Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение системы пенсионного обеспечения в России и предложение путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные этапы развития системы пенсионного страхования в России;
2. рассмотреть экономические и социальные проблемы в системе пенсионного обеспечения;
3. проанализировать накопительную часть трудовой пенсии.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты пенсионного страхования в России
1.1 Основные этапы развития системы пенсионного страхования в России
1.2 Персонифицированный учет в системе пенсионного страхования
1.3 Мировой опыт развития пенсионных систем
Глава 2. Проблемы формирования средств в системе пенсионного
обеспечения
2.1 Источники формирования средств ПФ РФ
2.2 Экономические и социальные проблемы пенсионного обеспечения
2.3 Предложения по решению проблем, возникающих при формировании
средств ПФ РФ
Глава 3. Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ
3.1 Анализ доходов и расходов пенсионного фонда РФ за 2010-2011 гг.
3.2 Перспективы пенсионной системы в условиях действующего налогового и пенсионного законодательства
3.3 Предлагаемые механизмы достижения целевых ориентиров
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 540.00 Кб (Скачать файл)

– оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– контроль за законностью  и своевременностью движения средств  федерального бюджета и внебюджетных фондов.

   Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами. Взыскание недоимок по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В целях обеспечения  своевременной реализации задач, стоящих  перед органами Пенсионного фонда России, разрабатывается и утверждается правлением ПФР комплексный план работы Пенсионного фонда на очередной год. План охватывает наиболее важные направления работы центральных и территориальных органов ПФР, указываются этапы и сроки их выполнения, исполнители плана по срокам и видам работ, методы контроля за выполнением мероприятий плана и отчетность.

  На этапе планирования ежегодно формируются следующие проекты:

– план организации нормотворческой  деятельности;

– бюджет Пенсионного  фонда на планируемый год;

– финансирование социальных программ;

– финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов;

– план подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на планируемый год;

– план развития автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда.

  План является основой для разработки аналогичных планов территориальных органов ПФР с учетом специфики региона и поставленных перед ними задач, а также управлений Пенсионным фондом в городах и районах.

   Утверждение планов осуществляется приказом управляющего Отделением Пенсионного фонда, начальником управления ПФР в городе, районе. В целях обеспечения реализации планов ими назначаются работники, непосредственно осуществляющие контроль и анализ выполнения планов.

Бюджетная система Пенсионного  фонда должна соответствовать ряду принципов:

  Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджета означает, что все доходы и расходы подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме.

  Принцип гласности рекомендует обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений, обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проекту бюджета.

  Принцип достоверности бюджета подразумевает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

  Принцип единства – единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за на рушение бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок ведения бухгалтерского учета по всем видам средств бюджета.

  Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы ПФР рекомендует закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за правлением ПФР, региональными отделениями ПФР и территориальными управлениями ПФР.

   Принцип самостоятельности бюджета означает:

– право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с  Бюджетным кодексом РФ определять направления  расходования средств соответствующих бюджетов и определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

– право представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы  РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

– наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня бюджетной системы РФ, определяемых в соответствии с законодательством  РФ;

– недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ, потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;

– недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных в процессе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

   Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

   Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

   Принцип общего покрытия расходов бюджета означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источника финансирования его дефицита.

В структуре ПФ РФ на сегодняшний  день находится в Федеральных  округах Российской Федерации — 8 Управлений, в субъектах РФ — 81 Отделение ПФ, а также ОПФР в  Казахстане, во всех регионах страны около 2500 территориальных управлений. Более 133000 специалистов трудится в системе ПФР.

Необходимо отметить, что с 1 января 2010 года вместо единого  социального налога (ЕСН) были введены  страховые взносы в ПФ РФ, Фонде  социального страхования (ФСС) РФ и фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), а функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС была передана ПФ РФ от налоговых органов, что означает важнейший шаг к переходу российской пенсионной системы на страховые принципы. 2010 год являлся переходным периодом, в течение которого сохранялась действующая 20% ставка взносов в ПФ РФ, в ФСС — 2,9%, в ФОМС — 3,1%. В 2012 году ставка страхового взноса составила 30%, в том числе 22%(16% страховая часть, 6% накопительная) в ПФ РФ, 2,9% в ФСС, 5,1% в ФОМС.

Страховая природа пенсионных выплат кардинально изменила природу  многих сторон деятельности пенсионной системы в России. Вместо ранее  используемых методов учета трудового  стажа в ПФ РФ с 1997 года практически  введена система индивидуального  учета, где фиксируются все платежи, произведенные работодателями в пользу своих работников.

