Теоретические аспекты предоставления услуг коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:20, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы. Целью дипломной работы является анализ действующей практики предоставления услуг коммерческими банками в Республики Казахстан. Анализ депозитного рынка РК, кредитоспособности, анализ автоматизированных процессов в банках. Рассмотрены пути решения проблем, возникающих на рынке банковских услуг.
Основные задачи работы. В соответствии с целью дипломной работы поставлены и решены следующие задачи:
ознакомится с теоретическими аспектами предоставления услуг коммерческими банками;
провести анализ и оценку действующей практики предоставления услуг коммерческими банками;
определить основные направления развития рынка банковских услуг;
рассмотреть проблемы, возникающие на рынке банковских услуг и определить пути их решения:

Содержание работы

Введение. 2
I. Теоретические аспекты предоставления услуг коммерческими банками 6
1.1 Сущность банковских услуг и продуктов. 6
1.2 Классификация банковских услуг. 10
II. Анализ действующей практики предоставления услуг коммерческими банками в рк. 21
2.1 Депозитный рынок на современном этапе. 21
2.2 Анализ кредитной деятельности банка. 44
2.3 Особенности обслуживание банковских карточек. 58
III. Проблемы и перспективы развития банковских услуг в РК.. 64
3.1 Проблемы внедрения новых услуг. 64
3.2 Пути решения проблем, возникающих на рынке банковских услуг. 66
Заключение. 80
Список использованной литературы.. 83

Файлы: 1 файл

диплом Услуги коммерч банков (Казахстан).docx

— 225.76 Кб (Скачать файл)

Содержание

   Введение. 2

I. Теоретические аспекты  предоставления услуг коммерческими  банками  6

1.1 Сущность банковских  услуг и продуктов. 6

1.2 Классификация банковских  услуг. 10

II. Анализ действующей  практики предоставления услуг  коммерческими банками в рк. 21

2.1 Депозитный рынок на  современном этапе. 21

2.2 Анализ кредитной деятельности  банка. 44

2.3 Особенности обслуживание  банковских карточек. 58

III. Проблемы и перспективы  развития банковских услуг в  РК.. 64

3.1 Проблемы внедрения  новых услуг. 64

3.2 Пути решения проблем,  возникающих на рынке банковских  услуг. 66

 Заключение. 80

 Список использованной  литературы.. 83

 

Введение

 Банковская система  - одна из важнейших и неотъемлемых  структур рыночной экономики.  Банки как финансовые посредники  привлекают капиталы хозорганов, сбережения населения, и другие  свободные денежные средства, высвобождающиеся  в процессе хозяйственной деятельности, и выдают их во временное  пользование заемщикам, проводят  денежные расчеты и оказывают  другие многочисленные услуги  для экономики, тем самым непосредственно  влияя на эффективность производства  и обращение общественного продукта.

 Проводимая в стране  экономическая реформа открыла  новый этап в развитии банковского  дела. Особую актуальность в условиях  перехода к рынку приобретают  вопросы перспектив развития  банков и других кредитных  институтов в нашей стране, ее  практическая реализация.

 Решение поставленной  задачи возможно лишь на основе  изучения практического осмысления  функционирования казахстанских,  а также зарубежных банков  и внедрения наиболее прогрессивных,  рациональных форм и методов  работы на практике. Это подтверждает  актуальность темы исследования.

 В последние годы  идет бурный процесс формирования  финансовых рынков - денежного рынка  и рынка капиталов. Развития  последнего невозможно без совершенствования  двуединого, взаимосвязанного процесса  мобилизации сбережений и инвестирования  средств. Сбережения представляют  собой разность между доходами  и потреблением.

 Инвестиции - вложения  средств с целью получения  дохода. Формы инвестирования сбережений  могут быть различными: прямое  вложение средств в производство  и косвенное, когда между владельцами  сбережений и их конечным "потреблением" выступают те или иные финансовые  посредники. Важно, чтобы в конечном  счете вложенные средства выступали  как фактор, способствующий развитию  производства и оздоровлению  экономики. 

 В процессе своей  деятельности банк вступает в  контакт с различными типами  аудиторий: конкурентами, клиентами,  государством и т.д., с которыми  банк взаимодействует с целью  оптимизации прибыли. 

 Однако это не единственная  цель, которую преследуют банки,  функционируя на рынке банковских  услуг. Кроме этого банки стремятся  обеспечить оптимальное сочетание  ликвидности и доходности финансовых  ресурсов, создание и поддержку  репутации банков и т.д. В  свою очередь, хорошая репутация  известность банка влияет на  количество клиентов, обращающихся  именно в этот банк.

