Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение системы пенсионного обеспечения в России и предложение путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные этапы развития системы пенсионного страхования в России;
2. рассмотреть экономические и социальные проблемы в системе пенсионного обеспечения;
3. проанализировать накопительную часть трудовой пенсии.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты пенсионного страхования в России
1.1 Основные этапы развития системы пенсионного страхования в России
1.2 Персонифицированный учет в системе пенсионного страхования
1.3 Мировой опыт развития пенсионных систем
Глава 2. Проблемы формирования средств в системе пенсионного
обеспечения
2.1 Источники формирования средств ПФ РФ
2.2 Экономические и социальные проблемы пенсионного обеспечения
2.3 Предложения по решению проблем, возникающих при формировании
средств ПФ РФ
Глава 3. Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ
3.1 Анализ доходов и расходов пенсионного фонда РФ за 2010-2011 гг.
3.2 Перспективы пенсионной системы в условиях действующего налогового и пенсионного законодательства
3.3 Предлагаемые механизмы достижения целевых ориентиров
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 540.00 Кб (Скачать файл)

   Как осуществляется учёт уплаченных работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на индивидуальном лицевом счёте в ПФР.

  По результатам рассылки Пенсионным фондом России «писем счастья» – извещений о состоянии индивидуальных лицевых счетов – в ПФР поступают вопросы о правилах учёта на индивидуальных лицевых (пенсионных) счетах (ИЛС) сумм страховых взносов, которые работодатель уплачивает за своих сотрудников в ПФР. В связи с чем Пенсионный фонд разъясняет следующее. 
Правила распределения страховых взносов и отражения их на индивидуальном лицевом счёте жестко определены федеральными законами от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».  
   За каждого официально работающего россиянина его работодатель обязан уплачивать в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, с учётом которых и формируется пенсионный капитал гражданина.  
   Тариф страховых взносов в 2011 году составлял 26% от фонда оплаты труда каждого сотрудника, в 2012 и 2013 году – 22% (плюс дополнительные 10% с сумм, превышающих облагаемую страховыми взносами базу).  
Здесь важно отметить, что эти средства уплачиваются именно с фонда оплаты труда сотрудника, а не вычитаются из его зарплаты. Предельный фонд оплаты труда работника, с которого работодатель уплачивал страховые взносы в 2011 году, составлял 463 тысячи рублей по одному месту работы. То есть, если фонд оплаты труда работника за год превышал эту сумму, взносы все равно уплачивались только с суммы 463 тысячи рублей по одному (каждому) месту работы. Если гражданин работает в нескольких местах, то каждый его работодатель обязан уплачивать страховые взносы, исходя из фонда оплаты труда.

    В 2011 году из 26% тарифа страховых взносов 16% отражались на пенсионном счете работника: 10% на  страховой части пенсии, 6% – на накопительной. Оставшиеся 10% в соответствии с нормами законодательства направлялись на финансирование фиксированного базового размера (ФБР) страховой части трудовой пенсии нынешних пенсионеров и на лицевом счете гражданина не отражались. Если работник старше 1967 года рождения, то все 16% тарифа страхового взноса отражались на страховой части трудовой пенсии. Напомним, ФБР – это «бывшая» базовая часть трудовой пенсии по старости. С 2010 года базовая часть перешла в состав страховой части трудовой пенсии в виде ФБР. Если раньше базовая и страховая части индексировались отдельно и по разным правилам, то с 2010 года ФБР увеличивается в составе страховой части. Такой подход позволил сделать процесс индексации трудовых пенсий более простым и понятным для пенсионеров.  
   ФБР выплачивается в составе страховой части трудовой пенсии и его размер на сегодняшний день составляет около трети средней трудовой пенсии. Таким образом в конечном итоге все перечисленные работодателем в пользу сотрудника взносы прямо или косвенно участвуют в формировании будущей пенсии.

