Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:55, дипломная работа
В настоящее время актуальность темы оценки бизнеса постоянно возрастает. Постепенное обретение предприятиями своей рыночной стоимости, увеличение количества сделок с акциями и повышение их открытости ведет к необходимости более эффективного управления активами. Это в свою очередь ставит вопрос о адекватности и независимости оценки их стоимости. Оценка бизнеса призвана помочь предпринимателям и физическим лицам правильно понять реальную стоимость предприятия (акций) прежде чем совершать сделки с ними. Это также имеет значение в определении текущей стоимости бизнеса.
Введение………………………………………………………….
Глава 1. Основы оценки стоимости бизнеса…………..
1.1. Регулирование оценочной деятельности…………………………
1.2. Понятие и основные цели оценки стоимости предприятия…….
1.3. Виды стоимости предприятия…………………………………..
Глава 2. Основные современные подходы и методы оценки стоимости бизнеса…………………………………………………………………………….
2.1. Оценка затратным подходом ………………………………………
2.2. Оценка сравнительным подходом …………………………………
2.3. Оценка доходным подходом………………………………………
Глава 3. Оценка бизнеса газоперерабатывающего предприятия на примере ООО «Нижневартовский ГПК»……………………………………………
3.1. Правовая экспертиза предприятия……………………………
3.2. Организационная структура ООО «Нижневартовский ГПК»..
3.3. Оценка затратным подходом…………………………………..
3.4. Оценка доходным подходом…………………………………..
3.5. Согласование результатов и итоговое заключение о стоимости…..
Заключение………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы……………
Бизнес — это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, обладающим всеми признаками товара. Но это товар особого рода.
Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и доходы разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник, представляет собой верхний предел рыночной цены со стороны покупателя.
Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. В этом случае элементы бизнеса становятся основой формирования иной, качественно новой системы, т. е. товаром становится уже не бизнес, а отдельные его составляющие.
В-третьих, потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в обществе приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и в самом обществе. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара — потребность в регулировании купли-продажи.
В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в обществе, необходимо участие государства не только в регулировании механизма купли-продажи бизнеса, но и в формировании рыночных цен на бизнес, в его оценке.
Оценку бизнеса проводят в целях:
- повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;
- определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке. Для принятия обоснованного инвестиционного решения необходимо оценить собственность предприятия и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет акций, а также возможные будущие доходы от бизнеса;
- определения стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям. Часто бывает необходимо оценить предприятие для подписания договора, устанавливающего доли совладельцев в случае расторжения договора или смерти одного из партнеров;
- реструктуризации предприятия. Проведение рыночной оценки предполагается в случае ликвидации предприятия, слияния, поглощения либо выделения самостоятельных предприятий из состава холдинга;
- разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;
- определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;
- страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь;
- налогообложения;
- принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому необходима периодическая переоценка имущества предприятия независимыми оценщиками;
- осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.
Таким образом, обоснованность и достоверность оценки стоимости имущественного комплекса во многом зависит от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение и т. д.
1.3. Виды стоимости предприятия
Оценочная деятельность состоит в получении представления о стоимости объекта оценки или о величине доли собственника на конкретный момент времени.
Бизнес в зависимости от целей оценки и обстоятельств может оцениваться по-разному. Поэтому для проведения оценки требуется точное определение стоимости.
Понятие стоимости предприятия имеет множество интерпретаций. В литературе, посвященной оценке бизнеса, используются следующие виды стоимости.
Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, если стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и при условии, что на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Этот вид стоимости применяется при решении всех вопросов, связанных с федеральными и местными налогами. Именно рыночную стоимость определяют при оценке для целей купли-продажи предприятия или части его активов.
Инвестиционная стоимость предполагает оценку стоимости предприятия для конкретного инвестора или группы инвесторов. Инвестиционная стоимость определяется на основе индивидуальных требований к инвестициям. Типичный инвестор, вкладывая в бизнес, стремится получить наряду с возвратом вложенного капитала еще и прибыль на вложенный капитал. Поэтому расчет инвестиционной стоимости производится исходя из ожидаемых данным инвестором доходов и конкретной ставки их капитализации.
Стоимость воспроизводства — это затраты на воспроизводство точной копии предприятия или другого актива, даже если есть более экономичные аналоги. В данном случае воспроизводится тот же моральный износ объекта и те же недостатки в архитектурных решениях, которые имелись у оцениваемого объекта. Не учитывается при этом только физический износ.
Стоимость замещения — это затраты на создание предприятия, имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, но построенного в новом архитектурном стиле, с использованием современных и прогрессивных материалов, конструкций, оборудования. Этот вид стоимости широко используется в сфере страхования.
Ликвидационная стоимость – это стоимость объекта оценки, если тот должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов [3].
Залоговая стоимость — оценка предприятия по рыночной стоимости для целей ипотечного кредитования.
