Современные методы оценки бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:55, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время актуальность темы оценки бизнеса постоянно возрастает. Постепенное обретение предприятиями своей рыночной стоимости, увеличение количества сделок с акциями и повышение их открытости ведет к необходимости более эффективного управления активами. Это в свою очередь ставит вопрос о адекватности и независимости оценки их стоимости. Оценка бизнеса призвана помочь предпринимателям и физическим лицам правильно понять реальную стоимость предприятия (акций) прежде чем совершать сделки с ними. Это также имеет значение в определении текущей стоимости бизнеса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….
Глава 1. Основы оценки стоимости бизнеса…………..
1.1. Регулирование оценочной деятельности…………………………
1.2. Понятие и основные цели оценки стоимости предприятия…….
1.3. Виды стоимости предприятия…………………………………..
Глава 2. Основные современные подходы и методы оценки стоимости бизнеса…………………………………………………………………………….
2.1. Оценка затратным подходом ………………………………………
2.2. Оценка сравнительным подходом …………………………………
2.3. Оценка доходным подходом………………………………………
Глава 3. Оценка бизнеса газоперерабатывающего предприятия на примере ООО «Нижневартовский ГПК»……………………………………………
3.1. Правовая экспертиза предприятия……………………………
3.2. Организационная структура ООО «Нижневартовский ГПК»..
3.3. Оценка затратным подходом…………………………………..
3.4. Оценка доходным подходом…………………………………..
3.5. Согласование результатов и итоговое заключение о стоимости…..
Заключение………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы……………

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 211.85 Кб (Скачать файл)

 

Метод определения ликвидационной стоимости. К оценке предприятия по ликвидационной стоимости обращаются обычно тогда, когда:

- бизнес не приносит  удовлетворительного по объему  дохода и не имеет хороших  перспектив развития;

- текущие и прогнозируемые  денежные потоки компании от  продолжения ее деятельности  низки по сравнению с чистыми  активами и компания стоит  больше;

- текущие и прогнозируемые денежные потоки компании от продолжения ее деятельности настолько низки, что ее ликвидационная оценка близка к оценке компании как действующего предприятия;

- компания находится в стадии банкротства или ликвидации.

Оценка ликвидационной стоимости компании может проводиться  с помощью разных методов.

Метод количественного  анализа. В его основе лежит составление смет затрат на все виды работ, необходимых для строительства отдельных конструктивных элементов и объекта в целом. К затратам добавляются накладные расходы и прибыль застройщика, затраты по проектированию, строительству, приобретению и монтажу оборудования, а также необходимые для воспроизводства улучшения. Количественный анализ – наиболее точный, но более трудоемкий. Для его применения требуются высокая квалификация эксперта-оценщика и достаточно большой опыт в составлении строительных смет.

Поэлементный  метод представляет собой менее трудоемкую модификацию количественного метода, основанную на использовании не единичных, а укрупненных сметных норм и расценок. В качестве единиц измерения стоимости объекта оценки применяют наиболее характерные показатели конструктивных элементов.

Метод сравнительной  единицы состоит в том, что для оцениваемого актива подбирают объект-аналог, сходный с оцениваемым по конструкционным характеристикам, используемым материалам и технологии изготовления. Затем стоимость единицы измерения объекта-аналога умножается на число единиц оцениваемого актива.

Индексный метод. Его суть заключается в определении восстановительной стоимости оцениваемого объекта путем умножения балансовой стоимости на соответствующий индекс переоценки. Такие индексы утверждаются Госкомстатом РФ и периодически публикуются в печати.

Во всех указанных  выше методах определяется накопленный  износ. Нематериальные активы оцениваются  обычно по затратам, которые необходимо совершить для того, чтобы получить их аналог.

 

Метод остаточной стоимости замещения. Он позволяет ответить на вопрос, сколько денежных средств потребуется для того, чтобы сейчас начать такой же бизнес и достичь аналогичного положения на рынке. Метод включает определение экономической стоимости имущества предприятия путем установления стоимости замещения, оцениваемой собственности с учетом поправок на ее функциональный, экономический и физический износ.

Чистая стоимость  замещения актива (ЧСЗ) определяется по формуле:

                                         ЧСЗ = Ца – Ифу – Иэ – Иф,                               (2)

где

ЧСЗ – чистая стоимость замещения актива;

Ца – цена аналогичных активов на рынке;

Ифу – числовая оценка уровня функционального износа;

Иэ – числовая оценка уровня экономического износа;

Иф – числовая оценка уровня физического износа.

