Роль государственных расходов в повышении уровня благосостояния населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение значения и роли государственных расходов в повышение уровня благосостояния общества, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в Казахстане
В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:
- изучение теоретических основ повышения уровня благосостояния населения посредством государственных расходов;
- рассмотрении экономического содержания расходов государственного бюджета;
- анализе государственных расходов РК на повышение благосостояния населения
- рассмотрении путей повышения благосостояния населения, снижения бедности и неравенства по денежным доходам населения РК

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 217.84 Кб (Скачать файл)

Источник: Уровень жизни  населения Казахстана 2006-2010// Статистический сборник, Астана, 2011, с. 179

Уровень жизни населения  Казахстана // Статистический сборник, Астана, 2006, 199 с.

Уровень жизни населения  в Казахстане. Статистический сборник. / под ред. Ю.К. Шокаманова, Астана, 2007, с. 56-59

*Данные за 2001-2005 гг. были пересчитаны с использованием  новой методики, введенной с 1 января 2006 г.

** С 2001 г. Агентство  РК по статистике данные по  показателям бедности рассчитывает  с использованием  шкал эквивалентности  доходов (применение коэффициента 0,8 при расчетах доходов к каждому  последующему члену домохозяйства  помимо первого).

В Казахстане черта бедности, начиная с 1999 года по настоящее время, определена на уровне 40% от прожиточного минимума. Этот уровень, к сожалению, не имеет экономического обоснования  и не покрывает даже минимальную  продуктовую корзину в 60% от прожиточного минимума.

Изучение жизненного уровня населения должно учитывать неоднородность и существующее неравенство групп  населения по доходам. Казахстан  согласно статистическим данным попадает в категорию стран со средней  степенью неравенства – индекс Джини  по децильным группам в 2010 г. составил 0,278. За последнее десятилетие прослеживается тенденция снижения данного показателя (хотя в 2006 и 2010 годах отмечен небольшой рост), но оптимальное значение индекса 0,25-0,26 еще не достигнуто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Анализ государственных  расходов РК на повышение благосостояния населения 

 

2.1 Анализ расходной  части бюджета РК за 2009-2012 гг.

При прогнозе расходов государственного бюджета учтены мероприятия по реализации поручений Главы государства, озвученных в ежегодных посланиях народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная  цель государственной политики», «Через кризис к обновлению и развитию».

На рисунке 2 показан баланс консолидированного бюджета и ненефтяной дефицит государственного бюджета  в 2008 – 2012 годах.

 

Рисунок 2. Баланс консолидированного бюджета и ненефтяной дефицит государственного бюджета в 2008 – 2012 годах

Однако дальнейшее использование  накопленных активов, без принятия мер по снижению расходной нагрузки на бюджет, осуществляться не будет. Соответствующие  меры были уже предприняты при  уточнении республиканского бюджета  на 2009 год, когда по ряду направлений  расходы были сокращены, в том  числе административные расходы  центральных и местных государственных  органов, холдингов, национальных компаний, социально-предпринимательских корпораций, а также их материально-техническое  оснащение и капитальный ремонт.

Пересмотрены подходы  к реализации бюджета развития, что  также позволило оптимизировать расходы по инвестиционным проектам и увеличению уставных капиталов  государственных организаций. Темпы  роста расходов госбюджета и ВВП  в 2008 – 2012 годах, показан на рисунке 3.

Несмотря на снижение объема государственных расходов в 2009 году и их незначительный прирост начиная  с 2010 года, бюджетная политика будет  направлена на мобилизацию и сосредоточение финансовых ресурсов для полного  и своевременного осуществления  всех взятых государством обязательств и, в первую очередь, это социальные обязательства, а также мероприятия, косвенно влияющие на социальную поддержку  населения страны, включая обеспечение  занятости.

 

Рисунок 3.  Темпы роста расходов госбюджета и ВВП

На рисунке 4 рассмотрим доходы и расходы государственного бюджета  в 2008 – 2012 годах.

государственный бюджет дефицит доход

Рисунок 4.  Доходы и расходы государственного бюджета в 2008 – 2012 годах

Учитывая, что доходы государственного бюджета достигнули уровня 2008 г. только к 2012 г., проводилась политика сдерживания роста государственных расходов, темпы которого за трехлетний период не превысили в среднем 9,7%. Это означает, что рост государственных расходов не превышал темпов роста ВВП.

