Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 13:23, дипломная работа
В дипломной работе рассмотрена одна из наиболее важных задач и функций финансового менеджера – управление денежными средствами предприятия и принятие финансовых решений.
Денежные средства часто именуются неприбыльными активами. Они необходимы для выплаты заработной платы, покупки сырья, материалов, основных средств, уплаты налогов, обслуживания долга, выплаты дивидендов и т. д. Тем не менее, денежные средства сами по себе не приносят дохода.
Таким образом, целью управления денежными средствами является поддержание их на минимально допустимом уровне, достаточном для осуществления нормальной деятельности фирмы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
6
1. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 6
1.2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ 14
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА
ПРИМЕРЕ ТОО “SІLK WAY CONSTRACTІON”
29
2.1 ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В СТРОИТЕЛЬНОЙ
КОМПАНИИ
29
2.2 КОМПАНИЯ “SІLK WAY CONSTRACTІON” КАК ЛИДЕР СТРОИТЕЛЬНОГО
БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ
33
2.3 АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ТОО “SІLK WAY
CONSTRACTІON”
37
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ
СРЕДСТВАМИ
46
3.1 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
46
3.2 РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫМИ
СРЕДСТВАМИ
58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Но не все потребности предприятия в денежных средствах обеспечиваются исключительно за счет средств на счетах предприятия. Фактически часть этих потребностей может удовлетвориться приобретением ликвидных ценных бумаг – активов, почти эквивалентным деньгам. В большинстве случаев предприятия не хранят денежные средства для спекулятивных целей. Следовательно, мы сосредоточим внимание на операционных и предупредительных мотивах фирмы, так как именно с ними связанно удовлетворение потребностей предприятия с помощью денег и ликвидных ценных бумаг.
Управление денежными
средствами включает их
На крупных предприятиях такая информация, как правило, отслеживается с помощью компьютера. Отчеты об остатках на всех банковских счетах компании, о выплатах денежных сумм, о среднедневных остатках, о положении фирмы на рынке ликвидных (рыночных) ценных бумаг, а также подробные отчеты об изменениях этого положения требуются практически ежедневно. Полезно также иметь информацию о поступлениях и расходах денег. Вся эта информация крайне важна для эффективного управления денежными средствами, т.е. такого управления, которое своевременно обеспечивает гарантированное наличие денежных средств и соответствующий доход от их краткосрочного инвестирования.
Управление денежными
средствами претерпело
Управление денежными средствами осуществляется, как правило, совместно фирмой и обслуживающим ее банком, вместе с тем эффективность этого процесса все же в большей степени зависит от способностей финансового менеджера.
Методы управления предусматривают:
1) синхронизацию денежных потоков;
2) использование денежных средств в пути;
3) ускорение денежных поступлений;
4) пространственно-временную оптимизацию банковских расчетов;
5) контроль выплат.
Основную роль в сфере бизнеса играют крупные фирмы, многие из которых ведут свои операции в пределах региона, государства или по всему миру. Денежные потоки осуществляются по различным направлениям. Например, такие компании, как ІBM2, «General Motorsң3 имеют заводы-производители, расположенные по всему миру, а также торговые представительства и банковские счета практически в каждом городе, где производятся операции. Пункты сбора платежей таких компаний находятся на значительном удалении друг от друга в зависимости от рынков сбыта. Выплаты могут производиться из местных офисов (большая часть расходов осуществляется по месту производства) или из центрального (выплата процентов и дивидендов, уплата налогов, погашение кредитов и т. д.). Таким образом, корпорация может иметь сотни или даже тысячи банковских счетов. Поскольку движение денежных средств на каждом отдельном счете может быть не всегда сбалансированным, система расчетов в целом должна быть организована таким образом, чтобы имелась возможность свободного перевода средств со счета на счет, осуществления займов для покрытия в случае необходимости общего дефицита в денежных средствах и инвестирования временно свободных денежных средств; причем все эти операции должны происходить без задержек.
Регулирование
Компания, которая проводит зарубежные операции в нескольких странах, может защищать себя от риска изменения валютного курса, отрегулировав свои обязательства о перечислении денег между своими компаниями. Ускорение распределения во времени выплаты денежных поступлений, сделанных или полученных в иностранной валюте, называется опережением, а замедление порядка выплаты – запаздыванием.
Для управления внешней торговлей внутри компании и между нею и третьей стороной некоторые многонациональные компании создают центр перевыписки счетов-фактур. Дочерние экспортирующие фирмы многонациональной компании продают товары этому центру, который перепродает (переписывает счета-фактуры) их импортирующей дочерней компании или третьей стороне. Правом распоряжаться товарами первоначально наделяется центр перевыписки счетов-фактур, но сами товары перемещаются непосредственно от продающей компании к покупающей или постороннему клиенту.
Центр перевыписки счетов-фактур – это принадлежащая компании финансовая дочерняя фирма, которая покупает экспортируемые товары у таких же дочерних фирм и перепродает их (переписывает счета-фактуры) другим дочерним фирмам этой же родительской компании или независимым потребителям.