 Отношения банка с  клиентурой возникает в процессе  покупки / продажи банковских  продуктов. Они включают в себя: предоставление кредитов, открытие  депозитных счетов, операции по  выпуску, покупке или продаже  ценных бумаг, валютные отношения,  расчетные операции, а также трастовые  услуги, хранение драгоценностей  и т.п. 

 Выполнение банковских  операций с широкой клиентурой - важная особенность современной  банковской деятельности во всех  странах мира, имеющих развитую  кредитную систему. 

 Известно, что ведущие  коммерческие банки Казахстана  стремятся выполнять широкий  круг операций и услуг для  своих клиентов с тем, чтобы  расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность.  При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности  предполагает предоставление банковских  услуг с минимальными издержками  для клиентов и самого банка,  использование приемлемых цен  на услуги, необходимые клиентам.

 Эффективная гибкая  система банковских операций  с широкой клиентурой может  и должна способствовать мобилизации  внутренних сбережений. Особое значение  приобретает в этой связи гибкое  банковское обслуживание, способное  реагировать на формирующиеся  потребности изменяющейся экономики. 

 Конкуренция на рынке  банковских услуг также влияет  на количественные и качественные  характеристики банковского обслуживания.

 В век стремительно  развивающихся информационных технологий  использование концепции предоставления  классических банковских услуг,  не обращая внимание на новые  технологии, может запросто привести  к банкротству. Поэтому все  банки большое внимание отводят  внедрению новых услуг и совершенствование  уже существующих.

 К новым услугам  относятся пластиковые карточки, межбанковские электронные расчеты,  образование финансового рынка  в мировой сети Интернет и  т.д. 

 На ряду с выполнением  традиционных банковских услуг  населению - привлечением средств  в депозиты, предоставлением ссуд  и осуществлением расчетно-кассового  обслуживания населения - современные  банковские институты в нашей  стране начинают выполнять электронные  услуги, к ним относятся пластиковые  карточки, межбанковские электронные  расчеты, образование финансового  рынка в мировой сети Интернет. Проводят маркетинговые исследования  по заказу клиентов, валютные  операции, прочие услуги, в том  числе трастовые, информационно-справочные  консультационные, фондовые и другие.

 Значение активизации  роли банков, обслуживающих население,  состоит в том, чтобы при  наименьших затратах содействовать  максимальному эффекту, наиболее  полному удовлетворению потребностей  клиентов в банковском обслуживании, улучшению качества банковского  обслуживания частных лиц, расширению  спектра банковских услуг и  снижению их себестоимости. 

 Выше изложенное, а  также тот факт, что современное  состояние и перспективы развития  банковского обслуживания населения  не было предметом специального  исследования экономистов в нашей  стране, подчеркивает новизну и  актуальность темы моей дипломной  работы в условиях перехода  к рынку. 

 Теоретической и практической  основой данной работы являются  материалы исследования экономистов  по смежным проблемам, как в  нашей стране, так и за рубежом,  материалы, полученные в процессе  анализа работы коммерческих  банков Казахстана и западных  стран, статистические материалы  и данные изданий периодической  печати.

 Целью дипломной работы. Целью дипломной работы является  анализ действующей практики  предоставления услуг коммерческими  банками в Республики Казахстан.  Анализ депозитного рынка РК, кредитоспособности, анализ автоматизированных  процессов в банках. Рассмотрены  пути решения проблем, возникающих  на рынке банковских услуг. 

 Основные задачи работы. В соответствии с целью дипломной  работы поставлены и решены  следующие задачи:

 ознакомится с теоретическими  аспектами предоставления услуг  коммерческими банками; 

 провести анализ и  оценку действующей практики  предоставления услуг коммерческими  банками; 

 определить основные  направления развития рынка банковских  услуг; 

 рассмотреть проблемы, возникающие на рынке банковских  услуг и определить пути их  решения: 

 Методологической основой  работы явились законодательные  и нормативные акты Правительства  Республики Казахстан, Национального  Банка РК, регулирующих деятельность  банков, статистические материалы  Агентства по статистики Республики  Казахстан. В процессе работы  применялись общенаучные, статистические  и экономико-математические методы.

 Практической основой  работы являются нормативные  и финансовые документы Народного  банка Казахстана.

