Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:20, шпаргалка
Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика заключается в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов накоплений. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах, а также движение всех инвестиционных ценностей, заменяющих в определенный момент денежные средства.
Финансы как научное понятие абстрактны и проявляются они в основном через разнообразные формы отношений, которые получили название финансовых. Например, финансовые отношения возникают между государством и населением, государством и банком, государством и предприятиями.
1. Сущность финансов.
Финансы занимают особое место
в экономических отношениях. Их специфика
заключается в том, что они
всегда выступают в денежной форме,
имеют распределительный
Финансы как научное понятие
абстрактны и проявляются они
в основном через разнообразные
формы отношений, которые получили
название финансовых. Например, финансовые
отношения возникают между
Финансы – экономическая
категория и своеобразие
Сферой возникновения
финансов являются процессы первичного
распределения стоимости
Финансы – денежные отношения,
возникающие в процессе распределения
и перераспределения стоимости
валового общественного продукта и
части национального богатства
в связи с формированием
2. Функции финансов:
Распределительная – через эту функцию реализуется общественное назначение финансов, т.е. обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов специального назначения. Эта функция позволяет осуществлять первичное распределение вновь созданной стоимости и формировать на её основе первичную прибыль. Субъектами распределения являются юридические, физические лица, государство. Однако финансы обслуживают не только распределительный процесс, но и процесс перераспределения финансовых ресурсов, охватывающий федеральный и территориальный уровни распределения и перераспределения ресурсов.
Контрольная – инструментом
реализации выступает финансовая информация,
которая заключается в
3. Финансовый рынок в условиях рыночной экономики.
В условиях рыночной экономики бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их наибольший эффект, инвестирование и целенаправленное использование обеспечивается с помощью финансового рынка.
Финансовый рынок – особая форма организации движения денежных средств, функционирует как в виде рынка ценных бумаг, строительного рынка, кредитного рынка, страхового и т.д. Объективной предпосылкой функционирования является несовпадение потребностей финансовых ресурсов с наличием источников их удовлетворения.
На одной стороне финансового рынка всегда выступает субъект, у которого финансовых ресурсов не хватает, с другой стороны – излишки.
Функциональное значение
финансового рынка заключается
в посреднической деятельности между
продавцом и покупателем
Обязательным условием возникновения финансового рынка являются :Многообразие форм собственности.
Твердая денежная единица.
Свободные цены.
Финансовая свобода субъектов рыночных отношений.
Финансовый рынок состоит из блоков:
страховой рынок;
рынок имущества;
рынок капитала;
денежный рынок;
рынок ценных бумаг;
рынок драгоценных металлов, камней.
Вопрос № 4. Основные условия возникновения финансового рынка в России.
В условиях рыночной экономики бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их наибольшие эффективность, инвестирование и целенаправленное использование обеспечивается с помощью финансового рынка.
Финансовый рынок – особая форма организации движения денежных средств; функционирует как в виде рынка ценных бумаг, кредитного рынка, страхового и т.д. Предпосылка функционирования – несовпадение финансовых ресурсов с наличием источников их удовлетворения.
Обязательные
условия возникновения фин.
Многообразие форм собственности.
Твердая денежная единица.
Свободные цены.
Финансовая свобода субъектов рыночных отношений.
Вопрос № 5. Финансовая политика: содержание и направление.
Финансовая политика гос-ва – совокупность методов и направлений воздействия гос-ва на функционирование фи.системы. Финансовая политка: внутренняя и внешняя. Цель – укрепление экономического потенциала страны. Основные направления:
Аккумуляция финан.ресурсов и их распределение внутри гос-ва, между регионами и отраслями народного хоз-ва.
Оптимизация структуры доходов и расходов РФ и муниципальных образований, гаходящихся на самоуправлении.
Совершенствование федерального и регионального финн. Законодательства, при этом содержание финансовой политики многогранно, но важные звенья финансовой политики:
Выработка научно обоснованных концепций развития фин-ов, формирующихся на основе изучения требований эконом.законов, всестороннего анализа состояния развития хоз-ва, перспектив развития производственных сил производственных отношений, потребностей населения.
Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период с учетом путей достижения поставленных целей, предусматривающие экономич.политику гос-ва; учитываются также международные факторы и возможности роста финн.ресурсов.
Осуществление практических действий по достижению поставленных целей.
Вопрос № 6. Финансовая стратегия и финансовая тактика на современном этапе.
В зависимости от длительности периода и хар-ра решаемых задач фин-ой политика подразделяется на фин.стратегию и фин.тактику.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определяющихся экономической и социальной стратегией.
Финансовая тактика –
решение конкретного этапа
Вопрос № 7. Виды финансовой политики.
1) дефляционная
2)рефляционная
Дефляционная финансовая политика – комплекс мер , направленных на урегулирование финансовой и денежной политики с целью содержания инфляции оздоровляющего платежного баланса; путем снижения деловой активности и замедления экономического роста . Она характеризуется повышением налогов одновременным снижением расходов , сохранением эмиссии и повышением учетной ставки.
Рефляционная финансовая политика – комплекс мер по урегулированию финансовых отношений и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорению экономического роста . Она характеризуется повышением уровня государственных расходов , снижением налогов и процентных ставок.
Вопрос № 8. Государственный бюджет и его сущность.
Государственный бюджет – централизованный фонд денежных ресурсов , которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата вооруженных сил, а также для выполнения необходимых социально- экономических и других функций.
