Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансам".
1. понятие и сущность финансов 1
2. понятие функций финансов, содержание аккумулирующей функций финансов 2
3. понятие функций финансов, содержание регулирующей (стимулирующей) функций финансов 3
4. понятие функций финансов, содержание распределительной функций финансов 4
5. понятие функций финансов, содержание контрольной функций финансов 5
6. понятие финансовой системы, характеристика централизованных финансов 7
7. понятие финансовой системы, характеристика децентрализованных финансов 8
8. управление финансами организации в рыночной экономике 9
9. финансовый менеджмент организации: понятие, сущность 10
10. финансовый менеджмент как система, объект и субъект финансового менеджмента организации 12
11. характеристика целей финансового менеджмента организации 14
12. основные функции финансового менеджмента организации 15
13. финансовый рынок как сфера функционирования финансового менеджмента. 17
14. внешняя среда и ее влияние на финансовый менеджмент организации 19
15. исторический аспект развития финансового менеджменты 20
16. финансовая политика организации, цели и задачи финансовой политики 22
17. понятие финансовой стратегии организации, основное содержание финансовой стратегии 24
18. понятие тактики финансового развития организации, ее основное содержание 25
19. взаимосвязь стратегии и тактики финансового развития организации 26
20. основные финансовые инструменты , их использование в финансовом менеджменте организации 27
21. диверсификация финансовой деятельности организации: понятие и сущность 28
Для более полного изучения особенностей диверсификации деятельности предприятий ученые выделяют такие ее виды:
1. По направлению
• Вертикальная (создание замкнутой технологической цепочки производства и продвижения товара к потребителю);
• Горизонтальная (создание нового продукта в пределах основного профиля фирмы, расширение каналов сбыта продукции);
• Конгломератная (производство новой продукции, не связанной с традиционной деятельностью фирмы);
• Перекрестная (комбинирование горизонтальной и вертикальной диверсификации);
• Смешанная (комбинирование горизонтальной, вертикальной и конгломератной диверсификации).
2. По однородности
•
Инвариантная диверсификация (такому
виду присуща относительная
a) концентрическая (выпускаются новые изделия, которые за техническими характеристиками однородны с другими изделиями компании);
b) регрессивная (осваивается выпуск другого вида продукции или новой ее разновидности вместе с основной, которая будет использоваться как составная часть новой);
c) монопрофильная (предусматривает поглощение предприятий-конкурентов со всеми их активами, которые расположены в разных отраслях производства продукции и услуг).
• Корпоративная диверсификация (подразумевает слияние относительно экономически независимых, равноправных хозяйствующих субъектов, которые принадлежат к разным сферам производства товаров и услуг, в единый организационный комплекс на основании единства экономических интересов). В пределах этого вида можно выделить такие направления:
a) прогрессивная диверсификация (направленная на то, чтобы получить в собственность или поставить под более высокий контроль систему распределения);
b) горизонтальная диверсификация (направлена на производство нового товара, несвязанного с выпускаемыми, но способного вызвать интерес существующей сети потребителей);
c) конгломератная диверсификация (предусматривает насыщение ассортимента изделиями, роботами и услугами, которые не имеют отношения к применяемой фирме технологии, товарам и рынкам).
3. По отраслевому признаку
• Моноотраслевая диверсификация (в пределах одной отрасли);
• Полиотраслевая связанная диверсификация (в пределах нескольких отраслей, связанных с традиционными видами продукции предприятия);
• Полиотраслевая не связанная диверсификация.
Как в теории, так и на практике, существуют различные виды стратегий диверсификации, однако большинство ученых соглашается с распределением стратегий диверсификации по принципу использования синергетического эффекта на два вида:
1.
Конгломератная стратегия
2.
Синергетическая стратегия
-
концентрической (при
-
горизонтальной (при ориентации
на существующий
-
вертикальной (получение синергетического
эффекта от использования
Вид
стратегии диверсификации зависит
от специфики предприятия и его
целей. Как отмечают ученые, если предприятие
ставит перед собой такие цели,
как завоевание и удержание определённой
доли рынка, занятие позиций
Если же предприятие преследует финансовую цель - получение прибыли, - то оно прибегает к конгломератной диверсификации.
Для
определения степени
1. Абсолютный уровень диверсификации - определяется общим количеством отраслей, которые технологически не связаны между собой. Для более полной характеристики выделяются количество и удельный вес (в общем количестве отраслей по предприятию) отраслей основного производства, вертикально интегрированных отраслей, вертикально не интегрированных отраслей.
