Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение системы пенсионного обеспечения в России и предложение путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные этапы развития системы пенсионного страхования в России;
2. рассмотреть экономические и социальные проблемы в системе пенсионного обеспечения;
3. проанализировать накопительную часть трудовой пенсии.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты пенсионного страхования в России
1.1 Основные этапы развития системы пенсионного страхования в России
1.2 Персонифицированный учет в системе пенсионного страхования
1.3 Мировой опыт развития пенсионных систем
Глава 2. Проблемы формирования средств в системе пенсионного
обеспечения
2.1 Источники формирования средств ПФ РФ
2.2 Экономические и социальные проблемы пенсионного обеспечения
2.3 Предложения по решению проблем, возникающих при формировании
средств ПФ РФ
Глава 3. Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ
3.1 Анализ доходов и расходов пенсионного фонда РФ за 2010-2011 гг.
3.2 Перспективы пенсионной системы в условиях действующего налогового и пенсионного законодательства
3.3 Предлагаемые механизмы достижения целевых ориентиров
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 540.00 Кб (Скачать файл)

При этом темпы роста  расходных обязательств федерального бюджета на покрытие дефицита пенсионной системы вплоть до середины 2020-х гг. будут опережать темпы роста заработной платы в стране, а в последующие годы - даже темпы роста инфляции.

  Такая негативная тенденция обусловлена множеством причин. Однако наиболее существенный вклад в нарастание разбалансированности бюджета ПФР вносит фактор снижения доли налогово-страховых отчислений на формирование пенсионных прав застрахованных лиц, определенных действующим налоговым законодательством.

   В долгосрочной перспективе при сохранении условий формирования пенсионных прав (начисления страховых взносов) объем средств, поступающих в систему обязательного пенсионного страхования (эффективный тариф страховых взносов), по причине опережающего роста размера заработной платы будет сокращаться: с 11,45% в 2011 г. до 0,59% в 2050 г., т.е. почти в 20 раз. Еще быстрее будет снижаться эффективный тариф взносов на страховую часть трудовой пенсии - с 8,8% в 2011 г. до 0,3% в 2050 г., т.е. более чем в 25 раз.

   Разница в динамике показателей объясняется постоянным увеличением до середины 2020-х гг. части страховых взносов, отвлекаемых на накопительную часть трудовой пенсии лиц моложе 1967 года рождения, доля которых к этой дате достигнет 100% застрахованных лиц трудоспособного возраста.

    Ответственность государственного бюджета по финансированию базовой части трудовой пенсии для поддержания в долгосрочной перспективе среднего размера социальной пенсии на уровне ПМП в Российской Федерации, достигнутого к 2011 г., и соответствующего повышения размеров базовых частей трудовых пенсий сократится с 8,7% фонда оплаты труда в 2011 г. до 2,1% в 2050 г., т.е. более чем в 4 раза.

  Государственные обязательства по финансированию страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться, опережая рост доходов ПФР, исходя из взносов на страховую часть трудовых пенсий и темпов роста заработной платы. Однако суммы текущих поступлений в бюджет ПФР, по актуарным расчетам, будут сокращаться по причине планируемого уменьшения численности занятых трудовой деятельностью. Возникающую разницу придется полностью покрывать за счет средств федерального бюджета во всевозрастающем размере: с 1,5% фонда оплаты труда в 2011 г. до 4,1% к 2022 г.

    В результате этой тенденции к 2050 г. финансирование пенсионной системы почти полностью отойдет от страховых принципов, так как 3/4 доходов будут составлять не страховые поступления, а средства федерального бюджета. При этом доля расходов бюджета на финансирование пенсионной системы, включая накопительную составляющую, сократится с 8,2% ВВП (в том числе на выплату пенсий - 5,5% ВВП) в 2011 г. до 2,1% ВВП в 2050 г., что недопустимо низко для мировой практики пенсионного страхования.

