Управление денежными потоками предприятия (на примере ТОО “Sіlk Way Constructіon”)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 13:23, дипломная работа

Описание работы

В дипломной работе рассмотрена одна из наиболее важных задач и функций финансового менеджера – управление денежными средствами предприятия и принятие финансовых решений.
Денежные средства часто именуются неприбыльными активами. Они необходимы для выплаты заработной платы, покупки сырья, материалов, основных средств, уплаты налогов, обслуживания долга, выплаты дивидендов и т. д. Тем не менее, денежные средства сами по себе не приносят дохода.
Таким образом, целью управления денежными средствами является поддержание их на минимально допустимом уровне, достаточном для осуществления нормальной деятельности фирмы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
6
1. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 6
1.2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ 14
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА
ПРИМЕРЕ ТОО “SІLK WAY CONSTRACTІON”
29
2.1 ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В СТРОИТЕЛЬНОЙ
КОМПАНИИ
29
2.2 КОМПАНИЯ “SІLK WAY CONSTRACTІON” КАК ЛИДЕР СТРОИТЕЛЬНОГО
БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ
33
2.3 АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ТОО “SІLK WAY
CONSTRACTІON”
37
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ
СРЕДСТВАМИ
46
3.1 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
46
3.2 РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫМИ
СРЕДСТВАМИ
58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 69

Файлы: 1 файл

Дипломная работа на тему- управление денежными средствами предпр.doc

— 486.00 Кб (Скачать файл)

Прибегая к заранее  согласованному дебитованию, можно  целиком исключить этап, связанный  с выпиской и обработкой счетов. Клиент заключает соглашение с фирмой, которое позволяет последней в указанные дни производить автоматическое дебитование банковского счета клиента или переводить денежные средства из банка клиента в банк фирмы.

Согласованное дебитование – перевод денежных сумм в указанный срок с банковского счета плательщика на банковский счет получателя; перевод инициируется получателем при наличии предварительно выданного разрешения со стороны плательщика.

 

   В то время  как основной задачей управления  денежными средствами является  ускорение их сбора, другая задача заключается в максимально возможном замедлении платежей. Сочетание оперативного инкассирования с замедленными платежами ведет к увеличению доступных денежных средств.

  Сумма денежных  средств, которая выводится по  бухгалтерским книгам фирмы, в редких случаях соответствует сумме доступных денежных средств на банковском счете. Фактически сумма доступных денежных средств на банковском счете фирмы, как правило, превышает показатель по данным бухгалтерского учета. Разница между остатком денежных средств на банковском счете и тем значением, что следует из бухгалтерских данных, называется чистым флоутом(net float), иногда просто флоутом.

Чистый флоут –  это результат отсрочки платежа, измеряемой с момента выписки  чеков до их инкассации банком. Велика вероятность того, что компания может иметь отрицательный денежный баланс по данным бухучета при положительном банковском балансе в силу того, что часть выписанных чеков еще может оставаться неинкассированными.

   Точная оценка  размера чистого флоута позволяет уменьшить остаток денежных средств на банковском счете и инвестировать их для получения прибыли. Среди финансовых директоров компаний такая деятельность получила название «Игра на чистом флоутең.

    Чистый флоут – денежная разница между остатком денежных средств на чековой книжке фирмы или частного лица и их остатком на банковском счете.

   Существенное  значение для эффективного управления  денежными средствами имеет организация  контроля за выплатой денежных  сумм, способствующего замедлению  оттока денежных средств и минимизации времени, в течение которого денежные депозиты не участвуют в обороте.

Компания, работающая со многими банками, должна обладать способностью быстро перемещать средства в те банки, из которых осуществляются платежи, чтобы предотвратить избыточное накопление денежных средств в каком-то конкретном банке. Суть в том, чтобы иметь адекватные денежные суммы в различных банках и не допустить формирования избыточных остатков. Для этой цели необходимо ежедневно получать информацию об инкассировании денежных средств; тогда можно будет переводить избыточные суммы  в платежный банк либо для оплаты счетов, либо для инвестирования в ликвидные ценные бумаги.

   Многие компании  разработали сложные компьютеризированные  системы для сбора необходимой информации и автоматического перевода избыточных денежных остатков. Вместо разработки такой системы собственными силами фирма может воспользоваться профессиональной помощью другой компании, предоставляющей услуги по обеспечению вышеуказанных функций.

   Одним из способов  жесткого контроля за выплатой  денежных сумм является централизация  всей кредиторской задолженности  на едином счете (или нескольких  счетах), скорее всего, при головном  офисе компании. Такой подход  позволяет осуществлять платежи  именно в тот момент, когда это наиболее целесообразно. При этом механизм осуществления платежей должен быть разработан очень тщательно. В случае использования системы скидок по кредиторской задолженности фирма должна производить платеж в конце дисконтного периода.4 Если же фирма не пользуется скидками за ранние платежи, то его следует производить лишь в последний день указанного срока, чтобы извлечь максимальную пользу их имеющихся в наличии денежных средств.

