Тенденции развития операций с пластиковыми картами на примере карточного бизнеса Сбербанка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: карточный бизнес Сибирского Банка Сбербанка России.
Предмет – операции с пластиковыми картами.
Цель исследования: анализ тенденций развития операций с пластиковыми картами на примере карточного бизнеса Сбербанка России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать классификацию и рассмотреть различные виды пластиковых карт;
рассмотреть теоретические аспекты операций коммерческих банков с пластиковыми картами: сущность, значение, основные виды операций, субъекты платежной системы;
проанализировать организацию работы с пластиковыми картами в Сбербанке России;
рассмотреть перспективы развития пластиковых карт на региональном рынке.

Файлы: 1 файл

18_05.docx

— 310.01 Кб (Скачать файл)

1. Расходы за услуги сторонней процессинговой компании.

В ходе проведения проектов с использованием международных карточек или карточных  продуктов других российских эмитентов  у банка возникают расходы, связанные  с оплатой услуг сторонним  процессинговым компаниям, ими могут быть:

Фиксированные платежи за ежемесячное, годовое обслуживание в сети и  доступ к работе в ней.

Фиксированные платежи за подключение  нового оборудования, новых участников, их обеспечение, тестирование и техническую  поддержку.

Платежи за проведение каждой операции, транзакции или оказания дополнительной услуги.

Платежи в виде комиссий в зависимости  от количества транзакций и др.

Параметры, от которых зависят данные расходы, помещаются в модель. Понятно, что величина значений данных показателей  перед вводом их в модель должна иметь обоснование.

2. Расходы по договорам с юридическими лицами.

В ходе проведения банковских технологий с карточными продуктами могут возникать  расходы, связанные с оплатой  услуг третьим юридическим лицам, которые предоставляют свою производственную площадь, каналы связи, оборудование и  т. д. Данные расходы могут иметь  форму фиксированных платежей или  возникать в зависимости от объемных показателей (оборотов, отчислений от доходов и т. д.). В этом случае исходные данные, от которых зависит данный вид расхода, также помещаются в алгоритм модели.

3. Амортизационные отчисления.

В соответствии с действующими документами  учреждения банка производят амортизационные  отчисления в зависимости от сроков и балансовой стоимости основных фондов. В ряде случаев может предусматриваться  ускоренная амортизация. Учет или не учет амортизационных расходов зависит  от поставленной экономической задачи. Формулой расчета амортизационных  отчислений в модели может быть ставка процента амортизационного отчисления, умноженная на соответствующую статью стоимости основных средств.

4. Расходы на техническую поддержку оборудования.

Как правило, расходы на техническую  поддержку оборудования определяются в виде значения процента от его  стоимости. Из опыта значение данного  вида расхода находится в пределах 5—10% расчетной величины балансовой стоимости оборудования в год. Могут  быть и другие нормы, однако с помощью  модели не составит труда изменить эту ставку и получить более точный результат.

5. Расходы на инкассацию пунктов выдачи наличных (ПВН), банкоматов.

В зависимости от оборотов денежной наличности в ПВН и банкоматах расходы, связанные с инкассированием, могут составлять значительные суммы. Их игнорирование может привести к неоправданному завышению экономической  эффективности проекта. Одним из способов расчетов данного вида расходов может быть способ, при котором  определяется количество сотрудников  банка, занятых инкассированием, умноженного  на расходы банка, связанные с  содержанием одного инкассатора  с учетом затрат на содержание специального автотранспорта и технических средств. По данному виду расходов необходимо иметь статистику, вскрывающую зависимость  расходов банка на инкассирование денежных ценностей.

6. Расходы на бухгалтерское и кассовое обеспечение.

Расчет данных расходов производится аналогично расчетам расходов за инкассацию. Здесь учитываются расходы банка  на содержание одного оператора или  кассира. Подсчет необходимого количества сотрудников бухгалтерии и кассы  для обеспечения функционирования системы пластиковых карточек не должен представлять сложности. Например, для обеспечения функционирования развернутой системы пластиковых карточек предусматривается в штате 5 сотрудников бухгалтерии и кассы. Их годовое содержание будет зависеть от заработной платы, премий и других выплат.

