Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 01:21, дипломная работа
Ни один из видов текущих финансовых планов предприятия, ни одна из крупных хозяйственных его операций не может быть разработана вне связи с планируемыми денежными потоками по ним. Концентрация всех видов планируемых денежных потоков предприятия получает свое отражение в специальном плане поступления и расходования денежных средств, который является одной из основных форм текущего финансового плана. План поступления и расходования денежных средств разрабатывается на предстоящий год в помесячном разрезе с тем, чтобы обеспечить учет сезонных колебаний денежных потоков предприятия. Он составляется по отдельным видам хозяйственной деятельности и по предприятию в целом.
Введение 4
Глава 1. Описание документа «Платежный календарь» 4
1.1 Определение термина «Платежный календарь» 4
1.2 Задачи, которые позволит решить платежный календарь 5
1.3 Статьи расходования и поступления денежных средств 6
1.4 Пример платежного календаря 9
Глава 2. Платежный календарь как инструмент оперативного управления финансами 9
Глава 3. Принципы, правила, последовательность формирования платежного календаря в разрезе расходования ДС 14
3.1 Основные этапы разработки системы платежного календаря 14
3.2 Содержание этапов 15
3.3 Определение приоритетности платежей 21
Глава 4. Прогнозирование поступления денежных средств 27
Глава 5. Регистрация платежей 31
Глава 6. Регистрация поступления денежных средств 33
Глава 7. Определение оптимального окна использования ДС на счетах предприятия 35
Глава 8. Алгоритм составления платежного календаря с помощью автоматизированный системы (модуль ERP-систем) 37
8.1 Подготовка к описанию алгоритма 37
8.2 Описание части 1 алгоритма составления платежного календаря .
Добавление платежа 39
8.3 Описание части 2 алгоритма составления платежного календаря. Добавление планового поступления 45
8.4 Описание части 3 алгоритма составления платежного календаря. Регистрация платежей 49
8.5 Описание части 4 алгоритма составления платежного календаря .
Сверка дат поступлений 51
8.6 Описание части 5 алгоритма составления платежного календаря .
Регистрация поступлений 52
8.7 Дополнения к алгоритму 56
Глава 9. Описание функционала модуля платежного календаря в 1С:Предприятие 8. УПП 56
9.1 Общий вид документа «Платежный календарь» 56
9.2 Процесс добавления платежа в платежный календарь 58
9.3 Процесс добавления поступления в платежный календарь 61
9.4 Оценка функционала модуля «Платежныф календарь» в 1С:Предприятия 8. УПП 61
Заключение 63
Библиографический список 64
Приложение 1 65
формировать электронную отчетность, необходимую для контроля исполнения платежей, выполнения регламентов платежной системы, БДЦС (к примеру, платежного календаря);
реализовывать поддержку процедур контроля и согласования (бюджетов, заявок на оплату и пр.).
разграничивать права доступа
к финансовой информации для разных
уровней ответственности в
3.3 Определение приоритетности платежей.
Для установления финансовой дисциплины необходимо четко определить приоритеты платежей, основываясь на нескольких критериях, – очередность платежей, срок задержки платежа, группа контрагентов и значимость контракта для компании.
Произведем первоначальную достаточно очевидную схему распределения приоритетов:
Приоритеты первой
степени имеют следующие
Расчеты с налоговыми органами и банками, другими гос. органами, заработная плата, платежи контрагентам, поставляющие ресурсы для основного производства.
Несвоевременное проведение таких платежей приведет к немедленным и весьма ощутимым для бизнеса потерям, санкциям, штрафам.
Платежи второй очереди:
Оплата общехозяйственных расходов. Задержка оплаты таких счетов затруднит хозяйственную деятельность и нанесет ущерб репутации компании.
К платежам третьей очереди можно отнести:
представительские расходы,
оплату обучения сотрудников, консалтинговых,
юридических и аудиторских
То есть уже на данном распределении можно присвоить платежам приоритетность(веса). Для удобства присваиваемые приоритеты принадлежат множеству: {1,2,3}. Необходимо также заметить, что в каждой группе приоритетности присутствуют свои веса у платежей, то есть платежей из любой группы опять нужен классификатор, какой из данных платежей важнее. Но в реальности он не всегда является необходимым, в случае, если у предприятия есть денежные средства для оплаты всех счетов в данные сроки.
