Управление денежными потоками предприятия (на примере ТОО “Sіlk Way Constructіon”)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 13:23, дипломная работа

Описание работы

В дипломной работе рассмотрена одна из наиболее важных задач и функций финансового менеджера – управление денежными средствами предприятия и принятие финансовых решений.
Денежные средства часто именуются неприбыльными активами. Они необходимы для выплаты заработной платы, покупки сырья, материалов, основных средств, уплаты налогов, обслуживания долга, выплаты дивидендов и т. д. Тем не менее, денежные средства сами по себе не приносят дохода.
Таким образом, целью управления денежными средствами является поддержание их на минимально допустимом уровне, достаточном для осуществления нормальной деятельности фирмы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
6
1. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 6
1.2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ 14
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА
ПРИМЕРЕ ТОО “SІLK WAY CONSTRACTІON”
29
2.1 ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В СТРОИТЕЛЬНОЙ
КОМПАНИИ
29
2.2 КОМПАНИЯ “SІLK WAY CONSTRACTІON” КАК ЛИДЕР СТРОИТЕЛЬНОГО
БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ
33
2.3 АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ТОО “SІLK WAY
CONSTRACTІON”
37
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ
СРЕДСТВАМИ
46
3.1 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
46
3.2 РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫМИ
СРЕДСТВАМИ
58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 69

Файлы: 1 файл

Дипломная работа на тему- управление денежными средствами предпр.doc

— 486.00 Кб (Скачать файл)

  Принимая решение о покупке ликвидных ценных бумаг, менеджер инвестиционного отдела компании должен прежде всего понимать, как каждое потенциальное приобретение соотносится с ключевыми переменными факторами. Наиболее важными из этих факторов являются безопасность, ликвидность, доходность и срок до погашения.

Первый фактор, на который обращает внимание менеджер – безопасность. Самое главное испытание, которое должны выдержать рыночные ценные бумаги, касается неприкосновенности (safety) номинальной суммы инвестиций.

Под этим подразумевается  вероятность возврата первоначально  вложенных денежных средств. Критерием безопасности служат казначейские ценные бумаги, которые считаются надежными в случае хранения до срока погашения.

 Безопасность других  ценных бумаг, в отличие от  казначейских векселей, варьируется  в зависимости от эмитента  и типа выпускаемых бумаг. Относительно высокая степень безопасности является стержневым фактором при серьезном рассмотрении вопроса о включении данных ценных бумаг в портфель краткосрочных инвестиций предприятия.

   Ликвидность (lіquіdіty, marketabіlіty) ценой бумаги подразумевает возможность для ее владельца по первому требованию  превратить ее в денежные средства. Не исключено, что ценная бумага могла бы быть еще вполне «безопаснойң при хранении до срока погашения, однако это вовсе не означает, что ее всегда можно без потерь продать до наступления срока платежа.

   Доходность, или прибыльность, ценной бумаги касается процентов и/или повышения стоимости номинальной суммы инвестиции, которые предоставляются данной ценной бумагой. По некоторым ценным бумагам, особенно по казначейским векселям, проценты не выплачиваются. В этом случае ценные бумаги продаются со скидкой и погашаются по номинальной стоимости.     

   Деятельность, связанная с инвестированием средств в ценные бумаги, часто сопровождается процентным риском, который представляет собой неустойчивость рыночной цены ценной бумаги, вызванная изменениями процентных ставок.  

   Управляющий портфелем  ценных бумаг предприятия, как  правило, сводит покупку ценных  бумаг к приобретению инструментов  денежного рынка. Эти инструменты в большинстве случаев представляют собой краткосрочные (менее одного года), высоконадежные государственные и корпоративные долговые обязательства. Кроме того, государственные ценные бумаги, первоначально выпущенные на срок свыше одного года, но текущий срок погашения которых составляет год или менее, так же котируются как инструменты денежного рынка.

   Банковские акцепты являются срочными траттами (краткосрочными векселями), которые выписываются фирмой на имя банка для содействия финансирования внешней и внутренней торговли. Нанося на тратту надпись «Акцептованоң, банк обязуется выплатить владельцу тратты определенную денежную сумму при наступлении срока платежа. В конечном итоге банк подменяет своим собственным кредитом кредит заемщика. Следовательно, платежеспособность банковских акцептов определяется, в первую очередь, надежностью банка, акцептующего вексель. Однако трассант несет солидарную ответственность перед владельцем в случае невыполнения банком своих денежных обязательств. 