   Пример: годовой фонд оплаты труда сорокалетнего работника в 2011 году составил 500 тысяч рублей. В соответствии с законом его работодатель начислял и уплачивал страховые взносы только с части фонда оплаты труда данного работника – с 463 тысяч рублей в объеме 26%, то есть в ПФР работодатель перечислил 120 тысяч 380 рублей. Пенсионный фонд эти деньги получил и 74 тысячи 80 рублей отразил на индивидуальном лицевом счете данного работника. Так как данный работник моложе 1967 года рождения, то у него формируются пенсионные накопления. Из 74 тысяч 80 рублей 27 тысяч 780 рублей зафиксированы на его счете как пенсионные накопления, которые идут на формирование накопительной части пенсии. 46 тысяч 300 рублей учтены на страховой части его пенсионного счета. Если бы данный работник был старше 1967 года рождения, то все 74 тысяч 80 рублей зафиксировались в страховой части его индивидуального лицевого счета.  
С 2012 года тариф страхового взноса в ПФР уменьшился с 26% до 22%. Из них 16% по-прежнему отражались на индивидуальном лицевом счете гражданина, а 6% направлялись на финансирование ФБР. Предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы, в 2012 году вырос до 512 тысяч рублей. С сумм заработка, которые превышали 512 тысяч в год, дополнительно уплачивались страховые взносы в размере 10%, которые также направлялись на финансирование ФБР. Таким образом, при уплате работодателем страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования  за работника с фондом оплаты труда 512 тысяч рублей и выше на индивидуальном лицевом счёте этого работника по результатам 2012 года отражено 112 тысяч 640 рублей (22%), из которых на страховую часть идёт 51 тысяча 200 рублей (10%), на накопительную – 30 тысяч 720 рублей (6%). Аналогичное распределение сумм страховых взносов, поступающих в ПФР за работников от их работодателей, будет производиться и в 2013 году. При этом базовый тариф страхового взноса на ОПС остался на уровне 22%, но увеличен предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. В 2013 году он составляет 568 тыс. рублей плюс 10% сверх этой суммы. Стоит отметить, что с 2013 года рассылка извещений о состоянии индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования прекращается.

  С 2013 года, как и на протяжении нескольких последних лет, граждане могут узнать о состоянии своих индивидуальных лицевых счетов через единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. Также эту информацию можно получить через кредитные организации, с которыми у ПФР заключены соответствующие соглашения. Полную выписку из индивидуального лицевого всегда можно получить в Пенсионном фонде по местужительства.

 ПФР рекомендует получать подобную выписку как минимум раз в год и хранить её в архиве личных документов. В то же время, если гражданин по-прежнему хочет получать «письмо счастья» на бумажном носителе, он должен написать соответствующее заявление в Пенсионный фонд. ПФР подготовит выписку из индивидуального лицевого счета и направит ее в адрес гражданина почтовым отправлением.

 

1.3 Мировой  опыт развития пенсионных систем

   Демографическая ситуация в большинстве развитых стран (Европа, США, Австралия) в настоящее время характеризуется следующей особенностью: происходит замедление роста численности трудоспособного населения, или даже его сокращение. При этом присутствует тенденция к резкому увеличению населения в возрасте более 60, и даже более 80 лет, что неизбежно приводит к потенциальному росту числа недееспособных членов общества и инвалидов, то есть к росту числа пенсионеров. Так, например, в 2000 году во всем мире общее количество населения в возрасте более 65 лет насчитывало 419 млн. человек. По сравнению с 1950 годом увеличение составило 298 млн. человек, а с 1995 – 99 млн. человек. По данным ООН, в 2000 году количество населения старшего возраста в мире возрастало на 750 000 каждый месяц, а в 2020 году, по прогнозам, этот прирост будет уже около 2 000 000 человек в месяц.

Таблица 1

Доля возрастной группы 60 лет и старше в населении  в целом %

страна

годы

1980

1990

2000

2010

2020

2030

2040

ФРГ

15,5

15,5

17,1

20,4

21,7

25,8

27,6

Франция

14,0

13,8

15,3

16,3

19,5

21,8

22,7

Италия

13,5

13,6

15,3

17,3

19,4

21,9

24,2

Великобритания

14,9

15,1

14,5

14,6

16,3

19,2

20,4


 

   Увеличение нагрузки, связанной с повышением числа пенсионеров, привело к угрозе в недалеком будущем коллапса многих пенсионных систем, стали раздаваться прогнозы о возможном межпоколенческом конфликте, который возникнет из-за отвлечения ресурсов из сферы образования и воспитания младшего поколения в пользу старшего. Так, по официальным подсчетам, к 2040 году часть ВНП, направляемая на программы социального обеспечения и здравоохранения в США, увеличиться более чем вдвое. Такой же рост наблюдается и в европейских странах. Демографические проблемы стали причиной многих экономических тенденций, разрушительно воздействующих на распределительные пенсионные системы в мире, например, уменьшение трудового периода, ранний выход на пенсию и т .д.

Дебаты в пенсионной реформе идут во многих странах мира, как развитых, так и развивающихся. Основная причина реформ состоит в том, что тенденция к демографическому старению обусловливает нежизнеспособность в долгосрочной перспективе большинства действующих систем пенсионного обеспечения.