  Необходимо отметить еще одну тенденцию, обусловленную действующим механизмом индексации пенсионных прав: отставание индекса роста доходов ПФР в расчете на 1 пенсионера от темпов роста среднемесячной заработной платы в стране. Так, только за период 2002 - 2009 гг. накопленное отставание превысило 1,5 раза. Данная тенденция резко усиливается в условиях финансового кризиса.

   Кроме того, начиная с 2012 г. основным факторами снижения темпов роста доходов ПФР в расчете на 1 пенсионера станут не повышение пенсионной нагрузки на трудоспособное население (рост числа пенсионеров по отношению к числу наемных работников в 1,72 раза за период 2011 - 2050 гг.) и не увеличение объема страховых взносов, отвлекаемых на формирование пенсионных накоплений лиц 1967 года рождения и моложе (в 2 раза за период 2011 - 2025 гг.), а более чем 25-кратное снижение эффективного тарифа страховых взносов (по причине роста заработной платы и сохранения регрессивной шкалы).

  Из-за отставания темпов роста доходов ПФР в расчете на 1 пенсионера по отношению к индексу роста цен проиндексировать страховую часть пенсии по этому показателю начиная с середины 2010-х гг. можно будет не чаще 1 раза в год.

    Сокращение доходных источников бюджета ПФР в действующей пенсионной системе ведет к увеличению масштабов проблемы, связанной с сохранением пенсионных прав застрахованных лиц, которые отражаются в коэффициенте замещения: к 2050 г. он снизится до 3,4% против 25,6% в 2009 г. и 36% до начала пенсионной реформы 2002 г. Это означает, что при сохранении условий формирования пенсионных прав застрахованных лиц не обеспечивается главный принцип обязательного пенсионного страхования - государственная гарантия пенсионных прав застрахованных лиц, нивелируются права лиц, имеющих различные объемы расчетного пенсионного капитала, усиливается неравенство по уровню жизни между работающим и нетрудоспособным населением.

  Следующий макроэкономический фактор, оказывающий негативное воздействие на пенсионную систему, - планируемое сокращение численности лиц, работающих по найму: с 48,5 млн - в 2010 г. до 39,1 млн человек - в 2050 г. В то же время численность получателей трудовой пенсии за этот же период, напротив, увеличится с 37,3 млн до 51,7 млн человек. Таким образом, пенсионная нагрузка возрастет с 0,77 до 1,32, т.е. в 1,7 раза.

  В практике западных стран для сохранения пенсионных прав застрахованных лиц в условиях негативного воздействия демографических и макроэкономических факторов используется накопительная составляющая обязательного пенсионного страхования. При этом теоретически потери пенсионных прав застрахованных лиц в распределительном сегменте пенсионной системы должны замещаться индивидуальными пенсионными накоплениями, которые в условиях устойчивого экономического развития позволяют достигать более высокой эффективности.

   Однако, как показывают долгосрочные актуарные расчеты, объем средств, направляемых на накопление, с учетом ожидаемых параметров развития экономики и доходности финансового рынка в условиях нашей страны недостаточен даже для сохранения накопленного пенсионного капитала и поддерживания заданного целевого уровня замещения утраченного заработка.

    Актуарные расчеты подтверждают, что накопительная составляющая трудовой пенсии не окажет позитивного влияния на показатели пенсионной системы по крайней мере до 2027 г., когда установленного пенсионного возраста достигнет поколение 1967 года рождения и моложе, полностью подпадающее под действие пенсионной модели, введенной в 2002 г.

Даже к 2050 г. доля накопительной  части в общем размере трудовой пенсии по старости не превысит 15%. Средний  размер накопительной части при  этом составит менее 1% среднемесячной начисленной заработной платы, т.е. в 10 раз ниже установленного тарифа на накопление даже с учетом реальной доходности 4%.

   Таким образом, актуарный прогноз показывает углубление негативных тенденций, которые без реализации мер государственного регулирования макроэкономической ситуации не позволят стабилизировать финансовое положение пенсионной системы, необходимое для приведения ее в соответствие страховым принципам. Обеспечить существенное повышение жизненного уровня пенсионеров в этих условиях можно будет лишь при постоянном увеличении ассигнований из федерального бюджета.

