Рынок банковских услуг в Кыргызстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:38, дипломная работа

Описание работы

Основной частью денежного оборота (80-90%) является безналичный платежный оборот, в котором движение происходит в виде перечислений по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Он опосредует такие сферы хозяйственных отношений, как: реализация продукции, услуг, работ; распределение и перераспределение национального дохода; получение и возврат банковских кредитов; выплата и использование денежных доходов населения. Участниками этих отношений являются объединения, предприятия, организации, кооперативы, банковские и финансовые органы, население.

Содержание работы

Введение
Глава I

Развитие рынка банковских услуг в КР

1.1

Создание и развитие коммерческих банков

1.2

Роль банковских услуг в развитии экономики

Глава II

Виды и формы банковских услуг и порядок их оказания

2.1

Виды и формы банковских услуг

а)

безналичные расчеты

б)

расчеты пластиковыми карточками

Глава III

Перспективы развития безналичных расчетов на примере филиала Акционерно - Коммерческого банка «Кыргызстан»

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Развитие банковских услуг в КР.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

аккредитивы;

   платежные требования;

пластиковые карточки.

Платежное поручение  филиал банка АКБ «Кыргызстан» принимает от плательщика к исполнению только при наличии денег на его расчетном счёте. При равномерных постоянных поставках расчёты между поставщиками и постоянными покупателями совершаются в порядке плановых платежей   с использованием расчетов платёжными поручениями. При проведении таких расчетов плательщик сдаёт поручение в трёх экземплярах своему учреждению банка. Документы из банка плательщика направляются в филиал банка. При этом с расчетного счёта плательщика списываются денежные средства, указанные  в платёжном поручении, и направляются в банк получателя для зачисления на его расчётный счет. При получении платёжного поручения банк получателя перечисляет полученные денежные средства на расчетный счёт получателя.

Расчеты чеками  в филиале АКБ «Кыргызстан»  производятся  при платежах за товары и оказанные услуги, и оплачивается за счет средств, депонированных (специально отложенных) на отдельном чековом счёте. Чеки могут быть оплачены также с расчетного счёта чекодателя, но не выше суммы, гарантированной банком (согласованной с чекодателем при выдаче чековой книжки). Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается на специальном внебалансовом счете.

Расчеты аккредитивами. Настоящая процедура определяет порядок, организацию, учет по работе  с импортными документарными аккредитивами, описывает обслуживание клиента во «фронт-офис», дальнейшее осуществление операции в «бок офисе», первичный учет операции в «бок офисе» и проведение бухгалтерских проводов в подразделении бухгалтерского учёта. Процедура включает в себя участие следующих подразделений банка: Департамент валютных  и международных банковских операций; Валютный отдел банка; Службу безопасности; Отдел бухгалтерского учёта и отчётности.

Поставщик для получения  денег представляет банку документы (реестры счетов и др.), подтверждающее выполнение всех условий аккредитивного заявления. В случаях, когда условиями предусмотрен акцент, т. е. предварительное согласие уполномоченного покупателя, то проверяется наличие акцентной подписи. Не принимаются к оплате реестры счетов без указания номеров транспортных документов, вида транспорта, на котором отправлен груз.

Реестры счетов, подлежащие оплате в банке представляются в  трёх экземплярах, из которых один используется в качестве мемориального ордера при совершении бухгалтерских проводок, другой дается поставщику  в качестве расписки, а третий с отметкой банка отсылается банку - эмитенту для вручения плательщику.

  Платёжные требования     широко применяется при акцептной форме расчетов, когда платежи совершаются не сразу после отгрузки товара и выписки товарных документов. Отгрузив товар, поставщик выписывает в соответствующем количестве экземпляров платежные требования и сдает их на инкассо. Платеж за товар или услугу осуществляется в филиале банка АКБ «Кыргызстан», который  обслуживает покупателя.

Платежное требование содержит все необходимые реквизиты, позволяющие  определить, какой товар отгружен, каковы его сортность, цена, время отгрузки и т.д.

Развитие электронной  техники позволило филиалу АКБ  «Кыргызстан» широко использовать безналичные  расчеты в форме пластиковых  карточек, содержащих зашифрованную  информацию, которая позволяет их владельцам осуществлять платежи и  получать наличные деньги.

