Роль кредитования в развитии малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:21, дипломная работа

Описание работы

В большинстве экономически развитых стран малый бизнес играет важнейшую роль в развитие экономики государства. Правительство Российской Федерации также прилагает все усилия для решения проблем малого бизнеса в нашей стране. По мнению руководителей государства, малый бизнес должен стать той силой, которая сможет сократить безработицу и увеличить налоговые поступление в государственную казну. Во многих случаях решение проблем малого бизнеса производится на основе опыта зарубежных стран, где на частных предпринимателей приходится до 50 % ВВП.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................................4
1 Теоретические основы кредитования малого бизнеса…………………………….6
1.1 Понятие малого бизнеса и правовая форма его реализации………………....6
1.2 Организация процесса кредитования малого бизнеса
в коммерческом банке…………………………………………………………15
1.3 Виды кредитного финансирования деятельности малого бизнеса………….23
2 Анализ кредитных продуктов для малого бизнеса в крупнейших
банках Приморья…………………………………………………………………...29
2.1 Кредитование малого бизнеса в Приморье как краевая программа…………29
2.2 Организация кредитования малого бизнеса крупнейшими банками ………32
2.3 Способы и методы кредитования малых предприятий в Сбербанке………...38
2.4 Пути совершенствования кредитования субъектов
малого предпринимательства в коммерческом банке………………………….52
3 Разработка инвестиционного проекта…………………………………………….57
Заключение…………………………………………………………………………….86
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Вики.doc

— 681.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение...........................................................................................................................4

1 Теоретические основы кредитования малого бизнеса…………………………….6

    1.1 Понятие малого бизнеса и правовая форма его реализации………………....6

  1.2 Организация процесса кредитования малого бизнеса

           в коммерческом банке…………………………………………………………15

   1.3 Виды кредитного финансирования деятельности малого бизнеса………….23

2  Анализ кредитных продуктов для малого бизнеса в крупнейших

    банках Приморья…………………………………………………………………...29

   2.1 Кредитование малого бизнеса в Приморье как краевая программа…………29

  2.2 Организация кредитования малого бизнеса крупнейшими банками ………32

  2.3 Способы и методы кредитования малых предприятий в Сбербанке………...38

  2.4 Пути совершенствования кредитования субъектов

       малого предпринимательства в коммерческом банке………………………….52

3 Разработка инвестиционного проекта…………………………………………….57

Заключение…………………………………………………………………………….86

Список литературы……………………………………………………………………88

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В большинстве экономически развитых  стран  малый бизнес играет важнейшую роль в развитие экономики государства. Правительство  Российской Федерации также прилагает  все усилия для решения проблем малого бизнеса в нашей стране. По мнению руководителей государства, малый бизнес должен стать той силой, которая сможет сократить безработицу и увеличить  налоговые поступление в государственную казну. Во многих случаях решение проблем малого бизнеса производится на основе опыта зарубежных стран, где на частных предпринимателей  приходится до 50 % ВВП.

Основной проблемой малого бизнеса, является отсутствие денежных средств, необходимых для развития предприятия.

Определение «малый бизнес» в основном каждый интерпретирует по-своему. С юридической точки зрения, малый бизнес представляет собой совокупность микропредприятий и малых предприятий, которые занимаются предпринимательской деятельностью.

Правительство РФ планирует  установить дополнительный критерий для определения предприятий малого бизнеса по объему выручки от реализованных товаров (услуг) и их балансовой стоимости. Это объясняется тем, что в настоящее время существуют компании с ежедневным оборотом в несколько миллионов рублей, однако в их штате могут находиться всего 2-3 человека. К таким компаниям относятся биржевые трейдерские компании по торговле акциями и другими ценными бумагами.

Основными преимуществами предприятий малого бизнеса являются законопроекты, которые направлены на поддержку развития субъектов малого бизнеса в области инновационных технологий. В рамках государственных программ и фондов содействия малому предпринимательству предусматривается кредитование малого бизнеса.

Объект исследования – малый бизнес в Приморье.

Предмет – процесс  кредитования малого бизнеса.