Создание центра перевыписки счетов-фактур стимулируется в основном действием налогообложения. Местоположение компании, особенно с точки зрения того, как будет учитываться выручка и облагаться налогом прибыль, стратегически важно. Популярными (с точки зрения налоговых органов) для размещения центра являются Гонконг и Британские Виргинские острова.
Обычно центры по перевыписке счетов-фактур получают счета-фактуры в валюте той страны, где расположена продающая компания, а выписывают их – в валюте страны, где расположена покупающая компания. Таким образом, центр по перевыписке счетов-фактур может централизованно управлять всеми внутренними транзакциями. Централизованная позиция центра по перевыписке счетов-фактур также облегчает внутренний неттинг обязательств (взаимную компенсацию активов и обязательств) с тем, чтобы уменьшить необходимый объем текущих транзакций с иностранной валютой. Кроме того, такая система позволяет осуществлять более координированный контроль за любым опережением и запаздыванием между дочерними предприятиями.
Неттинг (взаимная компенсация активов и обязательств) – система взаимозачета, при которой закупки в других странах среди участвующих дочерних фирм одной и той же компании осуществляются таким образом, что каждый участник платит или получает только чистую сумму, соответствующую своим покупкам или продажам внутри всей сети компаний.
В дополнение к подобной организации деятельности, многонациональная компания может также регулировать выплату дивидендов и роялти между своими дочерними компаниями. Иногда валюту, в которой оплачивается счет, меняют, что позволяет придерживаться прогнозируемого движения валютного курса. Трансфертная (отпускная) цена комплектующих или готовых товаров, которыми обмениваются между собой материнская компания и различные зарубежные дочерние компании, также может меняться. В такой ситуации, как и во многих других, платежи между зарубежными дочерними компаниями организуют так, чтобы они были пригодны для полного управления компанией валютным риском.
1.2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Ускорение взыскания
денежных средств – является
одним из методов управления
денежными средствами. Этот метод
включает в себя различные
методы взыскания и выплат
денег, применяемые фирмой для
повышения эффективности управл
В принципе, все
сводится к тому, что ускорение
сбора денежных сумм и
Существует несколько способов ускорения процесса сбора денежных средств, которые можно применять по отдельности или в комплексе:
Второй и третий пункты
вышеуказанного перечня вместе представляют
инкассированный флоут(collectі
Третий пункт, представляющий депозитный флоут (deposіt float), имеет два этапа. Первый этап, флоут обработки (processіng float) – это время, необходимое фирме для внутренней обработки чеков покупателей. Этот период продолжается с момента получения чека до его сдачи в банк для зачисления на счет предприятия. Второй этап депозитного флоута – клиринговый флоут (avaіlabіlіty float); он подразумевает время, в течение которого происходит инкассация и оплата чека через банковскую систему. Чек превращается в доступные предприятию денежные средства, когда он предъявляется банку плательщика и фактически оплачивается этим банком.
Для того чтобы устроить механизм отражения средств в кредите счета, центральный банк США, Федеральная резервная система (Federal Reserve System - FRS), утвердил таблицу, регламентирующую доступность средств по чекам, депонированным на счета этого банка.
Эта таблица составлена на основе усредненного времени, необходимого для того, чтобы чек, депонированный на счет одного из федеральных резервных банков, мог превратиться в доступные денежные средства для использования клиентом в конкретном регионе страны. Для счетов предприятий максимальный срок, на который производится отсрочка зачисления средств, составляет два дня. Это означает, что даже в том случае, когда инкассация чека через федеральную резервную систему фактически занимает более двух дней, денежные средства своевременно отражаются в кредите счета получателя, потому что федеральная система принимает остаток флоута на себя.
Инкассовый флоут важен для финансового руководителя ввиду того, что компании, как правило, приходится выжидать, пока чек, отправленный покупателем, не пройдет через банковскую систему и не превратится в конце концов в деньги, которыми компания может распоряжаться. Сущность этого «состязанияң заключается в том, чтобы скорее превратить отправленный по почте чек в доступные денежные средства, поэтому финансовый директор стремиться максимально сократить инкассовый флоут.
Оперативность выставления счетов – совершенно очевидный способ ускорить получение денежных средств от дебиторов, который часто упускается из виду, заключается в оперативной выписке счетов и передаче их клиентам. Последние далеко не одинаково подходят к осуществлению платежей. Некоторые из них оплачивают свои счета в период действия тарифных скидок или в день истечения срока платежа, в то время как другие платят сразу по получении счета-фактуры.
Как бы то ни было, ускоренная подготовка и отправка счетов приводит к более быстрому осуществлению платежей уже по той причине, что счета быстрее попадают к покупателям и имеют более ранние даты скидок и истечения сроков платежа. Для достижения этой цели можно компьютеризировать выписку счетов. Кроме того, некоторые компании находят полезным прилагать счета к сопроводительным документам при отправке груза, передавать счета по факсу и даже запрашивать авансовый платеж.