Учет дебиторской и кредититорской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы состоит в изучение порядка учета дебиторской и кредиторской задолженности, на примере организации, а также разработка путей его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими аспектами учета дебиторской и кредиторской задолженности по основным счетам ее возникновения;
- охарактеризовать систему и принципы учета дебиторской и кредиторской задолженности в организации;
-предложить пути совершенствования учета дебиторской и кредиторской задолженности хозяйства;

Файлы: 1 файл

учет дебит. и кредит. задолж. курсовая.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

Подотчетные суммы  в организации учитываются на активном синтетической счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами» аналитический  учет по счету ведут по каждой сумме, выданной в подотчет.

Д-т сч. 71. К-т сч. 50- 5200 руб.- выдали деньги в подотчет Лихобабину А.В. на покупку запасных частей на автомобиль.

Д-т сч. 10.5. К-т сч. 71- 4200 руб.- отражен авансовый отчет;

Д-т сч. 50 К-т сч. 71- 1000 руб.- возвращены неиспользованные  денежные средства в кассу предприятия.

На предприятии  первичными документами по учету  расчетов с персоналом являются заявления  работников и акты проведения инвентаризации.

При выдачи продукции  работнику с отсрочкой платежа  он пишет заявление с просьбой предоставить ему ту или иную продукцию и сроки оплаты за данную продукцию. В основном это удержания из заработной платы. Приказ визирует директор организации, и он поступает бухгалтеру- расчетчику, на основании которого производиться удержания из заработной платы.

На предприятии  были случае, когда в результате инвентаризации была выявлена недостача товароматериальных ценностей. В этом случае по результатам инвентаризации составляется акт,  в котором отражается сумма недостачи и материально ответственное лицо. Этот акт подписывается председателем,  членами комиссии и ответственным лицом. Если материально ответственное лицо согласно с недостачей, он пишет заявление о добровольном погашении задолженности  посредством удержания из заработной платы либо вносит деньги в кассу предприятия. Если материально ответственное лицо не согласно, то результаты инвентаризации передаются в суд, для принудительного взыскания с виновного лица суммы ущерба.

Приведем порядок  учета отдельных операций организации  по расчетам с ее персоналом в ООО «Агрофирма Абганеровская».  К счету 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"  открыты субсчета:

73-2 "Расчеты  по возмещению материального  ущерба";

73-3 "Расчеты  за товары, проданные в кредит"

Д-т сч. 76 К-т сч. 90; Д-т сч. 73.3 К-т сч. 76;   -5200 –реализованы отходы зерновых культур  Коробовой О.В.с отсрочкой платежа в 3 месяца и погашением из заработной платы ежемесячно по 1733 руб.; 

Д-т сч. 70 К-т 73.3. -2000 руб. –погашена часть задолженности в сентябре  за продукцию;

Д-т сч. 50 К-т 73.3.-11200 руб.- погашена задолженность Дугина П.В. за зерно в октябре  при увольнении работника.

 Д-т сч. 73 К-т сч. 94-11800 руб.- - списана стоимость недостачи материальных ценностей по результатам инвентаризации на Кума В.А. 

Д-т сч. 73 К-т  сч. 98- 4130 руб. - отражена сумма разницы между рыночной стоимостью недостач материальных ценностей и их учетной стоимостью;

Д-т сч. 51 К-т  сч. 76.1 – 1200 отражена сумма страхового возмещения, полученная от страховой компании при наступлении страхового случая по автомобилю.;

Д-т сч. 76.2. К-т сч. 60 -8400 руб. выставлена претензия ООО «Лукойловскоая Нефтебаза» за недопоставку ГСМ.

Д-т сч. 51. К-т сч. 76.2.- 8400 руб. – претензия удовлетворена путем перечисления денежных средств на счет организации.

Д-т сч. 70. К-т сч. 76.2- 18128 руб- депонирована заработная плата Кувакина, не полученная в течении 3-х дней. 

Аналитический учет по счету 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами» ведут  по каждому дебитору и кредитору. Сальдо по счету определяют по оборотной  ведомости по аналитическим счетам.

