Роль государственных расходов в повышении уровня благосостояния населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение значения и роли государственных расходов в повышение уровня благосостояния общества, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в Казахстане
В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:
- изучение теоретических основ повышения уровня благосостояния населения посредством государственных расходов;
- рассмотрении экономического содержания расходов государственного бюджета;
- анализе государственных расходов РК на повышение благосостояния населения
- рассмотрении путей повышения благосостояния населения, снижения бедности и неравенства по денежным доходам населения РК

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 217.84 Кб (Скачать файл)

Если при введении социального  страхования количество женщин получающих пособия за счет ГФСС было 198 тысяч, то за 4 года их количество выросло до 320 тысяч с ежегодной динамикой  роста в 13%.  
На активную занятость населения влияет также разработанная по поручению Главы государства и реализуемая с 2011 года Программа занятости 2020. 
За период реализации охвачено более 200 тыс. человек, из республиканского бюджета выделено 95 млрд. тенге. Участниками являются 27% самозанятые, 66% - безработные, 6% - малообеспеченные.

В рамках первого направления Программы  завершили обучение 60 тыс. человек, из них на постоянные рабочие места  трудоустроено 39 тыс. человек. Это направление  дает возможность получить новую  специальность, повысить квалификацию, соответственно, трудоустроиться.  
Микрокредитование на селе, являющееся вторым направлением Программы, предусматривает не только формализацию и рост занятости самозанятых селян, формирование из них индивидуальных предпринимателей, но также дает возможность открывать новые рабочие места. В период реализации Программы кредит получили более 8 тыс. человек, основам предпринимательства обучены около 11 тыс. человек. 
Обеспечение миграции лиц трудоспособного возраста из депрессивных регионов в точки экономического роста является задачей 3-го направления Программы. На сегодняшний день построено 764 домов и переселены 8115 человек. Более шестидесяти процентов (61%) из переселившихся трудоустроены. В прошлом году Программа была расширена еще одним направлением «Развитие инфраструктуры села». В рамках данного направления капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкцию прошли 309 объектов социальной инфраструктуры, за счет чего обеспечены рабочими местами чуть более 7 тыс. человек.

Полутора годовая апробация  программы в регионах показала реальное действие используемых инструментов, их влияние и адресную направленность на нуждающиеся в социальной поддержке  категории нашего населения, фактическое  дохождение выделяемых средств до конечного  получателя (в самую сельскую глубинку) и решение накопившихся проблем  в обществе. С этого года достигнута договоренность по объединению усилий по реализации программы с Фондом развития предпринимательства «Даму» и Фондом финансовой поддержки сельского  хозяйства.  

Меры по созданию рабочих мест и содействию занятости, предпринятые в последние годы, как на центральном, так и на местном уровне, позволили обеспечить рост экономической активности и снижение уровня безработицы с 5,4 до 5,2 % в сравнении с 2011 годом (3 квартал). Надо отметить, что среди стран Содружества это наиболее низкий показатель. 

В этой связи Министерство определило следующие шаги, являющиеся в целом основой модернизации политики занятости.

Первый шаг - повышение  эффективности использования имеющихся  трудовых ресурсов. 

В этих целях в текущем  году внесены изменения и дополнения в Программу занятости 2020, предусматривающие  расширение участия работодателей  и улучшение сервисных услуг  для участников Программы: 
а) в первую очередь это затрагивает наемных работников.  
Это представляется важным с позиции 30% состава наемных работников тез профессионального образования и около 5% доли их в структуре получателей АСП. 

б) в отношении самозанятых. Согласно расчетам из 2,7 млн. самозанятых, «непродуктивно» занятыми являются 1,3 млн. человек, 10% лиц, получающих АСП  – это самозанятые, эти категории  будут в первую очередь вовлекаться  в Программу занятости 2020; 

в) что касается безработных, то для обеспечения конечной цели обучения - трудоустройства предусматривается  подготовка кадров в соответствии с  заявками и требованиями работодателя к квалификации. Работодатель сам  будет выбирать учебное заведение  и участников Программы. 

