Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение системы пенсионного обеспечения в России и предложение путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные этапы развития системы пенсионного страхования в России;
2. рассмотреть экономические и социальные проблемы в системе пенсионного обеспечения;
3. проанализировать накопительную часть трудовой пенсии.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты пенсионного страхования в России
1.1 Основные этапы развития системы пенсионного страхования в России
1.2 Персонифицированный учет в системе пенсионного страхования
1.3 Мировой опыт развития пенсионных систем
Глава 2. Проблемы формирования средств в системе пенсионного
обеспечения
2.1 Источники формирования средств ПФ РФ
2.2 Экономические и социальные проблемы пенсионного обеспечения
2.3 Предложения по решению проблем, возникающих при формировании
средств ПФ РФ
Глава 3. Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ
3.1 Анализ доходов и расходов пенсионного фонда РФ за 2010-2011 гг.
3.2 Перспективы пенсионной системы в условиях действующего налогового и пенсионного законодательства
3.3 Предлагаемые механизмы достижения целевых ориентиров
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты пенсионного
страхования в России
1.1 Основные этапы развития системы пенсионного
страхования в России
1.2 Персонифицированный учет в системе пенсионного страхования
1.3 Мировой опыт развития пенсионных систем
Глава 2. Проблемы формирования средств
в системе пенсионного
обеспечения
2.1 Источники формирования средств ПФ
РФ
2.2 Экономические и социальные проблемы
пенсионного обеспечения
2.3 Предложения по решению проблем, возникающих
при формировании
средств ПФ РФ
Глава 3. Современное состояние и перспективы
пенсионной системы РФ
3.1 Анализ доходов и расходов пенсионного
фонда РФ за 2010-2011 гг.
3.2 Перспективы пенсионной системы в условиях
действующего налогового и пенсионного
законодательства
3.3 Предлагаемые механизмы достижения
целевых ориентиров
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Действующая в России система государственного
пенсионного законодательства формировалась,
начиная с конца ХIХ века, и основывается
на принятых в мировой практике принципах.
Основным звеном пенсионной системы является
Пенсионный фонд Российской Федерации,
образованный в 1990г. с целью решения всего
комплекса вопросов, связанных с пенсионным
обеспечением граждан. Принципы построения
себя оправдали, но механизмы реализации,
сложившиеся еще в период государственной
экономики в процессе перехода России
к рыночной экономике, нуждаются в корректировке.
В настоящее время возникли острые
проблемы во всех направлениях функционирования
пенсионной системы от формирования финансовых
ресурсов для выплат пенсий до момента
выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.
Хотя в обществе укрепилось понимание
пенсионного страхования как системы
самообеспечения работающего населения
в пожилом возрасте, однако, по нынешнему
законодательству назначение пенсий осуществляется
независимо от взносов государственного
пенсионного страхования, то есть уплачиваемые
за работающего гражданина взносы не влияют
на размер пенсий, которая в будущем будет
ему назначена. В результате получено
распространение уклонения работодателей
и других плательщиков от уплаты страховых
взносов в Пенсионный фонд России, а следовательно,
сократился по-ток денежных средств, которые
должны быть направлены на выплату пенсий.
Разгосударствление собственности и изменение
экономических отношений в стране привело
к ликвидации сложившихся до этого механизмов
контроля за соблюдением пенсионного
законодательства и достоверностью сведений,
представляемых при назначении пенсий.
В целом информационный поток о страховых
взносах, стаже и других данных о застрахованных
лицах в настоящее время не полон и недостаточно
достоверен. Он практически никак не сопоставляется
с финансовым потоком уплачиваемыми взносами
государственного пенсионного страхования.
Пенсионное обеспечение в Российской
Федерации затрагивает жизненно важные
интересы почти 38 млн. престарелых, инвалидов
и членов семей, по-терявших кормильца,
мизерный размер пенсий не позволяет большинству
из них иметь доходы на уровне прожиточного
минимума, не говоря уже о не-своевременных
выплатах пенсий.
Если старая распределительная пенсионная
система не позволяла системе пенсионного
обеспечения достичь соответствующего
уровня, то новая пенсионная реформа, формируемая
путем распределительно-накопительной
системы, позволит решить социально-экономические
проблемы и задачи.
