Учет дебиторской и кредититорской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы состоит в изучение порядка учета дебиторской и кредиторской задолженности, на примере организации, а также разработка путей его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими аспектами учета дебиторской и кредиторской задолженности по основным счетам ее возникновения;
- охарактеризовать систему и принципы учета дебиторской и кредиторской задолженности в организации;
-предложить пути совершенствования учета дебиторской и кредиторской задолженности хозяйства;

Файлы: 1 файл

учет дебит. и кредит. задолж. курсовая.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

Если при  приемке материалов от поставщиков  установлено расхождение с данными  сопроводительных документов либо условиями договоров (недостача, излишки, пересортица, вмятины, поломка, бой), а также в случае неотфактурованной поставки, специальной комиссией с участием представителя поставщика или независимой организации составляется акт о приемке материалом (форма № М-7) в двух экземплярах. При этом приходный ордер не выписывается, приемный акт является одновременно приходным документом и основанием для предъявления претензий и исков к поставщику или транспортной организации, уточнения расчетов с поставщиком.

Акт о приемке материалов предназначен для оформления поступивших материальных ценностей в тех случаях, когда имеются расхождения по количеству, качеству, ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке материалов, поступивших без документов поставщика (неотфактурованных поставок). Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, составляется членами комиссии по приему материалов с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика либо незаинтересованной организации. Утверждается руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, другой — в отдел снабжения или в бухгалтерию для направления претензии поставщику.

Аналитический учет по счету 60 (пассивный). ведется по каждому предъявленному счету, а учет расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:

- поставщикам  по акцептованным и другим  расчетным документам, срок оплаты  которых не наступил;

- поставщикам  по не оплаченным в срок  расчетным документам;

- поставщикам  по неотфактурованным поставкам;

- поставщикам  по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

- поставщикам  по просроченным оплатой векселям;

- поставщикам  по полученному коммерческому  кредиту.

В общем случае при проведении расчетов за приобретенные товароматериальных ценностей в организациях оформляются следующие бухгалтерские проводки:

Д-т, 10.02 К-т 60 – 2 586 254,30 руб – поступили удобрения от ООО «Волгохимсервис» по товарной накладной ТОРГ №12; Д-т, 19.3. К-т 60 -465525,77руб. - оприходован  НДС, выставленный по счет-факутре  от  ООО «Ревада»;

Д-т, 41 К-т 60- 1180256 руб.- оприходован товар (мука) от ООО «Волгоградская мельница»; Д-т, 19.3. К-т 60 -212446,08 руб – оприходован НДС;

Д-т, 25 К-т 60- 2568520, 46 руб.- поступила электроэнергия от ОАО «Волгоградэнергосбыт» по акту; Д-т, 19.3. К-т 60 -462333,68 руб – оприходован НДС;

Д-т, 97 К-т 60-36000 руб. – оприходована годовая абонентская плата за информационно-правовую систему Главбух.

Д-т, 26 К-т 60- 8000 руб- оприходованы услуги ИП Самойлов по замене ЭЛКЗ на кассовой машине  ( без НДС);

По дебету счета 60 проводятся суммы оплаты полученных товаров, работ или услуг. При этом кредитуются счета учета денежных средств или дебиторской задолженности в зависимости от того, какая схема оплаты принята (последующая или предварительная).

Д-т, 60 К-т 51 – 3051780,07 руб – погашена задолженность перед  ООО «Волгохимсервис»;

Д-т, 60.2. К-т 51 –100000 руб – оплачен счет ООО «Лукой-Нефтебаза»;

Д-т, 60. К-т 50-5000 руб. –оплачены автоуслуги ИП Лагутину, за доставку груза;

Д-т, 60. К-т 51-128500 ру; - закрыта задолженность перед ООО «Титан»

        

    1.   Учет расчетов с покупателями и заказчиками в

ООО «Агрофирма «Абгонеровская»

 

Реализация  товаров в ООО «Агрофирма «Абгонеровская»  осуществляется по договорам купли-продажи. При реализации товаров организация  выписывает следующие документы:

- товаратранспортную накладную формы ТОРГ 12 в трех формах.(на склад, в бухгалтерию, покупателям),  счет-фактуру в двух экземплярах и кассовый чек с корешком приходного ордера ( при наличном расчете) . Один  экземпляр счет-фактуры  передается покупателю, второй остается в бухгалтерии и регистрируется в книги исходящих счет-фактур. Счет-фактуру, подписывает директор предприятия и главный бухгалтер или уполномоченные по приказу лица.  Копия приказа так же выдается покупателям.

