Социальная политика как важное направление финансовой политики государства (на примере РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика как направление финансовой политики государства является одной из важнейших составляющих ее деятельности. Суть социальной политики заключается в сглаживании негативных социальных явлений. Социальная политика способствует социальной поддержке реформ, реализует позитивные сдвиги в экономике, то есть она представляет собой действия органов власти, направленные на распределение доходов различных членов и групп общества.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Значение социальной политики государства в обществе 6
1.2. Основные направления социальной политики государства 9
1.3. Методы реализации социальной политики государства 21
Глава II.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1. Приоритеты социальной политики России в современных условиях 27
2.2. Проблемы социальной политики в России в современных условиях 35
2.3. Перспективы развития социальной политики государства в РФ 40
Глава III. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
3.1. Социально-экономическое значение социальной сферы 47
3.2. Особенности финансового обеспечения социальной сферы 50
Заключение 54
Список использованных источников 57

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Астанкова Елена Э-124.docx

— 130.03 Кб (Скачать файл)

Коренная перестройка всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократического социального государства:

  • приоритете прав человека и его основных свобод в сочетании с принципом индивидуальной ответственности гражданина за свое материальное благосостояние;
  • солидарности, обусловленной взаимосвязанностью, взаимоответственностью общества и его членов;
  • оптимальной поддержки как непосредственно со стороны самого государства, так и со стороны свободных ассоциаций людей, способных во все большей степени брать на себя решение многих социальных задач.

             При разработке государственных социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально ориентированный подход. Огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.

В рамках второго блока проблем центральное внимание уделяется двум взаимосвязанным аспектам - политике занятости и политике доходов.

Важнейшее направление активной политики занятости - ускорение адаптации населения к требованиям рынка, развитие инфраструктуры рынка труда, системы подготовки кадров и т.д. На первый план выдвигаются проблемы совершенствования структуры занятости, способов реализации, недопущение массовой безработицы в масштабах России и постепенное оздоровление ситуации занятости в регионах, имеющих напряженность на рынке труда. Отсюда вытекает необходимость экспертизы всех федеральных целевых программ с точки зрения оценки их влияния на условия занятости по отраслям и в регионах.

Политика доходов включает в себя разработку мер, влияющих на формирование цены труда, ее динамику, отраслевую и региональную дифференциацию, в целях стимулирования роста цены рабочей силы и заработной платы, обеспечение своевременной ее выплаты, ограничения чрезмерной ее дифференциации, сближения минимальной заработной платы и прожиточного минимума.

Необходимо четко осознать, что реальное управление трудовыми отношениями и собственно трудом станет возможным только при соответствующем развитии социального партнерства, а эффективность реализуемых программ будет определяться совместными действиями государственных институтов (всех уровней и ветвей власти), общественных организаций трудящихся и предпринимательских структур.

Центр тяжести корректировки реформ должен сместиться, с одной стороны, на структурные преобразования в сфере труда и социально-трудовых отношений, с другой, на обеспечение реального приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры), которые должны гарантировать воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечит достойный уровень жизни.

Настоятельная необходимость разработки принципиальных подходов к решению проблем, относящихся к третьему блоку, определяется не только тем фактом, что сегодня в социальной защите нуждается значительная часть россиян, но и тем обстоятельством, что действующая система гарантий и льгот не просто ведет к неэффективности государственных расходов на социальную помощь, но и вступает в противоречие с общим направлением реформирования социальных отношений. До сих пор в ней заложена определяющая роль государственных структур власти, федерального и местных бюджетов в сборе и распределении местных бюджетов.

Представляется целесообразной дифференциация функционально ориентированных, взаимодополняющих институтов социальной зашиты, которые обеспечивают:

  • социальные гарантии, основанные на принципах равенства возможностей, всеобщей доступности общенациональных систем образования, здравоохранения и социального страхования;
  • социальную помощь наиболее уязвимым и, в первую очередь нетрудоспособным категориям населения.
  • социальное страхование: обязательное - всего активного населения страны за счет взносов работодателей и работников, добровольное - части труд занятого населения в порядке личной инициативы работников и работодателей.

В то время как социальные гарантии и социальное страхование не связаны со степенью нуждаемости, социальная помощь должна носить адресный характер, для чего требуется:

  • строгий учет уровня материальной обеспеченности каждого гражданина;
  • переход к адресной помощи, как отдельному гражданину, так и семье;
  • четкая дифференциация причин нуждаемости, отказ от государственной помощи трудоспособным гражданам, имеющим возможность работать, но не желающим делать это;
  • перенос центра тяжести по оказанию адресной помощи на уровень органов местного самоуправления при передаче последним соответствующих функций и средств на их реализацию.

При этом государственная социальная помощь нуждающимся будет иметь смысл только в том случае, если она удовлетворят базовые потребности человека.

