Роль контроллинга в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение роли контроллинга в формировании и реализации финансовой стратегии предприятия. В рамках поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 1. Анализируется стратегия управления финансами предприятия, в рамках которых действуют отечественные предприятия в настоящее время.
2. Определяется предмет и содержание контроллинга. Его задачи, принципы и функции.
3. Рассматриваются основные составляющие финансовой стратегии предприятия.
4. Обобщаются системы и методы внутреннего финансового контроллинга.

Содержание работы

Введение 3
Финансовые стратегии организации: роль контроллинга 5
1.1. Стратегия управления финансами предприятия 5
1.2. Предмет и содержание контроллинга 13
1.3. Системы и методы внутреннего финансового контроллинга 20
2. Расчетная часть
2.1. Разработка бюджета продаж и производства 32
2.2. Расчет потребности в основных фондах 32
2.3. Разработка бюджета капиталовложений в основные фонды 33
2.4. Расчет численности работающих 34
2.5. Разработка бюджета затрат на оплату труда 35
2.6. Разработка бюджета затрат на производство и реализацию продукции 37
2.7. Разработка бюджета капиталовложений в оборотные средства 38
2.8. Расчет источников финансирования капиталовложений 40
2.9. Расчет точки безубыточности 40
2.10. Разработка бюджета доходов и расходов 41
2.11. Разработка плана денежных поступлений и выплат 43
2.12. Составление бюджета по балансовому листу 49
2.13. Составление плана по источникам и использованию средств 50

Заключение 51
Список использованной литературы 52

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 651.50 Кб (Скачать файл)

 

· реальные (ресурсы направляются в производственные процессы);

 

· финансовые (ресурсы  направляются на приобретение финансовых инструментов: эмиссионных и производных  ценных бумаг, объектов тезаврации, банковских депозитов);

 

· интеллектуальные инвестиции (подготовка специалистов на курсах, передача опыта, вложения в разработку технологий).

 

Для оценки инвестиционных возможностей необходимо исследовать  кредитоспособность, которая представляет собой совокупность характеристик, позволяющих оценить его инвестиционный потенциал.

Инвестиционную привлекательность  и кредитоспособность предприятия  можно представить как основные составляющие его финансового потенциала.

Поскольку объем инвестиционных ресурсов предприятия ограничен, а потенциальные объекты инвестиций обладают различной инвестиционной привлекательностью, обществу необходимо оптимально распределять свои инвестиционные ресурсы. В этой связи возникает необходимость формирования инвестиционной стратегии предприятия.

В совокупности инвестиционная стратегия и кредитная стратегия  составляют финансовую стратегию предприятия.[4].

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии предприятия и достижение его целей.

Поскольку предприятие  представляет собой совокупность различных  бизнес-процессов, выполняющих различные  функции в рамках предприятия, представляется целесообразным структурировать подразделения  по целям и задачам, выполняемым  ими в рамках группы.

На основании такого распределения функций разработка финансовой стратегии основывается на совокупности финансовых функций  подразделений корпорации..

Разработки стратегии  включает осуществление нескольких этапов [6]:

 

1. Оценка долгосрочных перспектив.

2. Прогноз развития.

3. Осознание цели.

4. Анализ сильных и  слабых сторон.

5. Обобщение стратегических  альтернатив.

6. Разработка критериев оптимизации.

7. Выбор оптимальной  стратегии.

8. Планирование мероприятий.

 

После выработки общей  финансовой стратегии предприятия специальные подразделения в соответствии с выработанной стратегией предприятия, а также в соответствии с состоянием финансового рынка разрабатывают инвестиционную и кредитную стратегии. Такой подход позволяет, с одной стороны, "директировать" деятельность подразделений, то есть направить различные аспекты деятельности предприятия в единое русло (директриссу или вектор) в соответствии с миссией предприятия, а с другой стороны - гибкая и продуманная финансовая стратегия позволяет высшему менеджменту предприятия планировать развитие прочих направлений деятельности. [8]

Таким образом, финансовая стратегия предприятия необходима не только руководству, но и всем сотрудникам  предприятия для наилучшего выполнения ими своих обязанностей. Финансовая стратегия разрабатывается с использованием основных инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Предмет  и содержание контроллинга.

