Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:45, дипломная работа
Источниками информации при подготовке дипломного исследования являлись действующее законодательство Российской Федерации1, научная литература2, публикации в периодической печати3 и сайтах в сети «Интернет4, информация о деятельности ЗАО «Кредит Европа Банк».
Полученная информация обрабатывалась с помощью методов синтеза и анализа, финансовых вычислений. В качестве методологических использован ряд исследовательских принципов, в частности, универсальный принцип историзма, который предполагает изучение явлений и процессов (в том числе в области экономических хозяйственных отношений) в их историческом эволюционном развитии. Программное средство для проведения скоринговой оценки разработано в среде Microsoft Excel.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и методы оценки кредитоспособности заемщика……………6
1.1 Содержание отношений кредита в условиях рыночной экономики………….6
1.2 Кредитоспособность заемщика как экономическое понятие………………...10
1.3 Методы оценки кредитоспособности заемщика………………………………18
Глава 2. Существующие методы и практика кредитования физических лиц
в РФ……………………………………………………………………………41
2.1 Анализ современного состояния кредитования физических лиц в РФ……...41
2.2 Общая характеристика ЗАО «Кредит Европа Банк» и его кредитных продуктов……………………………………………………………………...53
2.3 Организация и оценка кредитоспособности заемщика ЗАО «Кредит Европа Банк»…………………………………………………………………………..64
2.4 Существующая схема сбора информации о клиенте и анализ данных по возврату кредита заемщиком……………………………………………….. 70
Глава 3. Пути совершенствования методики по оценке кредитоспособности заемщика в кредитных организациях……………………………………….84
3.1 Основные достоинства и недостатки существующей методики по оценке кредитоспособности заемщика………………………………………………84
3.2 Пути совершенствования методики и её автоматизации в ЗАО «Кредит Европа Банк»……………………………………………….…………...…….86
Заключение………………………………………………………………….……….94
Список литературы………………
Как отмечает В.Петров, «лавинообразное расширение потребительского кредита привело к заметному увеличению финансовых рисков в российской банковской системе в целом». Указанный автор приводит данные, что прежде всего наметилась тенденция к опережающему росту просроченной задолженности по кредитам физическим лицам. Если, например, за весь 2003 год этот показатель вырос примерно на 70%, в то время как суммарный объем выданных кредитов увеличился более чем вдвое, то за 9 месяцев 2005 года сложилось обратное соотношение — объем выданных кредитов увеличился примерно на 50%, а размер просроченной задолженности — в 2,2 раза. Причем, в значительной степени рост просроченной задолженности вызван и явно недостаточным уровнем проверки платежеспособности клиента [61].
М.К.Беляев рассуждает аналогичным образом. По его мнению, «взрывное расширение потребительского кредитования сопряжено с возрастанием специфических рисков, которые принимают на себя не только отдельные банки, но и, учитывая масштабы операций по кредитованию населения, банковская система в целом. А это уже угроза не только для банков, но и для экономики» [33,с.54]. По мнению М.К.Беляева, в условиях обостренной конкуренции, стремясь как можно активнее расширить круг клиентов, коммерческие банки переходят на упрощенную процедуру оформления кредитов — так называемое экспресс-кредитование. Понятно, что в этом случае ни о какой серьезной проверке кредитоспособности клиента речи не идет. Так, на стандартную процедуру экспресс-кредитования отводится не более часа, при автокредитовании — до суток. Банки отчасти пытаются компенсировать возможные потери, увеличивая процент за пользование кредитом, однако повышенный процент содержит в себе элемент риска неисполнения кредитного договора (считается, что в сложившейся на рынке процентной ставке заложено не менее 15% проблемных кредитов). Все чаще пользователями кредита становятся те, кто способен выполнить условия договора на пределе своих финансовых возможностей либо не имеет вполне гарантированного на перспективу уровня дохода. В результате, как отмечает М.К.Беляев, уровень просроченной задолженности по экспресс-кредитам составляет в среднем 10 — 15%, превышая в некоторых банках 20%. Уже сейчас до 15% полученных кредитов используется для погашения предыдущих кредитных обязательств [33,с.55].