Рассмотрим процесс
Порядок построения системы приоритетов включает следующие этапы:
1. Выявление основных факторов, определяющих приоритет платежей;
2. Проведение факторного анализа методом экспертных оценок с присвоением веса факторам;
3. Построение рейтинга марок по результатам факторного анализа;
4. Разработка регламента приоритетов платежей
Так как в данной работе рассматривается производственное предприятие, то определение приоритетов платежей контрагентам за поставку товаров необходимо проанализировать деятельность компании с точки зрения влияния неплатежей. В основном влияние оказывают три вида факторов:
Пример:
1. Стратегические факторы:
Развитие новых марок товара в определенном ценовом сегменте
В низком ценовом сегменте: постепенная замена продукции на более качественную
2. Факторы взаимодействия с поставщиками:
Дефицитность марки
Размер штрафных санкций за нарушение сроков оплаты
Уровень лояльности поставщика
Наличие отсрочки оплаты
3. Факторы, связанные с операционной деятельностью
Объем продаж (денежный показатель)
Маржинальный доход
Проведение факторного анализа:
Выделим основные производимые товары и обозначим буквами A..H
Проведем анализ каждой марки по выделенным факторам методом экспертных оценок. Это означает, что веса факторам присваивают эксперты (люди, имеющие максимальные компетенции в исследуемых вопросах). Обозначим i-ый фактор буквой Fi:
S Fi = 1.
№ |
Фактор |
Доля важности |
F1 |
Развитие новых марок товара в среднем ценовом сегменте |
0.1 |
F2 |
В низком ценовом сегменте: постепенная замена продукции на более качественную |
0.15 |
F3 |
Дефицитность марки |
0.1 |
F4 |
Высокие штрафные санкции |
0.08 |
F5 |
Нелояльные поставщики |
0.07 |
F6 |
Предоставление отсрочки |
0.13 |
F7 |
Объем продаж в денежных показателях |
0.14 |
F8 |
Маржинальный доход |
0.23 |
S Fi |
1 |
Таблица 1. Результаты анкетирования эксперта.
После проведения анкетирования, все анкеты собираются вместе, и происходит обсуждение полученных расхождений, после чего составляется окончательный вариант таблицы весов для факторов.
Далее необходимо оценить конкурентоспособность марок по каждому фактору, для удобства примем трёхбалльную систему оценивания, где: 3-высокая, 2-средняя, 1-низкая
№ |
Доля важ- ности фактора |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
0.1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
F2 |
0.15 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
F3 |
0.1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
F4 |
0.08 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
F5 |
0.07 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
F6 |
0.13 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
F7 |
0.14 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
F8 |
0.23 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
Итого |
1 |
1.73 |
1.54 |
2.4 |
1.94 |
1.65 |
2.13 |
1.36 |
2.39 |
Как становится видно из таблицы, марка обозначенная буквой C, набрала максимальное количество баллов, то есть имеет наибольший вес. Стратегическим приоритетам компании эта марка в значительной мере удовлетворяет, с точки зрения операционной деятельности - дефицитная марка, товар получает на смешанных условиях (отсрочка и предоплата), имеет высокие штрафные санкции за нарушение сроков платежа, поставщик нелояльный, т.е. не согласится на перенос платежа, при этом марка имеет пока среднюю долю в структуре объема продаж и маржинального дохода. Перенесение срока платежа по данной марке может неблагоприятно сказаться на компании в силу суммарного воздействия этих факторов.
Проведенный анализ позволяет сформулировать базу для построения рейтинга марок.
Для удобства разделим марки на 4 группы, по 2 в каждой.
Строим следующим образом:
Максимальный вес-2,4
Минимальный – 1,36
Разница между группами: (2,4 -1,36)/4=0,26
1-я группа |
Баллы |
Приоритет внутри группы |
С |
2,4 |
1 |
H |
2,39 |
2 |
2-я группа |
||
F |
2,13 |
1 |
D |
1,94 |
2 |
3-я группа |
||
A |
1,73 |
1 |
E |
1,65 |
2 |
4-я группа |
||
B |
1,54 |
1 |
G |
1,36 |
2 |
Таким образом, в результате анализа было определено три группы марок и внутри каждой группы определены приоритеты платежей.
На основе рейтинга марок, представленного в таблице, возможно, формализовать порядок принятия оперативных решений по платежам в период недостатка денежных средств следующим образом:
1. Платежи по маркам, попавшим в первую группу, производятся всегда.