Отсюда вытекает необходимость отказаться от использования минимальной оплаты труда в качестве регулятора уровня социальных выплат, заменив его прожиточным минимумом с учетом региональных различий.

Для современной России крайне актуален вопрос об ответственности государства за перемены в социальном положении населения в целом и всех составляющих его групп.

В этой связи в первую очередь следует:

  • четко определить границы, обеспечиваемых государством базовых социальных гарантий;
  • выделить основные приоритеты социальной политики, ориентированной на формирование среднего класса при адресной дифференцированной помощи неимущим и прогрессивном налогообложении богатых;
  • продумать конкретные механизмы смягчения заложенных в самой идее социального государства противоречий между социальным и правовым принципом российской государственности, достижения баланса между централизацией, правами и интересами субъектов Федерации и местного самоуправления;

За государством должно остаться право устанавливать пределы, как социализации и открытости экономики на каждом конкретном этапе.

Самоустранение государства от регулирования многих социально значимых вопросов (оплата труда во внебюджетной сфере, установление цен и т.п.), стремление решить достаточно широкий круг проблем рыночными методами, переложив ответственность на органы самоуправления, на самого человека, - вполне естественно для рыночных экономик. Развитие структур гражданского общества одно из основных условий повышения ответственности граждан за собственное материальное благополучие.

Для уравнивания социальной ситуации в различных регионах страны на федеральном уровне целесообразно определить лишь минимальные государственные стандарты по основным видам социального обслуживания населения, в соответствии с которыми осуществляется политика финансового выравнивания.

Отсюда вытекает необходимость:

  • выравнивание условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;
  • поддержка социальных реформ и социального развития проблемных регионов;
  • адаптация социальных реформ к северным и другим территориям с особыми условиями проживания (пустынные, высокогорные и т.п.)

Большое значение имеет программно-целевой метод решения социальных задач, ориентированных на социальные нормативы, характерные для каждого отдельного периода: кризиса, стабилизации, подъема экономики. На нынешнем этапе таких проблем должно быть порядка 15-20 (продовольственная, по непродовольственным товарам, развитие сферы услуг, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, страхования и т.д.), жестко увязанных между собой. По каждому направлению нужны региональные программы, учитывающие местные социальные нормативы.   

            Следовательно, в ранг первоочередных задач законотворческой деятельности на данном этапе необходимо выдвинуть следующее:

  • возвращение к практике социального планирования и разработке программ социальных преобразований на основе долгосрочных многовариантных народнохозяйственных вопросов;
  • организационное упорядочение разработки основополагающих актов, обеспечивающих правовую базу для продвижения социальных реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

 

3.1. Социально-экономическое значение

социальной сферы

 

С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги, повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам. 
           Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы. В этом и проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека - работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда. Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права.

Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально - культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов. Например, культура - отрасль социальной сферы. Основными задачами в сфере культуры являются сохранение системы общедоступных учреждений культуры и искусства, музеев, библиотек, театров, обеспечение доступности всех слоев населения к ценностям культуры. Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура.

Социальная инфраструктура выполняет следующие функции:

  • обеспечение нормальных условий жизнедеятельности сотрудников хозяйствующих субъектов;
  • обеспечение необходимой для производственного процесса эффективности труда;
  • увеличение трудоспособного возраста;
  • формирование подрастающего поколения;
  • получение квалификации, переквалификации;
  • увеличение продолжительности периода работоспособности;
  • предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня;
  • обеспечение условий для отдыха работников, повышение их культурного уровня.

В свою очередь социальная инфраструктура состоит из социально-бытовой инфраструктуры, представляющей комплекс отраслей производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства, обслуживающих население и основное производство.

Социально-бытовая инфраструктура включает:

  • просвещение;
  • здравоохранение и физическую культуру;
  • социальное обеспечение;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • торговлю и общественное питание;
  • бытовое обслуживание населения.

            Развитие инфраструктуры и развитие производства напрямую взаимосвязаны.

С одной стороны, материальные и духовные блага, которые предоставляют учреждения социально-бытовой инфраструктуры, удовлетворяют личные потребности людей и являются важнейшим фактором повышения образовательного уровня рабочей силы.  То есть увеличивается производительность труда.

С другой стороны, с увеличением производительных сил увеличиваются и масштабы производства, развиваются общественно - производственные отношения. Увеличивается и рост социальных потребностей населения, т.е. значение инфраструктуры усиливается.

Однако инфраструктура оказывает влияние на производительность труда не только через систему образования. Здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и другие отрасли создают условия для снижения заболеваемости работников, сохранения и повышения работоспособности человека. Ни с чем несравнима роль инфраструктуры в духовном развитии человека, в совершенствовании социальных отношений. Этим целям подчинена деятельность социально-культурных учреждений.

Информация о работе Социальная политика как важное направление финансовой политики государства (на примере РФ)