Цель дипломной работы – рассмотреть процесс и условия  кредитования малого бизнеса некоторыми российскими банками, представленными  на рынке банковских услуг Приморья.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. раскрыть понятие малого бизнеса и описать правовую форму его реализации;
  2. рассмотреть организацию процесса кредитования малого бизнеса в коммерческом банке;
  3. рассмотреть кредитование малого бизнеса в Приморье как краевую программу;
  4. определить и проанализировать кредитные продукты для малого бизнеса в крупнейших банках   Приморья;
  5. охарактеризовать способы и методы кредитования малых предприятий в Сбербанке;
  6. показать пути улучшения кредитования малого бизнеса;
  7. разработать инвестиционный проект.

Информационной базой послужили следующие источники: нормативная и законодательная база, учебная и методическая литература, монографии по анализируемой проблеме, профессиональная периодика, статистика, данные годовых отчетов банка.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

1  Теоретические основы кредитования малого бизнеса

 

1.1  Понятие  малого бизнеса и правовая форма его реализации

 

Малый бизнес уже сегодня является наиболее массовым сегментом частного сектора экономики, оставаясь подчас единственной возможностью для большей части населения реализовать свой предпринимательский потенциал.

Состояние малого бизнеса  отражает не только структурные моменты  экономики, характеризующие предпринимательский климат, но и предпринимательскую активность российского общества в целом. Кроме того, от уровня вовлеченности населения в этот сектор зависит отношение общества как к предпринимательству, так и в целом к экономическим реформам, проводимой государством политике. А потому с развитием малого предпринимательства в Российской Федерации связывается решение целого комплекса социально-экономических задач, а именно:

- реализация конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности;

- обеспечение устойчивого социально-экономического развития и увеличения доходов бюджета;

- увеличение занятости и повышение качества и уровня жизни населения.

Тем не менее, в последние годы приходится отмечать тенденции к сужению сектора, это притом, что малый бизнес в России отстает от предприятий Европы, в частности, в решении проблем занятости населения и насыщения рынков товарами и услугами. В создавшихся условиях без специально проводимой на государственном уровне политики по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства реализовать потенциал этой формы хозяйствования крайне сложно.

Необходимость разработки специальных мер поддержки малого бизнеса тем более оправдана, что малый бизнес изначально имеет неравное положение в доступе к ресурсам по сравнению с крупными предприятиями. В частности, для малого бизнеса характерны высокая степень риска, значительная зависимость от инициативы и способностей руководителя, финансовая и коммерческая неустойчивость, низкий уровень финансовых резервов, ограниченность основных фондов, сравнительно небольшой объем хозяйственной деятельности, небольшая численность работников и ограниченное число управленческого персонала, значительный объем привлеченных ресурсов. Данная характеристика свидетельствует об экономической неустойчивости малого предпринимательства и подтверждает необходимость выработки и реализации мер адресной государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.

В качестве дополнительного  аргумента в пользу необходимости  стимулирования развития предпринимательства  выступает и то обстоятельство, что  в российском обществе далеко не исчерпан предпринимательский потенциал. Так, по самым скромным оценкам, порядка 10% экономически активного населения могут стать руководителями бизнеса.

Для обеспечения возможности  реализации предпринимательского потенциала необходимо создать благоприятные  правовые и экономические условия, которые бы способствовали интенсивному развитию бизнеса, тем самым стимулировали формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды, вели к расширению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней.

Одним из важнейших условий  развития малого бизнеса являются условия  и возможности кредитования.

Принципиальным моментом в разработке государственной политики в области малого и среднего бизнеса  является определение объекта государственной  поддержки, а именно установление критериев  отнесения субъектов хозяйствования к малому и среднему бизнесу.

