Роль государственных расходов в повышении уровня благосостояния населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение значения и роли государственных расходов в повышение уровня благосостояния общества, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в Казахстане
В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:
- изучение теоретических основ повышения уровня благосостояния населения посредством государственных расходов;
- рассмотрении экономического содержания расходов государственного бюджета;
- анализе государственных расходов РК на повышение благосостояния населения
- рассмотрении путей повышения благосостояния населения, снижения бедности и неравенства по денежным доходам населения РК

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 217.84 Кб (Скачать файл)

Другим важным индикатором  формирования нового качества человеческого  потенциала является образованность населения  страны. В данном направлении развития Казахстан достиг высокого уровня развития. В настоящее время образовательный  уровень казахстанцев составляет 99,7%. Эти достижения во многом обязаны  тому, что расходы государственного бюджета страны на образование довольно высоки, в 2011 году этот показатель составил 4,2% от ВВП. Тем самым Казахстан  приближается к нормам, рекомендуемым  ЮНЕСКО – 5-6% от ВВП.

Весь жилищный фонд страны на начало 2012 года составил 283,9 млн.кв. метров, из которых 167,3 млн. кв. метров, или 58,9%, расположились в городах  и других городских поселениях, а 116,6 млн. кв. метров (41,1%) – в сельских населенных пунктах. При этом, почти  весь (96,3%) жилищный фонд ныне находится в частной собственности населения страны и лишь 3,7% (10,3 млн. кв. метров) остались в государственной.

Несмотря на значительный рост объемов строительства новых  жилых зданий за последние 6–7 лет, обеспеченность населения страны жильем продолжает оставаться довольно острой проблемой. Много семей ожидают или пытаются не только улучшить жилищные условия, а приобрести собственное жилье  в городах, куда они переселились за последние десятилетия из отдаленных сельских населенных местностей. Так, по данным переписи населения 2009 года, в начале 2009 года 12,0 тысячи домохозяйств проживали в общих коммунальных квартирах, 75,4 тысячи – в комнатах, приспособленных под семейные квартиры в общежитиях, 46,9 тысячи – в дачных домах (домиках) дачных поселков близ городов (всего 134,3 тысяч семей). Почти 2,1 млн. кв. метров наличного жилья, где проживают  свыше 25 тысяч семей, официально, признаны аварийными. Кроме того, при переписи были зарегистрированы 4253 (в том  числе в городах - 4084) граждане, не имеющие постоянного жилища (бездомные).

Состояние здоровья населения, как  индикатора социального благополучия общества, зависит не только от уровня и ресурсов системы здравоохранения  и социального обеспечения в  стране, но и от ряда других факторов – ведение здорового образа жизни, охрана окружающей среды обитания и  проживания людей и т.д. Так, уровень  заболеваемости населения активным туберкулезом в 2011г. снизился с 95,3 до 86,6 на 100 000 населения. В Казахстане на туберкулез органов дыхания приходится почти 80% случаев смерти от инфекционных и паразитарных заболеваний.

Почти по всем наблюдаемым продовольственным  товарам выросла покупательная  способность номинальных денежных доходов населения, выраженная через  их товарный эквивалент, увеличилось  количество наборов прожиточного минимума, которые можно приобрести на среднюю  зарплату - 5,6 в среднем по стране в 2011 году.

Наблюдается снижение уровня безработицы в республике по сравнению  с прошлым годом, в 2011г. он составил 5,4%. Общая численность самостоятельно занятого населения на протяжении последних 10 лет остается в пределах 2,6-2,7 миллиона человек, что составляет четверть всего  населения в стране в трудоспособном возрасте или более 30% от общей численности  экономически активного населения. При этом 70,5% нынешнего числа самостоятельно занятого населения приходится на сельскую местность страны против 29,5% – в  городах.

На сегодняшний день в Казахстане сальдо внешней миграции на протяжении ряда лет имеет положительную величину. Так, по итогам 2011 года, в страну въехало 38 004 человека, а в обратном направление выехало 32 902 человека, сальдо миграции, таким образом, составило 5 102 единицы.

