Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:06, дипломная работа
Риск, являясь неотделимой частью экономической, политической, социальной жизни общества неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления любой организации, которая функционирует в условиях рынка. Риск связан с управлением и напрямую зависит от эффективности, обоснованности и своевременности управленческих решений.
Управление рисками на предприятии взаимосвязано с понятием «риск – менеджмент».
Введение ….................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы управления финансовыми рисками
Сущность, содержание, виды и методы оценки
финансовых рисков ……………………………………………..6
1.2 Определение типа риска и его измерения……………………...14
1.3 Методы управления и способы снижения
финансового риска……………………………………………….21
1.4 Система управления рисками - риск – менеджмент…………...25
Глава 2. Оценка управления финансовыми рисками на
ОАО «Тамбовский хлебокомбинат»
2.1 Характеристика и анализ деятельности ОАО «ТХК»…………31
2.2 Анализ системы управления рисками на предприятии……….54
2.3 Совершенствование системы управления риском
используемом на предприятии ОАО «Тамбовский хлебокомбинат»…………………………………………………58
Глава 3.Основные направления совершенствования деятельности ОАО «ТХК» по минимизации
финансовых рисков
3.1 Анализ рисков предприятия и методов, используемых
для минимизации риска…………………………………………70
3.2 Основные методы и пути минимизации
финансовых рисков……………………………………………...74
Заключение……………………………………………………………….82
Можно также отметить, что в ОАО «ТХК» используется диверсификация закупок сырья и материалов, т.е. взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость предприятия от его «окружения», от ненадежности отдельных поставщиков сырья, материалов и комплектующих. ОАО «ТХК» заключает договора с другими предприятиями, такими как: поставка сырья (ФГУП «Арженка», ОАО « Деметра», ООО «Дорожный завод», ООО «Промтекс – Е», Мичуринский хлебозавод, ООО «Альянс – Агро», ОАО «Крахмалопродукт»); также частными предпринимателями (ЧП Гнатюк Н.К., ЧП Давыдкин С.В., ЧП Шлыков и другие).
Помимо методов
диссипации риска рассматриваемое
предприятие использует такой метод
снижения степени риска как
формирование резервного (страхового) фонда предприятия. Он создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предприятия. На его формирование направляется не менее 5% суммы прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде;
формирование целевых резервных фондов. Примером такого формирования могут служить фонд страхования ценового риска; фонд уценки товаров на предприятиях торговли; фонд погашения безнадежной дебиторской задолженности и т.п.;
формирование
системы страховых запасов
нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде.
На предприятии
создан резервный фонд. Создание подобных
фондов особенно актуально в условиях
кризиса неплатежей. Однако размер
резервного фонда является недостаточным
по сравнению с возможными потерями
в результате возникновения просроченной
дебиторской задолженности, неисполнения
договора или возникновения
Анализируя в
ОАО «ТХК» систему управления
рисками в целом, можно сказать,
что хотя некоторые приемы снижения
риска на предприятии используются
довольно успешно, сама система не является
полной. Так предприятие незащищено
от таких видов рисков как имущественные
риски, инфляционные риски, риски изменения
конъюнктуры рынка недостаточно
снижены, риски неисполнения договоров,
возникновения дебиторской
2.3 Совершенствование системы управления риском используемом
на предприятии ОАО «Тамбовский хлебокомбинат»
Разработка проекта
Из всего вышеперечисленного
видна актуальность и
Этот отдел должен, в обязательном порядке, принять на вооружение специальную программу целевых мероприятий по
управлению риском (ПЦМ). Разработка
такой программы на уровне предприятия
должна обеспечивать управление рисками,
при котором основным элементам
структуры и деятельности фирмы
гарантируется высокая
Функцию управления риском на
предприятии наиболее
Принимая во внимание рекомендации экономической литературы по управлению рисками, а также недостатки, выявленные непосредственно на предприятии, необходимо чтобы отдел управления риском состоял из следующих основных исполнительных групп – мониторинга предприятия и среды его функционирования, аналитиков риска, планирования антирисковых мероприятий и управления в кризисных ситуациях, которые задействованы в процессе управления риском и связаны информационными потоками. На рисунке в приложении 22 отображена предлагаемая организационная структура подразделения, реализующего на производственном предприятии функцию управления риском, где одинарными стрелками показаны командные связи между структурными элементами, а двойными – информационные связи. Необходимо отметить, что каждая из групп, входящих в состав отдела управления риском, должна включать специалистов различных областей знаний: прежде всего – антирискового управляющего, специалиста по маркетингу, специалиста по финансам, по управлению персоналом, планово-экономической работе, по производству.
