Тенденции развития операций с пластиковыми картами на примере карточного бизнеса Сбербанка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: карточный бизнес Сибирского Банка Сбербанка России.
Предмет – операции с пластиковыми картами.
Цель исследования: анализ тенденций развития операций с пластиковыми картами на примере карточного бизнеса Сбербанка России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать классификацию и рассмотреть различные виды пластиковых карт;
рассмотреть теоретические аспекты операций коммерческих банков с пластиковыми картами: сущность, значение, основные виды операций, субъекты платежной системы;
проанализировать организацию работы с пластиковыми картами в Сбербанке России;
рассмотреть перспективы развития пластиковых карт на региональном рынке.

Файлы: 1 файл

18_05.docx

— 310.01 Кб (Скачать файл)

Представленная структура построения имитационной, структурно-динамической, балансовой модели не ограничивает пользователей  набором определенных показателей. В руках аналитика должен находиться конструктор показателей, который  поможет ему самостоятельно формировать  необходимые показатели для всестороннего (комплексного, системного) анализа  и получения достоверной оценки проектов внедрения и функционирования карточных продуктов с учетом их взаимосвязи с деятельностью  всего банка.

Известные нам методики моделирования, существующие на рынке, таких возможностей не предоставляют.

В настоящее время многие российские банки переходят на новые технологии информационно-аналитической работы. Делаются попытки создания полнофункциональных  информационно-аналитических систем. Думается, что без методов и  инструментов комплексного и системного (кибернетического) моделирования информационно-аналитическая  система банка не обойдется. Поэтому  модель функционирования системы банковских карточек необходимо рассматривать  в качестве органической части «модели  деятельности» всего банка, что  было частично продемонстрировано.

Принимая во внимание то, что «модель  банка» является системной частью его  информационно-аналитической системы, необходимо помнить, что другим системным  элементом выступает информационно-аналитическая  работа. Модель как средство получения  новой информации без участия  человека работать не будет. Специалисты  отделов пластиковых карточек должны уметь готовить информацию для дальнейшего  моделирования и получения новых  знаний. Без новых знаний развиваться  невозможно.

В помощь специалистам для организации  информационной работы можно предложить следующий перечень подготовительных мероприятий для проведения расчетов оценки окупаемости и экономической  эффективности проектов внедрения  карточных продуктов:

1. Определить и описать целевой рынок и конечную цель проведения проекта.

2. Составить перечень объектов анализа рынка карточных продуктов.

3. Организовать сбор и обработку недостающей исходной информации.

4. Провести анализ полученной информации и выявить основные факторы, влияющие на ход реализации проекта.

5. Провести анализ конкуренции со стороны других участников рынка.

6. Определить приоритетные направления и оптимальные пути внедрения проекта.

7. Определить основные источники доходов и расходов, возникающие в ходе реализации проекта.

8. Выявить и провести анализ основных рисков проведения проекта.

9. Провести анализ опыта других учреждений банка по реализации проектов.

10. Оценить сильные и слабые стороны проведения проекта.

11. Оценить рыночный спрос на услуги по каждому карточному продукту.

12. Оценить возможности банка по формированию нового спроса на данные услуги.

13. Оценить финансовые и организационные возможности банка по внедрению карточного продукта.

14. Оценить ценовые, тарифные и иные условия проведения проекта с точки зрения:

  • требований действующих нормативных документов Центрального банка и финансового учреждения;
  • договорных обязательств банка;
  • рамок технологических ограничений;
  • условий развития и состояния рынка пластиковых карточек в регионе.

15. Окончательно оценить риски проекта и определить источники их покрытия.

16. Оценить кадровые возможности банка и степень подготовленности персонала к проведению проекта.

17. Оценить степень готовности материально-технической базы, обеспечивающих служб и подразделений банка, участвующих в проекте.

18. Оценить возможности привлечения потенциальных партнеров и условий взаимовыгодного сотрудничества с ними в ходе реализации проекта.

19. Оценить готовность методической и правовой базы.

20. Произвести позиционную оценку приоритетности, перспективности и эффективности проведения данного проекта:

  • в общей структуре операций финансового учреждения;
  • в общей структуре действующей системы пластиковых карточек финансового учреждения;
  • в общей структуре конкуренции на рынке карточных продуктов в зоне территориальной ответственности финансового учреждения.

21. Обобщить информацию, полученную в ходе проведения подготовительных мероприятий, и подготовить исходные данные для включения в расчеты оценки окупаемости и экономической эффективности внедрения проекта.