Первомайский филиал АКБ «Кыргызстан» производит продажу  и покупку безналичной валюты у банков. Процесс продажи безналичной  валюты включает в себя заключение сделки с банком о продаже валюты отделом по работе с клиентом, учет и контроль операции в отделе производится  в отделе учета операций. И покупка и продажа производятся как на внутреннем межбанковском так и на международном межбанковском рынках. В банке одинаково работают и Национальная валюта «сом », и любая  валюта международного значения.

Международные расчеты

  • Политика учета операций в иностранной валюте в банках и финансово-кредитных учреждениях лицензионных НБКР, утвержденное постановлением Правления НБКР от 8 июля 1998 г.
  • План счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках и финансово-кредитных учреждениях лицензированных НБКР, утвержденный постановления Правления № 16/3 от 20 июля 1997 г.

Проверяет правильность шнурования ключей на платежных поручениях, исходящих из отделений банка  и делает отметку о корректности или некорректности набранного шифра на обоих экземплярах платежных поручений. Расписывается и возвращает платежное поручение отделений специального отдела по работе с клиентом.

Проверяет правильность заполнения всех реквизитов платежных  поручений, достаточность средств на расчетном счете клиента, если с отделения, то на корреспондентском счете отделения, соответствие наименование плательщика с номером счета, соответствие суммы цифрами и прописью. Сверяет оттиски печати уполномоченных лиц на платёжном поручении с образцами подписей и печатей. При наличии, каких - либо несоответствий (в том числе некорректность тестового ключа), отдает платежное поручению клиенту для исправления или уведомления соответствующих работников отдела.

В случае правильного  заполнения подписывает все три экземпляра платежного поручения на втором и третьем ставит штамп о принятии на исполнение. Третий экземпляр платежного поручения отдается клиенту сразу или кладет в ячейку, где хранятся выписки клиента. Первый и второй экземпляры платежного поручения не позднее 14.00 часов передает в бухгалтерию.

Принимает платежные  поручения под роспись в журнале. Для определения подходящего  банка корреспондента и проведения платежа сверяет остатки средств  в иностранной валюте на внешних  корреспондентских счетах банка. Согласно первичного учета и выбирает банк - корреспондент.

Регистрирует платежное  поручение клиента в журнале  регистрации входящих платежных  поручений присваивает индивидуальный номер (REFERENCE) записывает сумму валюты.

Проверяет соответствие реквизитов заполненных телексных сообщений реквизитом платежных поручений, правильность оформления телексных сообщений. Визирует и передает руководителю департамента валютных и международных банковских операций.

Проверяет наличие подписи  руководителя департамента ВиМБО на обоих экземплярах телексных сообщений:

  • согласно специальной инструкции банка-корреспондента для кодирования платежей расширяет ключ на основании данных платежного поручения.
  • представляет тестированный ключ на первые экземпляры и помечает буквой «Z» соответствующий и вторые экземпляры телексных сообщений на которых стоит подпись руководителя департамента, ВиМБО и главного руководителя банка.
  • визитирует оба экземпляра телексных сообщений и передает сотруднику бэк-офиса, ответственного за прием передачу телексных сообщений
  • принимает подписанный руководителем департамента зашифрованные телексные сообщения и исполняет следующие действия:

а) проверяет наличие  шифра, подписи руководителя и сотрудника службы безопасности ответственного за шифрование на первом экземпляре телексного сообщения. В случае нарушения непромедлительно ставит в известность руководство департамента ВиМБО;

б) отправляет по телексу  в банки - корреспонденты, корректно оформленные телексные сообщения;

в) составляет и хранит в отдельные папки ведомость исходящие телексные сообщения за день которые подписывает руководитель департамента ВиМБО;

г) подшивает отдельно первые экземпляры отправленных телексов и соответствующие протоколы  сеансов связи по отправленным телексным  сообщениям;

д) передает сотрудникам управления, ответственным за ведение поступающих счетов банка, вторые экземпляры исполненных телексных сообщений с приложенными экземплярами платежных поручений клиента.

На основании телексных  сообщений готовит в двух экземплярах  ведомость операций, подлежащих бухгалтерской проводке с указанием всех реквизитов для отражения операций по балансу.

Наименование плательщика  и получателя должно заполняться  точно, конкретно по первичным документам, соответствующий образцам подписей клиентов.

