Социальная политика как важное направление финансовой политики государства (на примере РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика как направление финансовой политики государства является одной из важнейших составляющих ее деятельности. Суть социальной политики заключается в сглаживании негативных социальных явлений. Социальная политика способствует социальной поддержке реформ, реализует позитивные сдвиги в экономике, то есть она представляет собой действия органов власти, направленные на распределение доходов различных членов и групп общества.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Значение социальной политики государства в обществе 6
1.2. Основные направления социальной политики государства 9
1.3. Методы реализации социальной политики государства 21
Глава II.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1. Приоритеты социальной политики России в современных условиях 27
2.2. Проблемы социальной политики в России в современных условиях 35
2.3. Перспективы развития социальной политики государства в РФ 40
Глава III. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
3.1. Социально-экономическое значение социальной сферы 47
3.2. Особенности финансового обеспечения социальной сферы 50
Заключение 54
Список использованных источников 57

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Астанкова Елена Э-124.docx

— 130.03 Кб (Скачать файл)

Размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на 100% на детей одиноких матерей и на 50% - на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

    • трудовые гарантии

Трудовое законодательство предусматривает некоторые гарантии для одиноких матерей. Так, расторгнуть трудовой договор с одинокой матерью по инициативе администрации можно, например, ввиду ликвидации организации или по состоянию здоровья матери, либо по вине одинокой матери - например, из-за нарушения дисциплины. Для некоторых категорий работников предусмотрены дополнительные гарантии. Например, одиноким матерям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, предоставляется преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников.

    • налоговые льготы

Одинокая мать имеет право на получение налогового вычета расходов на содержание ребенка до достижения им возраста до 18 лет, а также учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Если у одинокой матери несколько детей, то такой вычет предоставляется на каждого ребенка.

    • жилищные гарантии

Для одиноких матерей предусмотрено право на получение жилого помещения в случае нуждаемости в первую очередь. Так, в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий матерям, которым присвоено звание «Мать-героиня», многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям.

Правильно выбранная социальная политика государства, удовлетворяющая интересы народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что любые практические действия в области социальной работы представляют собой совокупность усилий отдельных личностей, наделенных наряду с общими и индивидуальными качествами. Социальная работа не является просто суммой действий индивидуумов. Это взаимосвязанное цельное системное образование. Благодаря сплочённой работе, социальная работа дополняет социальную политику государства. То есть, социальная работа - способ реализации социальной политики, а социальная политика - ориентир социальной работы. Их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ РФ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

2.1. Приоритеты социальной политики России в современных условиях

 

Успешное развитие социальной сферы напрямую связано с экономическим потенциалом страны. Именно поэтому для её развития необходима эффективная стратегическая программа государства. 

Россия наконец-то смогла осуществить качественные перемены в этой области. Одним из важнейших направлений социальной политики России стали приоритетные национальные проекты - это три стратегических проекта: «Образование», «Здравоохранение», «Жилищное строительство».

 Появление идеи  выделения отдельных сфер жизни  общества во многом обусловлено  тем, что в истории России наступил  такой момент, когда общество  и власть готовы объединить  свои усилия для того, чтобы  достичь благополучия в масштабах  всей страны. 

Достойное жилье, качественное образование, доступное медицинское обслуживание - эти сферы определило государство как первоочередные для того, чтобы каждодневная жизнь россиян улучшилась, так как именно эти отрасли являются наиболее важными для поддержания здорового климата в стране, затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют образованную и здоровую нацию.

  1. Национальный проект «Здоровье»

Национальный проект «Здоровье» - программа по повышению качества медицинской помощи и укреплению здоровья граждан, объявленная Президентом РФ В. В. Путиным в 2005 г. Целью данного проекта является обновление технопарка медицинских учреждений, внедрение «высоких технологий» в них, повышение качества услуг, и как следствие всего этого улучшение здоровья россиян.

