Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 12:51, реферат
Платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, т.к. выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату — рабочим и служащим, дивиденды — акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.
Введение 3
1 Теоретические основы управления рентабельностью и ликвидностью 7
1.1 Показатели оценки рентабельности 7
1.2 Показатели оценки ликвидности 9
1.3 Методы управления рентабельностью и ликвидностью
на предприятии 15
2 Анализ рентабельности и ликвидности на предприятии
(на примере ЗАО «Сандал ЛТД») 33
2.1 Характеристика предприятия 33
2.2 Анализ показателей рентабельности предприятия 36
2.3 Анализ показателей ликвидности на предприятии 45
3 Разработка мероприятий по повышению рентабельности
и ликвидности деятельности ЗАО «Сандал ЛТД» 52
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения
Увеличение рентабельности реализации может быть достигнуто уменьшением расходов, повышением цен на реализуемую продукцию, а также превышением темпов роста объема реализованной продукции над темпами роста расходов. Расходы могут быть снижены, например, за счет:
Повышение цен на реализуемую продукцию также может служить средством увеличения рентабельности активов. Однако в условиях развитой рыночной экономики это достаточно сложная задача. Только компании, имеющие ценовую власть, могут повышать цены на свою продукцию и таким образом сохранять уровень рентабельности активов даже в условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры.
Под ценовой властью понимается также способность компании увеличивать издержки производства, оплачиваемые потребителем, которая не приводит при этом к усилению внутренней или внешней конкуренции, политической позиции, не вызывает новые законодательные акты и не провоцирует угрозу вытеснения данного продукта новым видом продукции. Обычно к таким компаниям относятся компании, выпускающие уникальную продукцию или оказывающие услуги, суть которых важнее, чем их цена. [34, с. 352]
Повышение скорости оборота активов может быть обеспечено посредством увеличения объема реализации при сохранении активов на постоянном уровне, или же при уменьшении активов. Например, компания может:
использовать денежные средства, полученные в результате вышеперечисленных действий для погашения долга, выкупа своих акций, или для вложения в другие более доходные виды деятельности. [40, с. 187]
Наиболее приемлемая система управления рентабельностью и ликвидностью предлагает проф. Веретенникова О.Б.
Последовательность этапов управления прибылью и рентабельностью показана на рисунке 2.
Рисунок 2 - Алгоритм управления прибылью и рентабельностью предприятия [24, с. 223]
На первом этапе анализируются показатели прибыли и рентабельности. Анализ проводят на основе отчетности предприятия. Для этого определяют сложившийся критический объем продаж («точку безубыточности»), покрытие затрат по продуктам (относительный маржинальный доход), показатели рентабельности производства, капитала (собственного, инвестированного) и продаж и т. п.
На втором этапе планируется прибыль и рентабельность. Прибыль можно планировать двумя методами: 1) прямого счета; 2) аналитическим.
Метод прямого счета основан на определении разницы в результате и затратах для получения данного результата. Он применяется для исчисления представленных пяти видов прибыли.
Аналитический метод используется для обоснования управленческих решений по ассортиментной, сбытовой, инвестиционной политике с целью получения большего размера прибыли при меньших затратах.
Данный метод применим лишь к расчету прибыли от продаж. При этом можно выделить следующие этапы расчетов:
- планирование прибыли по сравнимой товарной продукции;
- планирование прибыли по несравнимой товарной продукции;
- составление сводного плана по прибыли от реализации продукции (работ, услуг) предприятия. [21, с. 225]
Сравнимая товарная продукция – это продукция, которая уже производится предприятием; несравнимая товарная продукция – принципиально новый вид продукции, готовящийся к производству. [21, с. 228]
При расчете плановой прибыли по сравнимой товарной продукции должны соблюдаться следующие этапы:
Выявление влияния на прибыль остатков готовой продукции на складе на начало и конец отчетного периода. На данном этапе корректируется сбытовая политика предприятия. Если остатки готовой продукции на складе на конец отчетного периода высоки и это приводит к потере прибыли, то необходимо активизировать сбыт продукции. [21, с. 235]
Расчет плановой прибыли по несравнимой товарной продукции основан на прогнозировании ее рентабельности. Для определения общей суммы прибыли от продаж составляют сводный план по прибыли. В данный документ вносят оптимальные показатели прибыли, принятые на основе предполагаемых к внедрению управленческих решений.
Мероприятия по улучшению рентабельности разрабатываются на основе результатов анализа фактических показателей прибыли и рентабельности, составленного плана и выявленных при этом проблем. Обычно мероприятия нацелены на снижение постоянных издержек, увеличение покрытия издержек по отдельным продуктам, рост объема продаж, изменение инвестиционной политики предприятия, совершенствование использования основного и оборотного капитала.
План по прибыли и рентабельности с учетом принятых управленческих решений определяет положительные сдвиги в показателях прибыли и рентабельности по сравнению с прогнозными для выбора оптимального варианта развития предприятия. Данные плана по прибыли служат основой для составления бюджета прибыли.
Таким образом, денежными доходами предприятий выступают доходы от реализации и прочие доходы, а основным финансовым результатом деятельности предприятия являются прибыль и рентабельность. В целях налогового учета выделяют пять видов прибыли. И доходы, и прибыль необходимо планировать, чтобы принимать обоснованные управленческие решения по укреплению финансового положения предприятий.
