Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение системы пенсионного обеспечения в России и предложение путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные этапы развития системы пенсионного страхования в России;
2. рассмотреть экономические и социальные проблемы в системе пенсионного обеспечения;
3. проанализировать накопительную часть трудовой пенсии.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты пенсионного страхования в России
1.1 Основные этапы развития системы пенсионного страхования в России
1.2 Персонифицированный учет в системе пенсионного страхования
1.3 Мировой опыт развития пенсионных систем
Глава 2. Проблемы формирования средств в системе пенсионного
обеспечения
2.1 Источники формирования средств ПФ РФ
2.2 Экономические и социальные проблемы пенсионного обеспечения
2.3 Предложения по решению проблем, возникающих при формировании
средств ПФ РФ
Глава 3. Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ
3.1 Анализ доходов и расходов пенсионного фонда РФ за 2010-2011 гг.
3.2 Перспективы пенсионной системы в условиях действующего налогового и пенсионного законодательства
3.3 Предлагаемые механизмы достижения целевых ориентиров
Заключение
Список использованной литературы
– оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
– контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и внебюджетных фондов.
Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами. Взыскание недоимок по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В целях обеспечения своевременной реализации задач, стоящих перед органами Пенсионного фонда России, разрабатывается и утверждается правлением ПФР комплексный план работы Пенсионного фонда на очередной год. План охватывает наиболее важные направления работы центральных и территориальных органов ПФР, указываются этапы и сроки их выполнения, исполнители плана по срокам и видам работ, методы контроля за выполнением мероприятий плана и отчетность.
На этапе планирования ежегодно формируются следующие проекты:
– план организации нормотворческой деятельности;
– бюджет Пенсионного фонда на планируемый год;
– финансирование социальных программ;
– финансовое и материально-техническое
обеспечение текущей
– план подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на планируемый год;
– план развития автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда.
План является основой для разработки аналогичных планов территориальных органов ПФР с учетом специфики региона и поставленных перед ними задач, а также управлений Пенсионным фондом в городах и районах.
Утверждение планов осуществляется приказом управляющего Отделением Пенсионного фонда, начальником управления ПФР в городе, районе. В целях обеспечения реализации планов ими назначаются работники, непосредственно осуществляющие контроль и анализ выполнения планов.
Бюджетная система Пенсионного фонда должна соответствовать ряду принципов:
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Принцип полноты отражения
доходов и расходов бюджета означает,
что все доходы и расходы подлежат
отражению в бюджете в
Принцип гласности рекомендует обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений, обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проекту бюджета.
Принцип достоверности бюджета подразумевает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип единства – единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за на рушение бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок ведения бухгалтерского учета по всем видам средств бюджета.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы ПФР рекомендует закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за правлением ПФР, региональными отделениями ПФР и территориальными управлениями ПФР.
Принцип самостоятельности бюджета означает:
– право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом РФ определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
– право представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
– наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
– недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;
– недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в процессе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего покрытия расходов бюджета означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источника финансирования его дефицита.
В структуре ПФ РФ на сегодняшний день находится в Федеральных округах Российской Федерации — 8 Управлений, в субъектах РФ — 81 Отделение ПФ, а также ОПФР в Казахстане, во всех регионах страны около 2500 территориальных управлений. Более 133000 специалистов трудится в системе ПФР.
Необходимо отметить, что с 1 января 2010 года вместо единого социального налога (ЕСН) были введены страховые взносы в ПФ РФ, Фонде социального страхования (ФСС) РФ и фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), а функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС была передана ПФ РФ от налоговых органов, что означает важнейший шаг к переходу российской пенсионной системы на страховые принципы. 2010 год являлся переходным периодом, в течение которого сохранялась действующая 20% ставка взносов в ПФ РФ, в ФСС — 2,9%, в ФОМС — 3,1%. В 2012 году ставка страхового взноса составила 30%, в том числе 22%(16% страховая часть, 6% накопительная) в ПФ РФ, 2,9% в ФСС, 5,1% в ФОМС.
