Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение системы пенсионного обеспечения в России и предложение путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные этапы развития системы пенсионного страхования в России;
2. рассмотреть экономические и социальные проблемы в системе пенсионного обеспечения;
3. проанализировать накопительную часть трудовой пенсии.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты пенсионного страхования в России
1.1 Основные этапы развития системы пенсионного страхования в России
1.2 Персонифицированный учет в системе пенсионного страхования
1.3 Мировой опыт развития пенсионных систем
Глава 2. Проблемы формирования средств в системе пенсионного
обеспечения
2.1 Источники формирования средств ПФ РФ
2.2 Экономические и социальные проблемы пенсионного обеспечения
2.3 Предложения по решению проблем, возникающих при формировании
средств ПФ РФ
Глава 3. Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ
3.1 Анализ доходов и расходов пенсионного фонда РФ за 2010-2011 гг.
3.2 Перспективы пенсионной системы в условиях действующего налогового и пенсионного законодательства
3.3 Предлагаемые механизмы достижения целевых ориентиров
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 540.00 Кб (Скачать файл)

Целями индивидуального учета являются:

- создание условий  для назначения пенсий в соответствии  с результатами труда каждого  застрахованного лица;

- обеспечение достоверности сведений  о стаже и заработке, определяющих  размер пенсии при ее назначении;

- создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой  счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.

Организации-работодатели представляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных  взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного  лица.

На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 78 процентов средств  внебюджетных социальных фондов.

Затраты фонда на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению  и другие выплаты за счет средств  федерального бюджета составят 62 млрд. 209,9 млн. рублей.

Бюджет ПФ РФ как основной документ, определяющий повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового учреждения нашей страны, содержит много и других не менее важных для каждого пенсионера моментов. Но даже рассмотренные проблемы, бесспорно, близки и понятны не только пенсионерам, но и всем гражданам.

Типичная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 20 % от заработной платы. Эти отчисления разделяются на страховую  часть и накопительную часть  пенсии.

До 2010 года взносы в ПФ учитывались  как составная часть единого  социального налога.

С 1 января 2010 года - ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда - ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранился на уровне ставки ЕСН - 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы уплачиваются с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются.

С 2011 года размер совокупных взносов  возрастает до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному  страхованию. Эта система позволяет  существенно увеличить уровень  пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Также с 2009 года у граждан  появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом (56-ФЗ от 30.04.2008г.) предусмотрены  две стороны софинансирования взносов  гражданина - государство (которое удваивает  сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет). Любой гражданин может вступить в эту программу, подав через бухгалтерию своего предприятия два документа - заявление в ПФР о вступлении в программу и заявление работодателю с просьбой установить ежемесячное перечисление из зарплаты на накопительную часть индивидуального лицевого счета гражданина (рекомендуемый размер - 1 тысяча рублей в месяц). Также в программу могут вступать и несовершеннолетние граждане.

В доходы бюджета Фонда  в 2008 и 2009 годах включены суммы единого  социального налога, поступающего из федерального бюджета, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату пенсий и пособий, субвенции из федерального бюджета, передаваемые Фонду на покрытие дефицита бюджета Фонда в связи с недостатком средств на выплату базовой части трудовой пенсии, суммы недоимки, пеней и иных финансовых санкций, а также иные источники установленные законодательством Российской Федерации.

График 1 - Динамика собираемости взносов в государственные внебюджетные фонды

Из графика видно, что  помимо того, что увеличился объем  самого фонда с 206,44 млрд. руб. (за 2008) до 232,00 млрд. руб. (за 2009), увеличился так же объем отчислений во все фонды (территориальные фонды обязательного страхования, федеральные фонды обязательного медицинского страхования, фонды социального страхования, страховые взносы в Пенсионный фонд России на 25,92 млрд. руб. с 154,51 млрд. руб. (2008) до 180,43 млрд. руб. (2009)).

