Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 05:00, шпаргалка
1. Эконом теория как наука. Эконом законы. Методы эконом теории. Эконом категории.
Экономика (термин ввёл Аристотель) - «правило ведения хоз-ва», занимается изучением деят-ти людей, её законов и закономерностей, условий и элементов в произ-ве.
Предмет экономики - экономич отношения (между людьми и соц группами, складывающиеся в пр-ве, распределении, обмене и потреблении благ).
На время действия счета недоимщика, по остальным расчетным счетам производятся только операции по зачислению средств и перечислению на счет недоимщика. С этого счета производится списание по первой и второй группе очередности.
Налоговым органам предоставлено право взыскивать в бессрочном порядке с юридических лиц только недоимки по налогам, сборам, а также иные штрафы согласно законодательству.
По решению конституционного
суда России, списание сумм штрафов, сумм
сокрытого или заниженного
Налично-денежный оборот осуществляется через расчетно-кассовые центры и кассы коммерческого банка. Расчетно-кассовые центры контролируют кассовую деятельность, производят кассовое обслуживание коммерческих банков, разрабатывают эмиссионные проценты по кассовому обслуживанию на предстоящий квартал.
Расчетно-кассовый центр устанавливает лимит кассы для каждого коммерческого банка, осуществляет проверки достоверности отчетности о кассовых оборотах. Коммерческий банк создает для расчетов кассовый узел, который должен включать в себя кассы различного назначения, хранилище ценностей, помещения по приему-выдаче наличных денег. Кладовая ценностей должна быть оборудована не менее чем двумя-тремя рубежами охранной сигнализации.
Следующие службы кассового узла: Приходная касса; Расходная касса; Приходно-расходная касса; Вечерняя касса; Касса пересчета.
Вечерняя касса принимает средства от инкассаторов по окончанию операционного дня. Коммерческий банк в целях улучшения обслуживания открывает вечерние кассы вне кассового узла с целью платежей от населения за коммунальные услуги.
Инкассация и доставка наличных денег производится либо самим банком, либо на договорных условиях специализированными службами инкассации.
Наличные деньги предприятия могут сдавать:
Сроки сдачи наличных денег устанавливаются банком для каждого предприятия по согласованию с их руководителем. Для предприятия устанавливается лимит кассы в зависимости от деятельности предприятия.
Если предприятие не представило расчет на установление лимита, то он считает нулевым, а сданная предприятием денежная наличность считается сверхлимитной.
Если предприятие имеет несколько счетов, то оно заключает договор только с одним банком и сдает наличность только в один банк.
Для предприятий, не имеющих денежной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода наличных денег.
Лимит может переоцениваться несколько раз в год.
Средства сверх лимита могут храниться в кассе предприятия не более 3 рабочих дней, включая день выдачи наличности из банка. (Для районов крайнего севера - 5 дней).
Вопрос №27. Базельские принципы эффективного банковского контроля и их реализация в России
Международный комитет по банковскому надзору (Базельский комитет) основан в 1975 г. председателями ЦБ десяти промышленно развитых европейских стран. Он был создан в связи с необходимостью обеспечения стабильности мировой банковской системы. Задачей Комитета является развитие сотрудничества в разработке банковских нормативов и создание единых норм.
БР имеет право отказать в покупке более 20% акций КО, если им установлено, что финансовое положение покупателя акций неудовлетворительно, что соответствует рекомендациям Базельского комитета.
Участие в акционерном капитале юридического лица ограничивается 25% собственных средств банка. Средства, инвестируемые банком в акции дочерних и зависимых предприятий, в том числе других банков вычитаются из основного капитала банка.
Вопрос №28. Рефинансирование кредитных организаций как инструмент денежно-кредитной политики.
Под рефинансированием понимается кредитование ЦБ кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются ЦБ.
Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. ЦБ покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. В случае повышения Центральным банком ставки рефинансирования коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной ставки (рефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот. Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитую сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Также изменение официальной ставки Центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность. Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не 8 Центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Ставка рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, л ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования.
Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики
Вопрос №29. Формы предупреждения банкротства и меры оздоровления кредитных организаций
ФЗ от 25.02.99 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» меры по предупреждению банкротства могут осуществляться в трех формах:
· финансовое оздоровление КО;
· назначение временной администрации по управлению КО;
· реорганизация КО.
Меры по предупреждению банкротства КО осуществляются в случае, когда КО:
- не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до 3 дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корсчетах КО;
- допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ;
- нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный ЦБ;
- нарушает норматив текущей ликвидности КО, установленный ЦБ, в течение последнего месяца более чем на 10%.
В соответствии с ФЗ «О несостоятельности...» в целях финансового оздоровления могут осуществляться следующие меры:
- оказание финансовой помощи КО ее учредителями (участниками) и иными лицами;
- изменение структуры активов и пассивов КО;
- изменение организационной структуры КО;
- иные меры.
При наличии соответствующих оснований ЦБ вправе направить в КО требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению. Территориальное учреждение ЦБ должно предъявлять КО указанное требование, если КО не известила ЦБ в установленные сроки о самостоятельном принятии мер по предупреждению банкротства.
В соответствии с методическими рекомендациями план мер по фин. оздоровлению должен состоять из 3 частей.
В первой части дается оценка ситуации в КО:
1) общие сведения о КО;
2) роль и значение КО в экономике региона РФ;
3) динамика развития КО и причины возникновения финансовых трудностей;
4) финансовое состояние КО.
Во второй части содержатся мероприятия по финансовому оздоровлению, основными целями которого является восстановление собственного капитала КО до величины, позволяющей выполнить обязательные нормативы, и возврат КО к нормальной и устойчивой работе.
План мер по финансовому оздоровлению КО, представляемый в территориальное учреждение ЦБ, должен содержать пакет обосновывающих и подтверждающих документов по всем мероприятиям и конкретные сроки выполнения мероприятий ) по финансовому оздоровлению. В связи с этим при предъявлении неполного пакета документов территориальное учреждение ЦБ вправе требовать от КО устранения соответствующих недостатков.
В третьей части должны быть представлены результаты финансового оздоровления. КО рассчитывает ориентировочные показатели на конец каждого квартала и на момент завершения финансового оздоровления, определяет влияние мероприятий по финансовому оздоровлению на изменение размера собственных средств (капитала), рассчитанного в соответствии с Положением ЦБ, изменение структуры активов и пассивов и иные положительные тенденции в своей деятельности.
Вопрос №31. Применение аккредитивной и инкассовой форм расчетов во внешнеторговой деятельности организации (предприятия).
Аккредитивная форма расчетов
Банк, открывший аккредитив может произвести поставщику платеж или предоставить другому банку произвести такие платежи при условии выполнения им всех условий аккредитива.
Виды аккредитивов:
А) Покрытые (депонированные) аккредитивы. При открытии покрытого аккредитива банк эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита, сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
Б) Непокрытые (гарантированные) аккредитивы. При открытии непокрытого аккредитива банк эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями.
В) Отзывные аккредитивы.
Отзывными считается
Г)Безотзывный аккредитив.
Безотзывным считается
Платеж по аккредитиву производится в безналичной форме или перечислением общей суммы или частичных платежей на счет получатели средств.
Расчеты по инкассо
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, при которой банк эмитент обязуется по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществить действия по поручению от плательщика платежа. Для проведения расчетов по инкассо банк-эмитент может привлекать другой исполняющий банк. Расчёты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться в акцептном или безакцептном порядке, и инкассовых поручений, оплата которых производится в безакцептном порядке. Инкассовое поручение является расчётным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке.
Платежное требование применяют при расчетах за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги).
Банковская карта – средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента.
По виду проводимых расчетов различают карты:
Вопрос №33. Порядок формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам и ответственность банков за правильность его формирования.
Резерв на возможные потери по ссудам - это специальный резерв, необходимость формирования которого обусловлена кредитными рисками и деятельностью банков.
Источники формирования резерва на возможные потери по ссудам - это отчисления, относимые на расходы банка.
В зависимости от величины кредитного риска ссуды разделяют на 4 группы: