Теоретические аспекты предоставления услуг коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:20, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы. Целью дипломной работы является анализ действующей практики предоставления услуг коммерческими банками в Республики Казахстан. Анализ депозитного рынка РК, кредитоспособности, анализ автоматизированных процессов в банках. Рассмотрены пути решения проблем, возникающих на рынке банковских услуг.
Основные задачи работы. В соответствии с целью дипломной работы поставлены и решены следующие задачи:
ознакомится с теоретическими аспектами предоставления услуг коммерческими банками;
провести анализ и оценку действующей практики предоставления услуг коммерческими банками;
определить основные направления развития рынка банковских услуг;
рассмотреть проблемы, возникающие на рынке банковских услуг и определить пути их решения:

Содержание работы

Введение. 2
I. Теоретические аспекты предоставления услуг коммерческими банками 6
1.1 Сущность банковских услуг и продуктов. 6
1.2 Классификация банковских услуг. 10
II. Анализ действующей практики предоставления услуг коммерческими банками в рк. 21
2.1 Депозитный рынок на современном этапе. 21
2.2 Анализ кредитной деятельности банка. 44
2.3 Особенности обслуживание банковских карточек. 58
III. Проблемы и перспективы развития банковских услуг в РК.. 64
3.1 Проблемы внедрения новых услуг. 64
3.2 Пути решения проблем, возникающих на рынке банковских услуг. 66
Заключение. 80
Список использованной литературы.. 83

Файлы: 1 файл

диплом Услуги коммерч банков (Казахстан).docx

— 225.76 Кб (Скачать файл)

 На комиссионные же  началах коммерческие банки по  договоренности с организациями,  выпустившими облигации и другие  ценные бумаги, могут взять на  себя их продажу, перепродажу  или получение дохода по ним. 

 Банки могут принимать  от заемщиков ценные бумаги  в качестве залога по выданным  ссудам. Порядок получения дохода  по ценным бумагам в период  действия залога определяется  в кредитном договоре, заключаемом  между ссудозаемщиком и банком.

 На основании различных  инвестиций формируется инвестиционный  портфель банка. 

 Инвестиционный портфель  банка - это совокупность ценных  бумаг, приобретенных банком в  ходе активных операций. Он включает: инструменты денежного рынка  - сроком до года, с низким риском  и высокой ликвидностью;

 инструменты рынка  капиталов (сроком более года  с более высокой доходностью);

 новые финансовые инструменты  и др.

 Крупные банки, как  правило, акцентируют внимание  на бумагах местных органов  власти, частных лиц, иностранных  бумагах. 

 Мелкие банки специализируется  на государственных бумагах. 

 Доходы от инвестиционного  портфеля включает:

 поступления в форме  процентных платежей;

 доход от повышения  капитальной стоимости бумаг,  находящихся в портфеле бумаг;

 комиссия за оказание  инвестиционных услуг;

 спрэд - разница между  курсами покупок и продаж при  дилерских операциях. 

 Для получения максимального  эффекта от операций с ценными  бумагами необходимо разработать  стратегию банковских инвестиций. Выделяют пассивную и агрессивную  стратегию. 

 В процессе своей  деятельности каждое предприятие  находится в непрерывной связи  с другими хозяйствующими субъектами, государством, банками, рабочими  и служащими, другими партнерами. Такие отношения предприятий  осуществляются при помощи денег,  а их совокупность в масштабах  страны представляет собой денежный  оборот.

 Денежный оборот осуществляется  в двух формах - в форме обращения  наличных денег и в форме  безналичных расчетов.

 Безналичные расчеты  осуществляются путем списания  денежных средств со счетов  плательщиков и зачисления их  на счета получателей, а также  путем зачета встречных обязательств.

 Благодаря использованию  безналичных расчетов достигается  огромная экономия издержек обращения,  ускоряются и облегчаются расчеты,  обеспечивается сохранность денежных  средств, улучшается организация  денежного обращения. 

 Безналичные расчеты  в системе национальных платежей  республики, определяют общие подходы  к организации расчетов и единому  документообороту в банках; предусматривают  формы безналичных расчетов и  расчетные документы, применяемые  юридическими лицами всех организационно-правовых  форм и физическими лицами.

 Основные формы безналичных  расчетов:

 платежное поручение;

 акцептованное платежное  поручение;

 платежное требование-поручение;

 аккредитив;

 чек;

 инкассовое поручение. 

 Платежное поручение  - поручение данное плательщиком  обслуживающему банку, перечислить  бенефициару определенную сумму  денег. 

