Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение системы пенсионного обеспечения в России и предложение путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные этапы развития системы пенсионного страхования в России;
2. рассмотреть экономические и социальные проблемы в системе пенсионного обеспечения;
3. проанализировать накопительную часть трудовой пенсии.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты пенсионного страхования в России
1.1 Основные этапы развития системы пенсионного страхования в России
1.2 Персонифицированный учет в системе пенсионного страхования
1.3 Мировой опыт развития пенсионных систем
Глава 2. Проблемы формирования средств в системе пенсионного
обеспечения
2.1 Источники формирования средств ПФ РФ
2.2 Экономические и социальные проблемы пенсионного обеспечения
2.3 Предложения по решению проблем, возникающих при формировании
средств ПФ РФ
Глава 3. Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ
3.1 Анализ доходов и расходов пенсионного фонда РФ за 2010-2011 гг.
3.2 Перспективы пенсионной системы в условиях действующего налогового и пенсионного законодательства
3.3 Предлагаемые механизмы достижения целевых ориентиров
Заключение
Список использованной литературы
Пенсионные фонды
Таблица 2
Классификация пенсионных фондов по ключевым признакам.
Признак |
Виды |
В зависимости от субъекта образования |
Государственный Негосударственный (частный) |
В зависимости от субъекта управления |
Индивидуальные схемы Групповые схемы |
По источникам финансирования |
Фондированный Нефондированный |
В зависимости от договора |
С установленным размером выплат С установленным размером взносов |
В зависимости от плательщика |
С добровольным участием работника С обязательным участием работника |
В зависимости от страхования |
Застрахованный Незастрахованный |
От возможности участия |
Открытые пенсионные фонды Закрытые пенсионные фонды |
Первый в мире государственный пенсионный фонд был организован в Германии в 1889 году. В конце прошлого века пенсионные фонды создали также Дания (1891), Франция (1895), Италия (1898). В США Федеральный пенсионный фонд Social Security был создан в 1935 году.
Исходя из накопленного
мирового опыта, становится очевидным,
что более прогрессивным
Прослеживается взаимосвязи пенсионной системы и финансовых рынков, прежде всего рынка ценных бумаг. В условиях накопительной системы роль фондового рынка сильно возрастает. Прежде всего, это связано с функционированием при накопительной системе большого числа пенсионных фондов, как государственных, так и частных. Фактически во всех развитых странах пенсионные фонды, наряду с различными инвестиционными и страховыми компаниями являются основными институциональными инвесторами на рынке ценных бумаг. Это происходит из-за возможности фондов вкладывать деньги на длительный период, что уже само по себе является залогом снижения риска вложений и получения максимальных прибылей, не подверженных сиюминутным колебаниям. Наиболее предпочтительные для пенсионных вложений фондовые инструменты должны обладать следующими характеристиками: надежностью, доходностью (ведь речь идет не просто о сбережении средств и защите их от инфляции, а о реальном приращении капитала) и, наконец, ликвидностью (в любой момент инвестор должен обладать возможностью без особых потерь получить «живые» деньги). Так в Великобритании доля акций в портфелях пенсионных фондов составляет 78%, в США – 62%, в то время как во Франции и Швейцарии на акции приходится лишь 14% вложений, а основная часть средств вкладывается в госбумаги и облигации – 38% и 69% соответственно.
При проведении пенсионных реформ в развитых странах используются различные методы адаптации устаревших пенсионных систем к изменившимся социальным и демографическим условиям. Так по данным статистического управления ЕС, к 2050 году число людей в трудоспособном возрасте от 15 до 64 лет сократится в регионе на 52 миллиона, или 17 процентов. При этом за те же 45 лет число пожилых людей в возрасте 65 лет и старше почти удвоится, что составит около трети всего населения ЕС. В связи с процессами старения общества и увеличением продолжительности жизни в большинстве западных стран правительствам приходится снижать пенсионный уровень и увеличивать пенсионный возраст. Изменения касаются и баланса между частными и государственными пенсионными системами – происходит увеличение доли частного страхования в существующих системах.
Особенностью реформирования пенсионного обеспечения в развитых странах, в отличие от развивающихся, является то, что большинство нововведений на самом деле не являются таковыми, а носят скорее корректирующий характер. Последние пенсионные реформы стали попытками по-новому распределить задачи государственного и частного секторов в пенсионном страховании. При этом доходы пенсионеров во многих развитых странах уже давно складываются из частных и государственных пенсий, в отличие от стран с развивающейся экономикой, где основным видом пенсионных доходов продолжают оставаться государственные выплаты.
В исследовании предлагается деление всех развитых стран на две группы: страны с преобладающим частным пенсионным обеспечением (Австралия, Дания, Финляндия) и с преобладающим государственным пенсионным обеспечением (Бельгия, Германия, Италия и США). В первой группе стран частные пенсии являются обязательными или по закону, или согласно тарифным соглашениям, и, следовательно, глубоко интегрированы в общую пенсионную систему. Во второй – участие в частной пенсионной системе добровольное, поэтому лишь незначительная часть работающих по найму получает частную пенсию.
