Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:06, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в разработке направлений совершенствования финансового планирования на предприятии.
Поставленная цель достигается на основе решения следующих задач :
- проанализировать, обобщить теоретические аспекты финансового планирования на предприятии;
- исследовать финансовое состояние и выявить проблемы предприятия;
Введение
РАЗДЕЛ 1 Теоретические аспекты финансового планирования
1.1 Финансовое планирование и прогнозирование
1.2 Уровни планирования
1.3 Финансовая политика
1.4 Теоретические основы стратегического планирования
РАЗДЕЛ 2 Финансовое планирование на примере ООО «СОЮЗ»»
2.1 История создания ООО «СОЮЗ»»
2.2 Технико-экономическая характеристика ООО «СОЮЗ»»
2.3 Общий анализ финансового состояния ООО «СОЮЗ»»
2.4 Финансово-экономический анализ ООО «СОЮЗ»»
2.5 Выводы по результатам анализа финансового состояния и финансовой устойчивости ООО «СОЮЗ»»
РАЗДЕЛ 3 Механизм совершенствования управления финансовым планированием на предприятии ООО «СОЮЗ»»
3.1 Экономическая оценка проекта
Заключение
Список использованной литературы
- особенности
форм и методов образования
и использования денежных
- отраслевое
и территориальное
Естественно, нарождающиеся рыночные отношения привели не только к внедрению новых для нашей страны экономических категорий, но и к появлению иных подходов к планированию. Прежде всего следует отметить, что необходимость составления планов определяется многими причинами. Выделим три из них, являющиеся, по нашему мнению, основными:
- неопределенность будущего;
- координирующая роль плана;
- оптимизация экономических последствий.
Действительно, если бы будущее компании или предприятия было абсолютно предопределенным, не было бы нужды постоянно разрабатывать планы, совершенствовать методы их составления и структурирования [23, с.134].
Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.
Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг у друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом [21, с. 87].
Планирование – естественная и составная часть менеджмента. Его можно определить как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей [11, с.31].
Предприятие как экономический субъект может ставить перед собой различные цели, причем цели в краткосрочной и долгосрочной перспективе могут сильно отличаться. В экономической литературе часто встречается категорическое утверждение о том, что главной целью бизнеса является извлечение прибыли. Это утверждение кажется нам в корне неверным. Основной целью любой экономической активности является прежде всего повышение благосостояния собственников действующего экономического субъекта. Благосостояние в данном случае следует понимать не просто как богатство в денежном выражении, а в более широком смысле – как улучшение качества жизни. Эта цель может достигаться не только путем увеличения потребления отдельных материальных благ (еды, одежды, транспортных средств и т.д.), но также и улучшения экологической ситуации в городе, возможности доступа к широкому кругу информационных ресурсов, к культурным ценностям, возможности получения определенных социальных благ (образование, здравоохранение). К достижению благосостояния экономический субъект стремится собственным путем, с помощью постановки системы конкретных целей и разработки планов их реализации [23, с.135-136].
Подход к организации краткосрочного финансового анализа и планирования зависит прежде всего от размера компании. В малых компаниях обычным является совмещение функций, поэтому один человек может быть президентом компании и ее казначеем. В средних компаниях, как правило, существует специализация и для управления денежными средствами приходится держать отдельный штат работников. В больших организациях, через которые проходит большой поток денежных средств, существует специальный штат для планирования и управления движением денежных средств; нередко даже в региональных отделениях таких компаний бывает должность менеджера по наличным средствам.
Цели краткосрочного финансового управления таковы:
1) обеспечение
соблюдения графика
2) обеспечение сбыта;
3) сведение
к минимуму расходов на
4) обеспечение ликвидности компании.
Для достижения этих целей лучше стремиться к тому, чтобы сроки погашения средств (кредитов) совпадали с продолжительностью жизни активов [44, с.482-483].
1.2 Уровни планирования
С точки зрения продолжительности периода, к которому относится разрабатываемый план, можно выделить три разных уровня планирования: стратегический, тактический, оперативный.
Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия на качественном уровне или в виде весьма общих количественных ориентиров.
Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (1 – 5 лет) и определяет ресурсы, необходимые предприятию для вступления на избранный стратегический путь.
Оперативное планирование охватывает текущую деятельность предприятия и имеет горизонт не более одного года. Часто представляется в помесячной, подекадной или понедельной разбивке [23, с.136].
Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы:
- Где
организация находится в
- Как, при
помощи каких ресурсов могут
быть достигнуты цели
Планирование – это первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль за результатами и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Один из «отцов» современного менеджмента А.Файоль отмечал: «Управлять – это предвидеть», а «предвидеть – это уже почти действовать».
Планирование – это не только умение предусмотреть все необходимые действия, но и способность предвидеть любые неожиданности в виде рисков, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения [11, с.31].
Планирование не только позволяет добиться поставленных целей, оно также предоставляет возможность оценки действий управленческого аппарата предприятия. Деятельность руководителей должна быть направлена на выполнение плановых заданий и достижение запланированных результатов, и то, насколько обеспечена реализация этих целей на каждом конкретном участке работы и в каждом подразделении, можно считать показателем эффективности работы руководителей этих подразделений. Для многих предприятий критерий выполнения плановых заданий является также основой системы материального стимулирования сотрудников [23, с.136].
Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем [21, с.88].
1.3 Финансовая политика
В зависимости от временного горизонта и целей следует различать долгосрочную и краткосрочную корпоративную финансовую политику.
Долгосрочная финансовая политика предприятия – это система долгосрочных целевых установок и способов развития финансов компании для достижения ее долгосрочных целей. Такая политика направлена на всесторонний поиск источников финансового обеспечения ее развития, достижение высокого финансового потенциала, обеспечивающего долгосрочную финансовую устойчивость фирмы.
Краткосрочная финансовая политика компании – это система краткосрочных целевых установок и способов развития компании. Она направлена на решение наиболее острых текущих финансовых проблем, позволяющие улучшить финансовое состояние предприятия и повысить его финансовую устойчивость в короткие сроки.
Взаимосвязь долгосрочной и краткосрочной финансовой политики компании проявляется в том, что последняя конкретизирует инструменты и способы достижения долгосрочных целей фирмы по отдельным аспектам ее финансовой деятельности. Приоритет в принятии финансовых решений в компании принадлежит долгосрочной финансовой политике, способной обеспечить эффективное развитие и высокую финансовую устойчивость предприятия. Состав элементов долгосрочной финансовой политики фирмы отличается от краткосрочной.
К элементам долгосрочной финансовой политики организации относятся инвестиционная и дивидендная политика, поскольку от этих направлений зависят финансовый потенциал и долгосрочная финансовая устойчивость компании. Инвестиционная политика направлена на повышение привлекательности компании и оптимизацию привлекаемых финансовых ресурсов. Не менее важна оптимизация распределения прибыли между собственниками и инвесторами. Соответственно, эффективная дивидендная политика является гарантом ее финансовой устойчивости и ориентиром для привлечения инвесторов.
Компонентами краткосрочной финансовой политики компании являются ценовая политика, налоговая политика, учетная политика, политика управления оборотными активами и кредиторской задолженностью, маркетинговая политика, политика управления рисками.
Согласно методике Слепова В.А. финансовая политика компании – это ее финансовая идеология, система взглядов, целевых установок и способов адаптации и развития финансов компании для достижения ее целей [41, с.20].
Основными целями финансовой политики компании являются:
- максимизация прибыли;
- оптимизация структуры капитала компании и обеспечение ее финансовой устойчивости;
- повышение уровня капитализации компании;
- повышение
конкурентоспособности и
- достижение
информационной прозрачности
- обеспечение
инвестиционной
- создание
эффективного механизма
Финансовую политику компании определяют ее собственники и менеджмент компании. Исполнителями этой политики являются финансовые службы, производственные структуры, отдельные подразделения и работники компании.
По направлению действия финансовая политика компании подразделяются на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя финансовая политика компании направлена на оптимизацию финансовых отношений и процессов, происходящих внутри компании. Внешняя финансовая политика компании направлена на оптимальное использование возможностей различных сегментов национального и международного финансовых рынков для развития компании.
В зависимости от временного горизонта и целей следует различать долгосрочную и краткосрочную финансовую политику компании.
Долгосрочная финансовая политика компании – это система долгосрочных целевых установок и способов развития финансов компании для достижения ее долгосрочных целей. Такая политика направлена на всесторонний поиск источников финансового обеспечения ее развития, достижение высокого финансового потенциала, обеспечивающего долгосрочную финансовую устойчивость компании. В экономической литературе, нормативных документах и на практике отсутствуют единые методологические подходы к определению понятия «финансовый потенциал компании» и его оценке. По нашему мнению, финансовый потенциал компании проявляется в его способности привлекать финансовые ресурсы и эффективно их использовать для выполнения своей миссии, долгосрочных целей. Финансовый потенциал компании характеризуется составом финансовых ресурсов и их ценой. Формализованную оценку финансового потенциала компании целесообразно проводить по показателям его деловой (производственной активности, инвестиционной деятельности, финансового состояния.
Краткосрочная финансовая политика компании – это система краткосрочных целевых установок и способов развития финансов компании. Она направлена на решение наиболее острых текущих финансовых проблем, позволяющее улучшить финансовое состояние компании и повысить ее финансовую устойчивость в короткие сроки [35, с.22].
Основные элементы долгосрочной и краткосрочной финансовой политики компании представлены в табл.1. В состав долгосрочной финансовой политики включаются инвестиционная и дивидендная политики, поскольку от этих направлений зависят финансовый потенциал и долгосрочная финансовая устойчивость компании. Инвестиционная политика направлена на повышение инвестиционной привлекательности компании и оптимизацию привлекаемых инвестиционных ресурсов.
Таблица 1 Основные элементы долгосрочной и краткосрочной финансовой политики компании
Элементы долгосрочной финансовой политики |
Элементы краткосрочной финансовой политики |
Инвестиционная политика Дивидендная политика |
Ценовая политика Учетная политика Налоговая политика Политика управления оборотными активами Политика управления кредиторской задолженностью |
Не менее важна оптимизация распределения прибыли между собственниками и инвестициями при выборе дивидендной политики. Соответственно, эффективная дивидендная политика компании является гарантом ее финансовой устойчивости и ориентиром для привлечения инвесторов.
Информация о работе Совершенствование финансовой политики предприятия ООО «Союз»