 

I. Теоретические аспекты  предоставления услуг коммерческими  банками

1.1 Сущность банковских  услуг и продуктов

 Рассматривая этапы  развития банковской системы  в Казахстане, мы наблюдаем картину  сокращения банковских институтов: если в 1993 году в стране насчитывалось  204 банка, к 1997 году их стало  82, а на начало июля 2000 г. функционирует  48 банков, в 2002 году 44. Причинами данной  ситуации могут служить как  внешние факторы (такие, как  экономическая ситуация в целом  в республике, степень развития  банковского законодательства, отвечающего  требованиям рыночной экономики,  конкуренция на рынке банковских  услуг и другие), так и внутренние  факторы (такие, как наличие  у банка необходимых ресурсов, политика банка в отношении  проводимых операций и т.п.). Так,  одной из причин является конкуренция  банков в сфере предоставляемых  услуг. Мы хотели бы уяснить,  что такое "услуга банка", а для этого необходимо разобраться,  чем банки, собственно, занимаются  или могут заниматься.

 Известно, что банки  осуществляют различные операции  и услуги. Закон Республики Казахстан  "О банках и банковской деятельности  в Республике Казахстан" определяет  банковскую деятельность как  "осуществление банковских операций, а также проведение иных установленных  настоящей статьей операций банками". В Законе "О банках и банковской  деятельности в Российской Федерации"  говорится, что банковская деятельность - это банковские операции, а также  другие сделки, разрешаемые настоящим  Законом, другими законодательными  актами Российской Федерации  для проведения банками и кредитными  учреждениями помимо банковских  операций". Мы видим, что в обоих законах присутствует понятие "банковской операции", в то же время понятие "банковская услуга" постоянно присутствует во всех упоминаниях относительно банковской деятельности. В экономической науке существует множество подходов к толкованию этих двух понятий. В "Финансово-Кредитном словаре" под редакцией Гарбузова В.Ф. дается следующее определение банковских операций: "банковские операции - операции банков по привлечению денежных средств и их размещению, выпуску в обращение и изъятию из него денег, осуществление расчетов и т.п. ". На вопрос - чем же занимается банк - оказанием услуг или проведением операций - ответить сложно. Попытаемся разобраться в этом вопросе, первоначально изучив само понятие "банк".

"Банк" - это специфический  экономический институт, создающий  особый продукт, связанный с  движением денежных потоков, аккумулированных  у юридических и физических  лиц, предоставляющий за счет  этих денежных средств банковские  услуги".

 Чем же отличаются  банки от других финансовых  посредников? Во-первых, для банков  характерен двойной обмен долговыми  обязательствами: они размещают  собственные долговые обязательства,  а мобилизованные на этой основе  средства размещают в долговые  обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Во - вторых, банки отличает принятие на  себя обязательств с фиксированной  суммой долга перед юридическими  и физическими лицами. В-третьих,  банки опосредуют движение денежных  средств между государствами,  предприятиями, населением, осуществляя  расчетно-кассовое обслуживание, выпуская  и обслуживая электронные деньги, пластиковые карты. Можно сказать,  что сущность банков в аккумуляции  капитала, не участвующего в производственном  процессе и приложение данного  капитала к труду, делу с  целью создания новых благ  и услуг. То есть банки являются  посредниками между производителем  и потребителем, при этом они  участвуют в двухстороннем обмене. Наглядно это можно продемонстрировать  в виде следующей схемы: 

 

 

 

 Эта схема отражает  основной вид банковской деятельности, связанный с привлечением денежных  средств и размещением их на  условиях платности, срочности  и возвратности. Но банк является  универсальным предприятием и  оказывает широкий спектр финансовых  услуг, где схема взаимодействия  банка и клиентов будет представлена  в виде аналогичной схемы: 

 Определение сущности  понятия "банк" и построение  схемы клиент - банк - клиент было  необходимо для выявления итогового  результата деятельности такого  предприятия как банк. Если в  сфере материального производства  итогом деятельности является  готовый продукт, то в банковской  сфере итогом деятельности - банковская  услуга. Необходимо отметить, что  экономическая наука под услугами  понимает своеобразный полезный  эффект труда, не создающего  материальных благ, но полезного  именно как процесс. Услуга - это  вид деятельности, работ, в процессе  выполнения которых не создается  новый, ранее не существовавший  материально-вещественный продукт,  но изменяется качество уже  имеющегося, созданного продукта. Другими  словами, услуга - это нематериальные  блага как особый вид результатов  или продуктов труда. То есть, операции банков в их собственном  качестве с точки зрения результата  эффекта такой деятельности - это  оказание услуг клиентам. Именно  наличие клиента и предопределяет  трансформацию операции банка  в его услугу. Можно проследить  направления банковской деятельности, где происходит такая трансформация.  Все операции коммерческих банков  можно подразделить на три  группы:

Информация о работе Теоретические аспекты предоставления услуг коммерческими банками