Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:20, шпаргалка

Описание работы

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика заключается в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов накоплений. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах, а также движение всех инвестиционных ценностей, заменяющих в определенный момент денежные средства.
Финансы как научное понятие абстрактны и проявляются они в основном через разнообразные формы отношений, которые получили название финансовых. Например, финансовые отношения возникают между государством и населением, государством и банком, государством и предприятиями.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 45.28 Кб (Скачать файл)

1. Сущность финансов.

Финансы занимают особое место  в экономических отношениях. Их специфика  заключается в том, что они  всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование  различных видов накоплений.  Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной  формах, а также движение всех инвестиционных ценностей, заменяющих в определенный момент денежные средства.

Финансы как научное понятие  абстрактны и проявляются они  в основном через разнообразные  формы отношений,  которые получили название финансовых. Например, финансовые отношения возникают между государством и населением, государством и банком, государством и предприятиями.

Финансы – экономическая  категория и своеобразие отношений, состоящих  содержание финансов как  экономической категории, заключающихся  в том, что они всегда имеют  денежную форму выражения.

Сферой возникновения  финансов являются процессы первичного распределения стоимости общественного  продукта, в результате которых происходит образование различных форм денежных фондов. При этом распределения и  перераспределения стоимости с  помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных ресурсов, которое  принимает форму финансовых ресурсов.

Финансы – денежные отношения, возникающие в процессе распределения  и перераспределения стоимости  валового общественного продукта и  части национального богатства  в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов  хозяйствования и государства и  использованием их на расширение воспроизводства , материального стимулирование, удовлетворения социальных и др. потребностей общества.

 

2. Функции финансов:

Распределительная – через эту функцию реализуется общественное назначение финансов, т.е. обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов специального назначения. Эта функция позволяет осуществлять первичное распределение вновь созданной стоимости и формировать на её основе первичную прибыль. Субъектами распределения являются юридические, физические лица, государство. Однако финансы обслуживают не только распределительный процесс, но и процесс перераспределения финансовых ресурсов, охватывающий федеральный и территориальный уровни распределения и перераспределения ресурсов.

Контрольная – инструментом реализации выступает финансовая информация, которая заключается в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. При этом финансовые показатели имеют  синтетический характер и отражают разные стороны хозяйственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели позволяют увидеть различные  стороны деятельности предприятия  с оценкой их результатов. На их основе принимают меры, направленные на устранение негативных моментов. Все финансовые показатели должны быть достоверны. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов.

 

3. Финансовый рынок в условиях рыночной экономики.

В условиях рыночной экономики  бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их наибольший эффект, инвестирование и целенаправленное использование  обеспечивается с помощью финансового  рынка.

Финансовый рынок –  особая форма организации движения денежных средств, функционирует как  в виде рынка ценных бумаг, строительного  рынка,  кредитного рынка, страхового и т.д. Объективной предпосылкой функционирования является несовпадение потребностей финансовых ресурсов с  наличием источников их удовлетворения.

На одной стороне финансового  рынка всегда выступает субъект, у которого финансовых ресурсов не хватает, с другой стороны – излишки.

Функциональное значение финансового рынка заключается  в посреднической деятельности между  продавцом и покупателем финансовых ресурсов. Благодаря финансовым рынкам осуществляется перелив капитала из одной отрасли в другую, из одного предприятия в другой.

Обязательным условием возникновения  финансового рынка являются :Многообразие форм собственности.

Твердая денежная единица.

Свободные цены.

Финансовая свобода субъектов  рыночных отношений.

Финансовый рынок состоит  из блоков:

страховой рынок;

рынок имущества;

рынок капитала;

денежный рынок;

рынок ценных бумаг;

рынок драгоценных металлов, камней.

Вопрос № 4.  Основные условия возникновения  финансового рынка в России.

В условиях рыночной экономики  бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их наибольшие эффективность, инвестирование и целенаправленное использование обеспечивается с  помощью финансового рынка.

Финансовый рынок –  особая форма организации движения денежных средств; функционирует как  в виде рынка ценных бумаг, кредитного рынка, страхового и т.д.  Предпосылка  функционирования – несовпадение финансовых ресурсов с наличием источников их удовлетворения.

Обязательные  условия возникновения фин.рынка:

Многообразие  форм собственности.

Твердая денежная единица.

Свободные цены.