Если отгрузка осуществляется посредством стороннего автотранспорта, то выписывается транспортная накладная в трех экземплярах. ( покупателю, в бухгалтерию, автотранспортной организации). Обязательны при получении продукции является так же доверенность от покупателя, или печать на отгрузочных документах, если продукцию получает руководитель организации-покупателя.

В конце квартала отгрузочные накладные подшиваются  вместе с реестром и относиться в  архив, так же как и документы  на поступление товароматериальных ценностей.

Процессу отгрузки продукции предшествует подготовительная работа, которую ведут менеджеры. Она заключается в заключении договоров ( по новым покупателям), согласовании заявок, сроков оплаты и выставлении счетов на оплату. При отгрузки проверяются условия оплаты: если это предоплата- поступили ли деньги на  счет предприятия; если отсрочка платежа- есть ли задолженность по предыдущим поставкам.

Договора с  покупателями так же предусматривают  значительные отсрочки платежей, «коридоры» задолженности. Однако зачастую условия  договоров нарушаются, что вызывает споры и дополнительные судебные издержки.  Данная практика, на наш взгляд подрывает экономику предприятия, нарушает правила ведения расчетной дисциплины. Данная проблема на предприятии сейчас решается, и во многом она обусловлена слабой работой юридической службы. 

Расчеты с покупателями и поставщиками прочими контрагентами  ведутся в большей  массе посредством  безналичного расчета. При приеме наличных в кассу соблюдаются требования кассовой дисциплины, а именно, не допускается  превышение лимита в 100 тыс. рублей при расчетах между юридическими лицами и предпринимателями по одному договору. Предприятие систематически проходит проверки кассовой дисциплины в обслуживающих банках.

Чек предприятия  отражает обязательные реквизиты: - наименование организации; ИНН (идентификационный номер) организации-налогоплательщика; заводской номер контрольно-кассовой машины;- порядковый номер чека; - дата и время покупки; - стоимость покупки; - признак фискального режима.

Безналичные расчеты  производятся через банки, иные кредитные организации (далее - банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов (ст. 861 ГК РФ).

При расчетах платежным  поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Безналичный расчет на предприятии осуществляется посредством   платежных поручений,   расчетами по инкассо. При этом используется электронные формы расчета посредством «Клиент-Банка». ООО «Агрофирма Абганеровская» имеет 1 расчетный счет в ОАО «Россельхозбанке».

Содержание  платежного поручения и представляемых вместе с ним расчетных документов и их форма должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

При несоответствии платежного поручения требованиям, указаннным выше, банк может уточнить содержание поручения. Такой запрос делается незамедлительно по получении поручения. Обычно платежное поручение «отвергается» с просьбой пояснения либо платежа либо получателя средств.

Инкассо используется очень редко на предприятии,  при  помощи него оплачивается задолженность  по налогам и взносам в внебюджетные фонды. За анализируемый период это было один раз в размере 12,20 руб по требованию Пенсионного фонда РФ. Порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Электронная система  «Клиент-Банк» позволяет оперативно отслеживать поступление денег  на расчетный счет и оплачивать долги  предприятия. Ежедневно распечатывается  выписка по счету с первичными, оправдательными документами, и банк за месяц подшивается в папки.

Для учета расчетов  с покупателями используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По дебиту счета отражается стоимость  реализованной продукции, по кредиту  поступление денежных средств. Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому покупателю в разрезе договоров и счетов.

Учет расчетов с покупателями в ООО «Агрофирма Абганеровская» отражается следующим образом:

Д-т, 62.1 К-т 90.1 - 1125000- руб- реализована продукция ООО Пирамида-Юг» с последующей оплатой;

Д-т, 51. К-т 62.1. -100 000 руб- погашена часть дебиторской задолженности ООО «Пирамида-Юг» в соответствии с условиями договора;

Д-т, 51 К-т 62.2. –1000000 руб.  оплачен счет ООО «Зори Поволжья»;

Д-т, 62.1 К-т 90- 5620 руб- реализована продукция частному лицу

Д-т, 50 К-т 62.- 5620- оплата поступила в кассу предприятия.