Доходы планируются двумя методами: прямого счета и расчетным, прибыль – также двумя методами: прямого счета и аналитическим. Управление прибылью и рентабельностью проводится по определенному алгоритму, включающему четыре этапа. В результате этого можно получить оптимальный план по прибыли и рентабельности. [21, с. 242]
Одна из задач финансового менеджмента состоит в обеспечении оптимального уровня ликвидности (платежеспособности) при достаточном уровне рентабельности. Иногда предприятие улучшает показатели рентабельности в ущерб ликвидности, и наоборот. Например, высокие цены на продукцию могут повышать рентабельность, но ухудшать ликвидность в связи с увеличением периода погашения дебиторской задолженности.
Ликвидностью и платежеспособностью предприятия можно управлять. Это производится согласно представленной схеме и аналогично процессам управления затратами, прибылью и рентабельностью (рис. 3).
Рисунок 3 - Алгоритм управления ликвидностью и платежеспособностью
предприятия [24, с. 228]
Первый этап – анализ проводят как по текущей, так и по структурной ликвидности (платежеспособности). Анализируют сальдо накопительное по отчету о движении денежных средств, выявляют причины кредиторской задолженности в случае ее появления.
По балансу рассчитывают коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами, выявляют причины их отклонений от норматива.
Второй этап – разработка плана ликвидности (платежеспособности). Для этого составляют бюджет движения денежных средств (БДДС) и бюджетный баланс (ББ).
Основой БДДС является, с одной стороны, информация о планируемых поступлениях денежных средств: объемах реализации продукции на следующий год, тенденциях инкассации дебиторской задолженности, необходимости в привлечении кредитных ресурсов и т.п.; а с другой – необходимая информация о планируемых выплатах: уровне цен на материалы и потребности в них, величине фонда оплаты труда, страховых взносах, налоговых платежах и т.п.
Данные для бюджетного баланса поступят из бюджета прибыли, бюджета движения денежных средств, а также из операционного бюджета. На основе бюджетного баланса исчисляются показатели оценки финансового состояния.
Если планируемые показатели БДДС и ББ не будут отвечать нормам или у менеджеров предприятия возникнет решение укрепить ликвидность (платежеспособность), то наступает третий этап, когда разрабатываются специальные мероприятия, направленные на увеличение доли рынка предприятия, улучшение работы с дебиторами, увеличение уставного капитала, внедрение ресурсосберегающих технологий и т.п. [28, с. 105]
На четвертом этапе составляется оптимальный план, который затем реализуют.
Регулируя рентабельность и ликвидность и удерживая их на оптимальном для бизнеса предприятия уровне, можно добиться устойчивого финансового состояния. Основными показателями оценки ликвидности и платежеспособности выступают коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности предприятия собственными средствами.
Управление ликвидностью и платежеспособностью непосредственно связано с концепциями денежных потоков и временной стоимостью денег.
Концепция денежных потоков – основа управления денежным хозяйством предприятий. Она базируется на определении таких показателей как отток и приток денежных средств и результирующий денежный поток. Денежные потоки классифицируются по нескольким признакам, главным из которых является вид деятельности предприятия. [24, с. 252]
Концепции временной стоимости денег основывается на базовых положениях общей экономической теории. Временная стоимость денег при управлении денежным хозяйством предприятий применяется для оценки денежных потоков с учетом фактора времени. Эти потоки могут быть входящие, исходящие, равномерные и неравномерные и т.п. Для предприятия, в конечном счете важно знать, какие доходы принесут эти потоки в будущем или сколько будущие платежи будут стоить сегодня. Временная стоимость денег используется для принятия решений по проведению политики привлечения и вложения денежных средств.
Таким образом, по проведенному исследованию в первой главе можно сделать следующий вывод, что рентабельность - один из основных показателей эффективности работы предприятия. Эта величина характеризует уровень окупаемости затрат и степень использования материальных, трудовых и денежных средств в процессе производства и реализации продукции.
Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период.
Управление ликвидностью - деятельность предприятия по размещению средств, позволяющему в короткое время превратить активы в денежные средства.
Анализ ликвидности необходим для того, чтобы оценить кредитоспособность предприятия, то есть его способность своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам. Ликвидность можно вычислить по балансу предприятия.
2 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «САНДАЛ ЛТД»)
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Закрытое акционерное общество «САНДАЛ ЛТД» создано в 1997 г. В 2006 году было принято решение о создании обособленного подразделения – отдел оптовых продаж иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения с оборудованием стационарного рабочего места.
Произведено текущее лицензирование в созданном структурном подразделении, местонахождением которого является арендуемое помещение под склад и офис. На основании лицензии №99-02-010207 от 01.06.2006 г выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития данный объект используется для осуществления фармацевтической деятельности – оптовая торговля лекарственными средствами.
Количество сотрудников не выделено на отдельный баланс, подразделение не имеет отдельного расчетного счета не начисляет выплаты и другие вознаграждения в пользу работников и физических лиц. Все средства, как денежные, так и материальные, получают из головной организации. При этом штатным расписанием обособленного подразделения не предусматривается бухгалтерской службы как таковой, бухгалтерский учет ведется в головном офисе. Все первичные учетные документы, которые оформляются обособленным подразделением, в установленные внутренними нормативными документами сроки передаются в бухгалтерию головной организации.
Бухгалтерская служба головной организации производит обработку указанных документов и отражает их в учете. О деловой активности фирмы свидетельствуют следующие данные:
Информация о работе Управление рентабельностью и ликвидностью