Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:13, курсовая работа
Объект исследования: карточный бизнес Сибирского Банка Сбербанка России.
Предмет – операции с пластиковыми картами.
Цель исследования: анализ тенденций развития операций с пластиковыми картами на примере карточного бизнеса Сбербанка России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать классификацию и рассмотреть различные виды пластиковых карт;
рассмотреть теоретические аспекты операций коммерческих банков с пластиковыми картами: сущность, значение, основные виды операций, субъекты платежной системы;
проанализировать организацию работы с пластиковыми картами в Сбербанке России;
рассмотреть перспективы развития пластиковых карт на региональном рынке.
Представленная структура
Известные нам методики моделирования, существующие на рынке, таких возможностей не предоставляют.
В настоящее время многие российские
банки переходят на новые технологии
информационно-аналитической
Принимая во внимание то, что «модель
банка» является системной частью его
информационно-аналитической
В помощь специалистам для организации информационной работы можно предложить следующий перечень подготовительных мероприятий для проведения расчетов оценки окупаемости и экономической эффективности проектов внедрения карточных продуктов:
1. Определить и описать целевой рынок и конечную цель проведения проекта.
2. Составить перечень объектов анализа рынка карточных продуктов.
3. Организовать сбор и обработку недостающей исходной информации.
4. Провести анализ полученной информации и выявить основные факторы, влияющие на ход реализации проекта.
5. Провести анализ конкуренции со стороны других участников рынка.
6. Определить приоритетные направления и оптимальные пути внедрения проекта.
7. Определить основные источники доходов и расходов, возникающие в ходе реализации проекта.
8. Выявить и провести анализ основных рисков проведения проекта.
9. Провести анализ опыта других учреждений банка по реализации проектов.
10. Оценить сильные и слабые стороны проведения проекта.
11. Оценить рыночный спрос на услуги по каждому карточному продукту.
12. Оценить возможности банка по формированию нового спроса на данные услуги.
13. Оценить финансовые и организационные возможности банка по внедрению карточного продукта.
14. Оценить ценовые, тарифные и иные условия проведения проекта с точки зрения:
15. Окончательно оценить риски проекта и определить источники их покрытия.
16. Оценить кадровые возможности банка и степень подготовленности персонала к проведению проекта.
17. Оценить степень готовности материально-технической базы, обеспечивающих служб и подразделений банка, участвующих в проекте.
18. Оценить возможности привлечения потенциальных партнеров и условий взаимовыгодного сотрудничества с ними в ходе реализации проекта.
19. Оценить готовность методической и правовой базы.
20. Произвести позиционную оценку приоритетности, перспективности и эффективности проведения данного проекта:
21. Обобщить информацию, полученную в ходе проведения подготовительных мероприятий, и подготовить исходные данные для включения в расчеты оценки окупаемости и экономической эффективности внедрения проекта.
Информационно-аналитическая
Глава 2. Анализ операций с пластиковыми картами Сибирского Банка Сбербанка России (ОАО)
2.1. Организация работы
с пластиковыми картами в
Как свидетельствуют документы, развитие сберегательного дела в Сибири началось в конце XIX – начале XX в.
На 1 августа 1928 г. сеть сберегательных касс Сибирского края включала 982 учреждения, в том числе 266 - в городе и 388 - в селе. В Сибирском округе с центром в Новосибирске работала также крепкая сеть сберкасс при почтовых учреждениях: здесь имелось 16 окружных контор, 112 отделений 210 штатных агентств. В 60-е и 70-е гг. растет число вкладчиков, увеличиваются денежные сбережения сибиряков. В 1975 г. в Новосибирской области было 656188 вкладчиков, а сумма вкладов на душу населения составляла 358 руб., в 1980 г. – соответственно, 850155 вкладчиков и 559 руб.
В 90-е гг. Новосибирский Сбербанк структурно входил в Сбербанк России. Закон “О банках и банковской деятельности” позволил значительно укрепить материально-техническую базу банка, в том числе филиальной сети. Активное развитие бизнеса пластиковых карт привело к тому, что карты становятся инструментом конкурентной борьбы банков не только за вкладчика, но и за заемщика.
В 1996 г. с началом жесткой централизации всех вопросов деятельности в центральном офисе, Сбербанк России начал активный поиск единой платформы для развития карточного бизнеса, обязательной к применению во всех своих территориальный подразделениях. Именно к этому периоду относится начало разработки и развития в Сибирском Банке системы расчетов на основе карточных технологий.
С самого начала банк СБ РФ не ставил своей целью накопление средств на карт-счетах населения. Внедрить систему безналичных расчетов в регионе - вот основная цель карточного проекта, исходя из которой и по сей день строится маркетинговая политика банка, предусматривающая в перспективе скидки на любой расчет пластиковой картой.
Очень привлекательным является и то, что на остатки денежных средств на карт - счетах (независимо от того, где находятся деньги - на счете или карте) начисляются ежедневные проценты с ежемесячной капитализацией, и нет никаких ограничений в сроках использования «электронных денег». - лимит расходования средств с карты очень на сегодняшний день не ограничен. То есть, та же категория населения, которая имеет возможность «хранить» деньги, может открыть в банке вклад до востребования с повышенным процентом; причем, депозиты, валютные счета и международные карты Сбербанк предоставляет только для рублевых пластиковых карт.
Сибирский
Банк Сбербанка России последовательно
развивает систему безналичных
расчетов с использованием пластиковых
карт. На практике были разработаны
и опробованы различные технологии.