Д-т, 62.1 К-т 91.1- 258360 руб. реализовано сырье, ( ГСМ) КФХ «Пономарев».

 

2.5. Учет  расчетов с   прочими кредиторами и дебиторами в ООО «Агрофирма «Абгонеровская»

За период анализа  в работе предприятия находилось 2 кредитных договора. Все они были взяты на  пополнение оборотных средств. Все эти кредиты- долгосрочные, сроком от 3-до 5 лет. На 30.09.2012г. у предприятия остался 1 кредитный договор. Последний договор, июнь 2012г. на сумму 29 миллионов рублей был взят в ОАО «Россельхозбанке» под процентные ставки- 12,75% годовых

Первичными  документами по учету кредитом в  организации являются:  кредитный  договор; выписка из ссудного счета; мемориальные ордера банков, подтверждающие списание и оприходывание денежных средств по ссудному счету; график погашения процентов.

Кредиты предприятия  привлекает под залог имущества: недвижимость и товары в обороте. При этом залог имущества, в том числе земли, (ипотека) подлежит обязательной регистрации.

Для учета операций по кредитам ООО «Агрофирма Абганеровская»  использует счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»  к счету открыто 2 субсчета: 67.1- по учету основного  долга и 67.2- по учету процентов. Счет пассивный- по кредиту отражается получение займов и начисленные проценты, по дебиту их погашение. Аналитический учет кредитов ведется в разрезе банков и договоров.

Д-т, 51. К-т 67.1.-29000000 руб.- получен кредит от ОАО «Россельхозбанк»  сроком на 3 года под 12,75% годовых.

Д-т, 67.1 К-т 51- 5000000 руб.- погашен основной долг по кредиту

 Д-т, 67.2. К-т 51-  902609,58 погашены проценты за июль

Д-т, 91.2. К-т 67,2-902609,58 -отнесены на внереализационные доходы проценты по кредиту.

Кассир выдает денежные средства в подотчет, только тем лицам которые утверждены приказом руководителя. Данный приказ оформляется с начала нового рабочего года, и дополняется по мере изменения состава подотчетных лиц. На предприятии подотчетными лицами являются: водители, (по командировочным расходам), начальники участков (по хозяйственным расходам), директор  и главный бухгалтер. Основанием для выдачи денежных средств на командировочные расходы является приказ на командировку и командировочное удостоверение. При этом утвержден лимит расходов: суточных в пределах соседних регионов- 300 руб, в г. Москву и Санкт-Петербург- 500 руб.

Фактическое время пребывания работника в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из него; днем выезда считается день отправления соответствующего транспорта из места постоянной работы командированного до 24 часов, а днем возвращения - дата прибытия соответствующего транспорта (если транспортное средство отправляется после 0 часов, днями выезда и возвращения из командировки являются следующие сутки);

Подотчетное лицо оформляет служебную записку  с расшифровкой планируемых расходов и утверждает ее у директора, после  чего происходит выдача денежных средств  их кассы.

В установленные  сроки подотчетное лицо отчитывается посредством авансового отчета по подотчетным сумма, неиспользованные деньги вносятся в кассу, перерасход- выдается работникам.

На предприятии  установлены следующие сроки  отчета по подотчетным суммам:  по командировочным в течении 3 рабочих  дней по возвращению с командировки, по расходам на оплату мелкого инвентаря и хозяйственных принадлежностей в течении 1 месяца. В ООО «Агрофирма Абганеровская»» не допускается выдача денежных средств, без отчета по предыдущим выдачам. При этом подтверждающие документы должны быть соответствующе образом оформлены, и подтверждать производственную необходимость понесенных расходов.

Таким образом  первичными документами по учету  подотчетных лиц являются: приказ, расходный кассовый ордер и авансовый  отчет. Расходный кассовый ордер обязательно должен содержать следующие реквизиты: наименование организации, фамилию имя отчеству лица, получающего деньги, цель получения денежных средств; сумма денежных средств полученная –цифрами и прописью; число; подпись -получившего, главного бухгалтера, кассира, и директора предприятия.

Информация о работе Учет дебиторской и кредититорской задолженности