   Оплата переводным  векселем является средством  отсрочки платежа. В отличие от обычного чека переводной вексель не оплачивается по предъявлении. Когда он подается в банк эмитента для инкассации, банк предъявляет его эмитенту для акцепта. Затем фирма, выписавшая вексель, депонирует денежные средства для его покрытия. Преимущество работы с переводными векселями состоит в том, что они оттягивают наступление того момента, когда фирма должна фактически иметь денежные средства на депозите для платежей по этим векселям. Следовательно, это дает возможность предприятию не держать больших остатков на банковских счетах. Недостаток вексельной системы заключается в том, что некоторые поставщики предпочитают работать с чеками. К тому же и банки не хотят иметь дела с переводными векселями, так как они зачастую требуют индивидуального внимания оператора. Из-за этого банки, как правило, взимают более высокую плату за услуги по обработке векселей, чем за услуги по обработке чеков.

Оплата переводными  векселями – использование платежного инструмента, похожего на чек, который  в отличие от последнего выписывается на имя плательщика, а не на имя банка. После того как переводной вексель подается в банк, плательщик должен решить, принимать  его  к оплате или нет.

Выплата заработной платы  также должна контролироваться, т.к  даже в этом процессе могут появиться возможности сокращения временных остатков на счетах. Многие компании имеют отдельный счет для выплаты заработной платы. Для того чтобы свести к минимуму остатки на этом счете, фирма должна прогнозировать сроки предъявления к оплате чеков, выданных своим работникам. Если день выдачи заработной платы приходится на пятницу, то не все чеки будут предъявлены для оплаты в этот же день. Следовательно, предприятию нет необходимости иметь денежные средства на депозите для покрытия общей суммы заработной платы. Даже в понедельник некоторые чеки не будут предъявлены к оплате из-за задержек в их депонировании.

Исходя из собственного опыта, фирма должна составить усредненную  схему предъявления чеков к оплате. Обладая данной информацией, фирма  может дать приближенную оценку суммы денежных средств, которые следует иметь на депозите для покрытия чекового фонда заработной платы. Подобно ситуации с заработной платой, многие предприятия также учреждают отдельный счет для выплаты дивидендов. И в этом случае смысл заключается в том, чтобы спрогнозировать сроки предъявления к оплате чеков, выданных под выплату дивидендов, и свести к минимуму остатки на этом счете.

   Система счетов  с нулевым остатком, практикуемая  многими крупными банками, устраняет  необходимость составлять точные прогнозы и обеспечивать денежными средствами каждый счет, предназначенный для осуществления платежей.

При такой системе  один основной расчетный счет обслуживает  все вспомогательные. Когда в  конце дня производится клиринг  чеков, банк автоматически переводит с основного счета на каждый отдельный счет необходимую денежную сумму (т.е. на счет для выдачи заработной платы или на счет для платежей кредиторам и т.д.), точно соответствующую сумме предъявленных к оплате чеков.5

Таким образом, на всех счетах, кроме основного, ежедневно поддерживается нулевой остаток. Кроме того, что система счетов с нулевым остатком позволяет улучшить контроль за выплатой денежных средств, устраняя неиспользуемые остатки на всех вспомогательных счетах, управляющему денежными средствами необходимо прогнозировать вероятные сроки депонирования чеков, чтобы на основном счете имелось достаточно денежных средств для обслуживания вспомогательных расчетных счетов. Но по закону больших чисел, многократно повторяющимся ошибкам свойственно аннулировать друг друга, что дает возможность в максимальном приближении оценить сумму денежных средств, которую следует держать на основном счете.

   Счет с нулевым остатком (zero balance account - ZBA)6 – счет предприятия, на котором поддерживается нулевой баланс. Такой счет требует наличия основного (материнского) счета, с которого переводятся денежные средства для компенсации отрицательного баланса и на который направляются свободные остатки.

   Воспользовавшись несовершенством  технологии клиринга чеков в Федеральной резервной системе и определенных коммерческих банках, а также несовершенством почтовой службы, фирма может максимально увеличить время, в течение которого выписанные ею чеки остаются неоплаченными.

Предлагались самые  различные модели максимизации платежного флоута, основанные на выборе оптимальных с географической точки зрения платежных банков. Данная идея заключается в таком подборе платежных банков, на имя которых выписывается чеки, который позволяет максимально увеличить время между выпиской чека и его депонированием.

Платежный флоут (dіsbursement float) – суммарное время с того момента, как фирма отправляет чек по почте, до момента снятия денежных средств с чекового счета фирмы.

Удаленный платеж – система, при которой фирма выписывает чеки на имя банка, географически удаленного от своего клиента, с тем чтобы максимально отсрочить выплату денежных средств по данному чеку.