 

 

       3.3 Предлагаемые механизмы достижения целевых ориентиров

 

 

   Целевыми ориентирами повышения уровня пенсионного обеспечения предусматривается разный уровень благосостояния для различных поколений застрахованных лиц (рис.3):

 


 

 

 



 

 

 

 

 


 



 

 

 

Рис.3. Целевые ориентиры повышения пенсионного обеспечения

 

  для нынешних пенсионеров и тех, кто подпадает под правила дореформенной и новой системы, предполагается довести средний размер трудовой пенсии по старости до 2,5 ПМП;

  для тех, кто начал трудовую деятельность после 1 января 2002 г., должны быть созданы условия для самостоятельного формирования трудовой пенсии по старости на уровне 40% заработка, с которого уплачивались взносы, за весь период трудовой деятельности.

  Для всех поколений пенсионеров устанавливается обязательное правило: уровень пенсионного обеспечения с учетом мер социальной поддержки должен быть не ниже ПМП.

Однако указанные ориентиры недостижимы без изменения действующих норм пенсионного и налогового законодательства, что и было показано выше.

  Предлагается введение стоимости страхового года на уровне МРОТ и принципа уплаты работодателем страховых взносов в размере не ниже этой величины независимо от начисляемого заработка.

Введение принципа уплаты страховых взносов в размере  не менее стоимости страхового года должно распространяться как на застрахованных лиц, уплачивающих в обязательном порядке  взносы в размере фиксированного платежа, так и на застрахованных лиц из числа наемных работников, взносы с заработка которых не достигают стоимости страхового года. В последнем

случае работодатель должен будет вносить за каждого  работника доплату к начисленным  страховым взносам в размере  суммы, недостающей до стоимости страхового года.

  При этом порядок установления стоимости страхового года должен быть пересмотрен таким образом, чтобы уплата взносов в размере стоимости страхового года в течение нормативной продолжительности страхового стажа обеспечивала формирование трудовой пенсии по старости не ниже ПМП.

 

Заключение

 

  В данной дипломной работе была рассмотрена пенсионная система в Российской Федерации по новой пенсионной модели.

  Необходимость проведения  пенсионной реформы, прежде всего, связана с ухудшением демографической ситуацией в России, при которой численность получателей трудовой пенсии увеличивалась, а численность занятых в экономике сокращалась.

  Пенсионное обеспечение  рассматривается как базовая  и одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 25-30% жителей любой страны, и косвенно всего трудоспособного населения.

  Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста обеспечена Конституцией РФ.

  В пенсионном законодательстве, безусловно, есть недостатки, которые  следовало бы преодолевать по  мере появления возможностей  для этого, прежде всего соответствующих экономических предпосылок.

  На сегодня к  таким недостаткам самой пенсионной  системы добавляются и социальные  причины, которые существенно  влияют на действие не только  пенсионного, но и всего законодательства  России. Имеется в виду глубокий и затягивающийся кризис общественного производства со всеми негативными последствиями этого; резкое, беспрецедентное падение уровня жизни большинства населения; сокращение доходов государства и общества и, следовательно, возможностей для быстрого исправления экономической ситуации; неумение оптимально и с наибольшей социальной отдачей распределять то, чем общество еще располагает.

  Проблема пенсионного  возраста в условиях перехода  к рыночной экономике находится  под воздействием двух противоречивых факторов.

  С одной стороны,  увеличение безработицы требует  снижения пенсионного возраста  как предпосылки освобождения  рабочих мест старшими возрастными  группами работников в пользу  молодых, с другой – старение  населения и увеличение «нагрузки  на поколение» работающих в связи с преобладанием в населении доли пенсионеров предполагает повышение пенсионного возраста.

 Общая структура  реформированной пенсионной системы  Российской Федерации отвечает  самым прогрессивным нормам. В  ней присутствуют все три компоненты, рекомендуемые международными экспертами:

обязательная страховая  часть (базовые и страховые отчисления);

обязательная накопительная;

добровольная накопительная.

