Управление финансами некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 22:32, дипломная работа

Описание работы

и задачи дипломной работы.
Цель дипломной работы – рассмотреть особенности управление фи-нансами некоммерческих организаций.
Для этого перед нами поставлены следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы управление финансами некоммер-ческих организаций, выявить виды и источники формирования финансов некоммерческих организаций;
- рассмотреть механизм финансового планирования в некоммерческих организаций;
- рассмотреть отличия финансового планирования в некоммерческих и коммерческих организациях;
- изучить механизм финансирования социальной сферы;
- провести анализ финансирования учреждений физической культуры и спорта на примере МУС дворец спорта «Волгарь»;
- проанализировать проблемы финансирования социальной сферы и выявить пути их преодоления.
- сформулировать практические предложения по оптимизации и повышению эффективности в управления финансами некоммерческих организаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 7
1.1. Виды некоммерческих организаций, их характеристика и цели деятельности 7
1.2. Финансы и источники формирования имущества некоммерческих организаций 16
1.3. Инструменты управления финансами некоммерческих организаций 23
1.4. Механизм финансового планирования в некоммерческих организациях и отличия финансового планирования в некоммерческих и коммерческих организациях …………………………………………………………………..28
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ МУС ДВОРЕЦ СПОРТА «ВОЛГАРЬ» г.о. ТОЛЬЯТТИ 36
2.1. Общая характеристика деятельности МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти 36
2.2. Источники финансирования учреждений физической культуры и спорта……………………………………………………………………………..38
2.3. Управление финансовой деятельностью МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти 42
2.4. Анализ сметы доходов и расходов МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти 49
3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 59
3.1. Проблемы финансирования социальной сферы и пути их преодоление…………………………………………………………………….59
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы управления финансами организации 67
3.3. Пути решения проблем в сфере управления финансами некоммерческих организаций 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 85

Файлы: 1 файл

готовый диплом к сдаче-18.06.doc

— 568.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие гражданского общества в России в первую очередь связано деятельностью некоммерческих организаций. Именно данные общественные структуры обеспечивают право граждан на диалог с властью, обращают внимание органов государственного и муниципального управления на проблемы населения в целом и отдельных его групп, развивают демократически принципы организации общества, помогают в решении социально-значимых проблем, оказывают населению общественные социальные услуги.

Некоммерческие организации, как следует из их названия, создаются не в целях извлечения прибыли, а для достижения благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ.

Несмотря на свой социальный статус, некоммерческие организации являются хозяйствующими субъектами. Они имеют в своем распоряжении и в собственности имущество и денежные средства. Совершают гражданско-правовые сделки, принимают на работу наемных работников. Открывают счета в коммерческих банках, участвуют в перераспределении финансов. То есть ведут активную экономическую и финансовую деятельность.

Несмотря на то, что в нашей стране все больше и больше возникает и регистрируется некоммерческих организаций, степень разработанности темы их финансов и источников формирования остается не разработанной в достаточной степени. Недостаточное количество статей написано, выпущено мало научной литературы, монографий и пр. На основании этого базируется актуальность данной дипломной работы.

Проблема управления финансами  некоммерческих организаций является достаточно новой для российской финансовой науки. Отдельные вопросы финансового менеджмента в малом бизнесе рассматривались в трудах И. Т. Балабанова, М. В. Романовского, JI. Н. Павловой, А. Д. Шеремета. Проблемам деятельности некоммерческих организаций в целом посвящены работы С. Б. Константиновой, М. JI. Макальской Ю. И. Матвиенковой, Н. А. Пирожковой, А. В. Федотова, Т. В. Юрьевой. Вопросы взаимодействия структурных подразделений высших учебных заведений раскрыты в работах М. Б. Алексеевой, В. С. Кабакова, Г. А. Краюхина, А. И. Михайлушкина, Ю. М. Порховника, В. С. Сергейчука, П. Д. Шимко, Д. В. Шопенко. Вместе с тем вопросы, связанные с финансовым обеспечением деятельности и развития некоммерческих организаций, исследованы недостаточно, что и определяет цели и задачи дипломной работы.

