Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансам".

Содержание работы

1. понятие и сущность финансов 1
2. понятие функций финансов, содержание аккумулирующей функций финансов 2
3. понятие функций финансов, содержание регулирующей (стимулирующей) функций финансов 3
4. понятие функций финансов, содержание распределительной функций финансов 4
5. понятие функций финансов, содержание контрольной функций финансов 5
6. понятие финансовой системы, характеристика централизованных финансов 7
7. понятие финансовой системы, характеристика децентрализованных финансов 8
8. управление финансами организации в рыночной экономике 9
9. финансовый менеджмент организации: понятие, сущность 10
10. финансовый менеджмент как система, объект и субъект финансового менеджмента организации 12
11. характеристика целей финансового менеджмента организации 14
12. основные функции финансового менеджмента организации 15
13. финансовый рынок как сфера функционирования финансового менеджмента. 17
14. внешняя среда и ее влияние на финансовый менеджмент организации 19
15. исторический аспект развития финансового менеджменты 20
16. финансовая политика организации, цели и задачи финансовой политики 22
17. понятие финансовой стратегии организации, основное содержание финансовой стратегии 24
18. понятие тактики финансового развития организации, ее основное содержание 25
19. взаимосвязь стратегии и тактики финансового развития организации 26
20. основные финансовые инструменты , их использование в финансовом менеджменте организации 27
21. диверсификация финансовой деятельности организации: понятие и сущность 28

Файлы: 1 файл

ОПД.docx

— 105.18 Кб (Скачать файл)

Объектом контрольной  функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

¨      общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления);

¨      внутрихозяйственный финансовый контроль (проводится финансовыми службами предприятия);

¨      общественный финансовый контроль;

¨      независимый финансовый контроль (осуществляют аудиторы).

Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной  власти и управления – Федеральное  Собрание и его 2 палаты (Государственная  Дума и Совет Федераций). Федеральное  Собрание образует Счетную палату как  постоянно действующий орган  государственного финансового контроля. Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ и иных финансово-кредитных учреждениях  РФ.

На региональном уровне финансовый контроль осуществляется как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

Контроль за состоянием республиканского бюджета и его исполнением  осуществляет комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной  Думы РФ.

Министерство финансов РФ осуществляет контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным  обеспечением федерального бюджета  финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена  на органы Федерального казначейства Минфина РФ. Главной задачей Казначейства является организация, осуществление  и контроль за исполнением республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов. Эффективный контроль осуществляет и МНС РФ. Главная его задача – контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой  и своевременностью внесения в бюджеты.

По срокам проведения финансовый контроль делится на:

а) предварительный (производится на стадии составления, рассмотрения и  утверждения финансовых планов, проектов бюджетов. Призван не допустить нерационального  расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов);

б) текущий (осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, его  задачей является своевременный  контроль правильности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов);

в) последующий (организуется в форме  проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных  финансовых операций. Основными его  задачами являются выявление недостатков  и упущений в использовании ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение  к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины).

6. понятие финансовой системы, характеристика  централизованных финансов

Финансовая система - форма  организации денежных отношений  между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению  совокупного общественного продукта.

Сущность финансовой системы

Процесс распределения и перераспределения  стоимости совокупного общественного  продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государстваи органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости  совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов  местного самоуправления) накапливаются  различные фонды денежных доходов.

Структура финансовой системы

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов  финансовую систему принято разделять  на две сферы:

  • централизованные финансы;
  • децентрализованные финансы.

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

  1. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)
  2. Финансы домашних хозяйств
  3. Государственные финансы
  4. Муниципальные финансы

Первые две подсистемы относятся  к сфере обслуживания децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере  централизованных (публичных) финансов.

Публичные (централизованные) финансы - система формирования и использования  фондов денежных средств, предназначенных  для обеспечения деятельности государственных  и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные  финансы и муниципальные финансы.  
 
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.  
 
Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит из бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней (федерального, регионального и муниципального).  
 
Управление публичными финансами осуществляется через систему органов власти на всех уровнях государственного устройства. В Российской Федерации - это федеральные органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти.

7. понятие финансовой системы, характеристика  децентрализованных финансов

Финансовая система - форма  организации денежных отношений  между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению  совокупного общественного продукта.