Степень (или уровень) диверсификации предприятия не дает информации о ее эффективности и целесообразности. Значительная степень диверсификации не гарантирует повышения эффективности деятельности предприятия. Может возникать угроза излишней диверсификации, что приводит к потере гибкости управления предприятием, распылению ресурсов, снижению доходов на единицу инвестированного капитала.
М.Д. Коринько отмечает, что для оценки эффективности диверсификации можно использовать показатели активности предприятий (рост объемов продаж, увеличение доли рынка, рост доходов от продаж и др.) или финансовые показатели (дивиденды, рост рыночной стоимости акций и др.).
В. М. Кутовой предлагает использовать такие показатели эффективности диверсификации, как чистый дисконтированный доход от диверсификации (ЧДД); индекс прибыльности инвестиций в диверсификацию (ИПД), внутреннюю норму прибыльности проекта по диверсификации (ВНП); срок окупаемости инвестиций; показатель общего (суммарного) экономического эффекта от диверсификации и показатель эффективности диверсификации.
Как
видно из приведенных выше показателей,
экономическая эффективность
А. Осовский и Г. Осовская, рассматривая жизненный цикл организации (в котором они выделяют 8 этапов: рождение, детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение и обновление), предлагают реализовывать стратегии диверсификации на стадии ранней зрелости, для которой характерно постоянное увеличение объемов деятельности предприятия.
Н. Скопенко выделяет 7 этапов жизненного цикла компании: зарождение, юность, расцвет, рост, стабильность, старение (аристократизм) и бюрократизация; при этом он допускает возможность реализации стратегий диверсификации на любом из этапов, однако наиболее целесообразными для диверсификации он считает этапы расцвета, роста и зрелости (аристократизм). Такой подход дает приблизительные ориентиры для начала реализации диверсификации деятельности предприятия и к тому же не учитывает влияние изменения номенклатуры, ассортимента и рынков сбыта продукции. Однако, согласно этому подходу, диверсификацию деятельности предприятия можно рассматривать как инструмент стратегического управления развитием предприятия. В таком контексте обоснованное применение методов диверсификации (с соответствующими глубиной, направлением и временем начала диверсификации) позволяет, как продлить стадии жизненного цикла предприятия, так и вернуться к предыдущим его этапам. Кроме того, с помощью диверсификации можно выделить новые наиболее эффективные направления основной деятельности предприятия.
С нашей точки зрения, наиболее перспективный подход предложили С. Ильяшенко, Ж. Поплавская, Т. Доненко и др. Эти авторы связывают проведение диверсификации деятельности предприятия со стадиями жизненного цикла товара (продукции). Действительно, если увязать необходимость проведения диверсификации со стадиями жизненного цикла продукции (например, стадиями роста и зрелости), то можно получить достаточно простой механизм определения времени начала, направления и вида диверсификации деятельности предприятия. Также от прохождения продукцией конкретной стадии жизненного цикла (начало, середина или конец стадии) зависит выбор стратегии и метода диверсификации. Однако здесь возникают проблемные вопросы относительно определения стадии жизненного цикла продукции и прогнозирования ее продолжительности во времени. Эти вопросы требуют отдельного рассмотрения, но следует заметить, что, с нашей точки зрения, при определении стадии жизненного цикла продукции вместе с методами маркетингового анализа необходимо применять методы экономико-математического моделирования.
Рассматривая вопросы практической реализации стратегий диверсификации, предлагаем использовать следующие методы диверсификации:
-
расширение номенклатуры и
- обновление (усовершенствование) продукции;
- охват новых сегментов рынка;
-
территориальное расширение
-
создание собственной сырьевой
или сбытовой базы (с возможностью
оказания услуг другим
-
организация нового
- создание новых предприятий (в том числе филиалов и дочерних предприятий);
-
покупка действующих
-
объединение с другими
-
создание альянсов между
-
приобретение долговых
На
практике для диверсификации деятельности
часто используется механизм недружественных
поглощений, однако это в большей
мере связано с началом формирования
правовой и институциональной культуры
предпринимательской
Наиболее перспективным методом, с нашей точки зрения, является диверсификация на основе аутсорсинга. Этот метод позволяет сэкономить ресурсы предприятия, уменьшить риски производственной деятельности, повысить гибкость управления диверсификацией.
Таким
образом, диверсификацию деятельности
предприятия целесообразно