  по следующим функциональным группам:

  • государственные услуги общего характера;
  • оборона;
  • общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • социальная помощь и социальное обеспечение;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • культура, спорт, туризм, информационное пространство;
  • топливно-энергетический комплекс и недропользование;
  • сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения;
  • промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность;
  • транспорт и коммуникации;
  • прочие;
  • обслуживание долга;
  • трансферты.

 

1.3 Влияние государственных  расходов на повышение уровня  благосостояния    населения РК

В «Стратегическом  плане развития  Республики Казахстан до 2020 года», утвержденном указом Президента РК от 01.02.2010 г. №922, в разделе «Ключевое направление: услуги для граждан» рассмотрены основные направления создания эффективной системы социальной защиты нуждающихся категорий граждан. В качестве приоритетных задач поставлены такие как: обеспечение адекватного и социально-справедливого уровня пенсий,  повышение охвата наемных работников и  самозанятого населения накопительной пенсионной системой, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, повышение порогового уровня оказания социальной помощи до 100 % от величины прожиточного минимума, внедрение государственных стандартов оказания специальных социальных услуг.

В сфере социальной защиты населения государство реализовало  Программу Дорожная карта 2009-2010 годов, разработало и осуществляет Программу  Дорожная карта 2020, Программу занятости  населения 2020. Причем, в «Программе занятости 2020» определены основные направления по совершенствованию  системы оказания адресной социальной помощи в РК до 2020 г.

Согласно законодательно установленным документам, система  социальной защиты в Республике Казахстан  включает следующие направления:

  • Система поддержки семьи, материнства и детства (пособие на рождение, пособие по уходу за детьми до 1 года)
  • Система социальной поддержки при наступлении социальных рисков  и оказание социальных услуг
  • Система социальной защиты экономически уязвимых малообеспеченных слоёв населения (многодетные семье, нетрудоспособное население);
  • Пенсионная система;
  • Система обеспечения доступа к бесплатному образованию (общего и профессионального);
  • Система гарантирования обязательной медицинской помощи;
  • Система обеспечения жильём государственных служащих, работников бюджетной сферы и молодых семей.

Система социальной защиты в Казахстане состоит из трех уровней  защиты: «базовый», «обязательный», «добровольный».

Система государственных  социальных выплат в денежной форме  включает в себя следующие основные элементы (прил. 2):

1. Государственные выплаты  всем гражданам на одинаковом  уровне за счет средств государственного  бюджета включают в себя:

    1. Государственные социальные пособия:
  • по инвалидности
  • по утере кормильца
  • по возрасту
    1. Государственные специальные пособия
  • лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, бывший список №1

1.3. Специальные государственные  пособия

  • Героям СССР, Героям соц. труда, кавалерам орденов Славы трех степеней
  • Участникам ВОВ
  • Инвалидам ВОВ
  • инвалидам
  • детям-инвалидам
  • многодетным матерям,
  • жертвам политических репрессий.

2. Социальная помощь предназначена  для предоставления дополнительной  защиты малоимущих слоев населения  за счет средств местного бюджета.  Социальная помощь малоимущим  включает в себя:

  • адресную социальную помощь,
  • жилищную помощь,
  • государственное пособие на детей до 18 лет.

3. Государственная поддержка  семей с детьми:

  • единовременное пособие на рождение ребенка,
  • пособие по уходу за ребенком до одного года
  • пособие родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов

 

Рисунок 1. Система социальной поддержки в РК

В результате проведенного в апреле 2011г. Институтом политических решений исследования «Социальные  настроения в крупных городах  Казахстана» было выявлено, что  34% городского населения ожидает  помощи и поддержки от государств, местных органов власти и управления. Это свидетельствует не только о патерналистских настроениях среди населения, но и о необходимости государственного участия в социальном перераспределении благ в экономике и обществе.

Диаграмма 1. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, от кого, прежде всего, зависит успешное решение проблем, которые беспокоят Вас в настоящее время?» в 2011г., в %

Источник: составлено на основании  данных Института политических решений: http://ipr.kz/projects/2/2/28

Данные Агентства по статистике (ниже) показывают, что помощь со стороны  государства для улучшения материального  благосостояния, 60,8% домохозяйств видят  в повышении пенсий и заработных плат, 15,8% в предоставлении работы, 5,1% – в обучении или переобучении для получения нужной профессии.

Диаграмма 2.  В чем может заключаться помощь государства для улучшения материального благосостояния по мнению домохозяйств, % 

Источник: Составлено на основании  данных Агентства по статистике РК: http://www.stat.kz/publishing/Pages/UZHN_2011.aspx

Основным источником финансирования социальной сферы в Республике Казахстан  является государственный бюджет. Следует  отметить, что в абсолютном выражении  расходы бюджета, нацеленные на решение  проблем социальной сферы, имеют  положительную тенденцию роста. К примеру, в 2001 г. на социальное обеспечение  и социальную помощь расходы составили 186 715 млн. тенге, а в 2010 г. - 905 272,7 млн. тенге (4,8 раза), но если рассматривать этот показатель как долю от ВВП, то можно констатировать некоторое снижение с 5,7% в 2001г. до 4,2 % в 2010 г. (см.  диаграмму).