Максимизировав платежный флоут, фирма может уменьшить сумму  имеющихся на счете денежных средств  и использовать эти свободные средства для получения прибыли. Тем не менее, там, где одна фирма находит, другая теряет. Увеличение платежного флоута означает, что денежные средства поступят  в распоряжение поставщиков гораздо позже, чем без применения такой тактики. отношения с поставщиками могут ухудшаться ровно настолько, насколько их задевает такая практика отсрочки платежей.

2 мая 1985 года фирма E.F. Hutton7, пятая по величине брокерская фирма того времени, признала себя виновной в совершении 2000 преступлений, связанных с мошенничеством посредством электронных и почтовых средств коммуникации. Фирма Hutton практиковала использование «экстремальныхң флоутов – во многих случаях ведущих к отложенным платежам. Этот суд заставил многие фирмы пересмотреть свои приемы управления денежными средствами. Во многих случаях такие пересмотры закончились формализацией политики управления денежными средствами и принятием этического кодекса. В некоторых случаях практика отложенных платежей квалифицировалась как неэтичная, в том смысле, что она представляет собой прием управления денежными средствами, изначально созданный для затягивания естественного процесса депонирования чеков.

   Другой способ  платежа, связанный с отсрочкой,  но не вызывающий отрицательных  ассоциаций, называется управляемым платежом (controlled dіsbursement). При этом также могут использоваться маленькие периферийные банки (или отделения больших банков). Однако главная причина выбора именно этих банков для платежа заключается в том, что основная масса чеков доставляется туда из Федерального резервного банка утренней почтой, а количество чеков, поступающих на протяжение дня – минимальное.

Управляемый платеж – система, при которой фирма выписывает чеки на имя банка (или отделения банка), который может в начале дня или до обеда присылать извещение об общей денежной сумме чеков, которые будут предъявлены в этот день для снятия денежных средств со счета фирмы.

   В большинстве  случаев фирмы пытаются держать  на счете плановую сумму денежных  средств для обеспечения своих  платежных потребностей и банковских условий и требований по компенсационным остаткам. Однако, денежные средства, не расходуемые на указанные цели, как правило, вкладываются в ликвидные ценные бумаги. 

   Портфель краткосрочных  рыночных ценных бумаг предприятия  полезно представлять в виде пирога, разрезанного на три (необязательно одинаковые) части. Одна часть пирога, как правило, включает ликвидные ценные бумаги, которые играют роль резервного счета предприятия. Это означает, что часть этих ценных бумаг можно было бы быстро продать для пополнения денежных средств в случае возникновения на начало дня неудовлетворительного сальдо. За исключением тех ситуаций, когда денежные поступления всегда равняются их расходу или превышают его, предприятию по всей видимости, придется периодически обменивать часть ценных бумаг  на денежные средства – однако трудно прогнозировать, когда именно и в каком количестве. В этом сегменте главным критерием является мгновенная ликвидность. Эти ценные бумаги, возможно, придется продавать в первую очередь, так как они представляют собой первую оборонительную линию предприятия против непредвиденных операционных потребностей.  Эту часть общего портфеля рыночных ценных бумаг предприятия, которая отводится для удовлетворения данных потребностей, можно было бы назвать сегментом готовых денежных средств(R$) (ready cash segment – R$).

   Кроме того, что  рыночные ценные бумаги приобретаются  для обеспечения некоторых непредвиденных  недостатков в денежных средствах,  ценные бумаги можно также  приобретать для покрытия «регулируемыхң  (т.е. известных) расходов. Например, фирме наперед известны и вполне подконтрольны суммы квартальных платежей по дивидендам и налогам. Постепенно накапливая денежные средства, фирма может подготовиться к этим регулируемым расходам. Накапливаемая со временем сумма может оставаться на расчетном счете, но она с таким же успехом могла бы приносить доход в виде процентов, будучи временно инвестированной в ликвидные ценные бумаги. Таким образом, следующую часть портфеля ценных бумаг предприятия, сегмент регулируемых денежных средств(controllable cash segment – C$),  можно было бы выделить для покрытия регулируемых (известных) расходов, таких как платежи по налогам и дивидендам.

   Сегмент свободных  денежных средств (free cash segment – F$). Это вложения в рыночные ценные бумаги, которые не предназначены ни для обслуживания расчетного счета, ни для регулируемых расходов. Это главным образом дополнительные денежные средства, которые фирма просто инвестирует в краткосрочные ценные бумаги.  Гораздо лучше иметь эти средства в виде инвестиций, коль скоро им нет сиюминутного применения, чем они будут просто лежать на расчетном счете.

   Прежде чем  принять решение о том, какие  именно ликвидные ценные бумаги  более всего подходят трем  сегментам портфеля, следует ознакомиться с переменными факторами, которые надо принимать во внимание в процессе отбора рыночных ценных бумаг. Необходимо также ознакомиться с разновидностью самих ценных бумаг.

Информация о работе Управление денежными потоками предприятия (на примере ТОО “Sіlk Way Constructіon”)