В 2010 году предусмотрены  поступления сумм недоимки, пеней  и иных финансовых санкций, образовавшихся по состоянию на 1 января 2010 года, в  сумме 12 млрд. рублей. В указанный  объем включены поступления от проведения мероприятий по реструктуризации задолженности по страховым взносам в Фонд, пеням и штрафам.

2.2 Экономические  и социальные проблемы пенсионного  обеспечения

   Состояние пенсионной системы России оценивается экспертами как нестабильное. С начала старта пенсионной реформы - 1 января 2002 г. - система обязательного пенсионного страхования накопила ряд проблем. Говоря о сложностях развития этой системы, в качестве первой проблемы выделяется нарастающий дефицит Пенсионного фонда (ПФР). Как говорилось выше, дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2008 году составил 384,1 млрд. рублей, в 2009 году – 521,0 млрд. рублей, в 2010 году – 656,0 млрд. рублей.

   В качестве второй проблемы обозначается снижение размера пенсий, т.к. реформа и снижение тарифов идут за счет снижения размеров пенсий. Размер пенсий анализируется при помощи коэффициента замещения, который показывает, насколько пенсия покрывает предыдущий заработок.

Таблица 4

Расчет коэффициента замещения заработной платы пенсий на 2007-2010 годы

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата в  целом по экономике, руб.

12 920

15 304

17 723

20 395

Среднегодовой размер пенсии, руб.

3 284

3 928

4 760

5 098

Коэффициент замещения

25,4%

25,7%

26,9%

25,0%


  

  В 1995г. этот коэффициент составлял 39,8%, то есть был почти равен норме Конвенции МОТ, согласно которой коэффициент замещения должен составлять 40%. В 1998 г. коэффициент замещения был равен 37,9%, в 2005 г. коэффициент замещения составил 27,5%. На 2006 г., коэффициент замещения составил 25%. В период с 2007 по 2010 г.г. коэффициент замещения изменялся в пределах от 25,0% до 26,9%.

   В качестве следующей проблемы можно выделить снижение доли пенсионного страхования в системе обязательного пенсионного страхования в той страховой части пенсии, которая зависит от заработка и стажа. И как следствие, приводит к увеличению прямых выплат в виде базовых выплат пенсий, не зависящих от зарплаты и стажа.

   Это приводит к увеличению перераспределяемых через пенсионный фонд льготных выплат. Выплата пенсий составляет 84% от расходов пенсионного фонда, а начиналось все, когда доля пенсионных расходов составляла 96-98%.

   К проблемным аспектам развития обязательного пенсионного страхования была отнесена низкая доходность по средствам, как оставшимся в Пенсионном фонде, так и переданным управляющим компаниям, составляющая 4% годовых. Причем негосударственные пенсионные фонды предоставляют доходность от 4 до 17%. В настоящее время уровень инфляции "перекрывает" уровень доходности.

   Рост системы государственного (добровольного) пенсионного страхования по всем показателям замедлился. По ее мнению, в результате пенсионной реформы у граждан оказался "подорван" как спрос, так и интерес на услуги негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

   В качестве мер для преодоления сложившейся ситуации планируется усовершенствование системы налогообложения НПФ, которая в настоящее время является "запретительной", и расширение спроса граждан на их услуги через предоставление адекватной информации об их деятельности.

   По оценкам Министерства финансов РФ, уже к 2015 году пенсионная система России будет переживать серьезнейший кризис, связанный с уравниванием численности работающего и неработающего населения. К тому времени даже для поддержания сегодняшнего уровня пенсий государству придется привлекать дополнительные средства в размере 2% ВВП.

    Возможно, дефицит бюджета ПФР (Пенсионного фонда России) придется компенсировать за счет, так называемого, человеческого фактора или, другими словами, повысить возрастной пенсионный порог. Иного способа закрыть столь крупные бюджетные дыры в министерстве пока не находят.