Большинство развивающихся стран до последнего времени либо имели крупномасштабные зрелые, универсальные распределительные пенсионные схемы, такие как в постсоциалистических странах, либо не имели пенсионного обеспечения вовсе, например, большинство африканских стран. При этом, ситуация в развивающихся государствах осложняется непростыми экономическими условия, возрастающим дефицитом государственного бюджета, неспособностью государства поддерживать достойный уровень пенсионного обеспечения. В этих странах распределение дохода между населением достаточно дифференцировано, а бедность остается высокой. При этом, как отмечается в исследовании, введение накопительной системы становится возможным только при наличии определенного, достаточно высокого уровня развития экономики, предполагающего соответствующие высокие показатели жизни населения и высокий уровень развития финансовых рынков.
В отличие от развитых государств, где уже сложилась адекватная настоящему времени пенсионная система, развивающиеся страны создают в результате реформ нечто новое, характерное для сегодняшнего развития каждой отдельной страны. Стоит отметить, что рост экономики и, в частности, показателей ВВП на занятого позволили некоторым из них (страны Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы) начать крупномасштабные пенсионные реформы или даже полностью перейти к накопительной пенсионной системе (Чили, Казахстан).
В результате пенсионной реформы, начатой в 2001 г. в России была создана трехуровневая пенсионная система, которая выглядит следующим образом:
- первый уровень – государственное пенсионное обеспечение, представляющее собой систему унифицированных по размерам и условиям пенсий, предоставляемых за счет общих налогов, – так называемая базовая пенсия. Размер такой пенсии фиксирован и не зависит от стажа и размера заработной платы.
- второй уровень – обязательная накопительная система, основанная на накопительно-страховом механизме, охватывающая всех работающих граждан и построенная на принципе регистрации взносов в Пенсионный Фонд на персональном счете каждого работника, – так называемая страховая часть пенсии. Она зависит от стажа работы, платежей пенсионера в ПФР, средней величины заработной платы по стране.
- третий уровень – негосударственное пенсионное обеспечение, выступает как дополнительное к государственному в рамках единой пенсионной системы и является накопительной частью пенсии. Данный вид пенсионного обеспечения может осуществляться в двух основных формах: обязательное и добровольное.
Таким образом, особенностью
новой пенсионной системы в России
является то, что она позволяет
осуществить переход от распределительной системы
пенсионного обеспечения к системе с преобладанием
страхового принципа. На практике это
означает, что в существующую монополизированно-
По проекту реформ предполагается в ближайшие несколько лет завершить формирование новой пенсионной системы и уже к 2025 году увеличить долю накопительного компонента до 41.5%.
Таблица 3
Прогноз динамики развития пенсионной системы Российской Федерации.
Ежегодные взносы в базовый и страховой пенсионные компоненты, млрд долл. США |
Ежегодные взносы в накопительный пенсионный компонент, млрд долл. США |
Средства, аккумулированные в накопительной системе | ||
Млрд долл. США |
% к ВВП | |||
2002 |
15,6 |
1,3 |
1,3 |
0,4 |
2003 |
16,9 |
1,4 |
2,9 |
0,9 |
2005 |
19,9 |
2,6 |
8,4 |
2,2 |
2007 |
22,6 |
3,8 |
17,5 |
4 |
2010 |
26,9 |
5,1 |
37,3 |
7,5 |
2015 |
36,6 |
8,3 |
93,6 |
15,2 |
2020 |
43,6 |
11,1 |
188,2 |
25,8 |
2025 |
48,5 |
13,1 |
326,3 |
41,5 |
При реформировании пенсионной системы в России следует учесть следующие направления преобразования: стимулирование работодателей путем применения налоговых скидок и инвестиционных льгот, допуск в страну иностранных пенсионных фондов, увеличение размера пенсионных взносов и увеличение пенсионного возраста, увеличение числа возможных вариантов размещения денежных средств пенсионными фондами, субсидирование накопительных счетов государством и т.д.
Глава 2. Проблемы
формирования средств в системе
пенсионного
обеспечения
2.1 Источники формирования средств ПФ РФ
Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Большинство из них традиционны и совпадают с теми, которые были таковыми и в 2009 году.
Установлен объем субвенций из федерального бюджета в сумме 74,67 млрд. рублей. Кроме того, бюджет переведет фонду 1,58 млрд. рублей па единовременную денежную выплату ветеранам войны в связи с годовщиной Победы в Великой Отечественной войне и 99,9 млрд. рублей - на финансирование ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам: ветеранам; инвалидам; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний; Героям Советского Союза, Герои РФ, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы и др.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Денежные средства Пенсионного фонда формируются за счет:
- страховых взносов
граждан, занимающихся
- страховых взносов иных категорий граждан;
- ассигнований из федерального и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет;
- добровольных взносов физических и юридических лиц.
По данным Пенсионного фонда России, система обязательного пенсионного страхования России характеризовалась следующими основными показателями.
Поступление средств на финансирование накопительной части трудовой пенсии в 2009 году составило 15 млрд. руб.
Вторая составляющая пенсионной системы России - система негосударственного пенсионного обеспечения - по данным ФСФР, имела по состоянию на 31.12.2010 г. следующие характеристики.
На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд.
С 1 января 1997г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (принят Государственной Думой 8 декабря 1995г., одобрен Советом Федерации 20 марта 1996г.)
Информация о работе Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