Социальная политика как важное направление финансовой политики государства (на примере РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика как направление финансовой политики государства является одной из важнейших составляющих ее деятельности. Суть социальной политики заключается в сглаживании негативных социальных явлений. Социальная политика способствует социальной поддержке реформ, реализует позитивные сдвиги в экономике, то есть она представляет собой действия органов власти, направленные на распределение доходов различных членов и групп общества.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Значение социальной политики государства в обществе 6
1.2. Основные направления социальной политики государства 9
1.3. Методы реализации социальной политики государства 21
Глава II.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1. Приоритеты социальной политики России в современных условиях 27
2.2. Проблемы социальной политики в России в современных условиях 35
2.3. Перспективы развития социальной политики государства в РФ 40
Глава III. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
3.1. Социально-экономическое значение социальной сферы 47
3.2. Особенности финансового обеспечения социальной сферы 50
Заключение 54
Список использованных источников 57

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Астанкова Елена Э-124.docx

— 130.03 Кб (Скачать файл)

В соответствии со статьей 421 Трудового Кодекса РФ (ТК РФ) порядок и сроки поэтапного повышения размера МРОТ до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату МРОТ в указанном размере, устанавливаются федеральным законом [1].

 В связи с ростом  потребительских цен и стоимости  жизни МРОТ периодически пересматривается в законодательном порядке.

Средняя заработная плата работников по категориям в организациях государственной и муниципальной собственности и ее отношение к средней заработной плате в субъекте РФ представлена в таблице.

Таблица 1.1

Уровень средней заработной платы работников по категориям в

организациях государственной и муниципальной собственности

по отношению к средней заработной плате в субъекте РФ

Категории работников

Средняя заработная плата работников соответствующей категории, руб.

Отношение средней заработной платы работников соответствующей категории к средней заработной плате по субъекту, %.

Всего

В том числе по формам собственности организации

Всего

В том числе по формам собственности организации

Федеральная

Субъектов РФ

Муниципальная

Федеральная

Субъектов РФ

Муниципальная

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений

23363

25032

36080

22132

94.9

101.7

146.5

89.0

Педагогические работники образовательных учреждений общего образования

29038

41502

43361

26010

96.9

138.5

144.7

86.8

Педагогические работники учреждений дополнительного образования

21593

28621

28841

20059

73.5

97.5

98.2

68.3

Преподаватели высших учебных учреждений

20428

40285

47610

19957

134.9

134.5

158.9

66.6

Научные сотрудники

41623

42815

27905

16486

138.9

142.9

93.1

55.0

Врачи и работники медицинских организаций имеющих высшее медицинское образование

42253

45494

42247

39240

141.0

151.8

141.0

131.0

Средний медицинский персонал

24102

27831

24033

22102

80.4

92.9

80.2

73.8

Младший медицинский персонал

14313

17898

14007

13407

47.8

59.7

46.8

44.8

Социальные работники

14759

22733

15501

12119

49.3

75.9

51.7

40.4

Работники учреждений культуры

21072

39079

27743

14177

70.3

130.4

92.6

47.3


 

 

Отсюда видно, что самая высокая заработная плата у врачей и работников медицинских организаций, находящихся в федеральной и муниципальной собственности - 42253 рублей. Немногим меньшую заработную плату получают научные сотрудники (41623 рублей) и преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования (40428 рублей).

Среди организаций, принадлежащих к субъектам РФ, у преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования средняя заработная плата оказалась наибольшей - 47610 рублей. За ними следуют педагогические работники образовательных учреждений общего образования (28841 рублей), а затем врачи (42247 рублей). 
             Из чего можно сделать вывод, что образовательная сфера лучше финансируется на уровне субъектов РФ.

Наименьшую среднюю заработную плату в размере 14313 рублей получает младший медицинский персонал. Чуть больше получают социальные работники (14759 рублей). В организациях всех форм собственности они остаются самыми низкооплачиваемыми работниками представленных категорий.

По отношению средней заработной платы работников соответствующей категории к средней заработной плате можно судить о том, насколько велика разница между этими суммами. Самый большой процент превышения - у врачей и работников медицинских организаций (41%), а среди организаций муниципальной собственности данная категория работников является единственной, чья средняя заработная плата оказалась больше средней заработной платы по субъекту РФ на 31%. 
            После врачей так же идут научные сотрудники (38,9%) и преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования (34,9%). 
            Средняя заработная плата младшего медицинского персонала примерно наполовину (на 52,2%) меньше средней заработной платы по субъекту РФ, а социальных работников - на 50,7%.

  1. Социальные гарантии в области прожиточного минимума

Прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные налоги и сборы [11].

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Правительством РФ.

Как сказано в ТК РФ, основой для установления МРОТ является величина прожиточного минимума, то есть стоимостной оценки потребительской корзины. 

Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Таблица 1.2

Величина прожиточного минимума в целом по РФ в 2012-2013 гг.

Период, за который исчислена величина прожиточного минимума

Величина прожиточного минимума в целом по РФ, руб.

Для трудоспособного населения

Для пенсионеров

Для детей

4-й кв. 2013г.

7896

6023

7021

3-й кв. 2013 г.

8014

6097

7105

2-й кв. 2013 г.

7941

6043

7104

1-й кв. 2013 г.

7633

5828

6859

4-й кв. 2012 г.

7263

5281

6432

3-й кв. 2012 г.

7191

5229

6387

2-й кв. 2012 г.

6913

5020

6146

1-й кв. 2012 г.

6827

4965

6070


 

 

Из таблицы видно, что прожиточный минимум, по данным Госкомстата, с 2012 по 2013 гг. постепенно увеличивался. В 2014 г. запланировано новое увеличение необходимого минимального уровня доходов. Если верить опубликованным сведениям, прожиточный минимум в 2014 г. в России должен вырасти до 8200 рублей.

Прожиточный минимум является социальным и экономическим показателем, и величиной, на которую ориентируются при составлении важных планов и финансовых прогнозов.

 От величины  прожиточного минимума в процентном  отношении должен устанавливаться  размер МРОТ, размер трудовой пенсии, пособий и стипендий. Его величина является основной для установления минимальных расходов на содержание граждан в стационарных учреждениях и пр. В этом смысле прожиточный минимум должен выступать в качестве важнейшей социальной гарантии государственно-регулируемого механизма.

  1. Социальная защита в сфере занятости населения

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход [3].

Чтобы считаться занятым, человеку достаточно иметь связь с каким-то рабочим местом - быть членом какого-то производственного коллектива или заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Политика государства в области социальной защиты связана с регулированием неравенства сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, так как вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба их здоровью или в случае нарушения прав работников. Для этого государство разрабатывает правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров между работниками и работодателями. Оно определяет условия найма и общие условия заключения коллективных трудовых договоров. Государство берет на себя организацию системы образования, профессионально-технической подготовки и переподготовки работников. За счет государственных субсидий поощряется мобильность работников, стимулируется развитие мелкого и среднего бизнеса, оказываются льготы предпринимателям, создающим новые рабочие места.

Кроме этого, государство заботится о гражданах, оставшихся без работы, выплачивая пособия. Размер пособия по безработице также зависит от длительности безработицы: в первые три месяца безработный получает 75% от своей среднемесячной заработной платы за последние три месяца с последнего рабочего места, в следующие 4 месяца - 60% и далее - 45%, но не выше установленного максимального размера пособия по безработице и не ниже минимальной величины с учетом региона страны. 

В 2014 г. в РФ установлены следующие размеры пособия по безработице:

  • минимальный размер составляет 850 рублей (рост на 8,8% по сравнению с 2008 г.)
  • максимальный - 4900 рублей (рост на 56,9%) [28].

По установленному законодательству, для того, чтобы встать на получение пособия по безработице, гражданин РФ должен пройти регистрацию в службе занятости населения. Сроки, позволяющие получать пособие, не могут быть более 12-ти месяцев. Причем минимальный размер пособия предназначен для уволенных с работы в связи с нарушением дисциплины, выпускников, ни разу не оформленных на работу, а также отработавших менее 26 недель за год.

  1. Социальные гарантии в области пенсионного обеспечения

Это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определённым категориям лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей. Пенсионные отношения в РФ регулируются законом [7].

Основаниями для пенсионного обеспечения являются:

  • достижение соответствующего пенсионного возраста и трудовой стаж или выслуга;
  • наступление инвалидности;
  • потеря кормильца для нетрудоспособных членов семьи.

  Таким образом, размер  пенсии напрямую зависит от  суммы на лицевом счете, сформированной  за всю трудовую деятельность.

Таблица 1.3

Динамика среднего размера назначенных пенсий на 2013-2014 гг.

Месяц

Средний размер назначенных пенсий, руб.

Январь

9154

Февраль

9711

Март

9859

Апрель

10008

Май

10014

Июнь

10019

Июль

10025

Август

10035

Сентябрь

10045

Октябрь

10055

Ноябрь

10047

Декабрь

10038

Год

9918

Январь

10030


 

 

По данным таблицы видно, что размер пенсии постепенно увеличивается. За второе полугодие размер пенсии увеличился на 253 рубля, что составляет 2,5%. В среднем за 2013 г. средний размер пенсии составляет 9918 рублей [12].

 В России действует  социальная программа государственного  софинансирования пенсии.  Начиная с 1 января 2009 г., россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства, которая заключается в том, что часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть - государство.

Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [7].

 

 

  1. Социальное страхование

Информация о работе Социальная политика как важное направление финансовой политики государства (на примере РФ)