Роль государственных расходов в повышении уровня благосостояния населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение значения и роли государственных расходов в повышение уровня благосостояния общества, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в Казахстане
В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:
- изучение теоретических основ повышения уровня благосостояния населения посредством государственных расходов;
- рассмотрении экономического содержания расходов государственного бюджета;
- анализе государственных расходов РК на повышение благосостояния населения
- рассмотрении путей повышения благосостояния населения, снижения бедности и неравенства по денежным доходам населения РК

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 217.84 Кб (Скачать файл)

  Государственные расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

Диалектика расходов аналогична рассмотренной в понятии  «доходы». Кроме того, она состоит  и в том, что понятие «расходы»  имеет двойной смысл:

1. Использование  денежных средств по их целевому  назначению, то есть непосредственную  трату денежных средств в процессе  обмена. В этом случае в состав  расходов включаются расходы  предприятий и организаций производственной  и непроизводственной сферы, населения,  осуществляемые за счет конечных  доходов, а валовой общественный  продукт распадается на три  фонда: фонд возмещения, фонд накопления, фонд потребления.

2. От фактического  расходования средств в процессе  обмена следует отличать расходы  распределительного характера, которые  формируются посредством финансов: при использовании общегосударственных  фондов и распределении фондов  предприятий по их целевому  назначению; денежные расходы служат  основой формирования конечных  доходов всех субъектов хозяйствования.

В состав государственных  расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий  и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сфер.

Положение государственных  расходов среди других категорий  определяется значением государственной  собственности и ролью государства  в современных условиях. Государство  является собственником средств  производства, выступает организатором  производственного процесса, участвует  в создании и распределении валового общественного продукта и в соответствии со своими функциями и задачами через  систему государственных расходов удовлетворяет значительную часть  общественных потребностей. Хотя доля государственного сектора в экономике  республики за период реформирования резко снизилась, но даже с выполнением  программы разгосударствления и  приватизации эта доля останется  в пределах 30-40% (с учетом природных  ресурсов), что соответствует развитым рыночным отношениям. Поэтому категория  «государственные расходы» отражает устойчивые экономические отношения и сохраняет  свое значение в перспективе.

Роль государственных  расходов определяется тем, что преобладающая  их часть направляется для производства или обеспечения общественными  товарами, благами и услугами населения  страны. Расходы на социально-культурные цели, оборону, охрану правопорядка, управление, на продукцию и услуги государственных  инфраструктурных предприятий и  организаций призваны удовлетворить  общие потребности населения  в дополнение к обеспечению рыночными товарами и услугами со стороны как государственного, так и рыночного секторов экономики.

Целевой характер финансирования государственных расходов предполагает использование государственных  средств на строго определенные мероприятия. Этим обеспечивается достижение пропорций  в развитии отдельных отраслей национального  хозяйства и регионов, выделение  средств в первую очередь на развитие наиболее перспективных и прогрессивных  отраслей, определяющих научно-технический  прогресс и решение важнейших  социальных проблем.

Безвозвратный характер финансирования государственных расходов не требует непосредственного возмещения предоставленных ресурсов (в отличие  от кредитного метода). Предоставление финансовых ресурсов согласно данному  принципу в последнее время совмещается  с кредитными методами финансирования из государственного бюджета (например через Государственный фонд финансовой поддержки сельского хозяйства) - это повышает эффективность используемых ресурсов.

Соблюдение режима экономии в использовании ресурсов - важный принцип организации государственных  расходов, направленный на мобилизацию  внутренних резервов и усиление контроля за расходованием государственных  средств во всех подразделениях производственной и непроизводственной сфер, рациональное и бережливое их использование.

Необходимым принципом  организации государственных расходов является оптимальное сочетание  бюджетных, кредитных и собственных  источников их покрытия. Этот принцип  выражает процесс софинансирования государственных расходов.

Государственные расходы  можно классифицировать следующим  образом:

-  расходы на финансирование экономики;

-  расходы на социально-культурные мероприятия;

-  расходы на социальную защиту населения;

-  расходы на оборону;

-  расходы на управление.

Рассмотрим подробнее.

1. Расходы на  финансирование экономики представляют  собой денежные средства, направляемые  на создание условий для постоянного  роста объемов производства и  повышения его эффективности.  К ним относятся:

-  капитальные вложения,

-  ремонт основных фондов,

-  прирост оборотных средств,

-  создание материальных резервов,

-  образование специальных фондов и фондов целевого финансирования.

Главное место в  расходах на экономику занимают капитальные  вложения — совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направляемых на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей национального хозяйства. В состав капитальных вложений включаются затраты:

1) на строительно-монтажные  работы;

2) приобретение  оборудования, инструмента, инвентаря;

3) прочие капитальные  работы и затраты (проектно-изыскательные,  геологоразведочные и буровые  работы, затраты по отводу земельных  участков и переселению и т.д.);

4) затраты на  подготовку кадров для вновь  строящихся предприятий.

Государственные резервы  — создаваемые государством запасы важнейших видов сырья, материалов, топлива, некоторых видов машин  и оборудования, зерна, продовольственных  товаров, продукции, предназначенной  для нужд обороны. Государственные  резервы составляют особый централизованный фонд государства, постоянно восстанавливаемый  и пополняемый; расходование государственных  резервов допускается в исключительных случаях и только по особым постановлениям и решениям правительства. Государственные  резервы образуются за счет средств  государственного бюджета.