г) предлагается расширение доступности продуктивной занятости  для инвалидов, родителей, воспитывающих  детей инвалидов и женщин, находящихся  в отпуске по уходу за ребенком, нуждающихся в особых условиях занятости.

Второй шаг - совершенствование  механизмов регулирования рынка  труда направленное на уменьшение региональных диспропорций в уровне занятости  и снижение безработицы. 

Средства, выделяемые государством, будут, в первую очередь, направлены в регионы, где высока доля безработного населения и лиц с низкими доходами. С учетом дефицита рабочих мест, высокой доли самостоятельной занятости преимущественно на личных подсобных хозяйствах, превалирующей доли лиц без профессионального образования в соответствии с поручениями главы государства особое внимание министерства будет посвящено обеспечению продуктивной занятости сельчанина.  
       Третий шаг - расширение продуктивной занятости должно сопровождаться созданием условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения в течение всей профессиональной карьеры. На предприятиях нашей республики ежегодно получают увечья более двух тысяч работников, растут показатели профессиональной заболеваемости, значителен удельный вес рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. Поэтому в текущем году особый акцент работы Министерством планируется на предприятиях с высоким уровнем травматизма и профессиональных заболеваний.

Кроме того,

1. С 1 февраля текущего  года в стране стартовала Программа  правового всеобуча основам трудового  законодательства.

2. В пилотном режиме  внедряется практика добровольного  декларирования работодателями. Внедряемый  проект согласован с социальными  партнерами, и суть его заключается  в том, что работодатель получает  право на добровольное представление  декларации. Региональная трехсторонняя  комиссия рассматривает ее с  выездом на предприятие или,  привлекая независимую комиссию  по аттестации производственных  объектов, проверяет соответствие  представленных в декларации  данных государственным требованиям  охраны труда. Если оценка будет  положительной, то предприятие  получит сертификат соответствия  и включается в реестр предприятий,  гарантированно соблюдающих трудовые  права работников, и не подлежащих  плановой проверке в течение  3 лет.

3. В целях повышения  экономической и финансовой заинтересованности  работодателей в постоянном улучшении  условий труда работников планируется  совершенствование системы обязательного  страхования от несчастных случаев. 

4. Подготовлен проект  по организации специальных схем  социального обеспечения лиц,  занятых во вредных и особых  условиях труда (к примеру,  артисты балета). Он предполагает  переход от добровольной к  обязательной профессиональной  схеме пенсионного обеспечения,  позволяющего ранний выход на  пенсию данной категории лиц.  Сейчас проект обсуждается в  рамках наших общих предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения.

Четвертый шаг – Мотивация  производительной занятости. Реформирование и устранение диспропорций в оплате труда.

Среднемесячная заработная плата по экономике в целом  на 1 декабря 2012 года составила 99 280 тенге  и выросла по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года на 13,8%.

В стране имеет место неравенство населения по доходам. Оно, в первую очередь обусловлено диспропорциями в оплате труда как межотраслевой, межрегиональной, так внутри отдельных предприятий.  
Имеет место задолженность по выплате заработной платы. Неудовлетворенность состоянием оплаты труда ведет к социальной напряженности и создает реальную угрозу общественной безопасности.

Решение этих проблем мы связываем со следующими преобразованиями:

  1. Поэтапное приближение минимального размера заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения. 
    В текущем году планируется с привлечением международных экспертов провести исследование на тему «Разработка методики установления минимального размера заработной платы» и соответственно внести предложения в разрабатываемый Правительством проект Закона «О минимальных социальных стандартов».
  2. Формирование национальной системы квалификации, которая позволит установить зависимость заработной платы от квалификационных компетенций и обеспечит прозрачность и управляемость системы оплаты труда. 
           Национальная система квалификации предназначена для различных групп пользователей - объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций и граждан.  
    До 2020 года предполагается поэтапно разработать 3500 профессиональных стандартов по 21 виду экономической деятельности;
  3. Реформирование системы оплаты труда гражданских служащих. 
    Министерством подготовлен проект новой модели оплаты труда, который в настоящее время обсуждается на уровне Правительства РК.  
    Новая модель уменьшит разрыв в уровнях оплаты труда работников частного и государственного секторов, будет способствовать дальнейшему повышению престижа гражданской службы и, в конечном итоге - содействовать улучшению качества предоставляемых государственных услуг населению.
  4. Повышение переговорного потенциала в решении вопросов оплаты труда на всех уровнях – от установления размеров и принципов оплаты труда в коллективных договорах до Генерального соглашения между социальными партнерами – в масштабах государства.