Цель дипломной работы – рассмотреть особенности управление финансами некоммерческих организаций.

Для этого перед нами поставлены следующие задачи исследования:

  • изучить теоретические основы управление финансами некоммерческих организаций, выявить виды и источники формирования финансов некоммерческих организаций;
  • рассмотреть механизм финансового планирования в некоммерческих организаций;
  • рассмотреть отличия финансового планирования в некоммерческих и коммерческих организациях;
  • изучить механизм финансирования социальной сферы;
  • провести анализ финансирования учреждений физической культуры и спорта на примере МУС дворец спорта «Волгарь»;
  • проанализировать проблемы финансирования социальной сферы и выявить пути их преодоления.
  • сформулировать практические предложения по оптимизации и повышению эффективности в управления финансами некоммерческих организаций.

Теоретической и методологической основой дипломного исследования явились труды отечественных и зарубежных экономистов по теории финансов, финансов предприятий и корпораций, финансового менеджмента и финансовых рисков.

Для решения поставленных в работе задач применялся диалектический метод, методы системного анализа.

Информационной базой исследования явились законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, материалы социологических опросов руководителей и специалистов некоммерческих организаций, данные Госкомстата РФ, отчетные данные МУС дворец спорта «Волгарь.

Практическая значимость выводов и предложений, содержащихся в дипломной работе, заключается в том, что разработанные методические положения и практические рекомендации могут быть использованы при разработке программ повышения финансовой устойчивости некоммерческих организаций и учреждений.

 

 

1. УПРАВЛЕНИЕ  ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1. Виды некоммерческих организаций, их характеристика и цели 
деятельности

В соответствии с российским гражданским законодательством юридические лица, создаваемые на территории Российской Федерации, подразделяются на две группы: коммерческие организации и некоммерческие организации.

Некоммерческие организации - организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Общественный характер деятельности - главная особенность некоммерческих организаций, отличающая их от других хозяйствующих субъектов.

Правовое положение некоммерческих организаций определяют следующие основные законы:

1) Гражданский кодекс  РФ (далее - ГК РФ);

2) Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ);

3) Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 82-ФЗ).

Деятельность каждого из видов некоммерческих организаций дополнительно регулируется специальным законодательством.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Законом № 7-ФЗ определены следующие формы некоммерческих организаций:

1) общественные организации (объединения);

2) религиозные организации (объединения);

3) государственная корпорация;

4) некоммерческие партнерства;

5) учреждения;

6) автономные некоммерческие  организации;

7) социальные фонды;

8) благотворительные фонды;

9) объединения юридических  лиц (ассоциации и союзы).

Кроме того, федеральным законодательством могут предусматриваться иные формы некоммерческих организаций:

1) потребительские кооперативы (ГК РФ);

2) товарищества собственников жилья («Жилищный кодекс РФ»);

3) территориальное общественное  самоуправление (Федеральный закон  от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ));

4) благотворительные организации (Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (Закон № 135-ФЗ));

5) профсоюзы (Федеральный  закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

1) общественная организация;

2) общественное движение;

3) общественный фонд;

4) общественное учреждение;

5) орган общественной  самодеятельности;

6) политическая партия.

Рассмотрим более подробно формы некоммерческих организаций:

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон № 125-ФЗ) регулирует деятельность некоммерческих организаций в сфере реализации религиозных убеждений.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

1) вероисповедание;

2) совершение богослужений, других религиозных обрядов и  церемоний;

3) обучение религии и  религиозное воспитание своих  последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозная организация - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Фонд - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных (ст. 52 ГК РФ).

Некоммерческое партнерство - основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных для некоммерческих организаций. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Деятельность бюджетных учреждений регулируется Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ).

Информация о работе Управление финансами некоммерческих организаций