Рассмотрим данный проект более подробно.

На реализацию данной программы, расходы на 2010-2013 гг. предусматриваются в сумме 501,8 млрд. рублей. Бюджетные ассигнования на реализацию ПНП «Здоровье» приведены на рисунке 2.1.

  Рисунок 2.1

Финансирование проекта «Здравоохранение»

Из этих денег на мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у граждан, включая сокращение потребления алкоголя и табака в 2010 г. будет направлено 800 млн. рублей, в 2011 г. - та же сумма, а в 2012-2013 гг. - по 1 млрд. рублей. Денежные выплаты медицинскому персоналу первичного звена в этом году составят 30,99 млрд. рублей, в 2011 г. - 32,4 млрд., в 2012 г. - 32,4 млрд., в 2013 г. - 32,6 млрд. рублей.

Также начала действовать программа по выдаче родовых сертификатов. Предназначение данной программы - повышение материальной заинтересованности медицинских учреждений в предоставлении качественной медицинской помощи будущим матерям. Медработникам становится выгодно, чтобы на учёт становилось больше беременных женщин. Имеется также расчёт на снижение числа абортов, так как у работников консультации появляется стимул, чтобы отговорить женщину от прерывания беременности с тем, чтобы получить ещё одну «клиентку». Кроме того, родовые сертификаты предоставят беременной женщине возможность выбора женской консультации, в которой она предполагает встать на учёт и наблюдаться по беременности, а в дальнейшем и родильного дома. 

Министерство здравоохранения и социального развития РФ определило порядок и условия расходования средств, получаемых учреждениями здравоохранения по родовым сертификатам за медицинские услуги, связанные с рождением ребенка. При этом женские консультации должны направлять полученные средства на оплату труда медицинского персонала (35-45%), обеспечение беременных женщин медикаментами (20-33%) и на оснащение медицинским оборудованием, инструментарием. Родильные дома и отделения на оплату труда сотрудников должны направлять 40-55% полученных средств, а остальные - на оснащение медоборудованием, инструментарием, а также обеспечение беременных и кормящих женщин медикаментами, изделиями медицинского назначения и дополнительным питанием. А средства, полученные детскими поликлиниками, будут целиком направляться на оплату труда медперсонала, за исключением участковых педиатров, врачей общей практики и их медицинских сестер.

В структуре медицинской помощи продолжает сохраняться ориентация на стационарные формы лечения. Отмечаются высокие темпы сокращения коек на 10 тыс. человек населения, которые в период с 2010 по 2013 гг. составили в РФ - 5,2%; наблюдается увеличение мощности врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений с 100 посещений в смену в расчете на 10 тыс. человек в 2000 г. до 250 - в 2013 г. Средний показатель мощности врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений (посещений на 10 тыс. человек) по России составляет 251,3. В рамках национального проекта идет процесс отделения амбулаторного - поликлинических учреждений от стационарных. Раньше, например, почти при каждой крупной больнице была своя поликлиника, сейчас эта поликлиника - самостоятельный субъект, причем идет процесс объединения и укрупнения поликлиник.

В целом, это первый шаг в усовершенствовании сложившейся системы здравоохранения. Этот проект не решает всех проблем, но делает попытку разрешить самые острые вопросы, такие, как оказание первой медицинской помощи, улучшение качества услуг. На этом не стоит останавливаться, система требует дальнейшего преобразования.

  1. Национальный проект «Образование»

Данный проект это - программа по повышению качества образования. Его основными направлениями являются:

  • стимулирование инноваций в сфере образования;
  • подключение школ к интернету;
  • поддержка талантливой молодёжи;
  • дополнительные выплаты за классное руководство;
  • поощрение лучших учителей;
  • укомплектование школ учебным оборудованием.

В целях улучшения системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам, на 2010 - 2013 гг. предусматриваются средства в объеме 156,717 млрд. рублей. Бюджетные ассигнования на реализацию ПНП «Образование» представлены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2

Финансирование проекта «Образование»

В итоге программа дала положительные результаты в данной сфере.