Продолжая рассмотрений позиций, характеризующих качество жизни  в Казахстане, нельзя упустить такой  показатель, как уровень образованности населения. Охват населения образованием в Казахстане по состоянию момент развала советской образовательной системы составлял около 95 процентов, и по этому показателю страна была наряду с развитыми государствами мира. Однако следует учесть, что после тяжелого периода недофинансирования системы в начале независимости, с начала 2000-х годов расходы государства на систему образования ежегодно возрастали.

 

2.3 Приоритеты РК бюджетной политики             

С учетом предполагаемых внешних  условий развития экономики по базовому сценарию и прогнозируемых темпов развития отраслей экономики в 2013 – 2015 годах  прогнозируется рост доходов государственного бюджета (без учета трансфертов) с 5 011,2 млрд. тенге в 2013 году до 6 414,5 млрд. тенге в 2015 году.

Таблица 2. Прогноз доходов государственного бюджета (без учета трансфертов), млрд. тенге

Наименование 

2013 год

2014 год

2015 год

Доходы (без учета трансфертов)

5 011,2

5 633,9

6 414,5

налоговые поступления

4 898,5

5 532,8

6 309,9

неналоговые поступления

66,0

67,5

69,5

доходы от операций с капиталом

46,7

33,7

35,2


Прогноз доходов государственного бюджета на 2013 – 2015 годы рассчитан  на основе прогноза макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений Налогового и  Таможенного кодексов и других нормативных  правовых актов, влияния Таможенного  союза и предполагает применение механизма зачисления и распределения  сумм таможенных пошлин в Таможенном союзе. Рост доходов бюджета в основном будет обеспечиваться прогнозируемым увеличением налоговых поступлений, которые занимают порядка 97,8 % в доходах государственного бюджета.

С учетом привлечения гарантированного трансферта из Национального фонда  в размере 1 380,0 млрд. тенге в 2013 году и 1 188,0 млрд. тенге в    2014–2015 годах общий объем поступлений в государственный бюджет прогнозируется с ростом с 6 396,1 млрд. тенге в 2013 году до 7 605,3 млрд. тенге в 2015 году.

В соответствии с политикой  по снижению дефицита бюджета планируется  его сократить по отношению к  прогнозируемому ВВП с 2,1 % в 2013 году до 1,5% в 2015 году.

Рисунок 7. Прогноз поступлений в государственный бюджет

Исходя из прогнозируемых поступлений и планируемого снижения дефицита, предполагается увеличение расходов государственного бюджета  с  7 181,3 млрд. тенге в 2013 году до 8 341,1 млрд. тенге в 2015 году (19,6-17,0% от ВВП).

Рисунок 8. Прогноз показателей государственного бюджета

Планируемое увеличение государственных  расходов будет поддерживать необходимые  для устойчивого роста экономики  внутренний спрос и накопление основного  капитала за счет государственных инвестиций.

С учетом ожидаемых объемов  добычи нефти, прогнозных параметров по мировой цене на нефть Brent, расчетного обменного курса доллара США, поступления прямых налогов от предприятий нефтяного сектора в Национальный фонд в 2013 году прогнозируются в объеме 2 740,0 млрд. тенге, в 2014 году – 2 676,3 млрд. тенге, в 2015 году – 2 735,1 млрд. тенге.

С учетом прогнозируемого  поступления в Национальный фонд от нефтяного сектора в 2013–2015 годах, ограничение гарантированного трансферта из Национального фонда в перспективе будет способствовать чистому накоплению нефтяных доходов в Фонде.

Кроме того, планируется  снижение доли привлекаемых средств  Национального фонда в виде гарантированного трансферта в общем объеме поступлений  государственного бюджета.

Ограничение использования  средств Национального фонда  в объеме гарантированного трансферта на фоне увеличения ненефтяных доходов  государства в соответствии с  политикой сбалансированности бюджета  и Национального фонда будет  способствовать сокращению ненефтяного  дефицита до 3,9% к ВВП в 2015 году.

Рисунок 9. Доля привлекаемых средств Национального фонда в виде гарантированного трансферта

Прогноз параметров государственного и республиканского бюджетов на 2013-2015 годы приведен в приложении 3.

Основные приоритеты бюджетной инвестиционной политики (в том числе бюджетные инвестиции).

