Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение системы пенсионного обеспечения в России и предложение путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные этапы развития системы пенсионного страхования в России;
2. рассмотреть экономические и социальные проблемы в системе пенсионного обеспечения;
3. проанализировать накопительную часть трудовой пенсии.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты пенсионного страхования в России
1.1 Основные этапы развития системы пенсионного страхования в России
1.2 Персонифицированный учет в системе пенсионного страхования
1.3 Мировой опыт развития пенсионных систем
Глава 2. Проблемы формирования средств в системе пенсионного
обеспечения
2.1 Источники формирования средств ПФ РФ
2.2 Экономические и социальные проблемы пенсионного обеспечения
2.3 Предложения по решению проблем, возникающих при формировании
средств ПФ РФ
Глава 3. Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ
3.1 Анализ доходов и расходов пенсионного фонда РФ за 2010-2011 гг.
3.2 Перспективы пенсионной системы в условиях действующего налогового и пенсионного законодательства
3.3 Предлагаемые механизмы достижения целевых ориентиров
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 540.00 Кб (Скачать файл)

И наконец, Конституция  СССР 1977 г. определила, что в стране созданы государственные системы  здравоохранения и социального  обеспечения, которые являются самостоятельными и решают тесно связанные между собой задачи.

  В данной Конституции СССР говорилось о социальном обеспечении в различных формах, равенстве прав мужчин и женщин (ст. 35), правах граждан на охрану здоровья (ст. 42) и материальное обеспечение (ст. 43), заботе государстве о семье (ст. 53).

  Реформированиесистемы социального обеспечения на современном этапе

  К середине 1980-х гг. в пенсионном обеспечении возобладали уравнительные тенденции, произошло снижение размеров пенсий по отношению к прошлой заработной плате, отсутствовал механизм индексации пенсий. Эти и другие обстоятельства обусловили начало нового этапа развития системы социального обеспечения в России.

  Был принят Закон РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». Наиболее существенные изменения, закрепленные этим законом, состояли в следующем. Была создана единая система пенсионного обеспечения независимо от характера трудовой и иной общественно полезной деятельности. В нее входили лица, работающие по трудовому договору, члены колхозов и других кооперативных организаций, индивидуальные предприниматели и другие категории граждан, подлежащих государственному социальному страхованию. Была предпринята попытка преодолеть остаточный принцип финансирования пенсий с помощью учреждения Пенсионного фонда РФ. Кроме того, данный Закон предусматривал повышение уровня пенсий и ликвидацию уравнительного подхода. В соответствии с его принятием был установлен совершенно новый для отечественной системы институт социальных пенсий. Многие институты пенсионного обеспечения были значительно усовершенствованы. (Данный Закон утратил силу в связи с принятием Закона о трудовых пенсиях.)

Конституция 1993 г. заложила основу для реформы социального  обеспечения. Статьи 38—41 закрепляют права  граждан на социальное обеспечение. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством. Государственные пенсия и социальные пособия определяются также в законодательном порядке, при этом поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Реализация указанных  конституционных прав осуществляется на базе федерального законодательства. Задача создания пенсионной системы, адекватной новым социально- экономическим условиям, является первоочередной. Она затрагивает интересы более 37 млн пенсионеров. К основным проблемам, решить которые, несмотря на предпринимаемые усилия, не удается, относятся низкий уровень пенсий и уравнительность в пенсионном обеспечении.

  Концепция реформы пенсионной системы в РФ, утвержденная постановлением Правительства РФ от 07.08.1995 № 790, предусматривает создание трехуровневой пенсионной системы, в которой первый уровень образует базовая пенсия, второй (основной) — трудовая (страховая), а третий — негосударственные пенсии.

Правительственная комиссия утвердила план мероприятий по реализации данной Концепции, в соответствии с  которым были приняты федеральные законы от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и от 21.07.1997 № ПЗ-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а также от 24.10.1997 № 1Э4-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

  Помимо реформы пенсионной системы в области социального обеспечения было намечено разработать и принять концепцию социальной защиты пожилых и соответствующую федеральную программу, концепцию по улучшению положения женщин, федеральные целевые программы развития социального обслуживания семьи и детей и др.

  Современный этап характеризуется активным правовым регулированием отношений по социальному обеспечению, направленным на поэтапное и комплексное преобразование системы социального обеспечения в целях ее органичного включения в структуру новых экономических отношений и смягчения процесса адаптации к ним менее социально защищенной части населения.

  Организационно-правовые формы и виды социального обеспечения на современном этапе.

  Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному социальному страхованию.

  Денежные средства федеральных внебюджетных фондов являются государственной собственностью и не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они были созданы. В соответствии со ст. 13 БК государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В связи с введением  в действие части второй НК и установлением  единого социального налога (взноса) изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды.

