Социальная политика как важное направление финансовой политики государства (на примере РФ)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 09:49, курсовая работа
Описание работы
Социальная политика как направление финансовой политики государства является одной из важнейших составляющих ее деятельности. Суть социальной политики заключается в сглаживании негативных социальных явлений. Социальная политика способствует социальной поддержке реформ, реализует позитивные сдвиги в экономике, то есть она представляет собой действия органов власти, направленные на распределение доходов различных членов и групп общества.
Содержание работы
Введение 3 Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 1.1. Значение социальной политики государства в обществе 6 1.2. Основные направления социальной политики государства 9 1.3. Методы реализации социальной политики государства 21 Глава II.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 2.1. Приоритеты социальной политики России в современных условиях 27 2.2. Проблемы социальной политики в России в современных условиях 35 2.3. Перспективы развития социальной политики государства в РФ 40 Глава III. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 3.1. Социально-экономическое значение социальной сферы 47 3.2. Особенности финансового обеспечения социальной сферы 50 Заключение 54 Список использованных источников 57
Коренная перестройка всей
социальной сферы должна основываться
на базовых принципах демократического
социального государства:
приоритете прав человека и
его основных свобод в сочетании с принципом
индивидуальной ответственности гражданина
за свое материальное благосостояние;
солидарности, обусловленной
взаимосвязанностью, взаимоответственностью
общества и его членов;
оптимальной поддержки как
непосредственно со стороны самого государства,
так и со стороны свободных ассоциаций
людей, способных во все большей степени
брать на себя решение многих социальных
задач.
При разработке государственных социальных
программ должен доминировать перспективный,
комплексный и социально ориентированный
подход. Огромную роль играют усилия государства,
направленные на становление среднего
класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное
налогообложение богатых.
В рамках второго блока проблем
центральное внимание уделяется двум
взаимосвязанным аспектам - политике занятости
и политике доходов.
Важнейшее направление активной
политики занятости - ускорение адаптации
населения к требованиям рынка, развитие
инфраструктуры рынка труда, системы подготовки
кадров и т.д. На первый план выдвигаются
проблемы совершенствования структуры
занятости, способов реализации, недопущение
массовой безработицы в масштабах России
и постепенное оздоровление ситуации
занятости в регионах, имеющих напряженность
на рынке труда. Отсюда вытекает необходимость
экспертизы всех федеральных целевых
программ с точки зрения оценки их влияния
на условия занятости по отраслям и в регионах.
Политика доходов включает
в себя разработку мер, влияющих на формирование
цены труда, ее динамику, отраслевую и
региональную дифференциацию, в целях
стимулирования роста цены рабочей силы
и заработной платы, обеспечение своевременной
ее выплаты, ограничения чрезмерной ее
дифференциации, сближения минимальной
заработной платы и прожиточного минимума.
Необходимо четко осознать,
что реальное управление трудовыми отношениями
и собственно трудом станет возможным
только при соответствующем развитии
социального партнерства, а эффективность
реализуемых программ будет определяться
совместными действиями государственных
институтов (всех уровней и ветвей власти),
общественных организаций трудящихся
и предпринимательских структур.
Центр тяжести корректировки
реформ должен сместиться, с одной стороны,
на структурные преобразования в сфере
труда и социально-трудовых отношений,
с другой, на обеспечение реального приоритета
отраслей социальной сферы (науки, образования,
здравоохранения, культуры), которые должны
гарантировать воспроизводство работника,
способного своим трудом обеспечит достойный
уровень жизни.
Настоятельная необходимость
разработки принципиальных подходов к
решению проблем, относящихся к третьему
блоку, определяется не только тем фактом,
что сегодня в социальной защите нуждается
значительная часть россиян, но и тем обстоятельством,
что действующая система гарантий и льгот
не просто ведет к неэффективности государственных
расходов на социальную помощь, но и вступает
в противоречие с общим направлением реформирования
социальных отношений. До сих пор в ней
заложена определяющая роль государственных
структур власти, федерального и местных
бюджетов в сборе и распределении местных
бюджетов.