Сущность финансовой системы

Процесс распределения и перераспределения  стоимости совокупного общественного  продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государстваи органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости  совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов  местного самоуправления) накапливаются  различные фонды денежных доходов.

Структура финансовой системы

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов  финансовую систему принято разделять  на две сферы:

  • централизованные финансы;
  • децентрализованные финансы.

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

  1. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)
  2. Финансы домашних хозяйств
  3. Государственные финансы
  4. Муниципальные финансы

Первые две подсистемы относятся  к сфере обслуживания децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере  централизованных (публичных) финансов.

Децентрализованные финансы обслуживают процесс производства и первичного распределения материальных благ и услуг. Именно поэтому финансы предприятий и отраслей являются исходным звеном и основой всей финансовой системы. Централизованные финансы формируются за счет фондов денежных средств фирм и отраслей макроэкономики. Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.  Финансы населения являются элементом децентрализованных финансов. Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.

8. управление финансами организации  в рыночной экономике

В условиях рыночной экономики  управление финансами становится важнейшей  задачей любого предприятия независимо от вида и масштабов его деятельности. На российских предприятиях эффективное  управление финансами требует коренной перестройки механизма управления всего предприятия в целом. Это  объясняется прежде всего тем, что  на крупнейших предприятиях в значительной степени сохранился стиль управления, характерный для плановой экономики. В условиях административно-командной  системы имели место тотальное  государственное планирование, лимитированность ресурсов, что предусматривало введение жесткого их нормирования. Переход к рынку, создание предпринимательской среды значительно расширили круг финансовых отношений предприятий, выдвинув на первый план управление собственным и привлеченным капиталом, определение его цены и структуры, обоснование эффективности проектов, разработку дивидендной политики и финансовой стратегии, т.е. все то, что уже давно составляло предмет западной теории финансового менеджмента. 
 
Как наука управление финансами появилось и получило развитие в XX в.в западных странах, где для этого сложились основные предпосылки: 
 
были созданы основы общей экономической теории; 
 
производство и уровень его организации достигли точки наивысшего развития, отмеченной созданием индустриального общества, в основе которого лежат крупное промышленное производство и акционерная форма собственности; 
 
сформировались эффективная система правовых институтов и рыночная инфраструктура; 
 
возникла развитая система национальных и международных фондовых рынков и финансовых посредников. 
 
Таким образом, зарубежная школа финансового менеджмента стала складываться в начале XX в.в связи с развитием корпоративной формы собственности, усилением роли финансового капитала и формированием фондового рынка. Именно в это время управление финансами становится отдельной функцией управления и обособляется организационно в структуре компаний. Современная прикладная наука управления финансами предприятия сложилась в результате эволюции экономической науки в целом, теории финансов, управления, бухгалтерского учета и анализа. Ее фундаментом является ряд концепций и теорий. 
 
Теория портфеля. Настоящее развитие теория финансового менеджмента получила в послевоенный период, когда сформировалась система мировых фондовых рынков, связанных между собой глобальными компьютерными сетями. В 1950-1960-е годы были созданы теория портфеля и теория структуры капитала. Первые послевоенные работы были основаны на неоклассических представлениях о фирме как организации, имеющей целью максимизацию прибыли. Переворот в теории фирмы произошел после опубликования работы Г.А. Саймона «Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении» (1959). Саймон провозгласил лозунг «удовлетворение против максимизации» и обосновал «удовлетворение интересов собственников» как основную цель в бизнесе. Постепенно эта идея стала основополагающей в современной микроэкономике вообще и финансовом менеджменте в частности. На ней базируются «краеугольные камни» финансового менеджмента — теории портфеля, структуры капитала, дивидендов. 
 
Одно из правил работы с финансовыми инструментами, гласящее, что нельзя вкладывать все средства в активы одного вида, опирается на концепции дохода и риска и реализуется в теории инвестиционного портфеля, родоначальником которой является Г. Маркович (нобелевский лауреат 1990 г.). Под инвестиционным портфелем принято понимать некую совокупность ценных бумаг, принадлежащую физическому или юридическому лицу и выступающую как целостный объект управления. Структура портфеля выражает определенное сочетание интересов эмитентов и инвесторов, а также консолидирует риски по отдельным видам ценных бумаг (акциям, облигациям и т.д.). Смысл формирования портфеля состоит в максимизации благосостояния акционеров путем улучшения условий инвестирования, т.е. придания инвестиционному процессу характеристик, которые недостижимы при вложении средств в ценные бумаги одного вида. Состав и структура портфеля ставятся в зависимость от целей инвесторов, их предпочтений. Оптимальным считается портфель, включающий до 15 видов ценных бумаг. Излишняя диверсификация может привести к снижению качества управления портфелем. 
 