Страховая природа пенсионных
выплат кардинально изменила природу
многих сторон деятельности пенсионной
системы в России. Вместо ранее
используемых методов учета трудового
стажа в ПФ РФ с 1997 года практически
введена система
В настоящее время
ПФР выполняет следующие
·Установление и выплата пенсий;
·Ведение индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования;
·Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений;
·Назначение и реализация социальных выплат;
·Назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
·Выдача государственных сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств материнского (семейного) капитала;
·Оказание совместно с региональными органами власти адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры;
·Реализация программы государственного софинансирования пенсии;
·Сбор и администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Для того, чтобы ПФР эффективно реализовывал свои функции и правильно определял стратегию своего развития необходимо целесообразно вести учет доходов и расходов и на основе полученных показателей проводить необходимый анализ.
Основные показатели,
которые характеризуют
Бюджет Пенсионного фонда РФ в 2010 году по доходам превысил 4600 млрд. рублей, что составляет 10,4% ВВП страны. Что касается 2011 года, то бюджет превысил 5255млрд. рублей, что соответствует 9,9 % ВВП.
Изменение доходов и расходов ПФ РФ в период с 2010—2011 гг. можно наглядно увидеть, если их сравнить, составив график (рисунок 1). На основании данного рисунка 1, что доходы и расходы увеличиваются в рассматриваемый период, при этом превышение доходов над расходами довольно значительно.
Таблица 5.
Основные показатели, характеризующие деятельность ПФ РФ в 2010—2011 гг.
Показатели |
Млрд.руб | |
2010г. |
2011г. | |
Доходы |
4600 |
5 255,60 |
Расходы |
4200 |
4 922,10 |
Доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР |
361,2 |
418,1 |
Объем поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование |
1900 |
2 815,30 |
Поступления дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках Программы государственного софинансирования пенсий |
3,6 |
4,10 |
Расходы на выплату пенсий |
3700 |
4 081,20 |
Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан |
293,6 |
311,9 |
Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала |
97,1 |
171,3 |
Рисунок 1. Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010—2011 годах.
Превышение доходов над расходами в 2010 году — 400 млрд. руб. В 2011 году данное превышение составило 333,5 млрд. руб.
В общем виде состав доходов и расходов можно представить в виде рисунка (рисунок 2).
Основное направление расходования Фонда — расходы на выплату пенсий и пособий. Проанализируем изменение структуры выплаты пенсий и пособий за 2011 г. по отношению к 2010г. Этот показатель в 2011г. по сравнению с 2010г. уменьшился на 5,2%.
Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан в 2011г. возросли на 18,3 млрд. руб., данные расходы составляет 6,33% от общего объема расходов, в 2010г. данный показатель 7%.
Растущее место в расходах ПФР занимает предоставление материнского капитала. По сравнению с 2010г. в 2011г. данные выплаты увеличились на 74,2 млрд. руб, что составляет 3,48%.
Рисунок 2. Состав доходов и расходов ПФР в 2010—2011гг.
Основное место в доходах занимают поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые в 2010г. Составили 1900 млрд. руб., а в 2011 — 2815,3 млрд. руб. В структуре доходов это составило 41,3% и 53,6% соответственно. Абсолютный прирост составил 915,3 млрд. руб.
Что касается доходов по накопительной составляющей бюджета ПФР, то в 2011 г. они возросли по сравнению с предыдущим годом на 56,9 млрд. руб, что составило 7,95 % всех доходов.
Важное значение имеет увеличение поступлений дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, которые в 2011 году возросли на 0,5 млрд. руб.
В конечном итоге можно сделать вывод, что имеет место быть тенденция к увеличению по всем статьям как доходов, так и расходов, что положительно сказывается на социальной защищенности.
Главной целью Пенсионного фонда России является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны.
Перспективы развития негосударственного
пенсионного страхования в
Исходя из прогнозных оценок макроэкономических параметров развития нашей страны, принятых в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., разбалансированность бюджета ПФР достигнет своего максимума (1,35% ВВП) в начале 2020-х гг.
При этом если в 2010 г. несбалансированность составила около 18% от общего объема средств, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, то к 2050 г. этот показатель возрастет почти в 5 раз и превысит 85%. Поскольку источником покрытия недостающих финансовых ресурсов по действующему пенсионному законодательству являются средства федерального бюджета, можно говорить не о дефиците пенсионного бюджета, а исключительно о финансовой необеспеченности страховых пенсионных обязательств государства.
Информация о работе Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