7. Сумма налогов, уплачиваемая с доходов банка.

В алгоритм расчетов модели вводится ставка совокупного процента налогов  с доходов банка, действующая  в данный момент по законодательству. Рассчитанная сумма будет составлять соответствующие расходы.

8. Расходы на заработную плату персонала структурного подразделения пластиковых карточек.

Расчет данных расходов производится в модели посредством определения  количества сотрудников, непосредственно  обслуживающих систему пластиковых  карточек банка, умноженного на фонд заработной платы одного среднестатистического  сотрудника.

Необходимо отметить (см. рис.), что первоначально модель работает в режиме «что будет если?». Она является инструментом расчета первоначальной оценки рентабельности проекта. В данном режиме в модель поступают прогнозные, ориентировочные, осредненные, предполагаемые, ожидаемые значения. Эти значения специалисты берут из практического опыта, из обобщений и типовых решений.

В случае использования модели в  режиме «что есть?» в нее должны будут поступать истинные (фактические) значения, которые будут показывать эффективность работы карточной  системы в автоматическом варианте использования в реальном масштабе времени. Фактические данные должны поступать в модель от первоисточников  информации.

Возможен и третий режим работы модели, отвечающей на вопрос «что надо?». Третий режим будет успешно использоваться для определения начального состояния  необходимых банку ресурсов для  того, чтобы с высокой долей  вероятности достигать намеченные цели, получать от карточных проектов то, что нужно руководству банка, его акционерам.

В данной постановке роль и место  модели становятся очевидными. Модель приобретает новое качество связующего звена между руководством банка, специалистами предметных областей знаний и реальной действительностью. Банк обогащается информацией для  решения своих задач на новом  качественном уровне.

9. Расходы на обучение персонала.

В ходе реализации проектов постоянно  возникает необходимость в обучении персонала, на что должны быть предусмотрены  соответствующие расходы. Расходы  на обучение определяются на основе стоимости  обучения одного сотрудника и количества сотрудников, обучение которых предполагается проектом. Сумма этих расходов должна также рассчитываться в модели. Не лишним будет сказать, что для  полезной работы с моделью, о которой  идет речь, необходимо пройти соответствующую  подготовку.

10. Расходы на рекламу.

Расходы на рекламу производятся банком, исходя из сметы административно-хозяйственных  расходов на рекламу. Такие расходы  по линии пластиковых карточек необходимо предусматривать в ходе годового планирования и учитывать в модели.

11. Прочие расходы непроцентного содержания.

К этой статье расходов относятся  расходы, не вошедшие в предыдущие статьи, происхождение которых должно быть понятно специалистам. Например, расходы  на командировки, транспортные расходы  и др.

Модель, включившая в себя набор  вышеперечисленных элементов, практически  готова для наполнения данными. Теперь можно приступить к формированию показателей, которые необходимы для  получения оценки экономической  эффективности.

Для расчета непроцентной прибыли  достаточно будет сравнить непроцентные доходы и расходы. Для расчета  процентной прибыли — процентные доходы и расходы.

Немаловажное значение при проведении карточных проектов имеют доходы банка от использования денежных средств на карточных счетах в  активных операциях.

Процентная прибыль банка, получаемая за счет использования средств клиентов, привлеченных на карточные счета в активных банковских операциях, является прибылью, в которой присутствует вклад системы пластиковых карточек. Поэтому показатель получаемой процентной прибыли должен в полной мере учитываться в ходе оценки экономической окупаемости и эффективности проектов по внедрению карточных продуктов.

Расчет процентной прибыли не относится  к исключительной компетенции подразделений  пластиковых карточек и должен производиться  совместно с экономическими и  аналитическими службами банка. В банке  должны работать другие модели, которые  на информационном уровне взаимодействуют  с моделью системы пластиковых  карточек.

Как правило, расчеты процентной прибыли  имеют следующую последовательность:

1. Проводится анализ среднедневных остатков на карточных счетах за определенный период.