Параметры дефицита государственного бюджета определены с учетом необходимости  обеспечения сбалансированности бюджета  исходя из прогнозных объемов поступлений  и расходов бюджета.

Политика Правительства  Республики Казахстан направлена на создание единой и эффективно функционирующей  системы управления долгом страны с  учетом её ориентации в ближайшее  время на решение вопросов смягчения  влияния последствий финансового  кризиса на экономику в целом  и обеспечение оптимального уровня дефицита бюджета, исключающего значительную нагрузку на бюджет из-за роста расходов на обслуживание долга.

В 2008 г. впервые была реализована  стабилизационная функция Национального  фонда Республики Казахстан, которая  призвана финансировать государственные  расходы в годы неблагоприятной  конъюнктуры цен на сырьевые ресурсы.

Доля привлекаемых средств  Национального фонда в виде гарантированного и целевого трансфертов в общем  объеме поступлений государственного бюджета, показана на рисунке 5.

Рисунок 5. Доля привлекаемых средств Национального фонда в виде гарантированного и целевого трансфертов в общем объеме поступлений государственного бюджета

В 2008-2009 гг. из Национального  фонда Республики Казахстан в  республиканский бюджет было выделено 607,5 млрд. тенге и 347,9 млрд. тенге соответственно в виде целевого трансферта. В 2008 году эти средства были направлены на увеличение уставного капитала акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» для реализации мер по обеспечению конкурентоспособности  и устойчивого развития национальной экономики Республики Казахстан. В 2009 г. – на реализацию мероприятий  Плана действий Правительства Республики Казахстан на 2009 г. по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 г. "Через кризис к  обновлению и развитию" (Дорожной карты).

В 2010 – 2012 гг. во избежание  «проедания» активов Национального  фонда, проводилась политика ограничения использования средств Национального фонда только путем привлечения гарантированного трансферта, не выходя за установленный предел в 1/3 часть от активов фонда на конец года, предшествующего году планирования.

В соответствии с прогнозом, объем активов Национального  фонда на конец 2012 г. составил 4,7 трлн. тенге или 31 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению с 2008 годом в 1,4 раза.

Инвестиционная политика в 2010-2012 гг. осуществлялась с учетом переориентации на наиболее значимые в социально-экономическом плане проекты, оказывающие наибольший мультипликативный эффект на экономику и поддержание уровня занятости населения.

Обеспечение сбалансированности инвестиционных программ, взаимоувязки реализации проектов частного сектора  с развитием инфраструктуры и  ресурсным потенциалом страны и  регионов, будет осуществляться по двум основным направлениям, согласующимся с ранее указанными направлениями фискальной политики, путем принятия системных и оперативных мер. Долгосрочная мера системного характера заключается в разработке Схемы территориально-пространственного развития страны, которая позволит минимизировать нерациональное использование ресурсов государства, скоординировать развитие производственной, транспортной, инженерной, социальной, рекреационной инфраструктур и системы расселения населения и предоставить ориентиры для бизнес-инициатив частного сектора.

В рамках Государственной  программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010 – 2014 годы для финансирования инвестиционных проектов предполагается привлечение долгосрочных облигационных  займов АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «КазАгро», социально-предпринимательскими корпорациями.

При этом в целях сохранения финансовой устойчивости компаний планируется, капитализация из республиканского бюджета АО «ФНБ «Самрук-Казына»  по низкорентабельным социально-значимых проектам в течение 5 лет на сумму 271,5 млрд. тенге, которая будет направлена на досрочное погашение облигационных  займов по этим проектам, в том числе:

- в 2010 году - 10 млрд. тенге;

- в 2011 году - 10 млрд. тенге;

- в 2012 году - 30 млрд. тенге;

- в 2013 году - 110,8 млрд. тенге;

- в 2014 году - 110,8 млрд. тенге.

