Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:55, дипломная работа
В настоящее время актуальность темы оценки бизнеса постоянно возрастает. Постепенное обретение предприятиями своей рыночной стоимости, увеличение количества сделок с акциями и повышение их открытости ведет к необходимости более эффективного управления активами. Это в свою очередь ставит вопрос о адекватности и независимости оценки их стоимости. Оценка бизнеса призвана помочь предпринимателям и физическим лицам правильно понять реальную стоимость предприятия (акций) прежде чем совершать сделки с ними. Это также имеет значение в определении текущей стоимости бизнеса.
Введение………………………………………………………….
Глава 1. Основы оценки стоимости бизнеса…………..
1.1. Регулирование оценочной деятельности…………………………
1.2. Понятие и основные цели оценки стоимости предприятия…….
1.3. Виды стоимости предприятия…………………………………..
Глава 2. Основные современные подходы и методы оценки стоимости бизнеса…………………………………………………………………………….
2.1. Оценка затратным подходом ………………………………………
2.2. Оценка сравнительным подходом …………………………………
2.3. Оценка доходным подходом………………………………………
Глава 3. Оценка бизнеса газоперерабатывающего предприятия на примере ООО «Нижневартовский ГПК»……………………………………………
3.1. Правовая экспертиза предприятия……………………………
3.2. Организационная структура ООО «Нижневартовский ГПК»..
3.3. Оценка затратным подходом…………………………………..
3.4. Оценка доходным подходом…………………………………..
3.5. Согласование результатов и итоговое заключение о стоимости…..
Заключение………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы……………
Процесс установления конечной величины стоимости компании включает в этом случае такие этапы:
- обоснование выбора состава
мультипликаторов, в соответствии
с которыми целесообразно
- выбор величины
- взвешивание промежуточных
результатов расчетов с
- внесение в окончательные
итоги расчетов необходимых
Этот метод пока не получил
достаточного распространения в
отечественной практике в связи
с отсутствием необходимой
Сформулируем основные достоинства и недостатки сравнительного подхода:
Достоинства |
Недостатки |
Простота расчетов и быстрое получение итоговых результатов |
Не учитывает будущую стоимость предприятия, динамику его развития и перспективы |
Рассчитываемая стоимость бизнеса достаточно точно отражает достигнутые результаты деятельности предприятия |
Наличие больших трудностей
при сборе необходимой |
Цена сделки достоверно характеризует сложившуюся ситуацию на рынке |
Использование имеющейся недостоверной информации о предприятиях-аналогах |
Возможность использования ретроспективной информации о купле-продаже, как для контрольного пакета акций, так и для неконтрольного |
Расчеты основываются на прошлых финансовых результатах деятельности компаний-аналогов и не учитывают перспективы развития предприятия |
Получение достаточно обоснованной стоимости бизнеса |
Сложность определения уровней риска, которые были характерны для каждой ранее реализованной компании или ее доли |
Возможность определения чувствительности стоимости бизнеса к ключевым факторам стоимости, а впоследствии учет результатов исследования для принятия окончательного решения |
Значительные трудности, связанные с выделением такой составляющей стоимости бизнеса, какой являются гудвилл, торговая марка, торговый знак и др. |
Учет конъюнктуры рынка и реальных приоритетов инвесторов |
Трудности в точном определении влияния на цену ранее проданного предприятия уровня инфляции, соответствующего моменту продажи |
Невозможность определения гарантий и компенсаций, предоставленных продавцом, и конкретных условий, которые были предоставлены или получены | |
В ретроспективной информации о продажах и сделках обычно не отражаются форс-мажорные обстоятельства, в условиях которых они были осуществлены | |
Не пригоден для оценки высокорентабельных компаний, поскольку с помощью метода по активам невозможно адекватным образом отразить доходность бизнеса | |
Мало пригоден для оценки начинающих, особенно высокотехнологичных компаний |
2.3. Оценка доходным подходом.
Доходный подход к оценке бизнеса – это общий способ определения стоимости предприятия или его собственного капитала, в рамках которого используются один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых доходов [26].
Для реализации этого подхода
требуется прогноз относительно
будущих денежных поступлений в
течение заданного количества лет
(прогнозного и
Доходный подход имеет своим назначением установление стоимости действующего предприятия в целом или доли собственности, или пакета ценных бумаг путем расчета приведенной к текущему моменту стоимости всех ожидаемых экономических выгод. Иначе говоря, в основу доходного подхода положен следующий принцип: стоимость оцениваемого бизнеса равна сегодняшней величине всех будущих доходов от владения этим бизнесом.
При использовании доходного подхода имущество предприятия, обеспечивающее его нормальное функционирование, не учитывается в процессе оценки, так как в случае его продажи доходы от бизнеса окажутся невозможными. Рассматриваемый подход применим только к объектам, приносящим доходы.
Состав основных методов, обычно относимых к доходному подходу, приведен на Схеме 3.
Доходный подход
Схема 3. Методы оценки стоимости предприятия (бизнеса),
реализуемые в составе доходного подхода
Метод оценки стоимости бизнеса на основе дисконтирования будущих денежных потоков. Между рыночной стоимостью компании и дисконтированным денежным потоком (ДДП) существует прямая связь. Достижение наилучшего значения этого потока связано с необходимостью долговременного (систематического) привлечения экономически целесообразных по объему инвестиций (капитала) и управления этим капиталом.
Метод ДДП возможно применять для оценки стоимости бизнеса:
- при произвольно изменяющихся
во времени и неравномерно
поступающих положительных
- если предприятие представляет собой крупный одно- или многофункциональный комплекс;
- когда потоки доходов и расходов носят сезонный характер.