   Акцептованные  тратты являются высококачественными  договорными инструментами с  традиционным сроком погашения  менее полугода. Они обращаются  на внебиржевом рынке ценных  бумаг. Банковские акцепты могут  выписываться как на отечественные,  так и на крупные зарубежные банки, где доходность бывает более высокой. 

Существуют и другие методы управления денежными средствами, которые не редко применяют компании.

   В последнее  время фирмы начали все больше  внимания уделять ключевым направлениям  своей деятельности – тем ключевым профессиональным умениям (core competences), которыми они обладают, с тем, чтобы создавать и поддерживать преимущество перед конкурентами. Все остальные существенно важные, но не являющиеся ключевыми, сферы бизнеса становятся основой для привлечения субподрядчиков, или аутсорсинга(outsourcіng). 

  Что касается управления  денежными средствами, то привлечение  субподрядчиков – перепоручение  обычных «внутриведомственныхң  операций другой фирме – не  является чем-то новым. Если  обратиться в качестве примера к арендуемым почтовым ящикам8, то  выясниться, что наряду с обслуживанием текущего банковского счета фирмы предоставление арендованных почтовых ящиков является одной из давнейших корпоративных услуг по управлению денежными средствами.

Использование арендуемых почтовых ящиков – всего лишь один пример привлечения субподрядчика для выполнения не ключевой, но очень важной части финансового процесса. Фактически все основные сферы управления денежными средствами – сбор денежных средств, осуществление платежей и инвестирование в ликвидные ценные бумаги могут рассматриваться как объект для привлечения субподрядчика.

Привлечение субподрядчика, аутсорсинг (outsourcіng) - заключение субподрядных договоров на выполнения определенных работ с внешними фирмами вместо того, чтобы выполнять эти операции самостоятельно.

Привлечение субподрядчиков дает потенциальную возможность  сократить затраты предприятия. Для выполнения договорной коммерческой операции субподрядчик может воспользоваться  эффектом масштаба, а также своим опытом работы в сфере узкой специализации. В результате фирма может получить необходимые услуги более высокого качества и с меньшими затратами, чем при выполнении этой работы за счет собственных ресурсов.

   Привлечение субподрядчиком  может также высвободить время и кадры, давая возможность фирме сконцентрироваться на ключевых направлениях своего бизнеса. По этой причине сокращение затрат, будучи важным аргументом при принятии решения о привлечении субподрядчиков, не является единственным.

   Растущий интерес предприятий к электронной коммерции способствует привлечению субподрядчиков именно в сфере платежей. Вероятнее всего, выполнение таких договорных операций мог бы взять на себя банк. Например, предприятие могло бы передать банку один единственный файл, содержащий все инструкции по платежам. После этого банк разделил бы платежи по типу и провел бы их. Эта услуга была особо полезной для предприятия, осуществляющего международные платежи. Крупные банки мировых финансовых центров имеют технический опыт мультивалютного конвертирования и работы с соответствующими клиринговыми системами. 

   Большинство коммерческих  предприятий устанавливает контрольный  уровень кассовых остатков. Они  избегают образования избытка  денежных средств, потому что,  инвестируя их в ликвидные ценные бумаги, можно получить доход в виде процентов. Чем выше процентный доход, тем, соответственно, выше альтернативные издержки содержания на счете невостребованных кассовых остатков.

Оптимальный уровень  денежных средств должен равняться:

  1. сумме совершаемых сделок при эффективном управлении денежными средствами;
  2. сумме, необходимой для поддержания минимального компенсационного остатка согласно условиям банка, в котором фирма имеет депозитные счета.

   Учитывая то, что  при прочих равных условиях чем выше процентные ставки, тем выше альтернативные издержки кассовых остатков и тем сильнее закономерное стремление уменьшить объем имеющихся на счете денежных средств. Существует ряд моделей управления денежными средствами по определению оптимального соотношения между денежными средствами и рыночными ценными бумагами.9(см. Приложение А)

  Определение минимального  уровня кассового остатка зависит  отчасти от требований к этому  остатку, предъявляемых банком. Необходимость  содержания на счете определенного бессрочного, беспроцентного вклада для компенсации банку за предоставляемые услуги определяется компанией исходя из рентабельности счета. Для начала банк подсчитывает среднюю сумму поступивших за определенное время денежных средств исходя из того, что отражено в лицевом счете клиента. Эта сумма зачастую превышает показатели

кассовых остатков в  бухгалтерских книгах предприятия. Из усредненной суммы собранных  денежных средств банк вычитает часть  депозита, которая идет на покрытие резервных требований. Остаток составляет основу дохода банка. Общий доход определяется умножением данной основы на норму прибыли банка. эта норма изменяется в зависимости от конкретных условий денежного рынка.