Рассматриваемый метод  используется для определения стоимости  отдельных нематериальных активов, а именно: авторских прав, компьютерного программного обеспечения, патентов, торговых марок и др. Он целесообразен к использованию и в системе страхования.

В составе группы так называемых других методов, как было отмечено выше, фигурируют: метод избыточных  прибылей, правила «большого пальца» и мультипликатор дискретного дохода. Эти методы основываются на комбинации различных подходов.

Метод избыточных прибылей широко применяется при оценке малых предприятий или индивидуальной трудовой деятельности. Он разработан казначейством США и изложен в «Положении о доходах 68-609» (Revenue Ruling 68-609)[44]. С его помощью рассчитывается акционерный капитал компании на основе «оцененной стоимости» материальных активов плюс некоторая сумма, отнесенная на нематериальные активы.

Данный метод  исходит из той предпосылки, что  избыточные прибыли приносят предприятию  неотраженные в балансе нематериальные активы, которые обеспечивают доходность на эти активы и на собственный  капитал выше среднеотраслевого  уровня.

Основные этапы расчета стоимости оцениваемого объекта собственности посредством использования метода избыточных прибылей:

- определяется рыночная  стоимость всех активов предприятия,  за исключением оцениваемого  актива;

- выявляется прогнозируемая  прибыль от деятельности предприятия;

- устанавливаются  нормативные (среднеотраслевые) уровни  доходности на материальные активы;

- рассчитывается  сумма нормативной (среднеотраслевой) прибыли, которую можно получить  со всех (кроме оцениваемых) активов;

- определяется избыточная  прибыль как разница между прогнозируемой и нормативной (среднеотраслевой) прибылью предприятия;

- рассчитывается  стоимость имущественных прав  на использование оцениваемого  объекта путем капитализации  (дисконтирования) избыточных прибылей  за весь экономически обоснованный  срок использования прав.

Этот метод широко используется в зарубежной оценочной  практике при определении стоимости  торговой марки, бренда и гудвилл.

Правила «большого пальца» - это формулы, которые иногда применяют при оценке стоимости компаний в некоторых отраслях. Такие формулы обычно выступают как некие мультипликаторы к валовому доходу, текущей прибыли или иным показателям [39]. Такие правила могут быть полезны для проверки обоснованности оценок стоимости бизнеса, определенных с помощью других подходов.

Мультипликатор  дискретного дохода (притока средств) применяется при оценке малых предприятий, управляемых самими владельцами. Этот метод исходит из посылки, согласно которой покупатель бизнеса намерен одновременно приобрести и дело, и рабочее место. Иначе говоря, определяемая с помощью данного метода стоимость в принципе отражает стоимость капитала, вкладываемого в данный объект.

 

2.2. Оценка сравнительным  подходом.

 

 

 

Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в  Российской Федерации» [2] дается следующая трактовка понятия сравнительного (рыночного) подхода.

Сравнительный (рыночный) подход – это определенная совокупность методов оценки наиболее вероятной рыночной стоимости объекта, базирующейся на сравнении оцениваемой компании с предприятиями-аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах, финансовых условиях осуществленных ранее сделок с ними.

Рыночный подход базируется на учете принципа замещения, суть которого состоит в следующем: «за объект заплатят не больше, чем стоит приобретение заменителя, обладающего эквивалентной полезностью» [44].

Данный подход предусматривает  использование информации по аналогичным  компаниям, для которых имеются  достоверные сведения о стоимости  пакетов акций и их долей. Такая  информация может использоваться в  качестве ориентиров при оценке компания как открытого, так и закрытого типов.

В зависимости от наличия и доступности информации, характеристик объекта оценки, предмета и условий предполагаемой сделки в рамках сравнительного (рыночного) подхода применяются следующие методы (Схема 2.)

 

 

 

 

 

Сравнительный (рыночный)

подход к оценке стоимости

бизнеса


 



 

 

 

Схема 2. Основные методы оценки стоимости

бизнеса в составе  рыночного подхода

 

 

Метод рынка капитала (метод компании-аналога) основан на сформировавшихся на фондовом рынке ценах акций сходных компаний. Основу метода составляет финансовый анализ оцениваемой компании и сопоставимых компаний. Преимущество данного метода заключается в использовании, как правило, фактической информации, а не прогнозных данных, которым присуща известная неопределенность.