На первом этапе предвиделось использование
карты с магнитной полосой - фактически
планировалось заменить традиционные
сберегательные книжки. Эффективность
их применения заключалась преимущественно
в ускорении обслуживания клиентов,
отсутствии необходимости сличения
подписи на расходном ордере с
имеющимся образцом, обеспечения
для клиента возможности
Однако, внедрение данной системы наряду с достоинствами, имело и ряд существенных недостатков, например, она не являлась, как таковой, системой расчетов; с использованием данных карт невозможно получить наличные деньги в банкомате и, самый главный недостаток - планируемая автоматизированная система предполагала действовать в рамках отдельных ОСБ, то есть, даже в пределах одного территориального банка клиент не смог бы получить свои средства в Московском отделении Сбербанка, если счет был открыт в ОСБ.
Таким образом, данная методика первоначальной оценки возврата денежных ресурсов для реализации карточных проектов и программ, внедренная банком СБ РФ, служит аналитическим инструментом, позволяющим постоянно отслеживать ход развития освоения банком рынка карточных продуктов в зависимости от изменяющейся обстановки, а также, инструментом оценки состояния, уровня и доли банков - конкурентов на каждом направлении рынка карточных продуктов.
Опыт
Сбербанка наглядно убеждает, что
любой банк может добиться больших
результатов в карточном
Таблица 1 - Количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт (тыс. ед.)
Период |
Всего банковских карт |
в том числе: | |||
расчетные карты |
из них: |
кредитные карты |
предоплаченные карты | ||
расчетные карты с "овердрафтом" | |||||
2010 год | |||||
на 1.01.10 |
126 033 |
115 390 |
21 268 |
8 601 |
2 042 |
на 1.04.10 |
128 873 |
117 743 |
21 703 |
8 088 |
3 043 |
на 1.07.10 |
133 592 |
117 625 |
19 483 |
8 655 |
7 312 |
на 1.10.10 |
137 732 |
122 786 |
20 362 |
9 134 |
5 811 |
2011 год | |||||
на 1.01.11 |
144 419 |
127 787 |
22 452 |
10 047 |
6 585 |
на 1.04.11 |
146 782 |
128 497 |
22 780 |
10 792 |
7 494 |
на 1.07.11 |
157 453 |
135 152 |
23 916 |
12 217 |
10 085 |
на 1.10.11 |
167 585 |
140 517 |
23 605 |
13 485 |
13 583 |
2012 год | |||||
на 1.01.12 |
200 170 |
147 872 |
25 833 |
15 026 |
37 272 |
на 1.04.12 |
190 766 |
153 344 |
28 275 |
16 601 |
20 821 |
на 1.07.12 |
196 579 |
158 268 |
28 808 |
18 586 |
19 725 |
на 1.10.12 |
209 372 |
164 631 |
29 574 |
20 426 |
24 315 |
2013 год | |||||
на 1.01.13 |
239 545 |
169 010 |
31 788 |
22 483 |
48 052 |
В настоящее время Банком СБ РФ эмитируются карты международных платежных систем «Visа Intеrnаtiоnаl», «Еurорау Intеrnаtiоnаl».
Динамика выпуска банковских карт за 2008 - 2012 гг. представлена на рис. 4; видно, что выпуск банковских карт имеет положительную тенденцию: если в 2008 г. выпуск составлял 100 млн ед., то в 2012 г. – уже больше 200 млн ед. (см. табл.1).
В последнее время наряду с потребительским экспресс - кредитованием многие банки стали активно предлагать своим клиентам кредитные карты. Так, по данным ЦБ РФ, по итогам 2012 г. объем эмиссии кредитных карт в России составил 22 483 тыс. ед., что составляет 9,4% от общего объема эмитированных карт. Наибольшую долю составляют расчетные карты – 70,6%. По сравнению с 2011 г. количество банковских карт увеличилось на 19,7%.
Если рассматривать структуру банковских карт, эмитированных кредитными организациями, то видно, что наибольшую долю составляют расчетные карты (70,6%), из них 57,3% - расчетные карты без овердрафта и 13,3% - расчетные карты с овердрафтом, далее идут предоплаченные карты (20,1%) и кредитные карты (9,4%) (см. рис. 3).
Рисунок 3 - Структура банковских карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт на 01.01.2013 г., %.
В обращении появились не только традиционные продукты на основе карт Сlаssiс/Mаss или Gоld с овердрафтным режимом ведения счета, но и ряд новых кредитных продуктов от международных платежных систем, таких, как Visа Еlесtrоn Instаnt или MаstеrСаrd Еlесtrоniс, которые ориентированы на массового потребителя.
Рисунок 4 - Количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями за 2008 – 2012 гг.
Естественно предположить, что конкуренция на рынке пластиковых карт в ближайшие годы ожесточится (учитывая, что операции по картам можно отнести в настоящее время к наиболее доходным видам банковской деятельности). Реализация зарплатных схем позволяет банкам получить доступ к дополнительным дешевым ресурсам, аналогичным расчетным счетам организаций, остатки по которым можно довольно точно прогнозировать. Издержки обслуживания карточных счетов достаточно низкие вследствие высокой степени автоматизации. Довольно существенны для банков и комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также эквайринговые поступления. С распространением кредитных карт банки получают больше процентных доходов по кредитам. А это в свою очередь означает, что банки заинтересованы в разностороннем развитии карточного бизнеса не меньше, чем пользователи карт.
Сбербанк является крупнейшим банком России. Его деятельность служит примерным ориентиром для всех прочих российских коммерческих банков.