Социальная политика как важное направление финансовой политики государства (на примере РФ)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 09:49, курсовая работа
Описание работы
Социальная политика как направление финансовой политики государства является одной из важнейших составляющих ее деятельности. Суть социальной политики заключается в сглаживании негативных социальных явлений. Социальная политика способствует социальной поддержке реформ, реализует позитивные сдвиги в экономике, то есть она представляет собой действия органов власти, направленные на распределение доходов различных членов и групп общества.
Содержание работы
Введение 3 Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 1.1. Значение социальной политики государства в обществе 6 1.2. Основные направления социальной политики государства 9 1.3. Методы реализации социальной политики государства 21 Глава II.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 2.1. Приоритеты социальной политики России в современных условиях 27 2.2. Проблемы социальной политики в России в современных условиях 35 2.3. Перспективы развития социальной политики государства в РФ 40 Глава III. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 3.1. Социально-экономическое значение социальной сферы 47 3.2. Особенности финансового обеспечения социальной сферы 50 Заключение 54 Список использованных источников 57
Субсидирование молодым семьям
первого взноса при приобретении жилья
(строительстве индивидуального жилья)
будет производиться на уровне 40% стоимости
стандартного жилья, при этом 10% - за счет
средств федерального бюджета и 30% - за
счет регионального и местного бюджетов.
60% - за счет средств ипотечных кредитов.
Для обеспечения жильем молодых специалистов
на селе предлагается предоставлять субсидию
на погашение первого взноса при получении
ипотечного кредита в размере от 30 до 60%
стоимости стандартного жилья.
И, наконец, четвертая подпрограмма
– «Выполнение государственных обязательств
по обеспечению жильем отдельных категорий
граждан». Мероприятия этой подпрограммы
разработаны с учетом опыта реализации
подпрограммы «Государственные жилищные
сертификаты».
Для военнослужащих, увольняемых
с военной службы, граждан, уволенных с
военной службы, и приравненных к ним лиц,
граждан, выезжающих из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей,
граждан РФ, постоянно работающих на комплексе
«Байконур» и подлежащих отселению, вынужденных
переселенцев размер субсидии за счет
средств федерального бюджета будет определяться
исходя из стоимости 1 квадратного метра
общей площади жилья в среднем по РФ.
Для ветеранов и инвалидов,
а также граждан, принимавших участие
в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской
АЭС, на производственном объединении
«Маяк» и ветеранов подразделений особого
риска размер субсидии за счет средств
федерального бюджета будет определяться
исходя из средней рыночной стоимости
жилья в соответствующем субъекте РФ в
соответствии с действующим порядком.
Расходы на реализацию данного
проекта более подробно приведены в рисунке
2.3.
Рисунок 2.3
Финансирование проекта
«Доступное и комфортное жилье»
Уменьшения финансирования
с каждым годом обусловлено завершением
в 2010 г. мероприятий по обеспечению жильем
ветеранов Великой Отечественной войны,
исключением с 2011 г. из состава ПНП мероприятий
по обеспечению постоянным жильем военнослужащих
Вооруженных Сил РФ, а также отдельных
мероприятий ФЦП «Жилище».
Таким образом, достижение поставленных
задач позволит если не полностью решить
жилищные проблемы в стране, то в целом
обеспечить доступность приобретения
жилья наибольшему числу жителей даже
с небольшим доходом и решить проблемы
восстановления и укрепления жилищного
фонда и коммунальной инфраструктуры
комплекса.
Итак, реализацией национальных
проектов начат решительный поворот к
социально ориентированной экономике.
От того, сумеем ли мы воплотить эти проекты
в жизнь, будут зависеть будущее страны,
ее национальная безопасность, целостность
и суверенитет. Работа над проектами
уже привела к определенным позитивным
результатам. Нельзя не заметить, что благодаря
национальным проектам страна пришла
в движение. Если раньше программы были
лишь в отдельных регионах, то теперь в
приоритетные национальные проекты включилась
вся страна.
2.2. Проблемы социальной
политики в России
в современных условиях
Государство выступает в качестве
гаранта социальной стабильности. Его
работа направлена на обеспечение стабильности
в сфере социального обеспечения граждан,
прежде всего представителей социально
незащищённых групп. Совершенствование
политики в этой сфере – важная задача
российского государства.
Состояние социальной сферы
государства все еще нельзя назвать удовлетворительной
и не в ближайшее время произойдут перемены,
ведущие к положительному результату.
На данный момент Россия охвачена огромным
количеством социальных проблем разного
характера. Рассмотрим наиболее важные
из них.