Приоритетный национальный проект стал практическим инструментом запуска системных изменений в сфере образования. Предпринятые шаги позитивно сказались на условиях жизни многих граждан: возросло число детей, которые учатся в современных школах. Наряду с подключением всех школ к Интернету (100%), увеличилось количество в них компьютеров и учителя активно используют их в работе. С участием лучших учителей разрабатываются интерактивные электронные образовательные ресурсы, которые размещены в открытом доступе по всем разделам школьных программ.

В условиях финансирования школы получили дополнительный стимул создавать комфортные условия для каждого ученика, помочь ему максимально раскрыть, реализовать и повысить свой потенциал. У старшеклассников появляется больше возможностей с получением общего образования начать осваивать востребованные профессии, определять свое будущее.

В школе становится больше интересных кружков, секций, клубов, где каждый школьник может найти для себя интересное дело и добиться успеха, проявить творчество и социальную активность. При этом такие достижения ребят, как победы в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, реализованные проекты признаются как значимые образовательные результаты и учитываются в их дальнейшем образовании и карьере.

За последние несколько лет количество организаций дополнительного образования увеличилось, при этом средний возраст педагогов дополнительного образования снизился на 13 лет и составляет 40 лет. Более чем 800 тыс. учителей получали ежемесячные дополнительные выплаты за классное руководство. Одну тысячу рублей получил каждый классный руководитель.

Среди поддержанных по конкурсу инновационных школ свыше трети - сельские социо-культурные комплексы. Такая школа постепенно становится не только образовательным, но современным информационным, культурным центром, где проходят самые значимые местные события, все жители могут пользоваться библиотекой, спортзалом, заниматься художественной самодеятельностью.

Поддержка инновационных вузов, также отобранных в условиях жесткого конкурса с активным участием работодателей, способствовала развитию их научной, экономической и академической самостоятельности. Обучающиеся в них студенты вместе с преподавателями участвуют в инновационных научных исследованиях с использованием современного оборудования, зачастую ранее недоступного. Усилилось сотрудничество научных школ и институтов.

С поддержки создания Южного и Сибирского федеральных университетов началось формирование сети научно-образовательных комплексов. В перспективе вокруг этих комплексов будут развиваться современные студенческие городки с насыщенной инфраструктурой.

Таким образом, в рамках национального проекта заложены основы и начато формирование современной модели образования. Полученные результаты и наработки позволят системно продолжить эти работы, наращивая комплексность принимаемых решений и реализуемых механизмов.

  1. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России»

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» стал важнейшим шагом в создании гарантированных условий доступности жилья большинству нуждающихся в улучшении условий проживания за счет приобретения квартир в собственность.

Главным финансовым механизмом реализации национального проекта является федеральная целевая программа «Жилище» и входящие в ее состав подпрограммы.  Стратегической целью государственной жилищной политики в России является:

  • создание рынка доступного и комфортного жилья, удовлетворяющего - жилищные потребности основной части населения;
  • создание механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка;
  • обеспечение доступа на жилищный рынок различных групп населения, нуждающихся в такой поддержке.                                                                                          

Кратко остановимся на каждой из подпрограмм.

В подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой» решается одна из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства. В рамках подпрограммы осуществляются предоставление за счет средств федерального бюджета государственных гарантий на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой.

В подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» осуществляется привлечение средств частных инвесторов с целью совершенствования коммунальной инфраструктуры населенных пунктов. Целью подпрограммы является повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации в регионах, создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения частных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе» будет осуществляться государственная поддержка в форме предоставления бюджетных субсидий молодым семьям и молодым специалистам на селе на погашение первого взноса при получении жилищного ипотечного кредита.

Информация о работе Социальная политика как важное направление финансовой политики государства (на примере РФ)