Концепция дисконтирования. Появление понятий «неопределенность» и «риск» потребовало создания адекватного математического аппарата, поскольку практически все финансовые решения связаны с прогнозированием будущих поступлений или выплат. Впервые методика анализа дисконтированных денежных потоков была изложена Д.Б. Ульямсом в работе «Теория стоимости инвестиций» (1938). М.Дж. Гордон в 1960-е годы впервые применил этот метод в управлении финансами корпораций для моделирования цены собственного капитала. 
 
Концепция временной стоимости денег, или дисконтирования, базируется на трех основных понятиях: цена капитала, риск и инфляция. При определении цены капитала предлагается исходить из оценки упущенных возможностей от альтернативных способов вложения капитала. Степень риска инвестиций оценивается с помощью методов математической статистики. Инфляция как макроэкономическое явление представляется в виде национальных индексов. 
 
Теория структуры капитала. Трактовка цели фирмы как удовлетворения интересов собственников с развитием фондового рынка приобретает более конкретный вид и формулируется как максимизация цены акций или цены компании. Исследования факторов, влияющих на цену компании, привели нобелевских лауреатов Ф. Модильяни и М. Миллера к выводу о том, что стоимость любой фирмы определяется исключительно ее будущими доходами и не зависит от структуры капитала. Подход к структуре капитала с точки зрения его источников важен именно для принятия финансовых решений, поскольку позволяет ответить на основные вопросы управления финансами: откуда получить и как разместить финансовые ресурсы/Вывод Миллера и Модильяни был сделан для предприятия, действующего в условиях идеального рынка капиталов при значительном количестве ограничений. Впоследствии теория структуры капитала была усовершенствована, однако и в настоящее время признается, что в развитии этого научного направления сделаны лишь первые шаги. 
 
Теория агентских отношений. Идея о воздействии общественных институтов на распределение информации на рынке и внутри фирмы нашла свое отражение и дальнейшее развитие в другой основополагающей области финансового менеджмента — теории агентских отношений и теории асимметричной информации. Эти теории нацелены на разрешение проблемы разделения функций владения собственностью и контроля. Наемные менеджеры (или агенты), в компетенцию которых входит принятие важных управленческих решений, обладают большим объемом информации о предприятии и далеко не всегда действуют в интересах максимизации благосостояния собственников (или принципалов). В результате возникают так называемые «агентские конфликты». Другим источником такого рода конфликтов является дифференциация интересов собственников и кредиторов.

9. финансовый менеджмент организации:  понятие, сущность

Финансовый менеджмент— управление финансовыми операциями, денежными  потоками, призванное обеспечить привлечение, поступление необходимых финансовых ресурсов в нужные периоды времени и их рациональное использование в соответствии с намеченными целями, программами, планами, реальными нуждами.

Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

В какой бы сфере деятельности предприятия  не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на формирование денежных потоков и результаты финансовой деятельности. Финансовый менеджмент непосредственно связан с производственным менеджментом, инновационным менеджментом, менеджментом персонала и некоторыми другими видами функционального менеджмента.

Поэтому финансовому менеджменту должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации производственной и финансовой деятельности, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

Какими бы эффективными ни казались те или иные проекты управленческих решений в области финансовой деятельности в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия и стратегическими направлениями его развития.

Эффективный финансовый менеджмент позволяет  обеспечивать постоянный рост собственного капитала, существенно повысить его  конкурентную позицию на товарном и  финансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе.

Развитие рыночных отношений обусловило повышение роли финансов предприятия. Состояние финансовых ресурсов предприятия  становится фактором, определяющим финансовые результаты его деятельности.

Количественные и качественные параметры финансового состояния  предприятия определяют его место  на рынке и способность функционировать  в экономическом пространстве. Все  это привело к повышению роли управления финансами в общем  процессе управления экономикой.

Целью курсовой работы является изучение основных понятий финансового менеджмента, методов решения финансовых проблем  и задач по контролю и регулированию  денежных потоков на предприятии, приемов  управления финансовыми ресурсами  предприятия, мобилизации и распределения  финансового капитала в условиях постоянного учета соотношения  между риском и прибылью.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"