Целью данной дипломной работы является
рассмотрение системы пенсионного обеспечения
в России и предложение путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные этапы развития
системы пенсионного страхования в России;
2. рассмотреть экономические и социальные
проблемы в системе пенсионного обеспечения;
3. проанализировать накопительную часть
трудовой пенсии.
Методической основой темы дипломной
работы являются труды отечественных
ученых и экономистов, а также законодательные
и нормативные документы.
Глава 1. Теоретические
аспекты пенсионного
1.1 Основные
этапы развития системы пенсион
Возникновение государственного социального обеспечения в России. В России, как и в других зарубежных странах, возникновение государственного социального обеспечения стало результатом развития рыночных отношений. В докапиталистический период основными социально-правовыми формами материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан были содержание как привилегия, предоставляемая государственным чиновникам и военным при выходе в отставку по возрасту или в связи с увечьем, полученным на войне; благотворительность; опека и попечительство; гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений; государственное призрение для беднейших слоев населения; коллективная взаимопомощь внутри крестьянской общины и др.
Формирование капиталистического способа производства привело к возникновению объективной необходимости в организации государственной системы защиты наемных работников от социального риска утраты заработка, служившего для них основным источником средств существования, поскольку негосударственные (частные) системы страхования и действовавшие формы благотворительности решить эту задачу не могли.
Наиболее частыми причинами утраты заработка были несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. Поэтому первыми видами выплат по государственному социальному страхованию стали пособия в связи с трудовым увечьем и болезнью.
Инициатива принятия соответствующего законодательства принадлежала Германии (Законы «О страховании от несчастных случаев на производстве» 1881 г., «Об обязательном государственном страховании на случай болезни» 1883 г. и др.). Затем оно было принято и в других странах Европы, в том числе и в России.
В 1901 г. в России были впервые утверждены Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим работоспособность. В 1903 г. был принят Закон «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев». По существу этот Закон устанавливал не право рабочих на материальное обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве, а вводил особую ответственность работодателей, базирующуюся на гражданско-правовых началах. Однако назначаемая в связи с трудовым увечьем компенсация называлась пенсией.
Следующим значительным этапом на пути формирования государственной системы социального страхования стало принятие в 1912 г. целого ряда законов: «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих» и др.
Закон «О страховании рабочих от несчастных случаев» во многом также строился на гражданско-правовых принципах, но он был уже посвящен собственно страхованию, а не индивидуальной ответственности работодателя. Данный Закон имел ограниченную сферу действия и распространялся только на территориях Европейской части и Кавказского края. Фактически он охватывал примерно 15% общего числа рабочих России.
В соответствии с названными законами 1912 г. для рабочих вводились пособия в связи с болезнью, увечьем, смертью и родами. Кроме того, было установлено право рабочих на следующие виды врачебной помощи: первоначальную помощь, амбулаторное лечение, родовспоможение, бесплатную выдачу лекарств и др.
Таким образом, законодательство в области социального обеспечения, принятое в 1912 г., соответствовало требованиям времени. Однако Первая мировая война приостановила его реализацию.
В январе 1912 г., еще до принятия указанных выше законов о страховании, Шестая (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП(б) выразила критическое отношение к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих и приняла свою страховую программу. Она строилась на следующих принципах: социальное страхование должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности или в случае потери заработка вследствие безработицы; охватывать всех лиц наемного труда и их семей; все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы должны падать на предпринимателей и государство, всеми видами страхования должны ведать единые страховые компании, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных.
Социальное обеспечение в России с 1917 по 1941 г. Сразу же после Октябрьской революции 1917 г. правительство приступило к выполнению основных положений страховой программы, утвержденных на Пражской конференции РСДРП(б). С 1917 по 1922 г. было принято около 100 декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества. Эти нормативные акты заложили фундамент для организации государственной системы социального обеспечения советского типа, предназначенной дня трудящихся.
Положение о социальном обеспечении от 31.10.1918 устанавливало дня трудящихся следующие виды материального обеспечения и услуг: пособия по временной нетрудоспособности, безработице, беременности и родам, на рождение ребенка, погребение, пенсии по инвалидности, медицинскую помощь, протезирование и др. В 1918 г. был создан Всероссийский фонд социального обеспечения.