Разработанный Бюджетный Кодекс в новой редакции, отражает проводимую и планируемую к проведению работу по модернизации и совершенствованию системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета, что позволит обеспечить:

внедрение системы государственного планирования и бюджетирования, ориентированного на результаты, на всех уровнях бюджетной системы;

внедрение трехлетнего бюджетного планирования;

установление прозрачности и подконтрольности обществу деятельности государственных органов и использования ими бюджетных средств;

переориентацию деятельности государственных органов от освоения бюджетных средств на достижение конкретных результатов.

В среднесрочном периоде  с учетом новых подходов в бюджетном  планировании будет проводиться  умеренная политика государственных  расходов, предусматривающая не ограничение, а рост расходов бюджета оказывающих стимулирующее воздействие на экономику в целом.

Политика расходов в предстоящем  периоде будет определяться с  учетом ряда ограничений:

обеспечение сбалансированности расходов бюджета;

планирование заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета  в размерах обеспечивающих внутренний рынок достаточным уровнем долговых инструментов;

первостепенной роли приоритетных направлений социально-экономического развития страны.

 

Рисунок 6. Расходы государственного бюджета в процентах к ВВП 
и их номинальный рост в 2009 – 2013 годах

Объем расходов государственного бюджета по отношению к ВВП  остается стабильным и составляет в  среднем 23 %.

Инвестиционная политика в 2009 – 2013 годах будет осуществляться в рамках четких приоритетов с  учетом переориентации на наиболее значимые в социально-экономическом плане  направления.

Поддержание планируемого уровня расходов будет обеспечиваться через  регулирование размера гарантированного трансферта из Национального фонда  и дефицита бюджета.

В 2009 – 2013 годах для финансирования бюджетных программ развития из Национального  фонда в бюджет будет направлен  гарантированный трансферт, объемы которого на предстоящий трехлетний период будут утверждены законом  о республиканском бюджете на                        2009 – 2011 годы.

В долгосрочной перспективе  будет продолжена политика недопущения “истощения” Национального фонда, в соответствии с которой размер гарантированного трансферта, не превысит одну третью часть от активов Национального фонда на конец года предшествующего году разработки республиканского бюджета.

 

2.2 Оценка уровня  благосостояния населения Казахстана 

Казахстану удалось добиться значительных успехов в борьбе с  бедностью и нищетой. Если в 2006 году доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума составила 18,2 процента, то в 2011 году этот показатель составил уже 5,3%.

При этом тревожным признаком  остается значительная дифференциация доходов в городской и сельской местности. В 2011 году уровень бедности в сельской местности превысил городской уровень более чем в 3,7 раза, а в 2007 году разница составляла лишь  2,6 раза. Это говорит о том, что отрыв качественных показателей жизни городских жителей от показателей сельского населения увеличился, несмотря на меры, принимаемые государством. Важно отметить, что в казахстанском селе сегодня проживает порядка 45,5 процентов населения, поэтому борьба с бедностью здесь способна существенно улучшить показатели республики по качеству жизни.

Позитивный тренд связан с действиями государства в инвестиционной области. Активно строятся дороги, школы, детские сады, при поддержке власти создаются новые производственные предприятия, создаются рабочие  места.

В стране средняя продолжительность  жизни достигла 69 лет, выросло благосостояние населения, которое стало больше тратить средств на приобретение товаров длительного пользования. Улучшились  другие индикаторы качества жизни и демографические показатели, от которых зависит устойчивое развитие страны и ее конкурентоспособность  на внешней арене. При этом, главными причинами смертности остаются сердечно-сосудистые заболевания, несчастные случаи, травмы, убийства, новообразования.

Вместе с тем у Казахстана имеется множество проблем, решение  которых позволит повысить качественные показатели существования населения. Например, одной из существенной причин отставания качества жизни в селах  от города, является нехватка качественной питьевой воды. По показателю водообеспеченности в расчете на душу населения Казахстан  занимает последнее место в СНГ. Потребление некачественной воды существенно  влияет на здоровье населения страны. Около 80,0% заболеваний населения  Казахстана, по оценке Минздрава РК, так или иначе, связано с низким качеством воды. По данным доклада  Председателя Комитета по водным ресурсам МСХ Республики Казахстан население большинства сел страны (72,4% или более 3 млн. человек) потребляют воду из децентрализованных источников, то есть колодцев, родников и артезианских скважин.

Информация о работе Роль государственных расходов в повышении уровня благосостояния населения