2. Расходы на  социально-культурные мероприятия.  Учреждения образования привлекают  внебюджетные средства и ресурсы,  в том числе валютные, за счет  предоставления платных образовательных  услуг; часть средств предоставляют  предприятия в организации - спонсоры.

Финансирование  культуры и искусства включает содержание библиотек, клубов, домов культуры, музеев и выставок, театров, филармоний, музыкальных коллективов, ансамблей, киностудий; они финансируются из бюджета, а также средств предприятий, общественных организаций. Ряд учреждений культуры и искусства находится  на хозрасчете (театры, цирки) и по ним  устанавливаются сумма дотаций  из бюджета на величину расходов, не покрываемых собственными доходами.

Расходы на содержание средств массовой информации в Республике Казахстан направляются на финансирование государственного радиовещания, телевидения, издательств, газет и журналов, в  которых государство выступает  как учредитель.

3. Расходы на  социальную защиту населения.  Данная группа расходов занимает  наибольший удельный вес в  системе государственных расходов. В условиях перехода к рыночным  отношениям расходы на социальную  защиту населения становятся  приоритетными и возрастают в  связи с ростом цен на потребительские  товары и услуги, а также в  результате инфляции и обесценения  денег.

Социальная защита представляет собой систему приоритетов  и механизмов их реализации через  государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности  в соответствии с конкретными  условиями общественного развития. Этот уровень зависит от состояния  социально-экономического развития общества, величин валового внутреннего продукта, накопленного национального богатства и характера их распределения, от эффективности работы механизмов реализации системы.

Финансовое выражение  социальной защиты проявляется в  перераспределительных отношениях, связанных с формированием и  использованием специальных денежных фондов, из которых производятся различные  социальные выплаты населению.

Основой для расчета  размеров минимальных социальных выплат, служит размер среднедушевого потребительского бюджета. Для этого рассчитываются стоимость и состав минимальной  потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых  для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен  и переутверждается представительным органом.

Социальные расходы  осуществляются через Государственный  центр по выплате пенсий, Государственный  накопительный пенсионный фонд, включенный в настоящее время в государственный  бюджет, социальные фонды или фонды  потребления хозяйствующих субъектов. Выплаты производятся органами социальной защиты населения, хозяйствующими субъектами, организациями непроизводственной сферы. На предприятиях и в организациях социальное страхование отслеживают  профсоюзные комитеты.

4. Расходы на  оборону. Каждое государство должно  поддерживать свою обороноспособность, которая является одной из  важнейших государственных функций.  Вооруженные силы являются обязательным  элементом структуры самостоятельного  государства. До создания всеобъемлющей  системы международной безопасности  страна будет вести военное  строительство и совершенствовать  вооруженные силы. В их составе  - сухопутные войска, военно-воздушные  силы, войска противовоздушной обороны,  военно-морские части, а также  соединения и части обеспечения  и обслуживания.

Финансовое обеспечение  обороны включает:

а) финансирование вооруженных сил;

б) затраты на разработку, производство и приобретение вооружений, военной техники, продукции производственно-технического назначения;

в) научные исследования и разработки оборонного характера;

г) капитальное строительство  военных объектов (аэродромов, полигонов, баз, мест дислокаций воинских частей и подразделений и т.д.);

д) обязательное государственное  личное страхование военнослужащих;

е) долевое участие  в содержании совместных вооруженных  сил и военных объектов при  формировании военно-политических союзов нескольких государств.

Исходными данными  для планирования расходов на оборону  являются планы боевой и политической подготовки, материальные и хозяйственные  планы, штаты, численность личного  состава, нормы материального и  денежного довольствия, цены на предметы военных поставок. При планировании расходов используются материальные и денежные нормы. При сводном финансовом планировании применяются комбинированные нормы, а при сопоставлении смет финансирования воинских частей -индивидуальные финансовые нормы.

В Казахстане в расходы  по функциональной группе «оборона»  включаются расходы по организации  предупреждения и ликвидации последствий  чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, по мероприятиям гражданской обороны, противопожарной  защиты и ликвидации пожаров. В значительной мере эти расходы финансируются  из местных бюджетов, как и расходы  по содержанию военкоматов.

5. Расходы на  управление. Система органов государственного  управления представляет собой  совокупность законодательных, исполнительных  и представительных органов всех  уровней, а также аппарата хозяйственного  управления.

Высшим государственным  органом законодательной власти является Парламент Республики Казахстан, главой республики, ее исполнительной власти - Президент. Исполнительную власть также осуществляет Правительство.

Исполнительными и  распорядительными органами на территории области, города, района являются местные  администрации -акиматы, возглавляемые  акимами, представительными органами - соответствующие маслихаты. Эти  органы руководят хозяйственной  и другими сферами общественной жизни.

Расходы на содержание органов охраны общественного порядка  и безопасности включают содержание органов Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности, внутренних войск, судебных органов, прокуратуры, финансовой полиции, органов по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.

Расходы на содержание аппарата управления государственных  хозяйствующих субъектов включаются в издержки производства и отражаются в себестоимости продукции, а  их координирующих органов - за счет отчислений от дохода, остающегося в распоряжении хозяйствующих субъектов после  уплаты первоочередных платежей (согласно заключенным договорам о разделении полномочий и функций управления).

Информация о работе Роль государственных расходов в повышении уровня благосостояния населения