При отборе компаний-аналогов учитываются следующие признаки сопоставимости:

- принадлежность к одной  и той же отрасли;

- достаточно высокое сходство  выпускаемой продукции и ассортимента;

- примерное равенство  объема и качества производимой  продукции;

- товарная и территориальная  диверсификация;

- одинаковые стадии жизненного  цикла компаний;

- сходные по размеру  производственные мощности;

- сопоставимые стратегии  развития компаний;

- примерно одинаковые  уровни риска, связанные с предпринимательской  деятельностью;

- сопоставимость по числовым  оценкам экономических и финансовых показателей;

- сопоставимость предполагаемой  сделки (форма сделки, условия финансирования, условия оплаты и т.д.);

- сравнительно небольшая  разница во времени ранее проданных  компаний и оцениваемой компании;

- использование одинаковых  методов учета и расходования  складских запасов материальных  ресурсов.

Если между компаниями-аналогами  и оцениваемой компанией по каким-либо из перечисленных выше критериям существуют расхождения, то необходимо использовать соответствующие мультипликаторы. В оценочной деятельности используют два типа мультипликаторов:

интервальные – цена/прибыль, цена/денежный поток, цена/дивиденды, цена/выручка от реализации;

моментные – цена/чистые активы и др.

Мультипликатор – это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой компании или акции и ее финансовыми и экономическими показателями.

Для расчета мультипликатора  необходимо:

- определить цену акции  по всем компаниям, выбранным  в качестве аналога, что позволит  получить числовое значение числителя  в соответствующей формуле;

- вычислить финансовую  базу (прибыли, выручку от реализации, стоимость чистых активов) за  определенный период или по  состоянию на установленную дату  оценки. Это позволит получить  числовое значение знаменателя  соответствующей формулы.

Цена акции берется  на последнюю дату, предшествующую дате оценки.

В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов: за последний отчетный год или за последние двенадцать месяцев, или средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.

При оценке стоимости бизнеса  для получения объективных данных рекомендуется применять несколько  мультипликаторов одновременно. При использовании нескольких мультипликаторов формула расчета стоимости компании примет следующий вид:

                                           Сп = ,                            (3)

где

Сп – стоимость оцениваемого предприятия;

i – номер показателя, используемого для оценки стоимости предприятия (i=1,…, n);

Ki – числовая оценка показателя деятельности оцениваемого предприятия;

Mi – мультипликатор по i-му показателю;

βi – коэффициент весомости (важности) i-го мультипликатора.

Для определения стоимости  предприятия-аналога на основе информации об его акциях, обращающихся на фондовом рынке, необходимо воспользоваться  формулой:

                                               Сан = Цак * Как ,                                   (4)

где

Сан – стоимость предприятия-аналога;

Цак – цена одной обыкновенной акции предприятия-аналога;

Как – количество обращающихся на фондовом рынке обыкновенных акций предприятия-аналога.

Наибольшая сложность  при применении данного метода заключается  в необходимости выбора подходящей компании-аналога. Между тем на Российском рынке отсутствует достаточная  по объему статистика продаж бизнеса  для получения необходимой для  расчетов информации.

Метод сделок (метод  сравнения продаж)  является частным случаем метода рынка капитала. Он исходит из необходимости определения стоимости готового бизнеса или, иначе, контрольного пакета акций компании-аналога. В основе метода лежит определение соответствующих мультипликаторов на базе финансового анализа и прогнозирования. Финансовый анализ и сопоставление показателей осуществляются также как и в методе рынка капитала.

Метод сделок применим для  случая, когда инвестор намеревается закрыть предприятие или существенно сократить объем выпуска продукции. Кроме того, его используют при сделках по слиянию и поглощению компаний.

Главное отличие метода сделок (продаж) от метода рынка капитала заключается  в том, что с помощью первого, как правило, определяют уровень  стоимости контрольного пакета акций (т.е. готового бизнеса), позволяющего полностью управлять компанией, тогда как второй предназначен для определения стоимости компании на уровне неконтрольного пакета акций [17. C. 88].

Метод отраслевых коэффициентов (метод отраслевых соотношений) или правило «золотого сечения». Он основан на использовании специальных формул – отраслевых мультипликаторов (коэффициентов). Отраслевые коэффициенты рассчитаны на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. Этот метод используют для ориентировочных оценок компаний при проведении экспресс-оценок.

Информация о работе Современные методы оценки бизнеса