Финансовая свобода  субъектов рыночных отношений.

Вопрос № 5. Финансовая политика: содержание и  направление.

Финансовая политика гос-ва – совокупность методов и направлений воздействия гос-ва на функционирование фи.системы. Финансовая политка: внутренняя и внешняя. Цель – укрепление экономического потенциала страны. Основные направления:

Аккумуляция финан.ресурсов и их распределение внутри гос-ва, между регионами и отраслями народного хоз-ва.

Оптимизация структуры доходов  и расходов РФ и муниципальных  образований, гаходящихся на самоуправлении.

Совершенствование федерального и регионального финн. Законодательства, при этом содержание финансовой политики многогранно, но важные звенья финансовой политики:

Выработка научно обоснованных концепций развития фин-ов, формирующихся на основе изучения требований эконом.законов, всестороннего анализа состояния развития хоз-ва, перспектив развития производственных сил производственных отношений, потребностей населения.

Определение основных направлений  использования финансов на перспективу  и текущий период с учетом путей  достижения поставленных целей, предусматривающие  экономич.политику гос-ва; учитываются также международные факторы и возможности роста финн.ресурсов.

Осуществление практических действий по достижению поставленных целей.

 

Вопрос № 6. Финансовая стратегия и финансовая тактика на современном этапе.

В зависимости от длительности периода и хар-ра решаемых задач фин-ой политика подразделяется на фин.стратегию и фин.тактику.

Финансовая стратегия  – долговременный курс финансовой политики рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определяющихся экономической и социальной стратегией.

Финансовая тактика –  решение конкретного этапа развития общества, путем своевременного изменения  способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии, фин.тактика отличается гибкостью и подвижностью.

Вопрос № 7. Виды финансовой политики.

1) дефляционная 

2)рефляционная

Дефляционная  финансовая политика – комплекс мер , направленных на урегулирование финансовой и денежной политики с целью содержания  инфляции оздоровляющего платежного баланса; путем снижения деловой активности и замедления экономического  роста .  Она характеризуется повышением налогов одновременным снижением расходов , сохранением эмиссии и повышением учетной ставки.

 Рефляционная финансовая политика – комплекс  мер по урегулированию  финансовых отношений и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорению экономического  роста .  Она характеризуется повышением уровня государственных расходов , снижением налогов и процентных ставок.  

Вопрос № 8. Государственный бюджет и его сущность. 

Государственный бюджет – централизованный фонд денежных ресурсов , которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата вооруженных сил, а также  для выполнения  необходимых социально- экономических и других функций. 

В условиях рынка  бюджет- мощный рычаг государственного урегулирования и воздействия на финансово- хозяйственную коньюктуру, на  осуществление антикризисных мероприятий , если они есть. 

С другой стороны, бюджет государства – это сложный многоплановый документ, отражающий многообразие функций государства и финансовых отношений , складывающиеся у государства с населением , местными органами самоуправления субъектов РФ. 

 Бюджетные финансовые  отношения  возникают в процессе  распределения государственных  финансовых ресурсов и связаны  с использованием центрального  фонда государства. 

 Государственный бюджет – денежные отношения , возникающие у государства с юридическими и физическими лицами  по поводу распределения и перераспределения национального дохода в связи с образование и использованием бюджетного фонда.  

Вопрос № 9. Функции государственного бюджета. 

Образование бюджетного фонда:

Эту функцию выполняют  налоги с доходов хозяйственных  субъектов , займы, доходы  то государственной собственности , доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, денег.  Основным источником бюджетных доходов является  предпринимательская прибыль, рента собственной земли.

функция распределения –  определяется процессами перераспределения  финансовых ресурсов между  подразделениями  общего производства.  Сферы действия этой функции определяются тем, что  в отношении с бюджетом выступают  все участники общественного  производства.  Основной объект –  чистый доход.  За счет бюджетного фонда  содержится непроизводственная сфера  , через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями, субъектами.  Через бюджет перераспределяются до 40 – 45 % . 

контрольная функция –  бюджет объективно через формирование и использование централизованного  фонда  отображает экономические  процессы в структурных звеньях  экономики .  Бюджет показывает какие отрасли народного хозяйства прибыльны и убыточны.

 

Вопрос №12 Финансовая система  РФ и структура.