При этом важно чтобы, с одной стороны, были четко обозначены границы всего сегмента, к которому можно было бы применять меры стимулирования общего характера, направленные на защиту интересов всех представителей малого и среднего предпринимательства. С другой стороны, необходимо обеспечить достаточную гибкость в критериях. Очень важно, чтобы критерии позволяли выделять как на федеральном, так и на региональном уровне подкатегории субъектов предпринимательской деятельности, нуждающихся в специальных видах поддержки или стимулировании. Например, чтобы в рамках программ развития малого и среднего предпринимательства можно было бы предусмотреть ряд специальных стимулов для начинающих предпринимателей или инновационных фирм, или же творческих, нетрадиционных и социально ориентированных форм предпринимательства. Критерии выделения сектора должны быть достаточно простыми и незатратными в своем применении, особенно при организации статистического и экономического наблюдения и при разработке нормативно-правовых актов в области налогообложения, имущественных отношений, градостроительной, инвестиционной, хозяйственной и иной политики. Кроме того, при выработке критериев необходимо учесть и возможность международных сопоставлений.

Понятие «малое предпринимательство» в нашей литературе нередко отождествляют с понятием «малый бизнес», под которым, как правило, подразумеваются мелкие (или мелкие и средние) предприятия. Малое предпринимательство предполагает не просто относительно небольшие размеры предприятия и масштабы хозяйственной деятельности, но и обязательное базирование последней на особо рисковой и инновационной основе, на полной экономической ответственности, на персонифицированных и гибких управлении и организации воспроизводства с целью получения максимального предпринимательского дохода с единицы затраченного капитала.

Этот качественный момент, как представляется, исключительно  важен, хотя в экономической литературе и на практике малое предпринимательство выделяется преимущественно на основе количественных показателей, - что, разумеется, не способствует четкому различению понятий «малое предпринимательство» и «малый бизнес», «малые (мелкие) и средние предприятия».

Определение «малого  бизнеса» до сих пор является объектом дискуссий. Оно до сих пор не закреплено Гражданским кодексом РФ. В нем дается лишь общее понятие предпринимательской деятельности и предусматриваются виды субъектов предпринимательства в зависимости от различных критериев:

  • от круга лиц, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность: индивидуальные предприниматели, юридические лица, публично-правовые образования;
  • от формы собственности, на базе которой осуществляется деятельность: частные, государственные и муниципальные;
  • от целей деятельности юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации и т.д.

Однако упоминания о  малых предприятиях здесь не встречается, следовательно, они не выделяются как  особые участники экономических  отношений.

В законодательстве промышленно  развитых государств применяются различные  подходы к проблеме определения понятия «малого бизнеса» с точки зрения его государственной поддержки. Малое предпринимательство рассматривается как особый тип предпринимательской деятельности, субъект  
которой принимает инновационные решения с полной ответственностью и соединяет различные средства производства с целью получения дохода (прибыли).

Понятие малого предпринимательства  многогранное, поэтому следует его рассматривать в единстве нескольких аспектов. Часть ученых, в том числе и отечественных, связывает понятие малого предпринимательства с его количественными параметрами. Другие авторы рассматривают качественные показатели деятельности малого предприятия. Имеются также мнения, связывающие сущность малого предпринимательства с частной формой собственности. Отдельные экономисты объединяют воедино количественные и качественные критерии, применяя тем самым комбинированный подход к определению малого предпринимательства. В мировой практике используются более 50 критериев.

В российской практике впервые  понятие малого предпринимательства было дано в Законе СССР № 1529-1 от 04.06.90 г. «О предприятиях в СССР». В нем указывалось, что предприятие может быть отнесено к категории малых независимо от форм собственности в соответствии с определенной численностью и объемом хозяйственного оборота. Что касается организационно-правовой формы, то данное определение появилось в Законе РСФСР от 25.12.90 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Малые предприятия не рассматривались как особая форма организации предпринимательской деятельности, поэтому в этом законе они не упоминались. Более подробно понятие малого предпринимательства раскрывалось в Постановлении Совета Министров РСФСР №406 от 18.07.91 г. «О мерах поддержки и развития малых предприятий в РСФСР», согласно которому к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих не превышающей 200 человек.

Деятельность субъектов  малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.1

К субъектам малого и  среднего предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

Информация о работе Роль кредитования в развитии малого бизнеса