Согласно данным, опубликованным в 2005г. в «Российской газете», по оценкам экспертов, общий объем невозвращенных кредитов составляет около 15 % [46]. По данным, которые приводит В.Фокин, темпы роста "невозвратов" по кредитам растут столь же стремительными темпами – даже согласно официальным банковским данным в настоящее время этот показатель составляет порядка 5-7% (по данным независимых экспертов – 10-12%), тогда как всего лишь пару лет назад он равнялся лишь 1-3% [85]. А по данным, которые приводит А.Тюрикова, сейчас доля "плохих кредитов" достигает 20–35 %. Более того, по данным ЦБ РФ, уровень невозвратов по экспресс-кредитам в настоящее время составляет 35–38 % от их общего объема. Преимущественно, при высочайшем уровне просрочки, речь идет о банках, раздававших в погоне за суперприбылями экспресс-кредиты за 15 минут [84].
С.Тамарин также отмечает, что в темпы роста в сфере потребительского кредитования остаются очень высокими (90% по итогам 2005г.), обгоняя другие сектора, но при этом растут и риски. Объем "плохих" долгов увеличивается в 1,75 раза быстрее (на 157,5% за год), чем сами объемы кредитования населения. При этом, наибольший уровень просроченных кредитов - в секторе экспресс-кредитования (до 14%, по официальным данным) [69,с.57]. По мнению В.Петрова, «в случае сохранения нынешних тенденций в сфере потребительского кредитования — продолжения безоглядного наращивания объема выдаваемых кредитов и легкомысленного отношения многих банков, занимающихся ритейлом, к оценке платежеспособности клиентов — никакие стабилизаторы не смогут предотвратить проблем неплатежей в банковской системе... Неограниченный рост объемов выдаваемых кредитов на практике может не только ухудшить финансовое состояние самих банков и спровоцировать рост процентных ставок (а такие тенденции уже просматриваются), но и подорвать доверие между участниками рынка»[61]. Как отмечает И.Аверина, «по официальным данным, сейчас количество невозвращенных кредитов составляет 2,6% от общей суммы выданных ссуд. Однако в некоторых банках, особенно занимающихся экспресс-кредитованием, количество "плохих" займов доходит до 20%. А при таких темпах невозвратов и до банковского кризиса недалеко»[73].
Иное мнение приводится в ряде других публикации. Утверждается, что «уровень задолженности по потребительским кредитам не является критичным, поэтому он не может спровоцировать банковский кризис». Уровень накопленной в настоящее время задолженности составляет около 2,7%, говорить же о кризисе можно будет лишь в том случае, когда он достигнет отметки минимум 7-8%. Согласно данным Минфина увеличение задолженности населения перед банками составляет примерно 9% ежемесячно, тогда как объемы потребительского кредитования увеличиваются только на 5%. Что закономерно, так как задолженность увеличивается в основном за счет невозврата кредитов выданных 2-3 года назад. В результате автор делает вывод, что «увеличение уровня задолженности вряд ли будет являться фактором, сдерживающим активность банков, сделавших ставку на развитие потребительского кредитования» [83]. И.Ким приводит данные, что «соотношение непогашенных потребительских кредитов к ВВП в среднем составляет 53% в еврозоне, 14,4% в Центральной Европе и только 5,7% в СНГ»[75].
Заметим, что по официальным данным, опубликованным в журнале «Вестник Банка России» № 14 за 2007 год, за 12 месяцев 2006 г. просроченная задолженность по кредитам физическим лицам за увеличилась в 2,4 раза при росте объема соответствующих кредитов в 1,8 раза, а удельный вес просроченной задолженности в объеме кредитов физическим лицам повысился с 1,87 до 2,61% [19].
В статье А.Симановского различие в оценке просроченной задолженности по кредитам согласно статистике и экспертным оценкам объясняется следующим образом: действительно, по данным различных Бюро кредитных историй, кредиты, просроченные более чем на 30 дней, составляют 12% в количественном выражении от всех кредитов, а кредиты с просрочкой свыше 90 дней составляют 9% в количественном выражении. Однако, поскольку просрочка больше идет по небольшим кредитам, доля пророченных кредитов по объему не превышает 2,5—3% от общего объема выданных кредитов, что подтверждается статистикой Банка России [82]. И.Ким также утверждает, что «потребительские кредиты не возвращают более 12% россиян. Однако жалобы банкиров на недобросовестных заемщиков выглядят несколько надуманными. Ведь в денежном выражении им не возвращают только 2,5-2,7% от выданных кредитов»[75].
