Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение системы пенсионного обеспечения в России и предложение путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные этапы развития системы пенсионного страхования в России;
2. рассмотреть экономические и социальные проблемы в системе пенсионного обеспечения;
3. проанализировать накопительную часть трудовой пенсии.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты пенсионного страхования в России
1.1 Основные этапы развития системы пенсионного страхования в России
1.2 Персонифицированный учет в системе пенсионного страхования
1.3 Мировой опыт развития пенсионных систем
Глава 2. Проблемы формирования средств в системе пенсионного
обеспечения
2.1 Источники формирования средств ПФ РФ
2.2 Экономические и социальные проблемы пенсионного обеспечения
2.3 Предложения по решению проблем, возникающих при формировании
средств ПФ РФ
Глава 3. Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ
3.1 Анализ доходов и расходов пенсионного фонда РФ за 2010-2011 гг.
3.2 Перспективы пенсионной системы в условиях действующего налогового и пенсионного законодательства
3.3 Предлагаемые механизмы достижения целевых ориентиров
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 540.00 Кб (Скачать файл)

Пенсионные фонды классифицируют по основным признакам.

Таблица 2

Классификация пенсионных фондов по ключевым признакам.

Признак

Виды

В зависимости от субъекта образования

Государственный

Негосударственный (частный)

В зависимости от субъекта управления

Индивидуальные схемы

Групповые схемы

По источникам финансирования

Фондированный

Нефондированный

В зависимости от договора

С установленным размером выплат

С установленным размером взносов

В зависимости от плательщика

С добровольным участием работника

С обязательным участием работника

В зависимости от страхования

Застрахованный

Незастрахованный 

От возможности участия

Открытые пенсионные фонды

Закрытые пенсионные фонды


 

   Первый в мире государственный пенсионный фонд был организован в Германии в 1889 году. В конце прошлого века пенсионные фонды создали также Дания (1891), Франция (1895), Италия (1898). В США Федеральный пенсионный фонд Social Security был создан в 1935 году.

Исходя из накопленного мирового опыта, становится очевидным, что более прогрессивным способом аккумулирования пенсионных накоплений являются частные пенсионные фонды. Это положение подтверждается тем, что некоторые страны уже полностью перешли на систему негосударственных пенсионных фондов. Другие продолжают совмещать функционирование государственных и частных фондов, однако и здесь наблюдается тенденция увеличения численности населения, доверившего управление своими пенсионными сбережениями негосударственному сектору.

    Прослеживается взаимосвязи пенсионной системы и финансовых рынков, прежде всего рынка ценных бумаг. В условиях накопительной системы роль фондового рынка сильно возрастает. Прежде всего, это связано с функционированием при накопительной системе большого числа пенсионных фондов, как государственных, так и частных. Фактически во всех развитых странах пенсионные фонды, наряду с различными инвестиционными и страховыми компаниями являются основными институциональными инвесторами на рынке ценных бумаг. Это происходит из-за возможности фондов вкладывать деньги на длительный период, что уже само по себе является залогом снижения риска вложений и получения максимальных прибылей, не подверженных сиюминутным колебаниям. Наиболее предпочтительные для пенсионных вложений фондовые инструменты должны обладать следующими характеристиками: надежностью, доходностью (ведь речь идет не просто о сбережении средств и защите их от инфляции, а о реальном приращении капитала) и, наконец, ликвидностью (в любой момент инвестор должен обладать возможностью без особых потерь получить «живые» деньги). Так в Великобритании доля акций в портфелях пенсионных фондов составляет 78%, в США – 62%, в то время как во Франции и Швейцарии на акции приходится лишь 14% вложений, а основная часть средств вкладывается в госбумаги и облигации – 38% и 69% соответственно.

   При проведении пенсионных реформ в развитых странах используются различные методы адаптации устаревших пенсионных систем к изменившимся социальным и демографическим условиям. Так по данным статистического управления ЕС, к 2050 году число людей в трудоспособном возрасте от 15 до 64 лет сократится в регионе на 52 миллиона, или 17 процентов. При этом за те же 45 лет число пожилых людей в возрасте 65 лет и старше почти удвоится, что составит около трети всего населения ЕС. В связи с процессами старения общества и увеличением продолжительности жизни в большинстве западных стран правительствам приходится снижать пенсионный уровень и увеличивать пенсионный возраст. Изменения касаются и баланса между частными и государственными пенсионными системами – происходит увеличение доли частного страхования в существующих системах.

    Особенностью реформирования пенсионного обеспечения в развитых странах, в отличие от развивающихся, является то, что большинство нововведений на самом деле не являются таковыми, а носят скорее корректирующий характер. Последние пенсионные реформы стали попытками по-новому распределить задачи государственного и частного секторов в пенсионном страховании. При этом доходы пенсионеров во многих развитых странах уже давно складываются из частных и государственных пенсий, в отличие от стран с развивающейся экономикой, где основным видом пенсионных доходов продолжают оставаться государственные выплаты.

    В исследовании предлагается деление всех развитых стран на две группы: страны с преобладающим частным пенсионным обеспечением (Австралия, Дания, Финляндия) и с преобладающим государственным пенсионным обеспечением (Бельгия, Германия, Италия и США). В первой группе стран частные пенсии являются обязательными или по закону, или согласно тарифным соглашениям, и, следовательно, глубоко интегрированы в общую пенсионную систему. Во второй – участие в частной пенсионной системе добровольное, поэтому лишь незначительная часть работающих по найму получает частную пенсию.

Большинство развивающихся  стран до последнего времени либо имели крупномасштабные зрелые, универсальные распределительные пенсионные схемы, такие как в постсоциалистических странах, либо не имели пенсионного обеспечения вовсе, например, большинство африканских стран. При этом, ситуация в развивающихся государствах осложняется непростыми экономическими условия, возрастающим дефицитом государственного бюджета, неспособностью государства поддерживать достойный уровень пенсионного обеспечения. В этих странах распределение дохода между населением достаточно дифференцировано, а бедность остается высокой. При этом, как отмечается в исследовании, введение накопительной системы становится возможным только при наличии определенного, достаточно высокого уровня развития экономики, предполагающего соответствующие высокие показатели жизни населения и высокий уровень развития финансовых рынков.

    В отличие от развитых государств, где уже сложилась адекватная настоящему времени пенсионная система, развивающиеся страны создают в результате реформ нечто новое, характерное для сегодняшнего развития каждой отдельной страны. Стоит отметить, что рост экономики и, в частности, показателей ВВП на занятого позволили некоторым из них (страны Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы) начать крупномасштабные пенсионные реформы или даже полностью перейти к накопительной пенсионной системе (Чили, Казахстан).

                   В результате пенсионной реформы, начатой в 2001 г. в России была создана трехуровневая пенсионная система, которая выглядит следующим образом:

- первый уровень – государственное пенсионное обеспечение, представляющее собой систему унифицированных по размерам и условиям пенсий, предоставляемых за счет общих налогов, – так называемая базовая пенсия. Размер такой пенсии фиксирован и не зависит от стажа и размера заработной платы.

- второй уровень – обязательная накопительная система, основанная на накопительно-страховом механизме, охватывающая всех работающих граждан и построенная на принципе регистрации взносов в Пенсионный Фонд на персональном счете каждого работника, – так называемая страховая часть пенсии. Она зависит от стажа работы, платежей пенсионера в ПФР, средней величины заработной платы по стране.

- третий уровень – негосударственное пенсионное обеспечение, выступает как дополнительное к государственному в рамках единой пенсионной системы и является накопительной частью пенсии. Данный вид пенсионного обеспечения может осуществляться в двух основных формах: обязательное и добровольное.

Таким образом, особенностью новой пенсионной системы в России является то, что она позволяет  осуществить переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к системе с преобладанием страхового принципа. На практике это означает, что в существующую монополизированно-распределительную систему были введены элементы накопительной системы с тем, чтобы в среднесрочной перспективе распределительные и накопительные элементы существовали в государственной системе на паритетных началах. При этом длительность этапа формирования накопительной системы и последовательность перераспределения обязательств определялись в ходе реформирования с учетом того, чтобы не привести существующую пенсионную систему к финансовой дестабилизации, т.е. были сделаны попытки максимально минимизировать издержки переходного периода. Для этого было выбрано поэтапное введение накопительной системы.

По проекту реформ предполагается в ближайшие несколько  лет завершить формирование новой  пенсионной системы и уже к 2025 году увеличить долю накопительного компонента до 41.5%.

Таблица 3

Прогноз динамики развития пенсионной системы Российской Федерации.

 

Ежегодные взносы в базовый и  страховой пенсионные компоненты, млрд долл. США

Ежегодные взносы в накопительный  пенсионный компонент, млрд долл. США

Средства, аккумулированные в накопительной системе 

Млрд долл. США

% к ВВП 

2002

15,6

1,3

1,3

0,4

2003

16,9

1,4

2,9

0,9

2005

19,9

2,6

8,4

2,2

2007

22,6

3,8

17,5

4

2010

26,9

5,1

37,3

7,5

2015

36,6

8,3

93,6

15,2

2020

43,6

11,1

188,2

25,8

2025

48,5

13,1

326,3

41,5


 

   При реформировании пенсионной системы в России следует учесть следующие направления преобразования: стимулирование работодателей путем применения налоговых скидок и инвестиционных льгот, допуск в страну иностранных пенсионных фондов, увеличение размера пенсионных взносов и увеличение пенсионного возраста, увеличение числа возможных вариантов размещения денежных средств пенсионными фондами, субсидирование накопительных счетов государством и т.д.

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы формирования средств в системе  пенсионного  
обеспечения

2.1 Источники формирования средств ПФ РФ

Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и  сборы устанавливаются законодательной властью. Большинство из них традиционны и совпадают с теми, которые были таковыми и в 2009 году.

Установлен объем субвенций  из федерального бюджета в сумме 74,67 млрд. рублей. Кроме того, бюджет переведет фонду 1,58 млрд. рублей па единовременную денежную выплату ветеранам  войны в связи с годовщиной Победы в Великой Отечественной  войне и 99,9 млрд. рублей - на финансирование ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам: ветеранам; инвалидам; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний; Героям Советского Союза, Герои РФ, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы и др.

Значительное количество фондов формируется за счет средств  центрального и региональных местных  бюджетов. Средства бюджетов поступают  в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Денежные средства Пенсионного  фонда формируются за счет:

- страховых взносов  граждан, занимающихся индивидуальной  трудовой деятельностью;

- страховых взносов  иных категорий граждан;

- ассигнований из федерального  и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет;

- добровольных взносов  физических и юридических лиц.

По данным Пенсионного  фонда России, система обязательного  пенсионного страхования России характеризовалась следующими основными показателями.

Поступление средств  на финансирование накопительной части  трудовой пенсии в 2009 году составило 15 млрд. руб.

Вторая составляющая пенсионной системы России - система  негосударственного пенсионного обеспечения - по данным ФСФР, имела по состоянию на 31.12.2010 г. следующие характеристики.

На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд.

С 1 января 1997г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (принят Государственной Думой 8 декабря 1995г., одобрен Советом Федерации 20 марта 1996г.)

Информация о работе Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