 

Предметом изучения контроллинга является процесс управления предприятием, включающий в себя установление целей, формирования стратегий, разработку стратегических и оперативных планов и бюджетов, мониторинг текущих событий, контроль и анализ отклонений фактических результатов от намеченных целей.

Изначально под контроллингом  понималась совокупность задач, решаемых в сфере учета и финансов, а контроллером выступал главный бухгалтер. [11]

В дальнейшем это понятие  стало трактоваться шире. К функциям контроллинга стали относить финансовый контроль и оптимизацию использования  финансовых средств и источников для достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия (в экономическом смысле контроллинг — это система управления прибылью предприятия).

В немецком издании «Экономический словарь предприятия» понятие контроллинга определено как «концепция информации и управления». Наиболее полно система контроллинга была впервые описана и применена в США, поэтому термин контроллер-руководитель службы контроллинга происходит от английского «controlling». [16]

В общем смысле слова, контроллинг — это система  управления учетно-аналитическими специалистами. А также это концепция, направленная на ликвидацию узких мест и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов.

Слово «контроллинг»  ассоциируется со словом «контроль», но это отличное и даже противоположное по смыслу понятие.

Контроль направлен  в прошлое, на выяснение времени  ошибок и просчетов, а контроллинг  — это управление будущим для  обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных  единиц.

Система контроллинга стремится так управлять процессом текущего анализа плановых и фактических показателей, чтобы исключить ошибки и отклонения как в настоящем, так и в будущем. Отсюда назначение контроллинга — предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды. Другими словами, необходимо предусмотреть, чтобы принимаемое решение не основывалось на ошибочных предпосылках, а это особенно важно, когда принимаемое решение сопряжено с большим риском. [1]

В деятельности фирмы  контроллинг — это целостная  концепция управления предприятием, направленная на выявление шансов и  рисков, связанных с получением прибыли.

Особенности контроллинга:

 

1) увязка оперативных  финансово-экономических расчетов  и стратегических решений;

 

2) ориентация финансово-экономических  расчётов на принятие экономически  обоснованных решений;

3) содержание таких  традиционных функций управления, как планирование, контроль, информационное обеспечение, которые составляют ядро контроллинга;

4) новое психологическое  содержание роли планово-экономических  служб (служб контроллинга на  предприятии).

 

Контроллинг — это  функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. [1, 15]

Исходя из вышеизложенного  основными задачами контроллинга являются:

 

1. Выявление проблем  и корректировка деятельности  организации до того, как эти  проблемы перерастут в кризис. Решение этой задачи связано  с:

·  определением фактического состояния организации и его  структурных единиц;

·  прогнозированием состояния и поведения экономики организации на заданный будущий момент времени;

·  заблаговременным определением места и причин отклонений значений показателей, характеризующих деятельность как организации в целом, так  и его структурных единиц;

·  обеспечением устойчивого производственно-финансового состояния организации при наступлении (достижении) предельных значений показателей;

·  поиском слабых и  узких мест в деятельности предприятия.

 

Результативность решения  выявленной проблемы во многом определяется тем, как хорошо скоординированы цели различных уровней управления, средства и методы их реализации.

 

2. Задача контроля  и регулирования. Своевременная  адаптация организации к быстро  меняющимся изменениям внешней  среды обусловила необходимость  такого управления организацией, при котором основой стратегических решений становится выбор поведения предприятия в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Без соответствующей координации, контроля и регулирования обеспечить возможность успешной реакции предприятия на изменения, которые произойдут в середе, не представляется реальным. [1,18]

 

3. Информационное сопровождение  процесса планирования. Решение  этой задачи связано с:

¾  разработкой методик  планирования;

¾  представлением информации для составления планов;

¾  установлением допустимых границ отклонений;

¾  анализом причин и  разработкой предложений для  уменьшения отклонений;

¾  учетом и контролем  затрат и результатов;

¾  разработкой инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений;

¾  стимулированием  планирования.