  Обязательная накопительная  часть трудовой пенсии призвана  занять важное место в пенсионной реформе, поскольку она будет нести весомую часть в составе трудовой пенсии.

  Пенсионное обеспечение  в нашей стране регулируется  целым пакетом законодательных  и подзаконных актов, центральное  место среди которых занимает  Закон 1990 г., установивший единую федеральную систему государственных пенсий и обеспечивший устойчивость достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся.

  В настоящее время  нормативная база для проведения  пенсионной реформы в России в основном сформирована, однако дальнейшее реформирование системы обязательного пенсионного страхования требует принятия еще ряда нормативных правовых актов, в первую очередь, федеральных законов.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993. – 64 с.
  2. Закон РСФСР от 20.11.90 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»
  3. Постановление ВС РСФСР от 22.12.90 «Об организации ПФ РСФСР»
  4. Закон РСФСР от 10.10.1991 г. №1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»
  5. Федеральный закон от 01.04.96 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
  6. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий в Российской Федерации»
  7. Постановление правительства Российской Федерации от 20.05.98 «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации»
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая от 31.07.98 г. № 146-ФЗ
  9. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ
  10. Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
  11. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
  12. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  13. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
  14. Федеральный закон от 31.12.02 «О внесении изменений и дополнений в ФЗ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
  15. Постановление от 13.02.2004 г. №177 «Об утверждении типов страховых правил Негосударственного Пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию»
  16. Федеральный закон от 10,01.2003 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», направленные на реформирование пенсионной системы в Российской Федерации
  17. Аранжереев М. Тенденции развития зарубежных пенсионных систем // Пенсионные фонды и инвестиции. – 2003. - №1. – С. 73-77.
  18. Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. -2002. - №24. – С.47-52.
  19. Баскакова М., Лельчук А. Аспекты Российской пенсионной системы // Пенсионные фонды и инвестиции. – 2003. - №5 (11). – С.26-34.
  20. Ерошенков С. Пенсионная реформа в российских условиях //Общество и экономика. – 2001. - №10. – С.155-174.
  21. Каминский А. Проблема возраста выхода на пенсию // Человек и труд. – 2003. - №6. – С.54-56.
  22. Камфер Ю. В новый год – с пенсионной реформой // «АКДИ Экономика и жизнь». - 2002 г. - №2. – С.27-32.
  23. Писарева И.В. Выплата и доставка трудовых пенсий в пенсионном процессе // Пенсия. - 2003. - №1. – С.51-54.
  24. Пытина Е. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг. // Страховое дело. –1997. - №6. – С.14-23.
  25. Решетников П. Что сулит пересмотр пенсионной модели ? / Достоинство. – 2004 г. -№18(520). – С.3.
  26. Роик В. Пенсионная реформа: результаты и перспективы // Пенсионные фонды и инвестиции. – 2003. - №2 (8). – С.22-25.
  27. Селиванов А.В. Государственная политика в области реформирования пенсионной системы // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. – 2002.- №12.- С.4-6.
  28. Соловьев А.К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 496 с.
  29. Соловьев А.К. Экономические предпосылки пенсионной реформы Российской Федерации // Пенсия.-2001.- №4.- С. 45-51.
  30. Финансы: Учебник / Под ред. проф. В.В. Ковалева. – М.: ПБОЮЛ, М.А. Захаров, 2001.-640с.
  31. Фомина Е., Головцов А. Пенсионная реформа и экономика // Пенсионные фонды и инвестиции. – 2003. - №2 (8). – С.26-27.
  32. Хмыз О.В. Государственный и негосударственный пенсионные фонды: какой выбрать? // Финансы. – 2003. - №.11. – С.54-59.
  33. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ: [Электронный ресурс]. Режим   доступа. URL: http://www.pfrf.ru/. (Дата обращения: 17.11.2012)
  34. Финанс<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 13pt; text-d

Информация о работе Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