В настоящее время  ПФР выполняет следующие функции:

·Установление и выплата  пенсий;

·Ведение индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

·Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений;

·Назначение и реализация социальных выплат;

·Назначение и реализация федеральной социальной доплаты  к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

·Выдача государственных  сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств  материнского (семейного) капитала;

·Оказание совместно  с региональными органами власти адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры;

·Реализация программы  государственного софинансирования пенсии;

·Сбор и администрирование  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Для того, чтобы ПФР  эффективно реализовывал свои функции и правильно определял стратегию своего развития необходимо целесообразно вести учет доходов и расходов и на основе полученных показателей проводить необходимый анализ.

Основные показатели, которые характеризуют деятельность ПФ РФ в 2010—2011гг. можно представить в виде таблицы (таблица 5).

Бюджет Пенсионного  фонда РФ в 2010 году по доходам превысил 4600 млрд. рублей, что составляет 10,4% ВВП страны. Что касается 2011 года, то бюджет превысил 5255млрд. рублей, что  соответствует 9,9 % ВВП.

Изменение доходов и расходов ПФ РФ в период с 2010—2011 гг. можно наглядно увидеть, если их сравнить, составив график (рисунок 1). На основании данного рисунка 1, что доходы и расходы увеличиваются в рассматриваемый период, при этом превышение доходов над расходами довольно значительно.

 

Таблица 5.

Основные показатели, характеризующие деятельность ПФ РФ в 2010—2011 гг.

Показатели

Млрд.руб

2010г.

2011г.

Доходы

4600

5 255,60

Расходы

4200

4 922,10

Доходы по накопительной  составляющей бюджета ПФР

361,2

418,1

Объем поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

1900

2 815,30

Поступления дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках Программы  государственного софинансирования пенсий

3,6

4,10

Расходы на выплату пенсий

3700

4 081,20

Расходы на ежемесячные  денежные выплаты отдельным категориям граждан

293,6

311,9

Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала

97,1

171,3


 

 

Рисунок 1. Доходы и расходы Пенсионного  фонда Российской Федерации в 2010—2011 годах.

 

Превышение доходов  над расходами в 2010 году — 400 млрд. руб. В 2011 году данное превышение составило 333,5 млрд. руб.

В общем виде состав доходов  и расходов можно представить в виде рисунка (рисунок 2).

Основное направление  расходования Фонда — расходы  на выплату пенсий и пособий. Проанализируем изменение структуры выплаты  пенсий и пособий за 2011 г. по отношению  к 2010г. Этот показатель в 2011г. по сравнению с 2010г. уменьшился на 5,2%.

Расходы на ежемесячные  денежные выплаты отдельным категориям граждан в 2011г. возросли на 18,3 млрд. руб., данные расходы составляет 6,33% от общего объема расходов, в 2010г. данный показатель 7%.

Растущее место в  расходах ПФР занимает предоставление материнского капитала. По сравнению с 2010г. в 2011г. данные выплаты увеличились на 74,2 млрд. руб, что составляет 3,48%.

 

Рисунок 2. Состав доходов и расходов ПФР  в 2010—2011гг.

 

Основное место в  доходах занимают поступления страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, которые в 2010г. Составили 1900 млрд. руб., а в 2011 — 2815,3 млрд. руб. В структуре доходов это составило 41,3% и 53,6% соответственно. Абсолютный прирост составил 915,3 млрд. руб.

Что касается доходов  по накопительной составляющей бюджета  ПФР, то в 2011 г. они возросли по сравнению  с предыдущим годом на 56,9 млрд. руб, что составило 7,95 % всех доходов.

Важное значение имеет  увеличение поступлений дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках Программы  государственного софинансирования пенсий, которые в 2011 году возросли на 0,5 млрд. руб.

В конечном итоге можно сделать вывод, что имеет место быть тенденция к увеличению по всем статьям как доходов, так и расходов, что положительно сказывается на социальной защищенности.

Главной целью Пенсионного  фонда России является обеспечение  уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны.

Перспективы развития негосударственного пенсионного страхования в России неоднозначны. Граждане полностью перекладывают эту проблему на государство и в настоящее время не готовы активно участвовать в пенсионном страховании, а также приближающийся дефицит рабочей силы может стать причиной того, что социальные пакеты, включая пенсионное страхование, которые могут стать значительным средством борьбы за квалифицированных работников.

3.2 Перспективы  пенсионной системы в условиях  действующего налогового и пенсионного  законодательства

 

   Исходя из прогнозных оценок макроэкономических параметров развития нашей страны, принятых в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., разбалансированность бюджета ПФР достигнет своего максимума (1,35% ВВП) в начале 2020-х гг.

    При этом если в 2010 г. несбалансированность составила около 18% от общего объема средств, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, то к 2050 г. этот показатель возрастет почти в 5 раз и превысит 85%. Поскольку источником покрытия недостающих финансовых ресурсов по действующему пенсионному законодательству являются средства федерального бюджета, можно говорить не о дефиците пенсионного бюджета, а исключительно о финансовой необеспеченности страховых пенсионных обязательств государства.

Информация о работе Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