Финансы (франц. finances – денежные средства, от старофранц. finer – платить, оплачивать), совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; возникли в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. 
Финансовая система- совокупность звеньев финн. Отношений и многочисленных институтов гос-х финансов, которые действуют в тесном взаимодействии с предприятиями, институтами различного назначения. 
Фин. Система РФ состоит из 3-х звеньев, которые состоят из самостоятельных подзвеньев.

Структура финансовой системы. 
Финансовая система РФ: 
1) финансы предприятий: финн. госуд-х и муниципальных предприятий; фин. коммерческих предпр-ий; финн. некоммерческих предпр-й; финн. общественных организаций; финн. домашних хозяйств. 
2) финансы страховые: финн. ответственности; финн. личного страхования; финн. страхования недвижимости; финн. страхования рисков. 
3) государственные финансы: государственный бюджет; гос. кредит; гос. внебюджетные фонды. 
Каждое звено финн. системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определенную группу финансовых отношений. 
Задача гос. финансов: концентрация финн. ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование социальных, управленческих, правоохранительных, военных и производственных функций. Они формируются из налоговых, таможенных и прочих платежей. А так же доходов полученных от размещения государственных ресурсов и от реализации гос. ценных бумаг(имущество, аренда). 
Страховые финн. предназначены для формирования спец. Фонда, средства которого нужны для устранения последствий страховых событий. Эти финн. формируются за счет страховых ызносов. 
Финансы предприятий- основное звено т.к. они играют главную роль в формировании и финн. страхования и гос. финансов.Их задача: формирование своих денежных фондов и управления ими в целях осуществления своей хозяйственной деят-ти, получения прибыли и т.д.

 

Вопрос № 11 Внебюджетные фонды и их классификация.  (ВФ) 
ВФ являются звеном финансовой системы и одной из составных частей гос. финансов. 
Решает задачи обеспечения подъема производства, неустойчивости и кризисных явлений. Их возникновение связано с ограниченностью финн. ресурсов. 
Внебюджетные фонды – форма перераспределения и использования финн. ресурсов. Привлекаемых гос-ом для финансирования общественных потребностей . При помощи ВФ можно: 
1. Влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий. 
2. Обеспечивать природоохранные мероприятия, финансирование их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды. 
3. Оказывать социальные услуги путем пособий, пенсии, финансирования социальной структуры. 
4. Предоставить займы зарубежным портнерам. 
Организация функционирования внебюджетных фондов находиться в ведении гос-х органов- центральных, республиканских, местных. 
Классификация внебюджетных фондов. 
1) Социальные : пенсионный фонд; фонд соц. страхования; фонд ОМС. 
2) Экономические : фонд воспроизводства минер.\сырьевой базы; экологический фонд; фонд борьбы с преступностью. 
3) Отраслевые и межотраслевые: фонд поддержки малого предпринимательства; фонд содействия НТР прогрессу.

Вопрос №10  Бюджетная  система РФ. 
 
Государственный бюджет -  централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания гос-го аппарата, вооруженных сил, а так же для выполнения необходимых соц-экономических функций. 
 
Бюджетная система – система основанная на экономических отношениях и государственном устройстве России, регулирующая нормы права, совокупность федерального бюджета, регионального и местных бюджетов. Так же гос-х небюджетных фондов. 
Документы бюджетного устройства: 
1) федеральный бюджет и гос-х внебюджетных фондов. 
2) бюджет субъектов РФ и бюджеты территориальных гос-х внебюджетных фондов. 
3) местные бюджеты. 
Бюджеты субъектов РФ и внебюджетные фонды утверждаются в форме субъектов федерации. 
Местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

 

13.Основные принципы финансовой  системы Р.Ф. 1)Принцип единства  финансов -единство законодательной базы, денежной, кредитной и налоговой системы. Формирование финансовой и бухгалтерской отчетности на отрасли финансовых операции в бухгалтерском учете. 2)Принцип сбалансированности – стоимостная оценка имущества субъектов имеет конкретный источник формирования за счет поступлении и доходов в том числе собственных заемных средств банков и привлеченных средств кредиторов. 3) Целевая направленность – извлечение прибыли, повышение рентабельности, обеспечение устойчивого положения на рынке, мобилизация доходов в форме налогов. 4) Принцип диверсификации источников финансирования и в пополнении ресурсов проявляется в инвестировании денег из источников в разные объекты и имущества, создание многопрофильных предприятий.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"