Современные методы оценки бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:55, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время актуальность темы оценки бизнеса постоянно возрастает. Постепенное обретение предприятиями своей рыночной стоимости, увеличение количества сделок с акциями и повышение их открытости ведет к необходимости более эффективного управления активами. Это в свою очередь ставит вопрос о адекватности и независимости оценки их стоимости. Оценка бизнеса призвана помочь предпринимателям и физическим лицам правильно понять реальную стоимость предприятия (акций) прежде чем совершать сделки с ними. Это также имеет значение в определении текущей стоимости бизнеса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….
Глава 1. Основы оценки стоимости бизнеса…………..
1.1. Регулирование оценочной деятельности…………………………
1.2. Понятие и основные цели оценки стоимости предприятия…….
1.3. Виды стоимости предприятия…………………………………..
Глава 2. Основные современные подходы и методы оценки стоимости бизнеса…………………………………………………………………………….
2.1. Оценка затратным подходом ………………………………………
2.2. Оценка сравнительным подходом …………………………………
2.3. Оценка доходным подходом………………………………………
Глава 3. Оценка бизнеса газоперерабатывающего предприятия на примере ООО «Нижневартовский ГПК»……………………………………………
3.1. Правовая экспертиза предприятия……………………………
3.2. Организационная структура ООО «Нижневартовский ГПК»..
3.3. Оценка затратным подходом…………………………………..
3.4. Оценка доходным подходом…………………………………..
3.5. Согласование результатов и итоговое заключение о стоимости…..
Заключение………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы……………

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 211.85 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………….

Глава 1. Основы оценки стоимости бизнеса…………..

           1.1. Регулирование оценочной деятельности…………………………

           1.2. Понятие и основные цели оценки стоимости предприятия…….

           1.3. Виды стоимости предприятия…………………………………..

Глава 2. Основные современные подходы и методы оценки стоимости бизнеса…………………………………………………………………………….

           2.1. Оценка затратным подходом ………………………………………

           2.2. Оценка сравнительным подходом …………………………………

           2.3. Оценка доходным подходом………………………………………

Глава 3. Оценка бизнеса газоперерабатывающего предприятия на примере ООО «Нижневартовский ГПК»……………………………………………

           3.1. Правовая экспертиза предприятия……………………………

           3.2. Организационная структура ООО  «Нижневартовский ГПК»..

           3.3. Оценка затратным подходом…………………………………..

           3.4. Оценка доходным подходом…………………………………..

           3.5. Согласование результатов и итоговое заключение о стоимости…..

Заключение………………………………………………………..

Список использованных источников и литературы……………

Приложение 1…………………………………………………….

Приложение 2……………………………………………………...

Приложение 3………………………………………………………

 

Введение

 

 

 

Становление в России рыночных форм хозяйствования, продолжающаяся приватизация государственной собственности, формирование рынка готового бизнеса, более масштабное использование  систем страхования в различных  сферах предпринимательской деятельности, расширение практики выдачи коммерческими  банками кредитов под залог, применение систем доверительного (трастового) управления имуществом обусловливают актуальность решения проблемы, связанной с  получением достоверной оценки рыночной стоимости бизнеса, различных видов имущества, а также нематериальных активов.

Наличие в отечественной  экономике большого количества предприятий, находящихся в предкризисном  и кризисном состоянии и нуждающихся  в финансовом оздоровлении, обусловливает  необходимость получения достоверной  оценки рынком как имущественного комплекса  предприятия в целом, так и отдельных его частей. На основе такой стоимостной оценки возможно будет разработать комплекс антикризисных мероприятий и предусмотреть реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих финансовое оздоровление предприятия.

В России постепенно формируются  многочисленный класс собственников  бизнеса, рынок недвижимости, в связи  с чем возрастает потребность  в услугах профессиональных экспертов-оценщиков. Достаточно высокий спрос на услуги в области профессиональной оценки бизнеса и их высокая экономическая значимость для заинтересованных сторон объясняют признание таких услуг на официальном уровне в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности. Подготовкой профессиональных оценщиков бизнеса в настоящее время занимается ряд высших государственных образовательных учреждений.