Балансовая стоимость — затраты на строительство или приобретение объекта собственности. Балансовая стоимость бывает первоначальной и восстановительной. Первоначальная стоимость отражается в бухгалтерских документах на момент ввода в эксплуатацию.
Восстановительная стоимость — стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях; определяется в процессе переоценки основных фондов.
В основе оценки бизнеса
лежит предположение, что его
сегодняшняя стоимость равна
стоимости будущих выгод (доходов),
которые собственник может
Стоимость не всегда обозначается одним числом. В большинстве случаев в результате оценочной деятельности оценщик определяет разумный диапазон для стоимости.
Глава 2. Основные подходы и методы оценки стоимости бизнеса
Центральное место в процедуре
любой оценки занимают аналитические
расчеты, основанные на подходах к оценке.
Применяемые подходы определяют
содержание и результаты как предыдущих
(предварительное планирование и
составление программы оценки, сбор
и анализ полученных данных), так
и последующих (согласование полученных
результатов и составление
Подход к оценке представляет собой разработанную на основе определенной экономической модели совокупность методов и методик оценки с конкретными способами расчетов.
В отечественной теории декларируются и используются заимствованные из западной практики три основных подхода к оценке стоимости бизнеса:
- затратный (на основе активов) подход;
- сравнительный (рыночный) подход;
- доходный подход.
Каждый из этих подходов
и в их составе методов
Рассмотрим подробнее вышеобозначенные подходы.
2.1. Оценка затратным подходом
Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» дается следующая трактовка понятия «затратный подход» [3]:
Затратный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для создания, восстановления, замещения, изменения или утилизации объекта оценки с обязательным учетом всех видов износа.
Затратный подход (или подход на основе анализа активов) базируется на реализации принципа замещения, выражающегося в том, что покупатель не заплатит за готовый бизнес больше денежных средств, чем за создаваемый объект той же полезности [4].
Сфера применения затратного подхода распространяется на предприятия, зарегистрированные в форме ООО, ЗАО, которые обычно имеют непрозрачные финансовые потоки.
В рамках затратного подхода, в зависимости от оценочной ситуации, применяются следующие методы (Схема 1).
Затратный подход
Схема 1. Перечень методов
в составе затратного подхода
Все фигурирующие в составе
затратного подхода методы базируются
на использовании одной
Метод чистых активов (скорректированной балансовой стоимости) предполагает анализ и корректировку всех статей баланса предприятия до рыночной стоимости, суммирование полученной стоимости всех активов и вычитание из полученной суммы скорректированных статей пассива баланса (обязательств). Корректировка статей баланса в целях оценки стоимости предприятия заключается как в трансформации и нормализации бухгалтерской отчетности, так в пересчете статей актива и пассива баланса.
Пересчет статей актива баланса в рыночные стоимости необходимо производить в силу того, что балансовые стоимости, как правило, не соответствуют рыночным стоимостям в результате влияния таких факторов как инфляция, изменение конъюнктуры рынка, применение различных методов учета, невозможность этих методов учитывать моральный износ, опережающий амортизацию отдельных активов (стоимость таких активов оказывается завышенной) или, наоборот, инфляцию, опережающую амортизацию стоимость таких активов оказывается заниженной) и т.д.
Базовой формулой в методе чистых активов является:
где
Сп – стоимость предприятия (чистые активы);
Ар – рыночная стоимость активов;
От – текущая стоимость долговых обязательств [43].
Алгоритм расчетов по методу чистых активов включает ряд этапов [42. С. 39 - 41]:
Таким образом, метод чистых
активов целесообразно
Сформулируем основные достоинства и недостатки метода на базе чистых активов:
Достоинства |
Недостатки |
В расчетах используется достаточно точная информация о текущем состоянии имущественного комплекса, что ограничивает субъективный фактор |
Не учитываются потенциальные
возможности предприятия в |
Пригоден к использованию в ситуациях, когда отсутствуют ретроспективные данные о прибылях и нет возможности определить перспективные денежные потоки |
Имеет место противоречие: акции компании котируются на бирже, имеют определенную стоимость, но при этом стоимость компании, оцененная методом чистых активов, является отрицательной (т.е. стоимость обязательств компании превышает стоимость ее активов) |
Пригоден для оценки вновь возникших предприятий, холдинговых и инвестиционных компаний |
Сфера применения ограничена новыми или недавно принятыми в эксплуатацию предприятиями |
Возможность подтвердить (аргументировать) результаты расчетов стоимости бизнеса документально |
Требуются большие затраты времени и средств на оценку чистых активов по крупным предприятиям, занятым в производственной сфере |
Получение преимущественно нижней границы стоимости бизнеса | |
Затруднено получение числовой оценки дополнительных нематериальных активов (качество клиентской базы) и пассивов (потенциальные иски к компании), так как они не отражаются на балансе | |
Не учитывает особенностей функционирования предприятия как действующего комплекса, рассматривая его как совокупность разрозненных объектов | |
Характеризуется определенной
статичностью, что не позволяет реально
оценить эффективность | |
Не применим к трудоемким производствам |