    Выделяют следующие факторы определяющие специфику выбора пенсионной системы и ее динамику в странах с различным уровнем экономического развития: величина ВВП и уровень ВВП на душу населения, доходы государственного бюджета, уровень заработной платы и инфляции, уровень жизни граждан, состояние рынка капитала (рынка ценных бумаг) и кредитной системы. Исходя из этих экономических и социальных факторов определяется наличие финансовых источников реформирования и уровень государственных возможностей, доля расходов на выплату государственных пенсий в ВВП и величина коэффициента замещения зарплаты пенсией. Эти показатели имеют приоритетное значение для оценки устойчивости пенсионной системы и ее соответствию требованиям современного развития общества.

                     Можно проследить основные направления реформирования пенсионных систем в условиях современных демографических изменений. Целью начавшихся во многих странах в конце ХХ в. пенсионных реформ является построение в каждом отдельно взятом государстве обновленной системы пенсионного обеспечения, учитывающей изменившуюся экономическую, политическую и демографическую ситуацию и отвечающей общемировым требованиям.

Реформирование пенсионной системы может проходить по трем основным направлениям:

  • модернизация существующей распределительной пенсионной системы без введения накопительных схем;
  • переход к накопительным схемам и резкое ограничение при этом распределительного компонента (или даже полный отказ от него);
  • принятие того или иного смешанного варианта, означающего сочетание распределительных и накопительных принципов.

  Третий вариант был введен в подавляющем большинстве как развитых, так и развивающихся стран. К концу ХХ века только 5 государств: Чили, Мексика, Боливия, Сальвадор и Казахстан полностью отказались от распределительных систем и перешли на накопительные принципы.

В официальных документах ЕС для осуществления перехода к  накопительной системе установлены  конкретные цели, охватывающие период с 1998 по 2020 год. Предполагается, что  за этот период доля в пенсионных выплатах государственной распределительной  системы снизится с 84% до 64%, намного возрастёт роль накопительного элемента (с 12% до 29%), а незначительная сегодня доля добровольного пенсионного обеспечения утроится (с 1,5% до 4,5%). При этом сумма частных пенсионных активов возрастёт с 2 до 11,8 млрд. евро в 2020 году.

Смена курса пенсионной системы в сторону накопительных  принципов связана с повышением роли частных институтов в пенсионном обеспечении. Подобный переход выражается в существенном изменении соотношения  между перераспределением средств  и актуарными расчетами, означающими усиление связи пенсионных взносов и выплат; между государственным и частным компонентом в управлении системой пенсионного обеспечения.

При распределительной  системе взносы работающей части  населения идут на выплату пенсий (пожизненной ренты) неработающей части. Поскольку работающих (лиц, находящихся в экономически активном возрасте) всегда больше, чем неработающих, то относительно небольших взносов достаточно для выплаты вполне приличных пенсий. Именно такая пенсионная система действовала в большинстве как развитых, так и развивающихся государств в дореформенный период. При этом недостатки распределительной системы очевидны. Первый недостаток – пенсии неработающих граждан целиком и полностью зависят от общего уровня доходов экономически активного населения. И если по каким-либо причинам доходы работающих снизятся, то пенсионные выплаты тоже упадут, и сами пенсионеры уже ничего не смогут с этим сделать. Второй недостаток – устойчивость системы зависит от соотношения численности работающих и неработающих граждан. Если разрыв между соотношением этих категорий граждан начинает сокращаться, как это происходит в настоящее время, то размер пенсионных взносов для работающего населения увеличивается.

Основная идея накопительной  пенсионной системы состоит в том, что каждый работник в течение всего периода своей трудовой деятельности делает взносы в пенсионную систему, а при достижении пенсионного возраста начинает получать свои взносы обратно, но уже в виде пенсии. Как показало изучение мирового опыта пенсионного реформирования, накопительная система в современных экономических условиях является более предпочтительной, так как:

– увеличивает совокупные национальные накопления и приводит к увеличению инвестиций и экономическому росту;

– благодаря воздействию конкуренции и независимости от политического вмешательства, становится эффективней государственной;

– не зависит от тех  проблем демографического плана, которые  практически во всем мире угрожающих существованию распределительных  схем;

– дает свободу выбора и обеспечивает дифференциацию размеров пенсии в зависимости от заработка и эффективности использования пенсионных накоплений.

    Пенсионные фонды являются основными инструментами реализации пенсионных систем. В современном понимании пенсионный фонд – это организация, занимающаяся разноплановой деятельностью, которая заключается в аккумулировании денежных средств и использовании их для выплат пенсий и пособий участникам (плательщикам).

Информация о работе Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