Проставляет на ведомости  порядковый номер, визирует и передает на проверку начальнику бэк-офиса. Проверяет  правильность составления ведомос*и  в со*тветствии с первичным*д**ументом* Визирует и передает на подпись руководителя департамента ВиМБО. Проверяет законность отражения всех проведенных операций в ведомости подлежащих проводке операций. При отсутствии нарушений, наличия подписи исполнителей и начальника бэк-офиса ставит разрешительную подпись и возвращает сотруднику бэк-офиса.

 

Заключение

В заключение своей работы хочется сделать, однозначный  вывод  о надвигающейся экспансии банковских услуг, предоставляемых современными банками, услуг через Интернет. Необходимо безотлагательно предпринять шаги к тому, чтобы надвигающаяся эра электронного банковского обслуживания не застала врасплох банки республики. Конкуренция иностранных банков на рынке безналичных электронных банковских услуг проявляется уже достаточно явно. Наличие большого количества  - держателей международных карточек, эмитированных иностранными банками, возможность открытия счетов в иностранных банках, управляемых  по модему и факсу, - все это говорит о  том, что конкуренция  с иностранными банками за клиента уже началась.

Технологическая революция  инфраструктуры телекоммуникаций, глобальное распространение сети Интернет и использование ее для предоставления электронных банковских услуг уже ставит перед кыргызскими банками вопрос участвовать в конкурентной борьбе  с другими банками, как кыргызскими, так и иностранными, за предоставления комплексного электронного банковского обслуживания или начинать терять клиентов. Наиболее эффективным такое участие будет лишь в случае, если действия банков  будут скоординированы как минимум  в технологическом, а возможно, и в организационном плане.

Для активизации процесса  развития электронного безналичного обслуживания в Республике Кыргызстан предстоит сделать очень много.  В первую очередь:

- разработка технических  стандартов на форматы электронных  платежных документов, включая форматы  транзакций на операции по карточкам;

- разработка технических  стандартов на протоколы информационных  обменов, позволяющих осуществлять  пересылку электронных платежных  документов и непосредственный  доступ  к счету, максимально  используя  публичные - телекоммуникационные  сети;

-разработка технических  стандартов на терминальное оборудование  и микропроцессорные карты;

- разработка стандартов  на применяемую электронную подпись,  криптографическую защиту каналов  связи;

- разработка законодательных  актов, легализующих и регулирующих осуществления электронных банковских операций через телекоммуникационные сети, использование электронных платежных документов и применение электронной подписи.

Снижение наличного  оборота и повышение безналичного во многом зависят от  экономической ситуации в стране и наличия необходимой инфраструктуры, обеспечивающей проведение безналичных платежей.

Что касается развития по пластиковым картам, то внедрение  современных технологий пластиковых  карт сдерживается возможностями коммерческих банков по финансированию и технической поддержке проектов.

НБКР должен разработать  комплекс мер по стимулированию развития электронного банковского обслуживания. Банкам должен быть облегчен переход  к обслуживанию клиентов электронным  способом.

 Государственная поддержка позволила  бы кыргызским банкам не потерять темпа и своевременно вступить в конкурентную борьбу на рынке безналичных электронных банковских услуг.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1.  Абдымаликов К. Экономическая реформа: трудности становления и стабилизации// Вестник КТУ им. И. Раззакова – Институт Управления и  Бизнеса.- Бишкек , 2001.-С. 4 – 12.
  2. Банки и банковские операции: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Г.Ф. Графов, Л.М. Максимова и др.- М.: «Банки и биржи» - ЮНИТИ, 1997.-473с.
  3. Банковское дело: Справочное пособие / Под ред. Ю.А, Бабичева.-М.: Экономика, 1994.-397с.
  4. Банковское дело: стратегическое руководство /под ред. В. Платонова, М. Хиггиса,  2 –е  изд.-М.: «Консалтбанкир», 2001.-345с.
  5. Банковское дело./ Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Банковский и биржевой научно – консультационный центр, 1992. – 429с.
  6. Березина М. Б., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты: Практическое пособие. - М., 1994.-224с.
  7. Богданова О.М. Коммерческие банки России: формирование и устойчивое развитие.- М.: ЗАО «Финанстатинг – форм», 1998.-197с.
  8. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Эко<span class="dash0422_0435_043a_0441_0442_0020_0441_043d_043e_0441_043a_0438__Cha

Информация о работе Рынок банковских услуг в Кыргызстане