Информационно-аналитическая система  банка, построенная на методах и  инструментах человеко-машинного моделирования, — это единственный известный  науке на сегодняшний день путь совершенствования  процессов управления и развития.

 

 

Глава 2. Анализ операций с пластиковыми картами  Сибирского Банка Сбербанка России (ОАО)

2.1. Организация работы  с пластиковыми картами в Сибирском Банке Сбербанка России

Как свидетельствуют  документы, развитие сберегательного  дела в Сибири началось в конце XIX – начале XX в.

На 1 августа 1928 г. сеть сберегательных касс Сибирского края включала 982 учреждения, в том числе 266 - в городе и 388 - в селе. В Сибирском округе с центром в Новосибирске работала также крепкая сеть сберкасс при почтовых учреждениях: здесь имелось 16 окружных контор, 112 отделений 210 штатных агентств. В 60-е и 70-е гг. растет число вкладчиков, увеличиваются денежные сбережения сибиряков. В 1975 г. в Новосибирской области было 656188 вкладчиков, а сумма вкладов на душу населения составляла 358 руб., в 1980 г. – соответственно, 850155 вкладчиков и 559 руб.

В 90-е гг. Новосибирский Сбербанк структурно входил в Сбербанк России. Закон “О банках и банковской деятельности” позволил значительно укрепить материально-техническую базу банка, в том числе филиальной сети. Активное развитие бизнеса пластиковых карт привело к тому, что карты становятся инструментом конкурентной борьбы банков не только за вкладчика, но и за заемщика.

В 1996 г. с  началом жесткой централизации  всех вопросов деятельности в центральном  офисе, Сбербанк России начал активный поиск единой платформы для развития карточного бизнеса, обязательной к  применению во всех своих территориальный  подразделениях. Именно к этому периоду  относится начало разработки и развития в Сибирском Банке системы расчетов на основе карточных технологий.

С самого начала банк СБ РФ не ставил своей целью накопление средств на карт-счетах населения. Внедрить систему безналичных расчетов в регионе - вот основная цель карточного проекта, исходя из которой и по сей день строится маркетинговая политика банка, предусматривающая в перспективе скидки на любой расчет пластиковой картой.

Очень привлекательным  является и то, что на остатки  денежных средств на карт - счетах (независимо от того, где находятся деньги - на счете или карте) начисляются ежедневные проценты с ежемесячной капитализацией, и нет никаких ограничений в сроках использования «электронных денег». - лимит расходования средств с карты очень на сегодняшний день не ограничен. То есть, та же категория населения, которая имеет возможность «хранить» деньги, может открыть в банке вклад до востребования с повышенным процентом; причем, депозиты, валютные счета и международные карты Сбербанк предоставляет только для рублевых пластиковых карт.

Сибирский Банк Сбербанка России последовательно  развивает систему безналичных  расчетов с использованием пластиковых  карт. На практике были разработаны  и опробованы различные технологии. На первом этапе предвиделось использование  карты с магнитной полосой - фактически планировалось заменить традиционные сберегательные книжки. Эффективность  их применения заключалась преимущественно  в ускорении обслуживания клиентов, отсутствии необходимости сличения подписи на расходном ордере с  имеющимся образцом, обеспечения  для клиента возможности получения  и внесения средств на счет в любом  филиале отделения независимо от места открытия счета. Низкая стоимость  карт, быстрота изготовления, оперативность  замены, высокая безопасность - все это получило бы высокую оценку у клиентов банка.

Однако, внедрение данной системы наряду с достоинствами, имело и ряд  существенных недостатков, например, она  не являлась, как таковой, системой расчетов; с использованием данных карт невозможно получить наличные деньги в банкомате и, самый главный недостаток - планируемая автоматизированная система предполагала действовать в рамках отдельных ОСБ, то есть, даже в пределах одного территориального банка клиент не смог бы получить свои средства в Московском отделении Сбербанка, если счет был открыт в ОСБ.

Таким образом, данная методика первоначальной оценки возврата денежных ресурсов для реализации карточных проектов и программ, внедренная банком СБ РФ, служит аналитическим инструментом, позволяющим постоянно отслеживать ход развития освоения банком рынка карточных продуктов в зависимости от изменяющейся обстановки, а также, инструментом оценки состояния, уровня и доли банков - конкурентов на каждом направлении рынка карточных продуктов.