Хотя в финансовых расчетах на 2008-2010 годы повышение пенсионного  возраста не закладывается. С другой стороны, назрела потребность решения вопроса, касающегося досрочного выхода на пенсию части россиян, занятых в некоторых областях российской экономики. Треть государственного бюджета уходит именно на "досрочников". Оплачивать такие расходы в новом законопроекте о профессиональных пенсионных системах предлагается работодателям, которым в случае принятия закона придется отчислять на социальные нужды на 3-7% больше. Одновременно с этим будет корректироваться перечень профессий, имеющих возможность досрочного выхода на пенсию.

   Повысить пенсионный возраст и стимулировать работать пенсионеров, можно, если пообещать им более высокую пенсию. С точки зрения экономической эффективности, эти изменения были бы вполне оправданы. Для Пенсионного фонда это реальная возможность решить проблемы бюджетного дефицита. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во- вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических реформ. Но в связи с тем, что реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения вряд ли удастся.

   Критический дефицит бюджета ПФР никак не является следствием реформы пенсионной системы. Это результат других преобразований – прежде всего в налоговой политике. Это результат принятия на себя государством новых социальных обязательств, лежащих вне пенсионной сферы, - таких, как выплата ЕДВ и ДЕМО, и в меньшей степени это результат появления в структуре трудовой пенсии ее накопительной части, на которую не раз уже пытались возложить всю полноту ответственности за дефицит бюджета ПФР.

Безусловно, сохранять  систему социального страхования  с огромным нарастающим дефицитом  – это нелепица. Но отказ от социального  страхования – это далеко не единственный выход. Ведь можно просто устранить проблему дефицита – и продолжать реформу дальше. Как альтернатива возврату к прямым выплатам пенсий из федерального бюджета возможно восстановление финансирования и финансовой устойчивости социального страхования.

   Там, где речь идет об обязательствах по базовой части пенсии, финансировать их нужно за счет средств федерального бюджета из тех источников, которые определить для данной цели сам законодатель. Размер базовой части пенсии и источники ее финансирования определяются в законах о федеральном бюджете на каждый финансовый год. Отличие только в том, что до настоящего момента источником финансирования были остатки налоговой составляющей ЕСН, теперь предлагается сделать таким источником любые другие доходы федерального бюджета.

Предлагаемая схема  преодоления дефицитности бюджета  Пенсионного фонда достаточно проста и технологична. При этом расходы  государства на финансирование своих  обязательств перед пенсионной системой будут на 30-40 проц. меньше, чем при  любом другом финансировании дефицита. Страховая природа государственной пенсионной системы и накопительный механизм будут сохранены. Как будут сохранены система персонифицированного учета, лицевые пенсионные счета граждан и информирование застрахованных о состоянии их счетов. Государство сможет продолжать опережающими темпами повышать размер базовой части пенсии для нынешних пенсионеров и, как предполагалось концепцией пенсионной реформы еще в 2001 г., приближать ее к прожиточному минимуму без ущерба для баланса расходов и доходов пенсионной системы.

   Еще одно решение проблемы дефицита бюджета и низкого уровня пенсий предлагает руководитель Центра стратегических разработок М.Дмитриев. По его словам "главным ресурсом, который до сих пор не был задействован в этой сфере, является государственная собственность". Оценки, проведенные ЦСР показали, что без ущерба для исполнения государственных функций на покрытие пенсионного дефицита может быть направлено госимущество в объеме около 15% ВВП. Государственные активы могут быть распределены по накопительным счетам работников и пенсионеров, а доходы от их использования и продажи пойдут на финансирование более высоких пенсий как в ближайшие годы, так и в долгосрочной перспективе.

   Приватизация в таком социальном формате будет полезна не только для укрепления пенсионных финансов, но и для общего повышения эффективности российской экономики. Перевод приватизируемых активов на накопительные счета можно использовать, в частности, для стимулирования более позднего выхода на пенсию и софинансирования добровольных пенсионных накоплений работников и работодателей. Кроме того, за счет передачи приватизируемого имущества возникает возможность компенсировать финансовые потери накопительной системы в результате кризиса.

Информация о работе Современное состояние и перспективы пенсионной системы РФ