Целью исследования настоящей  работы является рассмотрение и комплексное  изучение современных способов и  методов проведения оценки бизнеса. Для достижения обозначенной цели в ходе исследования были решены следующие задачи:

- рассмотрение полной классификации целей оценки стоимости бизнеса;

- систематизирование основных  целей определения стоимости  бизнеса, формулируемых со стороны  субъектов собственности и в  зависимости от подлежащих реализации  оценочных процедур;

- подробное изложение последовательности расчетов в рамках каждого метода;

- выявление достоинств, недостатков рассмотренных методов оценки стоимости бизнеса;

- установление сфер наиболее  целесообразного применения рассмотренных методов в конкретных рыночных условиях.

Объектом исследования является оценка стоимости конкретного бизнеса.

Предмет исследования –  современные подходы и методы оценки стоимости бизнеса.

Существующие за рубежом  теории оценки стоимости предприятий  и их активов имеют многовековую историю. Правила экспертной оценки предприятий по продажной рыночной стоимости были разработаны известным немецким ученым – математиком Г. Лейбницем еще в XVIII в. Первые упоминания об оценке как методе бухгалтерского учета и рекомендации по его использованию при учете в продажных ценах появились еще раньше – в XVI в. в трудах основоположников бухгалтерского учета Л. Пачоли и А. ди Пиетро.

Современные взгляды на оценку стоимости предприятий (бизнеса) представлены концепцией «управления стоимостью компании». Она возникла в середине 1980-х годов в США. Авторами –  пионерами внедрения указанной концепции – считаются Том Коупленд, Тим Коллер, Джек Муррин, М. Скотт, Жири-Делуазон, Эберхард фон Ленайзен и др.

В зарубежной и отечественной литературе излагается, а на практике применяется множество подходов и методов оценки стоимости бизнеса [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26-28, 29-41]. Поэтому в данной работе приведены, систематизированы и проанализированы основные современные методы оценки бизнеса, чаще всего применяемые в Российской практике.

 

 

Глава 1. Основы оценки стоимости бизнеса

 

 

1.1. Регулирование  оценочной деятельности

 

 

 

Согласно Концепции развития оценочной деятельности в Российской Федерации основными механизмами  регулирования оценочной деятельности являются:

- лицензирование оценщиков;

- аттестация специалистов в области оценочной деятельности; система стандартов и положений оценочной деятельности;

- утверждение учебных программ по переподготовке специалистов в области оценочной деятельности;

- сертификация услуг;

- страхование гражданской ответственности оценщиков.

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации, состоит из Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" [2], принимаемых  в соответствии с ним федеральных  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов  и иных нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации, а  также из международных договоров  Российской Федерации.

Согласно статье 18 Федерального закона “Об оценочной деятельности в РФ” контроль над осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации осуществляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, в рамках своей компетенции, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Головным органом в контроле над осуществлением оценочной деятельности является Министерство государственного имущества Российской Федерации.

Функциями уполномоченных органов  являются:

- контроль над осуществлением оценочной деятельности;

- регулирование оценочной деятельности;

- взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности;

- согласование проектов стандартов оценки;

- согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной  деятельности, разрабатываются и  утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

В целях саморегулирования  оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации. Поэтому  дополнительно к государственному регулированию регулирование оценочной  деятельности осуществляется такими саморегулируемыми  организациями оценщиков и распространяется на членов таких саморегулируемых организаций.

Саморегулируемые организации  оценщиков могут выполнять следующие  функции:

- защищать интересы оценщиков;

- содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;

- содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;

- разрабатывать собственные стандарты оценки;

- разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.