Дебиторская задолженность  по выше перечисленным счетам составляет имущество предприятия и отражается в 2 разделе баланса. Кредиторская задолженность отражается в пассиве баланса в 5 разделе.   Расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности более детально приведена в   Приложении к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках. В балансе отражается развернутое сальдо по счетам расчетов.

В целом организация  бухгалтерского учета в ООО «Агрофирма Абганеровская»осуществляется на должно уровне, что позволяет оперативно получать достоверную информацию для принятия управленческих решений и отчитываться передконтролирующими органами.

Система бухгалтерского учета в ООО «Агрофирма «Абганеровская» журнально-ордерная  (с использованием журналов - ордеров, вспомогательных ведомостей, накопительных таблиц, регистров аналитического учета, Главной книги).

Журнально - ордерная форма учета основана на применении накопительных регистров и линейно - позиционного способа записи.

Хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций осуществляется одновременно как единый рабочий процесс. Журнал хронологической регистрации хозяйственных оборотов не ведется.

Записи в  накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых  для руководства и контроля за финансово - хозяйственной деятельностью организации, а также для составления промежуточной и годовой отчетности.

Аналитический и синтетический учет осуществляются, как правило, совместно в единой системе записей.

Карточки аналитического учета могут быть заведены в виде исключения по некоторым видам расчетов, по которым имеется значительное количество лицевых счетов.

Сохраняются инвентарные  карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости учета затрат на производство по калькулируемым объектам.

В соответствии с этим оборотные ведомости составляются только по расчетам, по которым ведутся  карточки аналитического учета.

Сохраняются сортовые сальдовые ведомости по учету  материалов, сортовые (сальдовые или  оборотные) ведомости по учету готовых изделий.

В единой журнально - ордерной форме счетоводства применяются, как правило, два вида бухгалтерских  регистров: журналы - ордера и вспомогательные  ведомости. Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы - ордера.

В основу построения журналов - ордеров и вспомогательных  ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам.

Синтетические данные регистрируются по данным первичных  документов только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами. Итоговые данные журналов - ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу.

Расчеты с поставщиками в организации  отражаются в журнале-ордере №6, который составляется ежемесячно. На основании поступающих от поставщиков первичных документов в журнале-ордере № 6 по счету 60 делаются записи в хронологическом порядке реестровым способом по тем поставщикам, от которых за месяц поступили материальные ценности. 

Синтетический учёт по 62 счёту, как и по счёту 60, в ООО «Агрофирма «Абганеровская» ведётся в журнале-ордере №6. В этом же журнале в конце каждого месяца выводятся обороты и остаток по 62 счету.

Регистром синтетического учёта по счёту 68  служит журна л-ордер №8.

В качестве синтетического регистра операций связанных с 69 счётом используется журнал-ордер №10 . В нём систематизируются суммы оборотов по счёту 69 в разрезе корреспондирующих счетов. Ежемесячно кредитовый оборот счёта 69 переносится из журнала-ордера №10 в Главную книгу.

Аналитический и синтетический учёт расчётов с подотчетными лицами совмещается на предприятии в журнале-ордере №7. Каждая строка этого журнала включает в себя весь цикл операций за месяц по каждому подотчетному лицу - от выдачи аванса до расчетов по возврату сумм или возмещению перерасхода.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Совершенствование учета дебиторской и кредиторской

задолженности

На сегодняшний  день одним из основных требований предприятий и организаций, выдвигаемых в отношении их контрагентов, является вовсе даже не рентабельность их деятельности или перспективы роста. Предприятие должно быть платежеспособным, а значит, иметь возможность формировать устойчивую доходную часть. Разумеется, гарантировать это в условиях спада в экономике непросто. Поэтому необходимо использовать современные формы расчетов между контрагентами, обеспечивающие своевременность и полноту расчетов в ходе исполнения коммерческих договоров, а следовательно позволяющие свести к минимуму  образование просроченной задолженности ли. Одной из таких форм безналичных расчетов выступает аккредитив.