Основным направлением развития нормативно-правового регулирования процесса кредитования физических лиц должен стать поиск таких новаций, которые бы ограничили риски потребительского кредитования. К примеру, по мнению М.К.Беляева, «учитывая специфические риски, связанные с расширением потребительского кредитования, представляется необходимым задуматься о мероприятиях, механизмах, наконец, правовой основе их предотвращения или смягчения. Наименее продуктивен в данном случае привычный для нас путь запретов, лимитов, нормативов, вообще всяческих ограничений»[33,с.55]. В связи с этим, как полагает указанный автор, «разработчикам методологий и законодательных актов предстоит нелегкая задача: выработать такие механизмы регулирования, которые бы минимизировали риски при сохранении возможностей позитивного развития банковских услуг, в частности потребительского кредитования»[33,с.56].
Отметим,
что М.К.Беляев в качестве одного
из основных путей снижения рисков
банков при потребительском
Как отмечает Ю.Максутов, «развитие потребительского кредитования ставит перед банками задачу — найти оптимальный баланс между рядом противоречивых требований. Существенным, определяющим конкурентное преимущество на рынке, фактором стало сокращение сроков принятия решения о предоставлении кредита. В этом прежде всего заинтересованы клиенты банков, и по мере расширения доступа к кредитным продуктам значение временного фактора будет возрастать. С сокращением сроков принятия решения неминуемо увеличивается объем продаж, а значит, и прибыльность банка. Однако есть здесь и проблема: чем меньше времени отводится на проверку кредитной заявки, тем больше вероятность роста плохих кредитов. Значит, необходимы адекватные меры, минимизирующие риски»[57].
Заметим, что наряду с ростом кредитных рисков при оказании коммерческими банками услуг по потребительскому кредитованию, во многих исследованиях подчеркивают и другие ограничения в отношении развития рынка потребительских кредитов – в частности, высокий уровень платы за пользование потребительскими кредитами. На декабрь 2006 года, согласно официальной информации, опубликованной в «Вестнике Банка России» № 16 за 2007 год, средняя ставка по кредитам физическим лицам (в долларах США) составляла 13,3% годовых, в то время как для нефинансовых организаций 8,4% [19]. По рублевым кредитам, согласно данным опубликованным в Бюллетене банковской статистики № 3 (166), в январе 2007 года средневзвешенная процентная ставка по кредитам населению составляла в зависимости от срока погашения от 15,4% до 21,7% годовых, в то время как для нефинансовых организаций от 8,4% до 12,1% [19]. Причем, можно отметить рост средних ставок по кредитам населению на протяжении последних лет, в то время как по кредитам организациям они были достаточно стабильны. На наш взгляд, это связано преимущественно с быстрым ростом потребительского нецелевого кредитования, когда возрастающие кредитные риски коммерческие банки стремятся компенсировать более высокими процентными ставками.
В данной связи можно заметить, что сейчас органы государственного управлению работают над специальным законом «О потребительском кредите». Предполагается, что законопроект «О потребительском кредите» должен защитить потребителей от недобросовестных кредиторов, поскольку кредитор обязан информировать потенциального заемщика обо всех расходах по потребительскому кредиту (если выяснится, что потребитель должен нести дополнительные расходы, о которых ему «не было сообщено», кредитору придется уменьшить его долг на сумму дополнительных расходов). В случае досрочного погашения потребительского кредита человек не должен платить никаких штрафов. Кроме того, у потребителя появляется безусловное право в течение семи дней с момента получения кредитного договора отказаться от предоставленного кредита без объяснения причин кредитору и без уплаты процентов. Заемщик, временно утративший «единственный источник дохода», вправе рассчитывать на отсрочку по кредиту [34; 79; 84]. Согласно прогнозам на 2007 год, номинальные процентные ставки могут вырасти (кредитные учреждения под давлением антимонопольных структур будут показывать реальную процентную ставку), в то же время реальные могут снизиться. В тоже время, снижение вряд ли будет существенным, пока не заработают реально кредитные бюро (что ожидается примерно через два-три года) [78].