Отдел управления риском является логичным
дополнением к традиционно
предприятия и располагается на одном управленческом уровне с ними. Отдел координирует деятельность функциональных подразделений предприятия через ответственных исполнителей. Проектирование системы антирисковых мероприятий предполагает разбиение комплекса работ между различными подразделениями и регулирование их отделом управления риском.
Разработка управленческой
В таблице (приложение 23) показана управленческая процедура, которая позволяет наглядно представить всю технологию решения конкретной задачи. В таблице (приложение 24) приведены операции и соответствующие им условные обозначения (используемые в приложение 23), а также количество операций каждого вида и затраты времени на каждую операцию.
Модель проектирования организации рабочего места исходит из того, что работа - это специализированные, закрепленные за отдельным исполнителем операции. Карта организации труда разрабатывается для проектируемого рабочего места. Карта организации труда на рабочем месте для антирискового управляющего представлена в приложении 23, 25. Как видим, проектирование рабочего места антирискового управляющего и организация его труда имеют большое значение. Проектирование работы предполагает получение ответа на вопросы: что делается и как делается. Оно включает в себя описание содержания работы, требований к ней и ее окружению. Определенная работа появляется тогда, когда организация испытывает потребность в решении какой-либо задачи. С этого момента работа начинает создаваться, проектироваться. Перепроектирование работы происходит, когда
руководство организации принимает решение пересмотреть ответы на вопросы, что и как делать.
Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных потерь, связанных с экономическим риском, должно решить для себя несколько проблем:
- оценить возможные убытки,
связанные с экономическими
- принять решение о
том, оставляет ли она у себя
определенные риски, т. е.
- по тем рискам или
той части рисков, которые она
оставляет у себя, фирма должна
разработать программу
Решение этих задач возможно
на основе разработки
Основная стадия представляет собой собственно разработку программы управления рисками, внедрение и реализация, которой будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия. Антирисковый менеджер, для обоснованного принятия решений по управлению рисками, должен иметь всю необходимую для этого информацию. Эта информация должна быть, по возможности, сосредоточена в одном источнике. Работа на каждом из этапов должна вестись с использованием справочной информации, связанной с
предварительной и основной стадиями разработки ПЦМ. Таким образом, изучение разработки ПЦМ будем осуществлять в три стадии: разработка предварительных процедур, разработка комплекса превентивных мероприятий и, наконец, описание справочной информации по обоим этапам разработки ПЦМ.
Цели и задачи управления рисками:
целью разработки любой ПЦМ является
обеспечение успешного
- выявления возможных
- снижения финансовых потерь, связанных с экономическими рисками.
Эта главная цель и основные задачи могут быть конкретизированы с любой степенью глубины решения задачи разработки ПЦМ. Так, решение задачи снижения финансовых потерь, связанных с экономическим риском, может осуществляться, например, следующим образом: устранением существующего риска, предотвращением возможного риска, непосредственным предотвращением возможного ущерба, опосредованным предотвращением возможного ущерба (через управление факторами риска), компенсацией уже возникшего ущерба.
При анализе такой программы должны быть уточнены перечень, а также содержание целей и задач пересмотра ПЦМ.
Принципы управления рисками:
реализация поставленных целей и задач управления рисками требует от антирискового менеджера уточнения и выбора тех основных принципов управления рисками фирмы, которые будут учитываться им при разработке ПЦМ. Принципы, которыми руководствуется менеджер при разработке и внедрении ПЦМ, в первую очередь, определяются стратегией предприятия. Так, если предприятие ориентируется на обеспечение своей финансовой устойчивости, соответствующие принципы, которыми должен руководствоваться разработчик программы,
будут диктовать выбор методов управления рисками, обеспечивающих эту финансовую устойчивость. Таким конкретным принципом, может быть, например, принцип ориентации компании на передачу всех рисков во внешнюю среду.
Эффективность разработки
ПЦМ может быть оценена способом,
основанном на сопоставлении с финансовыми
возможностями предприятия
Коэффициенты финансовых
КМВоУ = (МВоУ*ФВ)/ФВ,
КОУ = (ОУ*ФВ)/ФВ,
где НВеУ, МВоУ и
ОУ - соответственно наиболее вероятный,
максимально возможный и
ФВ - финансовые возможности фирмы по покрытию убытков.