В условиях рынка бюджет- мощный рычаг государственного урегулирования и воздействия на финансово- хозяйственную коньюктуру, на осуществление антикризисных мероприятий , если они есть.
С другой стороны, бюджет государства – это сложный многоплановый документ, отражающий многообразие функций государства и финансовых отношений , складывающиеся у государства с населением , местными органами самоуправления субъектов РФ.
Бюджетные финансовые
отношения возникают в
Государственный бюджет – денежные отношения , возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения и перераспределения национального дохода в связи с образование и использованием бюджетного фонда.
Вопрос № 9. Функции государственного бюджета.
Образование бюджетного фонда:
Эту функцию выполняют налоги с доходов хозяйственных субъектов , займы, доходы то государственной собственности , доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, денег. Основным источником бюджетных доходов является предпринимательская прибыль, рента собственной земли.
функция распределения – определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между подразделениями общего производства. Сферы действия этой функции определяются тем, что в отношении с бюджетом выступают все участники общественного производства. Основной объект – чистый доход. За счет бюджетного фонда содержится непроизводственная сфера , через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями, субъектами. Через бюджет перераспределяются до 40 – 45 % .
контрольная функция –
бюджет объективно через формирование
и использование
Вопрос №12 Финансовая система РФ и структура.
Финансы (франц. finances – денежные
средства, от старофранц. finer – платить,
оплачивать), совокупность экономических
отношений в процессе создания и использования
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств; возникли в условиях
регулярного товарно-денежного обмена
в связи с развитием государства и его
потребностей в ресурсах.
Финансовая система- совокупность звеньев
финн. Отношений и многочисленных институтов
гос-х финансов, которые действуют в тесном
взаимодействии с предприятиями, институтами
различного назначения.
Фин. Система РФ состоит из 3-х звеньев,
которые состоят из самостоятельных подзвеньев.
Структура финансовой системы.
Финансовая система РФ:
1) финансы предприятий:
финн. госуд-х и муниципальных предприятий;
фин. коммерческих предпр-ий; финн. некоммерческих
предпр-й; финн. общественных организаций;
финн. домашних хозяйств.
2) финансы страховые:
финн. ответственности; финн. личного страхования;
финн. страхования недвижимости; финн.
страхования рисков.
3) государственные
финансы: государственный бюджет;
гос. кредит; гос. внебюджетные фонды.
Каждое звено финн. системы выполняет
свои конкретные задачи и обслуживает
определенную группу финансовых отношений.
Задача гос. финансов:
концентрация финн. ресурсов в распоряжении
государства и направление их на финансирование
социальных, управленческих, правоохранительных,
военных и производственных функций. Они
формируются из налоговых, таможенных
и прочих платежей. А так же доходов полученных
от размещения государственных ресурсов
и от реализации гос. ценных бумаг(имущество,
аренда).
Страховые финн.
предназначены для формирования спец.
Фонда, средства которого нужны для устранения
последствий страховых событий. Эти финн.
формируются за счет страховых ызносов.
Финансы предприятий-
основное звено т.к. они играют главную
роль в формировании и финн. страхования
и гос. финансов.Их задача: формирование
своих денежных фондов и управления ими
в целях осуществления своей хозяйственной
деят-ти, получения прибыли и т.д.
Вопрос № 11 Внебюджетные
фонды и их классификация. (ВФ)
ВФ являются звеном финансовой системы
и одной из составных частей гос. финансов.
Решает задачи обеспечения подъема производства,
неустойчивости и кризисных явлений. Их
возникновение связано с ограниченностью
финн. ресурсов.
Внебюджетные фонды – форма перераспределения
и использования финн. ресурсов. Привлекаемых
гос-ом для финансирования общественных
потребностей . При помощи ВФ можно:
1. Влиять на процесс производства путем
финансирования, субсидирования, кредитования
отечественных предприятий.
2. Обеспечивать природоохранные мероприятия,
финансирование их за счет специально
определенных источников и штрафов за
загрязнение окружающей среды.
3. Оказывать социальные услуги путем пособий,
пенсии, финансирования социальной структуры.
4. Предоставить займы зарубежным портнерам.
Организация функционирования внебюджетных
фондов находиться в ведении гос-х органов-
центральных, республиканских, местных.
Классификация внебюджетных фондов.
1) Социальные :
пенсионный фонд; фонд соц. страхования;
фонд ОМС.
2) Экономические
: фонд воспроизводства минер.\сырьевой
базы; экологический фонд; фонд борьбы
с преступностью.
3) Отраслевые и
межотраслевые: фонд поддержки малого
предпринимательства; фонд содействия
НТР прогрессу.
Вопрос №10 Бюджетная
система РФ.
Государственный бюджет - централизованный
фонд денежных ресурсов, которыми располагает
правительство страны для содержания
гос-го аппарата, вооруженных сил, а так
же для выполнения необходимых соц-экономических
функций.
Бюджетная система – система основанная
на экономических отношениях и государственном
устройстве России, регулирующая нормы
права, совокупность федерального бюджета,
регионального и местных бюджетов. Так
же гос-х небюджетных фондов.
Документы бюджетного устройства:
1) федеральный бюджет и гос-х внебюджетных
фондов.
2) бюджет субъектов РФ и бюджеты территориальных
гос-х внебюджетных фондов.
3) местные бюджеты.
Бюджеты субъектов РФ и внебюджетные фонды
утверждаются в форме субъектов федерации.
Местные бюджеты – в форме правовых актов
представительных органов местного самоуправления.
13.Основные принципы