Помимо Федерального закона “Об оценочной деятельности в  Российской Федерации” и стандартов Российского общества оценщиков [3] на территории субъектов Федерации действуют местные подзаконные акты по оценке, согласованные с Федеральным законом.

Для обеспечения единого  правового и методологического  пространства на всей территории Российской Федерации нормативные акты органов  управления субъектов Российской Федерации, затрагивающие оценочную деятельность, должны проходить согласование в  Мингосимуществе России.

Законодательство по оценочной  деятельности в последнее время  было обновлено. Комитет Государственной  Думы по собственности рассмотрел три  законопроекта "О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в  РФ".

“Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной  деятельности” были утверждены 6 июля 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 519.

В Стандарте оценки дается определение  основных видов стоимости объекта  оценки, подходов к оценке и методов  оценки.

Оценка объекта оценки может  проводиться оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если он не отвечает указанному требованию, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке. При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицензирования оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требованиях к договору об оценке и отчету об оценке, а также о стандартах оценки. Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке.

 

1.2. Понятие и основные цели оценки стоимости предприятия

 

 

 

В современной экономике  России можно выделить множество  укладов, порожденных различными формами собственности. Среди них преобладающий удельный вес занимают: частный сектор, коллективное хозяйствование (коллективная частная собственность), государственный сектор, натуральное (не рыночное) хозяйство (садово-огородные участки), теневой сектор (теневая экономика), иностранный капитал.

Каждый из секторов порождает множество отличий в формах собственности и в их юридическом оформлении, поэтому изучение правовых основ собственности на доходы и определение рыночных условий их купли-продажи имеет центральное значение при проведении оценки бизнеса. В связи с этим возникает необходимость определения содержания категории «бизнес», его видов и правовых основ.

Бизнес — это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, услуг, ценных бумаг, денег или других видов разрешенной законом деятельности с целью получения прибыли. Для достижения такой цели должно быть создано предприятие.

Предприятие — производственно-экономический и имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. При осуществлении оценочной деятельности предприятие рассматривается как единое целое (товар), в состав которого входят все виды имущества, функционирующие в его организационно-правовых рамках при осуществлении предпринимательской деятельности, и права на это имущество. Предприятие рассматривается как юридическое лицо, самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию (товары), оказывающий услуги и занимающийся различными видами коммерческой деятельности.

Оценка бизнеса является функцией (деятельностью), которую в  разных ситуациях часто приходится осуществлять в рыночной экономике. Ею необходимо заниматься и при оценке подлежащего продаже предприятия-банкрота, и при определении того, на какую сумму нормально работающее открытое акционерное общество имеет право выпустить новые акции (на сумму, превышающую балансовую стоимость собственного капитала предприятия), и при исчислении цены, по которой любое акционерное общество (открытое либо закрытое) должно выкупать акции выходящих из него акционеров.

При этом не важно, о какой  стране с рыночной экономикой идет речь. Это универсально и касается, в соответствии с действующим  законодательством (в частности, «Законом об акционерных обществах», вступившем в силу с января 1996 г.) [1], также России.

В подобном наиболее широком  смысле предмет оценки бизнеса понимается двояко.

Первое его понимание сводится к традиционному сейчас в нашей стране пониманию оценки бизнеса как оценки фирмы в качестве юридического лица. При таком подходе характерно отождествление оценки бизнеса фирм с оценкой имущества этих фирм.

Второе — и наиболее распространенное в мире — понимание оценки бизнеса заключается в том, чтобы выяснить, сколько стоят не фирмы, зарабатывающие те или иные доходы, а права собственности, технологии, конкурентные преимущества и активы, материальные и нематериальные, которые дают возможность зарабатывать данные доходы. Причем эти права, технологии и активы могут принадлежать не юридическим, а физическим лицам. Это не лишает такие права привлекательности в качестве объектов купли-продажи на рынке. Следовательно, актуальной остается проблема их оценки.

Информация о работе Современные методы оценки бизнеса