Социальная политика как важное направление финансовой политики государства (на примере РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика как направление финансовой политики государства является одной из важнейших составляющих ее деятельности. Суть социальной политики заключается в сглаживании негативных социальных явлений. Социальная политика способствует социальной поддержке реформ, реализует позитивные сдвиги в экономике, то есть она представляет собой действия органов власти, направленные на распределение доходов различных членов и групп общества.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Значение социальной политики государства в обществе 6
1.2. Основные направления социальной политики государства 9
1.3. Методы реализации социальной политики государства 21
Глава II.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1. Приоритеты социальной политики России в современных условиях 27
2.2. Проблемы социальной политики в России в современных условиях 35
2.3. Перспективы развития социальной политики государства в РФ 40
Глава III. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
3.1. Социально-экономическое значение социальной сферы 47
3.2. Особенности финансового обеспечения социальной сферы 50
Заключение 54
Список использованных источников 57

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Астанкова Елена Э-124.docx

— 130.03 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная сфера представляет собой инфраструктуру, которая создает предпосылки для воспроизводства рабочей силы, следит за здоровьем и образованием, обеспечивает продовольственными и промышленными товарами, поддерживает культурно-нравственный потенциал людей. В целом деятельность социальной инфраструктуры направлена на удовлетворение потребностей людей, то есть рабочей силы. От развития инфраструктуры зависит развития производства и всего общества в целом [15, с. 743].

3.2. Особенности финансового обеспечения социальной сферы

 

Социальная сфера относится к непроизводственной и включает образование, здравоохранение, социальное обеспечение, ЖКХ, транспорт, связь и т. д.

Социальная сфера финансируется и развивается за счет двух источников [17]:

    1. Бюджетные средства. Он в свою очередь состоит из:

  • Федерального бюджета;
  • бюджетов субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);
  • бюджетов муниципальных образований (местные бюджеты).
    1. Индивидуальные платежи и взносы.

Однако государственный бюджет является главным источником финансирования социальной сферы.

Это связано со следующими обстоятельствами:

  • многие социальные услуги по существу являются «общественными благами». Это относится в первую очередь к образованию: «выгода», которую получает общество от квалифицированного работника, выше, чем его индивидуальная «выгода». Следовательно, если работник полностью оплачивает свое образование без дополнительного финансирования со стороны государства, рынок будет предлагать меньше услуг по получению образования, чем это требуется обществу.
  • не все граждане в состоянии оплатить высокий уровень социальных услуг. В частности, высококачественное медицинское обслуживание в реальности стоит очень дорого и без государственного финансирования было бы недоступно абсолютному большинству населения.

 

 

 

Таблица 3.1

Динамика расходов федерального бюджета по разделам

классификации расходов в динамике за 2012-2013 гг , %

 

Направление расходов

Федеральный бюджет

Региональные бюджеты

Местные бюджеты

2012 год

2013 год

2012 год

2013 год

2012 год

2013 год

1.Социально-культурные мероприятия

           

- Образование

21,3

21,8

20,7

21,8

57,2

56,4

- Культура, искусство

24,7

26,0

33,4

33,7

45,4

46,8

- Здравоохранение

14,2

17,0

46,2

46,4

41,4

42,2

- Социальная политика

39,0

38,8

40,8

40,2

22,0

21,9

- Национальная оборона

54

58

34

36

12

15

-Охрана окружающей среды

40

43

32,3

34

30

34,3

2.Жилищно-коммунальное хозяйство

-

-

33,0

34,0

67,8

66,0


 

 

Как видно из таблицы 3.1, финансирование расходов на социальную сферу из бюджетов бюджетной системы с 2012-2013 гг. возрастает. Таким образом, роль уровней бюджетной системы в финансировании социально – бытовой сферы велика: 

  • Большая часть бюджетных расходов, используемых на социально-культурные мероприятия и ЖКХ, поступает населению через территориальные бюджеты, главным образом, через местные бюджеты.
  • Расходы на жилищно – коммунальные услуги финансируются, подавляющим образом, из территориальных бюджетов (100%), доля региональных и местных бюджетов составляет на 2013 г. 34% и 66% соответственно. 
  • Образование финансируется из бюджетов разных уровней: примерно 1/5 - из федерального, 1/5 - из региональных, а 3/5 - из местных бюджетов.
  • Культура и искусство финансируются из разных бюджетов: в среднем  25% - из федерального, 33,5% - из регионального, около 46% - из средств местных бюджетов.
  • Расходы на здравоохранение финансируется преимущественно за счет территориальных бюджетов.
  • Расходы на сохранение окружающей среды с 2012-2013 гг. увеличились, большую роль в их финансировании отводится федеральному бюджету.

Особенностью деятельности предприятий обслуживания состоит в том, что часть их услуг населению поступает на платной основе, а часть - на бесплатной или льготной.

Бесплатное распределение материальных услуг позволяет нашему обществу направленно реализовать свои цели. Бесплатные услуги в основном предоставляются за счет общественных фондов потребления и направляются населению по каналам местных бюджетов. Эти расходы связаны с финансированием жилищного хозяйства, здравоохранения и т.д.

В перспективе будет наблюдаться увеличение платных услуг. Политика регулирования соотношения между платными и бесплатными услугами должна быть последовательной. Расширение бесплатных услуг при условии роста денежных доходов населения будет способствовать чрезмерному увеличению потребительского спроса. В то же время развитие только платных услуг может привести к нежелательным социально-экономическим последствиям, выражающимся в том, что размеры потребления платных услуг, а в конечном счете и всех услуг отдельными группами населения с различным уровнем доходов будут существенно отличаться, кроме того, может произойти общее снижение потребления услуг.