К данным фондам относятся:

Фонд социального страхования  РФ;

Пенсионный фонд РФ;

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Другой организационно-правовой формой социального обеспечения является прямое ассигнование (пенсий госслужащих, военнослужащих, социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.

Негосударственное социальное обеспечение

  Кроме того, в последнее время наряду с централизованными формами широкое распространение получает и негосударственное социальное обеспечение.

1. Муниципальное социальное  обслуживание. Правительство Москвы  осуществляет социальную политику, направленную на улучшение жизни  москвичей всех социальных слоев и категорий. Действия Правительства Москвы направлены в первую очередь на защиту пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других малообеспеченных категорий населения. Так, согласно постановлению Правительства Москвы от 16.01.2001 № 31-ПП была утверждена комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2001 г., согласно которой предусматривались:

• ежемесячные компенсационные  выплаты бывшим во- еннослужащим-инвалидам, родителям военнослужащих, погибшим в мирное время;

• увеличение размера дотаций остронуждающимся студентам;

• надбавки к пенсиям  сверх социальной нормы и др. выплаты.

2. Негосударственные  пенсионные фонды. Они осуществляют  деятельность на основании Федерального  закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных  пенсионных фондах». Это — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании соответствующих договоров населения с вкладчиками в пользу участников фонда.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения  включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда  и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

3. Благотворительная деятельность  граждан и юридических лиц.  Правовое регулирование благотворительной  деятельности осуществляется на  основании Федерального закона  от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной  деятельности и благотворительных организациях», Закона г. Москвы от 05.07.1995 № 11—46 «О благотворительной деятельности».

  Благотворительная деятельность — это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, а также других обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы.

4. Льготы и компенсации, предоставляемые работникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли. Примером такого социального обеспечения может служить предоставление дополнительных дней отдыха отдельным категориям работников.

  К видам социального обеспечения в РФ относятся: трудовые и социальные пенсии; страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, гражданам, имеющим детей и др.); услуги в области социального обслуживания престарелых и инвалидов;

оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования; и др.

1.2 Персонифицированный  учет в системе пенсионного  страхования

   Согласно действующему законодательству трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.

Для учета сведений, составляющих страховую и накопительную часть  пенсии, Пенсионным фондом РФ создана  система индивидуального (персонифицированного) учета.

Она выглядит следующим образом. На каждого работающего гражданина в начале его трудовой деятельности открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии. То есть, где бы человек не работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах в пенсионную систему будут попадать в один и тот же индивидуальный лицевой счет.

  Итоговый размер пенсии зависит от средств, накопленных на индивидуальном лицевом счете. Чем выше заработок, тем больше средств окажется на нем. При наступлении страхового случая, определенного пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного учета, человеку назначается пенсия.

  Застрахованными лицами являются граждане России, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг. К ним также относятся иностранные граждане, в том числе граждане СНГ, и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории России, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. Страхователями являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, производящие выплаты физическим лицам, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивающие  страховые взносы за себя в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2012 № 212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

  Отношения лиц, участвующих в процессе персонифицированного учета, определены Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон).

  Согласно Закону, страхователь представляет в ПФР ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование в отношении каждого работающего у него застрахованного лица. Одновременно с индивидуальными сведениями представляется расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.  
Кроме этого, ежегодно, не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за календарным годом, страхователем представляются в отношении каждого работающего у него застрахованного лица сведения о сумме начисляемых ему выплат и иных вознаграждений, относящихся к данному календарному году, вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и индивидуальными сведениями, относящимися к отчетному периоду, предшествующему окончанию календарного года.

  Территориальный орган ПФР разносит эти сведения в индивидуальные лицевые счета и бесплатно предоставляет один раз в год застрахованному лицу по его обращению способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его лицевом счете (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).  
  За непредставление в установленные сроки, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФР, взыскание которых производится в судебном порядке.

  Помимо учета индивидуальных сведений по каждому застрахованному лицу, система персонифицированного учета выполняет еще одну важную функцию,: позволяющую иметь достоверную статистику по работающему населению. Сюда относится численность работающих застрахованных лиц в целом по России, по регионам и категориям застрахованных лиц (по наемным работникам, по работникам, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции, а также физическим лицам, уплачивающим страховые взносы за себя в в фиксированном размере), средняя заработная плата, количество работающих, имеющих льготные основания для назначения пенсий (специальный стаж), количество временно неработающих и т.п. Эти сведения  необходимы не только для планирования пенсионного бюджета, но и в целях подготовки стратегических решений для дальнейшего совершенствования пенсионной системы.

Информация о работе Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