Шестой шаг – модернизация системы оказания социальной помощи. Переход от безусловной поддержки  к активизации трудового потенциала представителей целевых групп населения.

Активная социальная политика привела к значительному улучшению  жизненного уровня населения. Только за последние два года на финансирование этих программ были направлены более 80 млрд. тенге. 
За счет в прошлом году адресную социальную помощь (АСП) получили 97,3 тыс. чел., из них более шестидесяти процентов (62,3 %) - дети до 18 лет. 
Для поддержки малообеспеченных семей с детьми выплачиваются государственные детские пособия. Усилены меры по поддержке многодетных матерей. Для многодетных семей, воспитывающих четырех и более несовершеннолетних детей, из республиканского бюджета ежемесячно выплачивается специальное государственное пособие в размере 3,9 МРП. С 2010 года лицам, воспитывающим детей инвалидов, назначается пособие в размере одной минимальной заработной платы.

За последние шесть  лет это позволило сократить  количество малообеспеченных семей, получающих детское пособие, в 1,2 раза.

В настоящее время в  Казахстане проживают более 572 тыс. инвалидов. 370 тысяч из них в трудоспособном возрасте, 10% - дети. Такой состав лиц  с ограниченными возможностями  делает необходимым использование  широкого спектра мероприятий, дифференцированных в зависимости от индивидуального  неблагополучия и потенциала инвалидов. В этих целях реализуется План мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов  на 2012-2018 годы, который предусматривает  переход от регистрации инвалидности и преимущественного направления  финансовых ресурсов на выплату пособий  к новой концепции, основанной на создании для лиц с ограниченными  возможностями доступной среды  и занятости. 
 Порогом предоставления социальной помощи будет оставаться прожиточный минимум. Методика его определения будет пересмотрена с учетом реального состава минимальных потребностей, современного уровня и потенциала экономического развития. 

Правительством РК планируется  повышение порога правомочности  на получение адресной социальной помощи с 40% от прожиточного минимума до 60% к 2015 году и до 100% к 2020 году.  
Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данного сегмента должно стать существенное сокращение бедности, снижение дифференциации в денежных доходах, как между группами населения, так и между регионами.

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным  средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь  всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Расходная часть государственного бюджета в странах с развитой рыночной экономикой предполагает выделение  средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. Структура расходной части бюджета в определенной степени зависит от ориентации государственной политики. Прогноз расходов государственного бюджета основан на основных приоритетах бюджетной политики на предстоящий пятилетний период с учетом выше обозначенных ограничений и фискальных возможностей государства. Проводимая в среднесрочном периоде политика расходов будет направлена на обеспечение полного выполнения государственных обязательств, в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами социально-экономической политики, повышение эффективности бюджетных расходов с их ориентацией на конечные результаты за счет улучшения качества стратегического планирования каждого государственного органа и сокращения непродуктивных расходов. При прогнозе расходов государственного бюджета учтены расходы на реализацию поручений Главы государства, озвученных в ежегодном послании народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики», а также мероприятий, предусмотренных в стратегических и программных документах.

В предстоящий пятилетний период расходы  государственного бюджета в приоритетном порядке будут направлены на:

  • развитие социальной сферы и инвестиции в человеческий капитал;
  • индустриально-инновационное развитие и реализацию «прорывных» проектов;
  • содействие развитию аграрного сектора;
  • развитие стратегической инфраструктуры;
  • формирование региональных центров экономического роста.

Информация о работе Роль государственных расходов в повышении уровня благосостояния населения