 Акцептованное платежное  поручение представляет собой  поручение, данное самим плательщиком  банку-плательщику, о перечислении  определенной суммы денег через  почту на имя отдельных граждан  причитающихся им лично денежных  средств. 

 Платежное требование-поручение  - требование бенефициара к плательщику  оплатить на основании направленных  ему, минуя банк, отгрузочных документов  о стоимости поставленной продукции,  оказанных услуг и других платежей  по договору.

 Аккредитив представляет  собой обязательство банка об  уплате определенной суммы денег  бенефициару за отпущенные товары  или оказанные услуги при предъявлении  документов, подтверждающих отправку  товара или оказание услуг  в установленный период.

 Чек - расчетный документ, посредством которого чекодатель  дает распоряжение банку-плательщику  оплатить определенную сумму  денег при предъявлении чекодержателем  чека.

 Инкассовое поручение  - поручение бенефициара на бесспорное  списание определенной суммы  денежных средств со счета  плательщика без его согласия  на основании исполнительных  документов или других законодательных  актов, предусматривающих право  бесспорного списания.

 Клиринг. По согласованию  между предприятиями могут производиться  зачеты взаимной задолженности  минуя банк. На сумму разницы  по зачету в банк представляется платежное поручение или чек, в котором в графе “Назначение платежа” делается ссылка на акт сверки.

 Кроме текущих денежных  операций и услуг, оказываемых  клиентам, банки также консультируют  клиентов в вопросах управления  капиталом. 

 Клиент, его запросы  и пожелания, их удовлетворение - важный аспект работы банка. 

 Банк, его работники,  заинтересованные в клиентуре,  призваны выступать не только  в качестве одной из сторон  в финансовой операции, но и  в качестве консультантов клиента,  кровно заинтересованных в его  благополучии, в упрочении его  финансового положения. Ведь клиент - равноправный партнер банка  важно “не упустить”. Для этого  нужно подробно разъяснить ему  возможные варианты сделки, порекомендовать  наиболее для него выигрышные.

 Так, например, при  предоставлении кредита банк  сам анализирует и предлагает  наиболее оптимальный размер  кредита и сроки его погашения. 

 Аналогично с депозитами - при открытии счета, банк узнает, на какие цели открывается  счет и посоветует наиболее  приемлемый вид счета. 

 Банк занимается консалтингом  по поводу инвестирования в  ценные бумаги и т.д. 

 На каждом этапе  общения с клиентом, в том числе  в рамках разработки и выполнения  договора, следует разъяснять клиенту  его возможности, подсказывать  наиболее эффективные пути реализации  намеченного, все время памятуя,  что благосостояние клиента - это благосостояние и его банка. 

 Трастовые услуги - операции  по управлению собственностью, другими  активами, принадлежащими клиенту.  В настоящее время трастовые  операции являются наиболее важными,  поскольку банк выступает полномочным  представителем-посредником между  рынком и клиентом и получает  целый ряд очевидных выгод  от их совершения.

 Банковские трастовые  операции делятся на следующие  виды:

 трастовые услуги частным  лицам;

 трастовые услуги коммерческим  предприятиям;

 трастовые услуги некоммерческим  организациям.

 Трастовые услуги частным  лицам бывают завещательные и  прижизненные.

 Завещательные трасты  вступают в силу только после  смерти собственника; прижизненные  действуют при жизни его владельца.  Завещательные трасты обычно  создаются учредителем тогда,  когда он хочет распределить  активы бенефициарам в форме  траста. Прижизненные трасты создаются  для передачи права собственности  на активы, чтобы владелец мог  избежать налогов или принимать ежедневные решения по инвестициям, связанным с управлением имуществом.

 Трастовые услуги коммерческим  предприятиям делятся на агентские  и попечительские.

 Трастовые подразделения  банков часто действуют как  агенты деловых фирм. Эта деятельность  обычно включает работу по  выпуску ценных бумаг в интересах  коммерческих клиентов, выплату  дивидендов и их реинвестирование  по требованию акционеров и  погашение ценных бумаг по  истечении срока. 

 Попечительские операции  связаны с функционированием  рынка коммерческих бумаг, на  котором продаются необеспеченные  закладные крупных компаний. Трастовые  отделы банков ведут учет закупок  коммерческих бумаг, следят за  поставками всех реализуемых  ценных бумаг инвесторам и  производят выплату владельцам  тех ценных бумаг, срок погашения  которых истек. 

 Поручительство - соглашение, в котором поручитель принимает  на себя обязательство перед  кредитором заемщика отвечать  за исполнение последним его  обязательства полностью или  в части.

Указанное соглашение оформляется  договором в письменной форме.