Представляется целесообразной
дифференциация функционально ориентированных,
взаимодополняющих институтов социальной
зашиты, которые обеспечивают:
социальные гарантии, основанные
на принципах равенства возможностей,
всеобщей доступности общенациональных
систем образования, здравоохранения
и социального страхования;
социальную помощь наиболее
уязвимым и, в первую очередь нетрудоспособным
категориям населения.
социальное страхование: обязательное
- всего активного населения страны за
счет взносов работодателей и работников,
добровольное - части труд занятого населения
в порядке личной инициативы работников
и работодателей.
В то время как социальные гарантии
и социальное страхование не связаны со
степенью нуждаемости, социальная помощь
должна носить адресный характер, для
чего требуется:
строгий учет уровня материальной
обеспеченности каждого гражданина;
переход к адресной помощи,
как отдельному гражданину, так и семье;
четкая дифференциация причин
нуждаемости, отказ от государственной
помощи трудоспособным гражданам, имеющим
возможность работать, но не желающим
делать это;
перенос центра тяжести по оказанию
адресной помощи на уровень органов местного
самоуправления при передаче последним
соответствующих функций и средств на
их реализацию.
При этом государственная социальная
помощь нуждающимся будет иметь смысл
только в том случае, если она удовлетворят
базовые потребности человека.
Отсюда вытекает необходимость
отказаться от использования минимальной
оплаты труда в качестве регулятора уровня
социальных выплат, заменив его прожиточным
минимумом с учетом региональных различий.
Для современной России крайне
актуален вопрос об ответственности государства
за перемены в социальном положении населения
в целом и всех составляющих его групп.
В этой связи в первую очередь
следует:
четко определить границы, обеспечиваемых
государством базовых социальных гарантий;
выделить основные приоритеты
социальной политики, ориентированной
на формирование среднего класса при адресной
дифференцированной помощи неимущим и
прогрессивном налогообложении богатых;
продумать конкретные механизмы
смягчения заложенных в самой идее социального
государства противоречий между социальным
и правовым принципом российской государственности,
достижения баланса между централизацией,
правами и интересами субъектов Федерации
и местного самоуправления;
За государством должно остаться
право устанавливать пределы, как социализации
и открытости экономики на каждом конкретном
этапе.
Самоустранение государства
от регулирования многих социально значимых
вопросов (оплата труда во внебюджетной
сфере, установление цен и т.п.), стремление
решить достаточно широкий круг проблем
рыночными методами, переложив ответственность
на органы самоуправления, на самого человека,
- вполне естественно для рыночных экономик.
Развитие структур гражданского общества
одно из основных условий повышения ответственности
граждан за собственное материальное
благополучие.
Для уравнивания социальной
ситуации в различных регионах страны
на федеральном уровне целесообразно
определить лишь минимальные государственные
стандарты по основным видам социального
обслуживания населения, в соответствии
с которыми осуществляется политика финансового
выравнивания.
Отсюда вытекает необходимость:
выравнивание условий бюджетного
финансирования социально значимых расходов;
поддержка социальных реформ
и социального развития проблемных регионов;
адаптация социальных реформ
к северным и другим территориям с особыми
условиями проживания (пустынные, высокогорные
и т.п.)
Большое значение имеет программно-целевой
метод решения социальных задач, ориентированных
на социальные нормативы, характерные
для каждого отдельного периода: кризиса,
стабилизации, подъема экономики. На нынешнем
этапе таких проблем должно быть порядка
15-20 (продовольственная, по непродовольственным
товарам, развитие сферы услуг, жилищно-коммунального
хозяйства, здравоохранения, страхования
и т.д.), жестко увязанных между собой. По
каждому направлению нужны региональные
программы, учитывающие местные социальные
нормативы.
Следовательно, в ранг первоочередных
задач законотворческой деятельности
на данном этапе необходимо выдвинуть
следующее:
возвращение к практике социального
планирования и разработке программ социальных
преобразований на основе долгосрочных
многовариантных народнохозяйственных
вопросов;
организационное упорядочение
разработки основополагающих актов, обеспечивающих
правовую базу для продвижения социальных
реформ.