Аккредитив - это  письменное поручение одного кредитного учреждения другому о выплате  определенной суммы физическому  или юридическому лицу при выполнении указанных в аккредитиве условий. По своей природе он представляет собой сделку, обособленную от договора купли-продажи или иного договора, на котором может быть основан. Банки ни в коей мере не связаны обязательствами по таким договорам, даже если в аккредитиве указана какая-либо ссылка на такой договор.

Выпуск и  обращение аккредитивов в Российской Федерации регулируются ГК РФ и Положением Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".

Каждый аккредитив должен содержать указание на его  вид. Он может быть открыт и в иностранной  валюте. Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Использование аккредитивной формы оплаты и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре между организацией и контрагентом, в котором отражаются: наименование банка-эмитента; наименование банка, обслуживающего получателя средств; наименование получателя средств; сумма аккредитива; вид аккредитива; способ извещения получателя средств об открытии аккредитива; способ извещения организации о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком; полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств; сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению указанных документов; условие оплаты (с акцептом или без акцепта); ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.

В договор могут  быть включены иные условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву. Условиями  аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного организацией лица. Контрагент организации (получатель средств) вправе отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву.

Для открытия аккредитива  плательщик представляет обслуживающему банку (банку-эмитенту) заявление на бланке (форма 0401005).

Выплаты по аккредитиву  производят в течение срока его  действия в банке контрагента  против представленных контрагентом документов, перечень которых отражен в договоре между организацией и контрагентом.

Остаток неиспользованного  аккредитива возвращается обслуживающему банку организации и зачисляется на расчетный (текущий) счет организации не позже рабочего дня, следующего за днем возврата суммы неиспользованного аккредитива, если аккредитив выставлен за счет собственных средств организации.

Порядок отражения  аккредитива на счетах бухгалтерского учета зависит от его вида (покрытый или непокрытый).

В бухгалтерском  учете затраты, связанные с открытием  аккредитива, в зависимости от заключенной  сделки учитываются: в стоимости  приобретенных инвестиционных активов,(ПБУ 6/01 "Учет основных средств"); материально-производственных запасов (ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов";  в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации".

В целях налогообложения  прибыли расходы по аккредитиву отражаются либо в стоимости инвестиционного актива, либо в расходах будущих периодов (на срок действия аккредитива), либо в составе внереализационных расходов.

Следует отметить, что возникающие расходы на услуги банка по открытию и обслуживанию аккредитива в соответствии с договором поставки и самим аккредитивом может нести как покупатель, так и поставщик.

Если аккредитив открывается в иностранной валюте, то согласно п. п. 5, 7 ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", стоимость денежных средств в аккредитивах пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату совершения операции, а также каждую отчетную дату. В бухгалтерском учете в связи с этим возникают курсовые разницы, которые относятся на финансовые результаты деятельности организации.

В целях налогового учета стоимость денежных средств  в аккредитивах также подлежит переоценке на дату совершения операции и каждую отчетную дату (п. 11 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).

При покрытом аккредитиве банк покупателя (банк-эмитент) перечисляет сумму аккредитива в распоряжение банка продавца (исполняющего банка) за счет средств покупателя или предоставленного ему кредита (п. 4.2 ч. I Положения о безналичных расчетах). Распоряжаться этими денежными средствами покупатель не может.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в аккредитивах используется субсчет 55-1 "Аккредитивы", открытый к бухгалтерскому счету 55 "Специальные счета в банках". Аналитический учет по данному субсчету ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву.

В бухгалтерском  учете зачисление денежных средств  в аккредитивы отражается следующими записями: Дебет 55, Кредит 51, 52, 66. По мере использования денежных средств на основании выписок кредитной организации - Дебет 60, Кредит 55.

У получателя средств  учет открытого в его пользу аккредитива  может быть отражен на забалансовом счете 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные". Соответственно, плательщик выданное продавцу обеспечение отражает на забалансовом счете 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные".

Информация о работе Учет дебиторской и кредититорской задолженности