Здравоохранение
Несмотря на проведенную в последние
годы реформу в здравоохранении, в финансовом
обеспечении этой отрасли имеются серьезные
недостатки. Главный из них - недостаточный
размер финансирования. Постоянное недофинансирование
отрасли ведет к сокращению профилактических
медицинских мероприятий, снижению материально-технической
оснащенности учреждений, росту заболеваемости
населения, огромным экономическим потерям
государства, ухудшению социального климата
в стране.
Также наша страна столкнулась
с проблемой финансового контроля. Программы
государственных гарантий оказания гражданам
бесплатной медицинской помощи составили
в 2012 г. почти 130 млрд. рублей, 21,4%. При этом
в каждом четвертом субъекте Федерации
госгарантии финансировались только на
40-50% от потребности. К чему приводит подобный
дефицит финансирования - известно. Люди
вынуждены доплачивать за гарантированную
государством бесплатную медицинскую
помощь из своего кармана. Так, по данным
Росстата, в 2012 г. из личных средств на
эти цели было потрачено почти 110 млрд.
рублей.
Сегодня в связи с разделением
полномочий, по сути, федеральный центр
в значительной степени утрачивает контроль.
Во всяком случае, прямого контроля нет
за тем, как тратятся эти деньги и как определяются
приоритеты.
Необходимо отметить проблему
недостатка обеспечения лекарственными
препаратами. Множество врачей рекомендуют
пациентам лекарства, которые не включены
в список бесплатных лекарств для пациентов-льготников.
В результате чего до 35% больных вынуждены
отказаться от покупки назначенных лекарств.
Недостаток квалифицированных
кадров также пагубно влияет на развитие
социальной сферы. К сожалению, хороших,
квалифицированных медицинских работников
с каждым годом становится все меньше.
В медицинских учреждениях персонал обладает
низкой профессиональной подготовкой,
так, при обращении с одной проблемой к
одному врачу, происходит перенаправление
к другому специалисту.
В связи с существующими проблемами
предложены следующие пути решения:
усиление государственного
регулирования платной медицинской помощи,
оказываемой в государственных медицинских
учреждениях;
пересмотр списков лекарств
и ограничить доступ рекламных представителей
в государственные медицинские учреждения;
создание правовых, экономических
и организационных условий для предоставления
медицинских услуг, виды, качество и объемы
которых соответствуют запросам населения,
современному уровню медицинской науки,
а также ресурсам, располагаемым государством
и гражданами;
создание четкой мотивационной
структуры для медицинского персонала.
2) Жилищная сфера
В настоящее время задача обеспечения
граждан доступным и комфортным жильем
решается не в полной мере. Вместо того
чтобы строить комфортные для жизни дома,
страна гонится за квадратными метрами,
используя при этом устаревшие технологии.
Ощущается также нехватка квалифицированных
специалистов, которые бы занимались планированием
городской и социальной среды. Строительство
ведется на основе нормативов, принятых
еще в советское время, которые уже давно
устарели и не соответствуют требованиям
современной действительности. Среди
основных проблем, накопившихся в жилищной
сфере и требующих решения особо острыми
являются:
Во-первых, обострение ситуации
в жилищно-коммунальном хозяйстве. Эта
проблема возникла в связи с многолетним
недофинансированием капитального ремонта
и реконструкции жилищного фонда и коммунальной
инфраструктуры. За прошедшее десятилетие
существенно увеличился износ жилого
фонда и коммунальных объектов, что привело
к увеличению объемов ветхого и аварийного
жилья, снижению надежности, экологической
безопасности эксплуатации инженерных
систем, повышению текущих расходов на
их содержание. Также увеличение темпов
роста доли платежей граждан за жилье
и коммунальные услуги, без заметного
улучшения их качества, все чаще вызывают
неудовлетворение низкодоходной части
населения.
Во-вторых,
проблема несоответствия количественных
и качественных параметров построенного
жилья платежеспособному спросу населения,
которая с тем, что стоимость нового жилья
не соответствуют платежеспособному спросу
потребителей.
В-третьих, проблема низкой
доступности жилья для граждан с низким
и средним уровнем дохода и связанная
с ней проблема выполнения государством
своих обязательств по обеспечению жильем
определенных категорий граждан. Действующим
законодательством РФ определены некоторые
категории граждан, обязательства по обеспечению
жильем которых взяло на себя государство.