Опыт  Сбербанка наглядно убеждает, что  любой банк может добиться больших  результатов в карточном бизнесе. Необходимо только на первом этапе  внедрения системы безналичных  расчетов создать наиболее выгодные условия для потенциальных держателей пластиковых карт и установить наиболее простые правила «игры». Люди не любят, когда меняются эти правила, следовательно стабильность действий банка - залог успеха карточного бизнеса.

 

Таблица 1 - Количество банковских карт, эмитированных  кредитными организациями, по типам  карт (тыс. ед.)

Период

Всего банковских карт

в том числе:

расчетные карты

из них:

кредитные карты

предоплаченные карты

расчетные карты с "овердрафтом"

2010 год

на 1.01.10

126 033

115 390

21 268

8 601

2 042

на 1.04.10

128 873

117 743

21 703

8 088

3 043

на 1.07.10

133 592

117 625

19 483

8 655

7 312

на 1.10.10

137 732

122 786

20 362

9 134

5 811

2011 год

на 1.01.11

144 419

127 787

22 452

10 047

6 585

на 1.04.11

146 782

128 497

22 780

10 792

7 494

на 1.07.11

157 453

135 152

23 916

12 217

10 085

на 1.10.11

167 585

140 517

23 605

13 485

13 583

2012 год

на 1.01.12

200 170

147 872

25 833

15 026

37 272

на 1.04.12

190 766

153 344

28 275

16 601

20 821

на 1.07.12

196 579

158 268

28 808

18 586

19 725

на 1.10.12

209 372

164 631

29 574

20 426

24 315

2013 год

на 1.01.13

239 545

169 010

31 788

22 483

48 052


 

В настоящее  время Банком СБ РФ эмитируются карты международных платежных систем «Visа Intеrnаtiоnаl», «Еurорау Intеrnаtiоnаl».

Динамика  выпуска банковских карт за 2008 - 2012 гг. представлена на рис. 4; видно, что выпуск банковских карт имеет положительную  тенденцию: если в 2008 г. выпуск составлял 100 млн ед., то в 2012 г. – уже больше 200 млн ед. (см. табл.1).

В последнее время наряду с потребительским  экспресс - кредитованием многие банки  стали активно предлагать своим  клиентам кредитные карты. Так, по данным ЦБ РФ, по итогам 2012 г. объем эмиссии  кредитных карт в России составил 22 483 тыс. ед., что составляет 9,4% от общего объема эмитированных карт. Наибольшую долю составляют расчетные карты – 70,6%. По сравнению с 2011 г. количество банковских карт увеличилось на 19,7%.

Если рассматривать структуру  банковских карт, эмитированных кредитными организациями, то видно, что наибольшую долю составляют расчетные карты (70,6%), из них 57,3% - расчетные карты без овердрафта и 13,3% - расчетные карты с овердрафтом, далее идут предоплаченные карты (20,1%) и кредитные карты (9,4%) (см. рис. 3).

Рисунок 3 - Структура банковских карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт на 01.01.2013 г., %.

 

В обращении  появились не только традиционные продукты на основе карт Сlаssiс/Mаss или Gоld с овердрафтным режимом ведения счета, но и ряд новых кредитных продуктов от международных платежных систем, таких, как Visа Еlесtrоn Instаnt или MаstеrСаrd Еlесtrоniс, которые ориентированы на массового потребителя.

 

Рисунок 4 - Количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями за 2008 – 2012 гг.

 

Естественно предположить, что конкуренция на рынке пластиковых карт в ближайшие годы ожесточится (учитывая, что операции по картам можно отнести в настоящее время к наиболее доходным видам банковской деятельности). Реализация зарплатных схем позволяет банкам получить доступ к дополнительным дешевым ресурсам, аналогичным расчетным счетам организаций, остатки по которым можно довольно точно прогнозировать. Издержки обслуживания карточных счетов достаточно низкие вследствие высокой степени автоматизации. Довольно существенны для банков и комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также эквайринговые поступления. С распространением кредитных карт банки получают больше процентных доходов по кредитам. А это в свою очередь означает, что банки заинтересованы в разностороннем развитии карточного бизнеса не меньше, чем пользователи карт.

Сбербанк  является крупнейшим банком России. Его деятельность служит примерным ориентиром для всех прочих российских коммерческих банков.

Информация о работе Тенденции развития операций с пластиковыми картами на примере карточного бизнеса Сбербанка России