В методах ДДП денежные поступления рассчитываются для каждого из нескольких будущих периодов. Эти поступления конвертируются в стоимость путем применения дисконтной ставки, с использованием способов расчета приведенной (дисконтированной) стоимости. Дисконтная ставка должна быть адекватна рассматриваемому виду ожидаемых экономических выгод.
Ставка (норма) дисконта – это обычно ежегодная ставка, отражающая уровень доходности. Разновидности ставок дисконтирования и их взаимосвязи приведены на Схеме 4.
Ставка дисконтирования
Схема 4. Разновидности ставок дисконтирования
и их взаимосвязь
Известны различные модели определения ставки дисконта. Одной из них является кумулятивная модель. Согласно этой модели, к величине безрисковой ставки дохода добавляются премии за различные виды риска, связанные с конкретным инвестированием, например: страновой риск; риски, связанные с размером компании, с товарной и географической диверсификацией, с диверсификацией клиентуры; риски, связанные с финансовой структурой и др. Обычно, конкретная величина премии за каждый вид риска (за исключением странового) определяется экспертным путем. Она находится обычно в наиболее вероятном интервале от 0 до 5% [44].
Другая модель определения ставки дисконта – модель САРМ или модель ценообразования основных активов. В этой модели корректировки актива производятся на основе сравнения показателей оцениваемой компании со средними данными по компаниям-аналогам [39]. Такая мера отклонения называется коэффициентом «бета». Значения коэффициентов «бета» определяются соответствующими статистическими службами компаний, специализирующихся на рынке информационно-аналитических услуг. С помощью «беты» измеряют коэффициент ковариации.
Ковариация – это статистический показатель, характеризующий меру сходства в динамике, амплитуде и направлении изменений двух рассматриваемых величин.
Согласно модели САРМ ставка дисконтирования для любого вида инвестиций зависит от риска, связанного с этими вложениями, и определяется по формуле:
где
r – искомая ставка дисконтирования;
rf – безрисковая ставка дохода, в качестве которой принято использовать доходность по долгосрочным государственным облигациям;
rm – среднерыночная ставка дохода, определяемая исходя из долгосрочной общей доходности рынка;
β – коэффициент (измеритель риска вложений), являющийся мерой рыночного или недиверсифицируемого риска, отражающий размах колебаний доходности актива относительно рынка в целом;
(rm – rf) – премия за риск вложения средств в данный актив.
Ставка дисконтирования, определенная по модели САРМ, базируется на использовании данных о компаниях открытого типа.
Следующая модель определения ставки дисконта – модель роста дивидендов. В этой модели текущий курс акции приравнивается к дисконтированному потоку ожидаемых дивидендов. Из полученного уравнения определяется ставка дисконтирования, называемая внутренней ставкой доходности. Она и принимается за прогнозируемую доходность акции.
Основная формула модели роста дивидендов имеет вид:
где
Р – справедливая рыночная цена акции;
Dt – дивиденды, приходящиеся на одну акцию в период t;
r – стоимость привлечения акционерного капитала для периода t (ставка дисконта);
t – период расчета.
Если предположить, что
дивиденды будут иметь
Из формулы (7) легко можно найти r – ставку дисконта.
Еще одна модель расчета ставки дисконта – теория арбитражного ценообразования. Эта модель базируется на следующем утверждении: на равновесном рынке арбитраж невозможен (рынок «быстро ликвидирует» такую возможность).
Арбитраж – это получение безрисковой прибыли путем использования разных цен на одинаковую продукцию или ценные бумаги.
В основу модели арбитражного ценообразования положена исходная посылка, согласно которой фактическая доходность любой акции складывается из двух частей: нормальной (или ожидаемой) доходности и рисковой (неопределенной) доходности. Последняя компонента определяется многими экономическими факторами: рыночной ситуацией в стране, уровнем инфляции, динамикой процентных ставок и др.
В общем виде модель арбитражного
ценообразования описывается
r = rf + β1*K1 + β2*K2 +…+ βn*Kn , (8)
где
r – требуемая инвестором ставка дохода;
rf – безрисковая ставка дохода;
β1,…,βn – чувствительность актива к каждому n-му фактору риска в сопоставлении со средней чувствительностью рынка к данному фактору;
K1,…,Kn –премия за риск, связанный с n-м фактором для среднего актива.
Бета-коэффициенты (β1,…, βn) рассчитываются на основе сопоставления динамики показателей эффективности деятельности компании, стоимости акций компании на фондовом рынке и аналогичных показателей по экономике или фондовому рынку в целом.
Ставка дисконтирования, определенная по всем вышеуказанным моделям не может использоваться для оценки полного инвестированного капитала, который должен был бы включать как акционерный капитал, так и задолженность, т.к. все эти методы применимы к чистому денежному потоку, доступному для инвесторов акционерного капитала компании. Поэтому стоимость полного инвестированного капитала определяют с использованием модели средневзвешенной стоимости капитала (WACC) [39].
Поскольку в финансировании
бизнеса участвуют как
Стоимость акционерного капитала как часть инвестированного капитала связана со ставкой дисконтирования, которую могут рассчитывать акционеры компании.
Стоимость заемной компоненты
(инвестированного капитала) – это
ставка процента, согласно которой
компания должна рассчитываться с кредиторами,
за вычетом любых налоговых
Формула вычисления средневзвешенной стоимости капитала:
где
i – источник получения капитала (i=1,…,n);
ri – стоимость i-го источника капитала;
Vi/V – доля i-го источника финансирования (Vi) в общем объеме (V) привлеченного капитала (по рыночной стоимости).
Средневзвешенные затраты на капитал (WACC) или требуемая норма доходности выступает в качестве измерителя уровня риска.