В целом же по статьям  социальной сферы, включая образование, науку, культуру, здравоохранение и  т.д. затраты в 2010 г. составили 12,0% от ВВП (11,4% в 2001 г.). В частности, в 2010 г. расходы  на социальное обеспечение  и  социальную помощь составили 905,3 млрд. тенге, на образование – 755,3 млрд. тенге, на здравоохранение – 551,3 млрд. тенге, что составило по отношению  к ВВП 4,2%, 3,5% и 2,5% соответственно.

Диаграмма 3.  Доля государственных расходов на социальную сферу в процентах к ВВП в 2001-2010 годах.

Источник: Составлено на основании  Уровень жизни населения Казахстана 2001-2006// Статистический сборник, Астана, 2007, 212с., Уровень жизни населения  Казахстана 2006-2010// Статистический сборник, Астана, 2011, 242 с.

Как показано на диаграмме, расходы на социальную помощь и социальное обеспечение по отношению к ВВП  в период с 2001 по 2010 гг. имеют тенденцию  к уменьшению, что, скорее всего, связано  с переходом к новой трехуровневой  системе социального обеспечения, при котором часть социальной защиты обеспечивается за счет обязательного  и добровольного страхования.

По данным региональных управлений координации занятости и социальных программ Министерства труда и социальных отношений на 1.06.2011 г. в Казахстане тремя видами государственной помощи, т.е. государственным пособием  на детей до 18 лет (ГДП), адресной социальной помощью (АСП) и жилищной помощью, были охвачены 799 тыс. чел. 

Из них  576,4 тыс. чел. (72,1%) - получатели пособий на детей, 114,2 тыс. чел. (14,3%) - адресной социальной помощи и 108,3тыс. чел. (13,6%) – жилищной помощи. Общая сумма назначения всех трех видов государственной помощи составила 6112,2 млн. тенге, из них на детское пособие 3789,5 млн. тенге (62%), АСП – 1047,4 млн. тенге (17,1%), жилищную помощь – 1275,2 млн. тенге (20,9%).

Адресная социальная помощь (АСП) призвана поддержать бедные и очень бедные домохозяйства и особенно сократить продуктовую бедность, в идеале размер пособия должен компенсировать размер дохода домохозяйства до прожиточного минимума. По данным Министерства труда и социальных отношений РК по состоянию на 1 сентября 2011 года адресная социальная помощь (АСП) назначена 126,9 тыс. граждан с доходами ниже черты бедности. В целом по республике среднемесячный размер АСП на одного получателя составляет 1654,3 тенге.

Диаграмма 4.  Структура получателей государственной социальной помощи малоимущим по видам пособий на 1 июня 2011 г.

Источник: составлено по данным региональных управлений координации  занятости и социальных программ Министерства труда и социальных отношений РК

 

Основную долю получателей  АСП продолжают составлять жители сельской местности - 61,5 % из общей суммы расходов, выделенных на АСП, направлено на оказание помощи жителям села. Наибольший удельный вес среди получателей АСП  занимают дети – более 61 %.  Доля самостоятельно занятых граждан составила 10,4%,  безработных – 8,2%.

На 1 сентября 2011 года жилищная помощь назначена 121,2 тыс. семьям. Доля получателей жилищной помощи в общем числе назначенной социальной помощи   составила 13,8%. Среднемесячный размер жилищной помощи по расчетным данным Министерства труда и социальных отношений составляет 1778 тенге. 

Таким образом, тенденция  сокращения доли бедного  населения  наблюдается, начиная с 2001 г., и продолжает сохраняться, несмотря на кризис 2008 г., что противоречит экономической  теории развития. Снижение бедности, хоть и незначительное во время кризиса, обусловлено мерами государственной  социальной политики: проведение  Программы  Дорожная карта 2009-2010, рост пенсий, заработных плат в бюджетной сфере и т.д. 

Таблица 1. Показатели, характеризующие уровень бедности по городу и селу в Казахстане за период 2001-2010 гг.

Показатели бедности

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Доля бедных, город %

36,0

33,0

24,7

23,4

20,2

13,6

6,9

8,1

4,1

3,7

Доля бедных, село %

59,4

58,4

53,2

47,1

45,6

24,4

18,1

15,9

12,1

10,1

Продуктовая бедность, город %

10,7

8,6

4,9

3,9

2,4

1,8

0,7

0,6

0,2

0,3

Продуктовая бедность, село %

22,6

20,1

14,2

9,4

8,5

3,8

2,1

1,7

0,9

0,6

Глубина бедности,  %

14,8

13,3

10,2

8,3

7,5

3,9

2,4

2,3

1,3

1,1

Острота бедности, %

6,5

5,5

3,9

2,9

2,5

1,3

0,8

0,7

0,3

0,3

Информация о работе Роль государственных расходов в повышении уровня благосостояния населения