Таким образом, мы охарактеризовали сегодняшнее состояние и основные перспективы развития кредитования физических лиц в РФ. Можно сделать вывод, что в последнее время российский банковский сектор продолжает стремительно развиваться - темпы роста составляют около 40% в год. Улучшение экономической ситуации в стране сопровождается значительным ростом доходов населения и прибылей компаний, что в сочетании с относительно низким распространением финансовых услуг является ключевым фактором стремительного развития банковской сферы. Самым динамичным сегментом российского рынка финансовых услуг остается розничное кредитование (кредитование физических лиц) Начиная с 2003 г. этот сегмент ежегодно увеличивается более чем на 90%, что обусловлено эффектом низкой базы. Каждый год набор розничных банковских продуктов расширяется. Причем, несмотря на высокие темпы роста на протяжении последних трех лет, российская банковская система, на наш взгляд, не исчерпала потенциала дальнейшего развития. Сфера банковских услуг в России по-прежнему развита намного слабее, чем в странах Центральной и Восточной Европы. Можно также прогнозировать, что кредитование будет развиваться и в дальнейшем в силу начинающегося процесса снижения процентных ставок по кредитам населению.
В тоже время можно отметить существенное усиление конкурентной борьбы между кредитными учреждениями за потребителя, что требует постоянно совершенствовать технологии оказания банковских услуг по потребительскому кредитованию. Кроме того, резкий рост рынка услуг по потребительскому кредитованию приводит к существенному увеличению кредитных рисков отечественных банков, которые в борьбе за потребителя, применяют более либеральные подходы к оценке его кредитоспособности – в результате растет удельный вес невозвращенных кредитов. В данной связи особо значимым становится совершенствование подходов к оценке кредитоспособности заемщика (физического лица), которое должно быть направлено на снижение рисков кредитования, но сохраняя при этом привлекательность кредитных продуктов банка для его существующих и потенциальных клиентов, что особенно актуально в условиях наступившего кризиса.
Вопросы оценки кредитоспособности заемщика (физического лица) будут в работе более подробно рассмотрены на примере ЗАО «Кредит Европа Банк» (до марта 2007 года банк носил название «Финансбанк»).
ЗАО «Кредит Европа Банк» - новое наименование ЗАО «Финансбанк», которое он получил вследствие международных структурных изменений в компании FIBA International Holding. Изменение названия связано с тем, что в августе 2006 года FIBA International Holding (владелец ЗАО Финансбанк) реализовал контрольный пакет акций Финансбанк (Турция) Национальному Банку Греции (NBG), в результате чего к нему перешли права на использование бренда «Финансбанк». В связи с этим «Финансбанк» Россия, а также филиалы в Нидерландах, Румынии, Швейцарии и Украине продолжат работать под новым именем «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК».
По существу «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК» – не новый банк, это банк с 20-летним международным опытом. Международная финансовая группа FIBA Group, основанная в 1987 году, активно развивает свою деятельность во всех областях финансового рынка. Группа представлена сетью кредитных и финансовых учреждений в 12 странах Западной и Восточной Европы: Турция, Мальта, Россия, Голландия, Германия, Бельгия, Швейцария, Румыния, Китай, Украина, Франция и Ирландия. Основные направления деятельности группы: банковские услуги для корпоративных и частных клиентов; инвестиционные операции на международном рынке капитала; страхование; лизинг; факторинг; доверительное управление; розничные торговые сети и другие операции; недвижимость; туризм; энергетика.
Банковское подразделение - приоритетное направление деятельности FIBA Group. За последние годы позиции группы значительно укрепились, и на начало сентября 2005 года размер консолидированных активов FIBA Group составлял более 12 млрд. долларов США. Численность персонала компаний, входящих в состав группы, превышает 8 000 человек.
Информация о работе Совершенствование методов оценки кредитоспособности физических лиц