Необходимость восстановления народного хозяйства после Гражданской войны потребовала проведения новой экономической политики. С переходом государственных предприятий на хозяйственный расчет появилась возмож- 42 ность замены государственного социального обеспечения рабочих и служащих социальным страхованием за счет взносов предприятий, что и было утверждено постановлением СНК РСФСР от 15.11.1921.
Что касается видов обеспечения, то в соответствии с провозглашенными принципами создаваемая система должна была охватывать все случаи утраты заработка в связи с нетрудоспособностью, старостью и безработицей. Необходимо также было организовать систему социальных услуг по оказанию медицинской помощи, протезированию, санатор- но-курортному лечению, содержанию и воспитанию детей в детских учреждениях и др.
О развитии социального обеспечения в этот период свидетельствуют следующие цифры. В 1920 г. органы Наркомата социального обеспечения выплатили пенсии и пособия 500 тыс. человек; оказали единовременную денежную и иную помощь в виде продуктов, одежды, топлива 8 млн семей красноармейцев; в специализированных учреждениях содержалось около 94 тыс. инвалидов; в детских домах находилось 120 600 детей.
В 1926—1932 гг. была введена дифференциация размеров пособий по временной нетрудоспособности в зависимости от членства в профсоюзе и непрерывного стажа, приняты Правила выплаты пособий по временной нетрудоспособности, направленные на предотвращение нарушений трудовой дисциплины.
11 февраля 1930 г. Наркомат труда СССР утвердил Правила обеспечения по старости. Согласно п. 8 Правил пенсионный возраст был установлен для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет, общий стаж работы по найму дня мужчин — 25 лет, дня женщин — 20 лет.
В числе важнейших прав ст. 120 Конституции СССР 1936 г. устанавливала право на материальное обеспечение: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности». На основе провозглашенного данной Конституцией равенства прав всех граждан СССР пенсии по старости и инвалидности стали назначаться служащим на тех же условиях, что и рабочим.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была создана система социального обеспечения советского типа, охватывавшая всех трудящихся (рабочих, служащих, интеллигенцию и членов их семей) во всех случаях утраты ими заработка. Однако размеры выплат были низкими. Основные виды социальных услуг предоставлялись трудящимся бесплатно за счет средств госбюджета.
Социальное обеспечение в России после Великой Отечественной войны
После Великой Отечественной войны проводилась работа по совершенствованию законодательства в области социального обеспечения. Были повышены пенсии за выслугу лет учителям, врачам и другим медицинским работникам, в 1949 г. последовало принятие Положения о пенсиях работникам науки.
Восстановление народного хозяйства способствовало проведению реформы социального обеспечения. Основными нормативными актами, закрепившими новые условия предоставления пенсий и пособий, стали: Закон СССР 1956 г. «О государственных пенсиях», Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию от 05.02.1955; постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 14.01.1960 № 58 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» и др.
В соответствии с Законом СССР от 15.07.1964 впервые в масштабах страны была создана единая система пенсионного обеспечения колхозников, которая финансировалась за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников.
К концу 1960-х гг. в стране завершилось формирование следующих организационно-правовых форм социального обеспечения:
государственного социального страхования рабочих, служащих, членов кооперативов и некоторых других лиц; социального страхования колхозников; социального обеспечения колхозников за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников;
социального обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета;
обеспечения за счет специальных фондов общественных организаций (художественного, литературного, музыкального фондов и фонда Союза кинематографистов).
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 26.09.1967 «О мероприятиях по дальнейшему повышению благосостояния советского народа» были увеличены размеры пенсий, расширен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, введен новый вид пособий — инвалидам с детства I и II групп, достигшим 16-летнего возраста.
В 1969 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, а в 1970 г. — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в которых содержались главы о социальном страховании. 3 августа 1972 г. СМ СССР утвердил новое Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий с учетом опыта реализации Закона 1956 г.
Таким образом, развитие законодательства по социальному обеспечению шло постепенно в зависимости от провозглашаемых политических целей и экономических возможностей страны по пути образования единой системы норм о пенсионном обеспечении, сближения условий назначения и выплаты пенсий дня различных групп населения, периодического повышения размеров пенсий, упорядочения исчисления непрерывного трудового стажа, улучшения законодательства о медицинском обслуживании и лечении, а также о государственной помощи семье и в воспитании детей.
Информация о работе Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