Глава III. ФИНАНСЫ
ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
3.1. Социально-экономическое
значение
социальной сферы
С развитием производительных
сил изменяются как структура социальных
потребностей, так и способы их удовлетворения,
увеличивается спрос на разнообразные
социальные услуги, повышаются требования
к их качеству. Работа предприятий и учреждений
социальной сферы должна соответствовать
определенным требованиям, установленным
стандартам и правилам.
Отрасли
социальной сферы призваны удовлетворять
культурные, образовательные, медицинские,
духовные потребности, а также завершать
процесс создания материальных благ и
их доведение до потребителя. Они предъявляют
большой спрос на рабочую силу, различные
машины и оборудование, материалы, финансовые
ресурсы. В этом и проявляется их связь
с материальным производством. В свою
очередь высокий уровень развития социальной
сферы оказывает огромное влияние на формирование
человека - работника с активной жизненной
позицией, на повышение производительности
общественного труда. Важнейшим инструментом
борьбы с бедностью является социальная
защита. Именно в ней обретает смысл социальная
политика государства, реализуются социальные
и гражданские права.
Отрасли социальной инфраструктуры
в зависимости от характера удовлетворения
потребностей принято делить на две группы.
Первая группа представляет те отрасли,
деятельность которых нацелена на удовлетворение
социально - культурных, духовных, интеллектуальных
запросов человека, поддержание его нормальной
жизнедеятельности (здравоохранение,
образование, культура, искусство, физическая
культура и спорт). Вторая охватывает отрасли,
предназначенные для завершения процесса
создания материальных благ и их доведения
до потребителя (розничная торговля, общественное
питание, жилищно-коммунальное и бытовое
обслуживание). Они призваны способствовать
сокращению затрат труда на ведение домашнего
хозяйства, обслуживание членов семьи,
расширение возможностей для удовлетворения
духовных запросов. Например, культура
- отрасль социальной сферы. Основными
задачами в сфере культуры являются сохранение
системы общедоступных учреждений культуры
и искусства, музеев, библиотек, театров,
обеспечение доступности всех слоев населения
к ценностям культуры. Важнейшим компонентом
социальной сферы является социальная
инфраструктура.
Социальная инфраструктура
выполняет следующие функции:
обеспечение нормальных условий
жизнедеятельности сотрудников хозяйствующих
субъектов;
обеспечение необходимой для
производственного процесса эффективности
труда;
увеличение трудоспособного
возраста;
формирование подрастающего
поколения;
получение квалификации, переквалификации;
увеличение продолжительности
периода работоспособности;
предотвращение снижения производительности
труда в течении рабочего дня;
обеспечение условий для отдыха
работников, повышение их культурного
уровня.
В свою очередь социальная инфраструктура
состоит из социально-бытовой инфраструктуры,
представляющей комплекс отраслей производственной
и непроизводственной сфер народного
хозяйства, обслуживающих население и
основное производство.
Социально-бытовая инфраструктура включает:
просвещение;
здравоохранение и физическую
культуру;
социальное обеспечение;
жилищно-коммунальное хозяйство;
торговлю и общественное питание;
бытовое обслуживание населения.
Развитие инфраструктуры и развитие производства
напрямую взаимосвязаны.
С одной стороны, материальные
и духовные блага, которые предоставляют
учреждения социально-бытовой инфраструктуры,
удовлетворяют личные потребности людей
и являются важнейшим фактором повышения
образовательного уровня рабочей силы.
То есть увеличивается производительность
труда.
С другой стороны, с увеличением
производительных сил увеличиваются и
масштабы производства, развиваются общественно
- производственные отношения. Увеличивается
и рост социальных потребностей населения,
т.е. значение инфраструктуры усиливается.
Однако инфраструктура оказывает
влияние на производительность труда
не только через систему образования.
Здравоохранение, жилищно-коммунальное
хозяйство, бытовое обслуживание и другие
отрасли создают условия для снижения
заболеваемости работников, сохранения
и повышения работоспособности человека.
Ни с чем несравнима роль инфраструктуры
в духовном развитии человека, в совершенствовании
социальных отношений. Этим целям подчинена
деятельность социально-культурных учреждений.