Реализация всех трех задач помогает эффективно функционировать  предприятию и его структурным  единицам. [18]

Реализация деятельности контроллинга основывается на четырех  принципах:

 

1. Принцип движения  и торможения. Для обеспечения  длительного и устойчивого существования  организации необходимы ее рост, развитие и, как следствие,  стабильное получение прибыли.  При этом цель «рост» означает  увеличение производства и продажи  изделий или расширение номенклатуры предоставляемых услуг, которые уже определены в плане организации. Цель «развитие» означает новые изделия, новые формы их применения, новый сервис, новые решения проблем клиентов, новые рынки и каналы сбыта, новые методы производства, новые организационные структуры и процедуры управления, т. е. для успешной деятельности предприятия и его движения вперед необходимы «инновации». Как известно, инновационные решения обычно встречают сопротивление тех, кто привык работать старыми методами. Поэтому контроллер обязан активно воздействовать на работников, тормозящих прогресс, добиваться постоянного обновления всей деятельности фирмы. Принцип движения и торможения в контроллинге создает объективные условия для постоянного выявления и внедрения нового, прогрессивного и эффективного в практику конкретной организации с учетом специфики и возможностей.

 

2. Принцип своевременности.  В условиях динамично развивающегося  рынка руководству для принятия  решений необходимы постоянно  обновляемые данные как о внешней, так и внутренней среде, результаты их анализа. Поэтому контроллер постоянно наблюдает за окружающей средой. В интересах укрепления позиций организации контроллер обязан оперативно учитывать вновь возникающие шансы и риски, их возможное влияние на прибыль. Способность организации к своевременному реагированию на рыночные изменения зависит от временного интервала между возникновением нового шанса или риска и конкретным действием руководства, а также от затрат времени на изменение плана и внедрение новинки. Чем продолжительнее этот интервал и велики затраты времени, тем вероятнее потери прибыли. [7,23]

 

3. Принцип стратегического  сознания. Информация, полученная от  работников, имеет важное значение  для проведения мероприятий, обеспечивающих  устойчивое будущее фирмы. Руководители организации, ее подразделения и сотрудники на практике нередко принимают тактические решения, приносящие быстрый экономический эффект и реальные выгоды в текущем плане, но не соответствующие стратегическим задачам предприятия. Принцип стратегического сознания реализуется только тогда, когда любое решение и действие оценивается в первую очередь с позиций его соответствия стратегическим программам.

 

4. Принцип документирования. Целью этого принципа является  создание условий для проверки: соблюдались ли цели и задачи финансового контроллинга в действительности. В финансовом контроллинге информация представляется в виде письменных сообщений с предварительной оценкой их значимости. Письменная форма принуждает информатора к продуманному, полному и точному представлению положения дел. Документирование позволяет в любой момент установить посылающего и принимающего информацию, ее содержание и дату передачи. Необходимо также оценивать достоверность и полноту информации. Благодаря принципу документирования решения по оперативным вопросам принимаются с учетом стратегической позиции фирмы, стимулируя тем самым первоочередную реализацию стратегических целей. Принцип документирования является также инструментом для контроля за соблюдением других принципов контроллинга: движение и торможение, стратегическое сознание и своевременность. [23]

 

Важнейшими целями организации  являются высокая рентабельность, обеспечение  ликвидности и повышение эффективности  работы. Достижению этих целей способствует служба контроллинга, основное назначение которой — предупредить возникновение кризисных ситуаций в ближайшем и отдаленном будущем.

Для этого контроллинг  обеспечивает выполнение следующих  функций:

· мониторинг состояния  экономики организации;

· сервисная функция (обеспечение аналитической информацией для принятия управленческих решений);

· управляющая функция;

· контроль и анализ экономичности  работы подразделений;

· подготовка (разработка) методологии принятия решений, их координация, а также контроль восприятия этой методологии руководством.

Функция контроля и анализ экономичности работы подразделений  и организации в целом сводится к внутреннему контролю как подразделений, так и организации в целом. Контроллинг в отличие от ревизии  ориентирован на текущие результаты деятельности фирмы и не связан с документальной проверкой на местах свершения хозяйственных операций. [22]

Функцию правильного  применения методики, способствующей достижению предприятием прибыли (предотвращению убытка) должен выполнять контроллёр и так, чтобы каждый сотрудник сохранял с помощью соответствующих инструментов способность к самоконтролю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Системы и методы внутреннего финансового контроллинга

 

В составе механизма  финансового менеджмента важная роль отводится системам и методам внутреннего финансового контроля.

Внутренний финансовый контроль представляет собой организуемый предприятием процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех управленческих решений в области финансовой деятельности с целью реализации финансовой стратегии и предупреждения кризисных ситуаций, приводящих к его банкротству. [2]

Информация о работе Роль контроллинга в деятельности предприятия