   После определения  дохода от счета следует вычислить  затраты на его обслуживание. Большинство банков имеет пооперационные тарифы на такие услуги, как телеграфный перевод и обработка чеков. Все операции, совершенные в типичном месяце, умножаются на их стоимость и суммируются. Счет считается рентабельным, если затраты  не превышают суммарного дохода от данного счета. Минимально необходимым уровнем кассового остатка считается тот, который обеспечивает безубыточность счета. Ввиду того, что банки по-разному подходят к определению нормы прибыли, затрат и методов анализа счетов, существуют различия и в определении компенсационных остатков. По этой причине компании имеет смысл постараться найти такой банк, требования которого в отношении компенсационного остатка были бы минимальными для данного объема операций. Если у предприятия заключен с банком и кредитный договор, то не исключено, что от предприятия потребуется держать на счете более крупную сумму кассовых остатков, нежели та, которая необходима для компенсации банка за деятельность по обслуживанию его счета.

   Вместо содержания на счете компенсационных остатков в последние годы наметилась тенденция оплачивать услуги банка деньгами. Выгода для компании состоит в том, что на используемые в качестве компенсационного остатка денежные средства можно получить доход, который превысит плату за услуги банка. Чем выше процентные ставки денежного рынка, тем выше альтернативные издержки от содержания на счете компенсационных остатков и тем весомее преимущества денежной оплаты услуг банка.  Определить, что данному предприятию выгоднее: платить за услуги или держать на счете компенсационные остатки – не составляет большого труда. Следует лишь сравнить сумму платежей за услуги с доходом от высвобожденных денежных средств. В тех случаях, когда за предоставляемые услуги можно рассчитываться деньгами, предприятию не следует упускать возможности сокращения компенсационных остатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ  ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ТОО “SІLK WAY CONSTRACTІON”

2.1 ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ

   Строительный  бизнес в нашей стране пребывает  в стадии стремительного роста.  Чтобы иметь возможность постоянно  держать руку на пульсе финансовых  процессов, некоторые топ-менеджеры  уже сделали реальные шаги  в сторону изменений планирования  и учета в своих компаниях.

   По показателям  роста объемов производства и  продаж, уровню рентабельности строительство  оставляет далеко позади многие  секторы экономики, которые по  праву считаются привлекательными  и перспективными для вложения  капитала.

   Такая ситуация сложилась благодаря нескольким факторам. Во-первых, значительное превышение спроса над предложением на рынке жилой недвижимости. Развитие технологий ипотечного кредитования, продолжающийся процесс активной миграции населения в крупные города, рост благосостояния граждан — все это приводит к тому, что число желающих стать обладателями новой квартиры в несколько раз больше, чем количество застраиваемых жилых площадей.

    Повинуясь  законам рынка, цены на жилье  поднимаются. Квартира, прибавляющая  в цене за год 20—30% и более, является очень выгодным объектом инвестиций. Покупатели, приобретающие квартиры с целью сохранить и приумножить свои сбережения, еще больше увеличивают спрос. Во-вторых, продолжает расти рынок розничной торговли.

   Присутствуя в  отрасли, находящейся в стадии бурного роста, строительные компании в большинстве своем просто «обреченың на получение прибыли с солидным уровнем рентабельности. Может быть, это влияет на то, что в строительных компаниях слабо применяются такие технологии как бюджетирование и управленческий учет. Многие руководители мало внимания уделяют контролю затрат до тех пор, пока цена с лихвой покрывает издержки.

   Но многие прогрессивные  управленцы все чаще начинают  задумываться о построении комплексной  системы планирования и учета. В будущем рынок обретет состояние равновесия и тогда эффективная управленческая система станет одним из конкурентных преимуществ. Да и сейчас важно понимать, что сэкономленные деньги — это заработанные деньги, а высокие прибыли — не повод смотреть сквозь пальцы на издержки.

   Зачастую строительные  холдинги строят управление с  помощью тарифов, по которым  идут расчеты между юридическими  лицами, входящими в его структуру.  При этом основной упор делается  на планирование тарифов и  практически не уделяется внимание фактическим издержкам подразделений. В результате головное предприятие получает нормативную прибыль, а общий финансовый результат по холдингу оказывается намного ниже ожидаемого.

Информация о работе Управление денежными потоками предприятия (на примере ТОО “Sіlk Way Constructіon”)