Бюджетная инвестиционная политика на предстоящий период будет направлена на реализацию целей и задач, определенных в стратегических и программных документах и поручениях, данных  Главой  государства в посланиях народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».

Приоритетными будут отрасли, которые создают интеллектуальную и инфраструктурную основу для социально-экономического развития страны. Наибольшее значение будет иметь создание базы для  реализации долгосрочных задач государства, логическое продолжение и завершение инициатив государства по созданию социальной, индустриально-инновационной  инфраструктуры и повышению качества государственных услуг населению.

В среднесрочной перспективе  ключевыми направлениями бюджетных  инвестиций государства станут:

1. Модернизация социальной  сферы

В рамках данного направления  будет осуществляться финансирование мероприятий Государственной программы  развития здравоохранения «Саламаты  Қазақстан» на 2011-2015 годы и развития образования РК, Программы по обеспечению  детей дошкольным воспитанием и  обучением «Балапан» на 2010-2014 годы, Программы занятости 2020.

В сфере образования продолжится  работа по расширению сети дошкольных организаций, увеличению сети Назарбаев  интеллектуальных школ, по ликвидации аварийных и трехсменных школ за счет строительства новых школ.

Кроме того, будут финансироваться  мероприятия по расширению сети общежитий  высших учебных заведений.

Основной целью бюджета  развития системы здравоохранения  является введение в эксплуатацию новых объектов здравоохранения, строящихся в рамках проекта «Строительство 100 больниц», которая позволит рационально и эффективно использовать имеющуюся коечную мощность и финансирование строительства онкологического центра в городе Астане.

2. Программа индустриализации 

Программа индустриализации остается главным ориентиром модернизации экономики.

В рамках данной программы  будут приоритетно финансироваться  мероприятия программ «Производительность 2020», «Дорожная карта бизнеса 2020», а также других отраслевых программ, принятых в реализацию ГПФИИР, включая  энергетику, транспорт. Планируется решение проблем энергодефицита и освобождения от энергозависимости южных регионов страны. Также основным вопросом является завершение строительства казахстанского участка международного автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай» и начало новых железнодорожных линий Жезказган – Бейнеу, Аркалык – Шубаркуль, газопровода Запад-Север - Центр.

3. Улучшение условий жизни  населения, обеспечение доступным  жильем путем модернизации жилищно-коммунального  хозяйства, жилищного строительства, обеспечения населения качественной питьевой водой, развитие системы водоснабжения и водоотведения.

В рамках данного направления  в первоочередном порядке будут  реализовываться проекты по Программе  «АқБұлақ» на 2011-2020 годы, модернизации жилищно-коммунального хозяйства  РК на 2011-2020 годы, «Жасыл даму» на 2010-2014 годы.

4. Повышение качества  государственных услуг и реализации  государственных функций через  углубление реформ по внедрению  государственного планирования, ориентированного  на результат, улучшение качества  оказания государственных услуг.

В рамках ее реализации будут  приоритетно финансироваться мероприятия  по повышению качества государственных  услуг и реализации государственных функций, направленное на развитие ЦОНов, реализацию проектов «e-Правительство», «e-Налоги», «е-лицензирование», в области таможенной службы, по укреплению обороноспособности, национальной безопасности, правопорядка.

5. Региональное развитие, формирование точек роста (городов  Астана, Алматы) через формирование  на базе крупных динамично  развивающихся городов важнейших  «точек» опережающего роста - «локомотивов» для остальных  регионов, развитие городских агломераций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Глава 3. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения РК

 

  3.1 Программа повышения благосостояния населения

Перечень действующих  государственных программ и стратегий, рассматриваемых в рамках анализа  и оценки качества жизни в Казахстане.

  1. Послание Президента РК «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».
  2. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы.
  3. Программа жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011 - 2014 годы.
  4. Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года.
  5. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы
  6. Программа развития моногородов на 2012-2020 годы.
  7. Программа по развитию агропромышленного комплекса Республики казахстан на 2013-2020 годы.
  8. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «СаламаттыҚазақстан» на 2011 – 2015 годы.
  9. Программа занятости 2030.

Информация о работе Роль государственных расходов в повышении уровня благосостояния населения