Таким образом, социальная политика финансируется почти при равном участии федерального и территориальных бюджетов, из которых основную долю занимают региональные бюджеты. В ближайшие годы темпы роста платных услуг будут выше, чем бесплатных. Платные услуги будут развиваться в бытовом обслуживании, торговле, общественном питании и жилищно-коммунальном обслуживании населения. В то же время основная часть услуг здравоохранения, просвещения, должна быть, на наш взгляд, бесплатной, то есть финансироваться за счет бюджетных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев социальную политику, как важное направление финансовой политики государства на примере РФ, можно прийти к выводу и сделать несколько обобщений по данной теме. 

Социальная политика, в узком смысле, подразумевает, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных, групп общества, а в широком смысле, - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны.

Сущность социальной политики заключается еще и в том, что она является частью финансовой политики государства, воплощенной в социальных программах и регулирующей отношения в обществе.

Одна из главных задач социальной политики на современном этапе - социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы, укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе.

Что же касается направлений социальной политики, то здесь обычно их выделяется два: социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, и собственно социальная политика (политика в области социальной защиты).

Одним из механизмов реализации социальной политики является разработка и превращение в жизнь различного рода социальных программ.

Социальные программы в нашей стране реализуются посредством трех уровней: федерального, регионального и местного.

Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений.  На реализацию программы «Здравоохранение» расходы на 2010-2013 гг. предусматриваются в сумме 501,8 млрд. рублей.

В целях улучшения системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам, на 2010 - 2013 гг. предусматриваются средства в объеме 156,717 млрд. Финансирование проекта «Доступное и комфортное жилье» на 2013г составило 97 млрд. рублей.

В результате социальной политики, количество безработных в России по предварительным данным составило 4 млн человек по итогам декабря 2013г.  По сравнению с декабрем 2012 г.  количество безработных снизилось на 13,8%. Численность населения России с доходами ниже прожиточного минимума в январе-сентябре 2013г. в РФ сократилась до 17,2 млн человек, что на 14,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, бедняки теперь составляют 12,1% от общей численности населения России. Государство активно содействует увеличению занятости населения. Для этого в 2013 году были предусмотрены ассигнования в сумме 48955,4 млн. В целях поэтапного приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму, оплату труда постепенно увеличивают и на 2014 год она составляет 5554 рублей в месяц. В целях недопущения бедности среди пенсионеров, у которых общий уровень материального обеспечения ниже величины прожиточного минимума пенсионера в конкретном субъекте Российской Федерации, устанавливается федеральная либо региональная социальная доплата к пенсии.

Однако состояние социальной сферы государства все еще нельзя назвать удовлетворительной и рассмотренные в курсовой работе проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного решения.

Таким образом, именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то, какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода российской экономики из кризиса. Необходимо, чтобы социальные программы добросовестно выполнялись на всех уровнях и, чтобы каждый из нас знал, какая ответственность лежит на нем перед обществом, лишь только в этом случае мы сможем добиться того, чтобы результаты нашей социальной политики приносили лишь положительные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Трудовой Кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 05.04.2013 - № 1 (часть 1). - ст. 14, 421.

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» № 445 от 25.12.1990.

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.041991 г. (с изм.).

  1. Федеральный закон Российской федерации «О социальных стандартах» № 99077780-2 от 30.12.2004.

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» № 181-ФЗ от 24.10.1995 (с изм.)

  1. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» № 134-ФЗ от 24.10.1997.

  1. Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» № 56-ФЗ от 30.04.2008.

  1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10.12.1995 (с изм.).

  1. Аверин, А. Н. Государственная система социальной защиты населения [Текст]: учебное пособие / А. Н. Аверин. - М.: РАГС, 2007. - 55-68 с.

  1. Ахинов, Г. А. Социальная политика [Текст]: учебное пособие /                         Г. А. Ахинов, С. В. Калашников. - Инфра-М, 2013. - 272 c.

  1. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.gks.ru/free_doc/new_site.htm. Дата обращения: 02.04.2014

  1. Динамика среднего размера назначенных пенсий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/doc3-1-1.html. Дата обращения: 02.04.2014г

  1.  Денисова, И. П. Социальная политика [Текст]: учебное пособие /                     И. П. Денисова. -  Феникс - Москва, 2010. - 352 c.

  1. Журнал управление экономическими системами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/economika-truda. Дата обращения: 04.04.2014г

  1.  Корниенко, Н. А. Социальная психология [Текст]: учебное пособие /       Н. А. Корниенко. - М.: СибАГС, 2012. - 743 с.

  1.  Кузнецов, А. В. Социальная философия [Текст]: учебное пособие /                    А. В. Кузнецов, В. В. Кузнецов. - М.: Асар, 2010. - 832 c.

  1.  Мамедов, Х. Т. Оценка роли бюджетных расходов в обеспечении социально-экономического развития в современных экономических условиях. [Текст]: журнал управление экономическими системами/                  Х. Т. Мамедов, // - 2013. - № 8.- С. 102-104

  1.  Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=law;n=15189/. Дата обращения: 02.04.2014г

  1.  Николаева, И. П. Экономическая теория: [Текст]: учебное пособие /                 И. П. Николаева. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 5-8 с.

  1.  Основные показатели жилищных условий населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/housing/. Дата обращения:02.04.2014г

  1.  Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/jil-f/jkh49.htm. Дата обращения:05.04.2014г

Информация о работе Социальная политика как важное направление финансовой политики государства (на примере РФ)