Кроме того, в рамках реализации государственной
политики в других сферах возникают обязательства
государства по содействию в улучшении
жилищных условий иных категорий граждан
(работники бюджетной сферы, молодые семьи,
сельское население и т.д.). Принятие таких
решений не всегда соответствует бюджетным
возможностям государства, что снижает
не только уровень обеспечения социальных
гарантий, но и степень доверия граждан
к ним.
Предложены следующие пути
решения:
увеличить объемы финансирования
жилья государством;
развитие рынка жилья и финансовых
механизмов, обеспечивающих доступность
жилья;
создать четкую систему информированности
населения о рынке предлагаемой недвижимости;
упростить систему получения
жилья посредством сокращения количества
необходимых для этого документов.
3) Образование
Основная проблема в сфере образования
заключается в том, что оно становится
малодоступным. При наличии большого количества
вузов и профессиональных учреждений
образование не является доступным, так
как количество бюджетных мест очень мало
и они занимаются либо иностранными студентами,
либо определенной группой людей по состоянию
здоровья.
Также существует кризис в системе
образования. В обновлении нуждаются принципы
подачи учебного материала, роль учителя
в образовательном процессе. Теоретическая
подготовка учеников должна быть направлена
не на простое заучивание информации,
а на ее понимание и умение применить полученные
знания в практической деятельности. Стоит
отметить, что 21 век - это время стремительного
научного прогресса. Таким образом, сегодняшние
учебные материалы для образовательных
учреждений уже завтра становятся устаревшими.
Требуется постоянное обновление преподаваемых
знаний в соответствии с последними научными
достижениями.
Также имеет место быть низкий
уровень финансирования образовательной
сферы. Российские учебные заведения всех
уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием.
Хроническая нехватка денежных средств
негативно влияет на уровень зарплат работников
в сфере образования. С каждым годом эта
проблема становится лишь острее. Реформации
в сфере образования невозможны без качественного
обновления педагогического состава,
но решение этой задачи затрудняется низкой
престижностью профессии учителя, являющейся
следствием низких заработных плат в сфере
образования.
Пути решения проблемы в сфере
образования:
создать дополнительные бюджетные
места;
обратить внимание правительства
на объемы финансирование высшего государственного
образования;
финансовое планирование и
бюджетное прогнозирование расходов на
образование;
инновационная политика государства
в сфере образования;
создание электронных учебников
по всем дисциплинам базового учебного
плана;
организация и создание доступа
сельских, городских и поселковых школ
к образовательным ресурсам;
создание системы общеобразовательных
и специализированных порталов.
Таким образом, в некоторых
местах политика социальных реформ дала
свои результаты, но существует большое
количество незаконченных преобразований.
Социальная жизнь общества
за последний период пошла по двум направлениям.
С одной стороны, появилась свобода выбора
товаров и услуг, их форма. Но с другой
стороны, все эти социальные блага не всегда
доступны подавляющему числу жителей
страны.
Все эти и другие явления социальной
жизни страны негативно влияют на экономическое
и политическое положение государства.
Многим социальным преобразованиям необходимо
продолжение или переход к какому-то новому
подходу к проблемам жизни населения России.
2.3. Перспективы развития
социальной политики
государства в РФ
Социальную политику необходимо
направлять на решение приоритетных проблем,
выработку механизмов эффективного использования
ресурсов, выделяемых на социальные цели,
согласование обязательств государства
с реальными возможностями их финансирования.
Решать эти задачи необходимо на основе
государственных стандартов, развития
самофинансирования и страховых принципов,
укрепления финансовой базы социальной
сферы.
Необходимо ориентироваться
на основные приоритеты социальной политики
на переходном этапе, а именно:
перспективы от национальных
проектов;
признание ответственности
государства за социальное положение
своих граждан;
гарантирование всем гражданам
бесплатного образования и медицинского
обслуживания;
приведение минимальной заработной
платы, стипендий и пособий в соответствии
с реальным прожиточным минимум;
гарантирование своевременной
выплаты заработной платы работникам
государственного сектора, пенсий, стипендий
и т.д.;
недопущение массовой безработицы,
переподготовка и повышение квалификации
высвобождающейся рабочей силы;
поддержка семьи, материнства
и детства, ветеранов и инвалидов;
борьба с преступностью.
Наиболее целесообразным для
успешного функционирования социальной
политики России является концентрация
внимания на следующих трех блоках проблем.
В рамках первого блока можно
выделить следующие основные моменты.
Российское государство может
стать действительно социальным, только
если три его элемента - эффективная экономика,
сильная власть (законодательная, исполнительная,
судебная) и общественные институты (система
социального партнерства, согласование
интересов главных субъектов трудовых
отношений) - будут постоянно и эффективно
взаимодействовать.