2. Управление дефицитом осуществляется за счет управления платежами второй, третьей групп и четвертой групп. В первую очередь нужно попытаться ликвидировать дефицит за счет платежей 4 группы, как наименее приоритетной. Определяем размер дефицита в целом и сравниваем с объемом платежей по 4 группе марок. Если размер дефицита меньше суммы платежей по 4 группе марок, то управление дефицитом осуществляется только с помощью 4 группы. Первоначально урезаются платежи, по которым превышен утвержденный объем оборотного капитала, в зависимости от уровня приоритетности. Если объема сверхлимитных платежей недостаточно для покрытия дефицита, то урезаются лимитные платежи в зависимости от уровня приоритетности марки.
3. Если объем дефицита денежных средств превышает объем платежей по 4 группе марок, то все платежи 4 группы урезаются по умолчанию, а управление остатком дефицита осуществляется с помощью урезания платежей 3 группы. Принципы уменьшения платежей в 3 группе аналогичны вышеизложенным, т.е. платежи урезаются в зависимости от лимитности и приоритетности марок.
4. Рекомендуется пересматривать систему приоритетов платежей поставщикам ежегодно на основании разработанной методики (в связи с возможными изменениями в условиях работы с поставщиками и структуре доходов и выручки компании).
Глава 4. Прогнозирование поступления денежных средств.
Рис.5 Прогноз поступления ДС без привлечения заемных средств.
Рис.6 Прогноз поступления заемных ДС или вынужденная продажа активов.
На первом этапе прогнозирования поступления денежных средств, выполняются два последовательных действия:
1) Анализ действующих договоров
2) Анализ дебиторской
На основании анализа договорных обязательств и отношений с контрагентами можно спрогнозировать примерную дату поступлений ДС (особенно если в договоре прописан график платежей). Необходимо отметить, что прогнозные поступления в платежном календаре следует каким-либо образом отмечать(например цветом), так как полной уверенности в поступлении этих платежей быть не может.
Также на основании работы с дебиторской задолженностью можно прогнозировать поступления ДС на счет организации. В случае отрицательного остатка на счетах организации в платежном календаре (неосуществимость выплат), необходимо привлечение заемных средств.
Здесь существует два способа, извлечение ДС из собственной кредитной линии, в этом случае можно точно указать дату поступления ДС, или использование обычного займа или кредита, то есть только прогнозирование даты получения ДС.
Также для привлечения ДС реализуется возможность продажи ценных бумаг с указанием даты и суммы полученных ДС.
Примечание:
В данной работе не рассматривается
продажа оборотных активов
Алгоритм утверждения прогнозируемой даты поступления (внесения в платежный календарь).
Пусть компания имеет договорные обязательства по выплате денежных средств нашему предприятию. Введем необходимые переменные: – количество выплат ДС.
– коэффициент доверия к j-ой компании на i-оплате (степень уверенности того, что оплата произойдет вовремя и в полном объеме). , 0, так как наше предприятие не сотрудничает с неплатежеспособной компанией.
– количество дней просрочки платежа по договорным условиям.
– коэффициент увеличения доверия к j-ой компании на i-ой оплате.
>1 – если нет просрочек платежа (
<1 - иначе
- степень важности платежа (зависит от размера платежа и состояния счетов нашего предприятия и не зависит от количества выплат i и компании, производящей выплаты). ,1}, если , платеж не является необходимым с точки зрения предотвращения кассового разрыва в текущий период. Иначе нам необходим данный платеж для предотвращения кассового разрыва в текущем периоде.
D – доверительный порог
Обещанная дата – дата, на которую контрагент обещает произвести оплату. Если обещается оплата во временном интервале, то обещанная дата – дата окончания интервала.
Алгоритм утверждения
Инициализация:
Ход алгоритма:
1. Не добавлять прогнозную дату оплаты j1 в платежный календарь (т.к нет данных по работе с этой компанией).
Для i = 1..n
2.Обновить ,
3. Если >1, то := 1
4. Если >D, - вносим в платежный календарь с обещанной датой (пересчитать остатки на счетах)
Если >D, – внести в календарь, увеличив обещанную дату на /i (средний просрок), готовиться к привлечению заемных средств (пересчитать остатки на счетах)
Если <D, , внести в платежный календарь, увеличив обещанную дату на /i (средний просрок), начинать привлекать заемные средства или продавать ценные бумаги (не пересчитывать остатки на счетах)
Глава 5. Регистрация платежей.
Следующий этап составления платежного календаря - регистрация факта платежа. Это производится для того, чтобы вычеркнуть определенный платеж из дневного плана платежей и в случае конфликтных ситуаций с контрагентом, для которого производился платеж, были документальные подтверждения платежа.
Рис.7 Регистрация платежа.
Процесс регистрации платежей состоит из нескольких последовательных этапов:
Информация о работе Составление платежного календаря производственного предприятия