 Поручительство может  обеспечивать как уже существующие  требования, так и требования, которые  могут возникнуть в будущем. 

 

II. Анализ действующей  практики предоставления услуг  коммерческими банками в рк

2.1 Депозитный рынок на  современном этапе

 Являясь сложной динамичной  системой, депозитный рынок Республики  Казахстан постоянно испытывает  на себе влияние внутренних  и внешних факторов. Представленный  множеством субъектов, каждый  из которых стремится реализовать  свои собственные интересы, он  в тоже время находится в  русле основных течений, сформировавшихся  в экономике Казахстана в последнее  время. При этом в динамике  развития рынка депозитов также  можно определить ряд собственных  тенденций и закономерностей. 

 На основе статистических  данных, опубликованных Национальным  банком Республики Казахстан,  а также собственных расчетных  данных проведем анализ депозитного  рынка, дадим ему краткую характеристику.

 Самый первый факт, который необходимо констатировать - это положительная динамика  роста объема депозитов в период  с января по октябрь 2000 года. С начала года прирост составил 111,87 млрд. тенге (65,6%) в "номинальном выражении" и 747,3 118В (60,6%) - в реальном (т.е. в пересчете на средний официальный обменный курс Т / $).

 Однако, несмотря на  столь внушительный рост, в складывающейся  ситуации можно выделить и  неблагоприятные моменты. Обращает  на себя внимание тенденция  "непривлекательности" формирования  сбережений в национальной валюте. И это, несмотря на то, что  за рассматриваемый период у  субъектов экономики фактические  не было поводов сомневаться  в адекватности прогнозов о  сохранении низких темпов инфляции  и девальвации тенге. 

 Четко прослеживается  зависимость динамики объемов  депозитов, структурированных по  валюте, от динамики национальной  валюты тенге. 

 Так, в течение первой  половины года практически не  наблюдался рост депозитов в  национальной валюте, (девальвация  тенге за 5 первых месяцев года  составила 2,87%) и лишь в июне  удалось переломить этот "застой" и постепенно набрать устойчивый  темп роста (девальвация тенге  в период с июня по октябрь  составила 0,15%). На конец рассматриваемого  период прирост депозитов в  национальной валюте составил 49,9% номинально и 45,3% реально по  сравнению с началом года. В  этот же самое время рынок  валютных депозитов демонстрировал  совершенно противоположную динамику: рост в первой половине и  замедление во второй. В августе  и в сентябре наблюдался даже  некоторый спад, вызванный по  всей видимости стабильностью  тенге (ревальвация тенге в  августе месяце составила 0,13%); однако, в октябре месяце внове  произошел прирост на 14,1% по сравнению  с сентябрем, и составил 82,8% по  сравнению с началом года (77,3% в пересчете на американский  доллар). Темп прироста депозитов  в иностранной валюте превзошел  аналогичный темп прироста по  тенговым депозитам в 1,7 раз.

 Прирост ресурсной  базы банков в виде депозитных  средств происходил в большей  степени за счет депозитов  в иностранной валюте, доля которых  в процентах к общему объему  привлеченных депозитов предприятий  и физических лиц на конец  июня месяца достигла своего  максимума за последние 2 года  и составила 56,7%, т.е. больше  половины всего объема.

 Это может служить  серьезным основанием предполагать  о наличии признака усиления  негативного процесса долларизации страны. Даже предприятия, финансы которых составляют основу привлеченных средств банков в виде депозитов в своих текущих целях формирования банковских вкладов, практически в равной степени используя как национальную, так и иностранную валюту, на конец периода отдали предпочтение вкладам в свободно конвертируемой валюте (рисунок 1).

 

 Рисунок 1. Динамика  депозитного рынка и его структура  по субъектам 300000

мар98 июн 98 сен98 дек98 мар99 июн99 сен99 дек99 марОО апрОО май 00

 Объем депозитов (физических  лиц)

 Объем депозитов небанковских  юридических лиц

 Как показывают статистические  данные, опубликованные Национальным  банком Республики Казахстан,  переводимые депозиты (почти деньги) в иностранной валюте со стороны  небанковских юридических лиц  составили в тенговом эквиваленте 44112 млн. (около $310 млн) против 43615 млн., вложенных в национальной валюте (примерно $306,5 млн). Такое, казалось бы незначительное отклонение привлекло внимание в связи с тем, что за исключением данных на конец 1999 года в первые четыре месяца 2000 года объемы средств высокой ликвидности, вложенные на переводимые депозиты в тенге, значительно превосходили размеры аналогов в иностранной валюте.

Информация о работе Теоретические аспекты предоставления услуг коммерческими банками