2. Из полученной величины остатков вычитается та доля остатков, которая не используется в активных операциях банка, а отвлекается:

  • в фонд обязательных резервов;
  • в кассу банка;
  • на корреспондентский счет банка;
  • на корсчета банков — участников клиринга по межбанковским расчетам и другие неработающие активы.

3. Далее рассчитываются:

  • среднегодовая процентная ставка размещения ресурсов;
  • среднегодовая процентная ставка стоимости ресурсов;
  • годовая процентная ставка внутренней стоимости банковских услуг (отношение административно-хозяйственных расходов к привлеченным средствам);
  • годовая процентная ставка чистого спреда (маржи, как результата вычитания из среднегодовой процентной ставки размещения ресурсов процентных ставок стоимости ресурсов и внутренней стоимости банковских услуг).

4. На следующем этапе рассчитывается валовая процентная прибыль, как произведение величины остатков, приносящих доход, на величину чистого спреда.

5. На заключительном этапе из  полученной процентной прибыли  вычитается сумма рассчитанных  отчислений из прибыли (в нашем  случае это налоги с процентных  доходов).

Данные показатели будут иметь  различное значение для каждого  банка в зависимости от условий  рынка, проводимой политики, установленного уровня банковской рентабельности, величины затрат на содержание административно-хозяйственной  структуры и других условий.

Таким образом, модель наращивается экономическими расчетами, связанными с деятельностью  всего банка. Происходит сращивание процессов пластиковых карточек с процессами деятельности всего  банка. Информационно-аналитическая  система банка начинает учитывать  и реагировать на детальные процессы, происходящие в среде пластиковых  карточек. Становится видна та информация, которая ранее была недоступна для  осмысления и понимания специалистами.

Несколько слов следует сказать  о среднегодовых остатках на карточных  счетах.

Данный показатель может рассчитываться несколькими способами:

  • как оставшаяся доля дебетового оборота после вычитания из кредитового оборота оборотов по выдаче наличных, торговых операций и перечислений;
  • как произведение среднестатистического показателя остатка на карточном счете одного клиента и количества карточек.

Специалисту, осуществляющему моделирование, необходимо знать, из каких соображений  была определена предполагаемая величина остатков на карточных счетах. Чтобы  расчеты имели точные значения, всегда должна соблюдаться следующая формула:

Входящий остаток + Кредитовый оборот – Дебетовый оборот = Исходящий  остаток.

На предпоследнем этапе проектирования структуры модели из ее элементов  формируются показатели финансовых результатов. Например, сумма показателей  непроцентной прибыли и процентной прибыли, прибыли для возмещения фондов. В расчетах задействованы  налоги, порядок и нормы формирования фондов и другие показатели.

На заключительном этапе структурного построения модели в нее включаются основные показатели сроков возврата денежных ресурсов, необходимых для  реализации проектов. Как правило, данный показатель рассчитывается операцией  деления первоначальных вложений на финансовый результат операционной деятельности банка. Данный показатель определяет время (количество месяцев, лет) окупаемости проекта. Часто  данный показатель называют операционной окупаемостью, т. е. окупаемостью за счет прибыли, получаемой от проведения операций непроцентного содержания. Его величина должна быть положительной. Это связано  с тем, что в ходе проведения процентной политики любой банк подстерегает высокая  степень процентного риска, связанного с возможным падением ставок размещения ресурсов или повышения стоимости  их привлечения, когда чистый спред может достигать минимальных или даже нулевых значений. Поэтому в ходе проработки проектов в обязательном порядке должна предусматриваться положительная операционная рентабельность.

В практической деятельности используется показатель эффективной окупаемости  вложений и затрат. Он определяет срок возврата ресурсов за счет финансового  результата (за счет «валовой» прибыли). Данный показатель является достаточно устойчивым для оценки проектов, так  как на него не влияют изменяющиеся нормы отчислений от прибыли и нормы ее распределения по фондам.

Информация о работе Тенденции развития операций с пластиковыми картами на примере карточного бизнеса Сбербанка России