Зарубежная и отечественная практика антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в определении категории антикризисного управления коммерческими банками в качестве стратегического направления банковского менеджмента. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
•проанализировать степень разработанности и уточнить соотношение и взаимосвязь понятий кризис, антикризисное управление, реструктуризация, санация, реорганизация, несостоятельность;
•выявить факторы и причины кризисных ситуаций в банковском деле;
•раскрыть методологические основы антикризисного управления банками, показать их роль и значение в условиях реструктуризации кредитной организации;
•обосновать методологический подход и обозначить пути развития антикризисного управления как особого типа банковского менеджмента;
•проанализировать влияние мирового финансового кризиса на российские банки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. СИСТЕМНЫЙ БАНКОВСКИЙ КРИЗИС 5
1.1. Понятие кризиса банковской системы 5
1.2. Основные формы проявления системного кризиса 6
2. УПРЕЖДАЮЩЕЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТАМИ 8
2.1. Принципы здорового и эффективного формирования и функционирования национальной банковской системы 8
2.2. Правовое регулирование БР в области антикризисного управления 10
3. ПОСЛЕДУЮЩЕЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 13
3.1. Управление кредитной организацией в процессе финансового оздоровления 13
3.2. Опыт антикризисного управления и финансового оздоровления кредитных
организаций 19
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4. ПРОГРАММА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 22
4.1. Цели и принципы программы реструктуризации 22
4.2. Этапы разработки программы реструктуризации 23
4.3. Практическая реализация программы реструктуризации 27
5. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА РОССИЙСКИЕ
БАНКИ 29
5.1. Антикризисные меры законодательного характера 2008 года 29
5.2. Стратегии выживания и развития кредитных организаций в условиях кризиса 31
5.3. Антикризисные меры банка «Хоум Кредит»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Системные банковские кризисы 38
2. Анализ причин утраты капитала коммерческим банком 39
3. Структура обязательств банка на дату проведения анализа 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

Принцип управляемости. Процесс создания и последующего развития банковской системы должен идти под сознательным контролем общества, государства, самого банковского сообщества. Эффективная, социально ориентированная рыночная экономика и банковская система как ее неотъемлемый элемент «сами собою» возникнуть не могут, их нужно создавать целенаправленно. Это предполагает наличие коллективно разработанной, принятой большинством концепции развития банковской системы, соответствующих рабочих программ и планов, их реализацию при согласовании усилий всех заинтересованных участников процесса.

Принцип эволюционности. Превращение имеющейся совокупности банков, НКО и вспомогательных организаций в элементы банковской системы, ее последующее развитие следует направлять путем постепенного совершенствования имеющихся структур и их параметров, традиций, путем последовательного накопления количественных и качественных изменений, основательного освоения новых операций, технологий, достижения нового качества работы, новых отношений между элементами системы и клиентами, без «прыжков» через закономерные ступени развития.

Принцип адекватности. Данный принцип имеет два главных аспекта. Во-первых, банковская система и каждый ее элемент на любом этапе развития должны соответствовать окружающей их действительности, тому, что может предложить и чего ждет от них реальная экономика, общество. Во-вторых, принцип говорит о необходимости достижения и поддержания соответствия между элементами самой банковской системы (согласованность действий, взаимодополняемость, единство принципов и способов работы, совместимость).

Принцип функциональной полноты. Система может нормально функционировать и развиваться по восходящей только в том случае, когда она содержит все необходимые элементы в нужных количествах (пропорциях) – самые разнообразные коммерческие банки, НКО и вспомогательные организации.

Принцип саморазвития. Банковская система должна обладать способностью совершенствоваться, что предполагает отлаживание механизмов реагирования на неблагоприятные факторы, предотвращение кризисных явлений, проведение санационных мероприятий, соблюдение ответственности, обеспечение безопасности, распространение передового опыта.

Принцип открытости. В соответствии с этим принципом признается необходимость:

  • свободы входа и выхода из банковской системы в рамках законности;
  • развития разнообразных форм цивилизованных отношений между элементами банковской системы;
  • информационной прозрачности действий всех участников рынка банковских услуг;
  • развития отношений конкурсности на базе строго определенных правил проведения конкурсов, минимизации влияния личных отношений на соответствующие решения государственных органов управления.

Принцип эффективности. Поскольку коммерческие банки, НКО и вспомогательные организации являются организациями коммерческими, то принцип эффективности (прибыльности, рентабельности) естественен для их деятельности. Вместе с тем данный принцип включает и другие аспекты. В соответствии с ним деятельность банковских учреждений должна быть эффективной не только для них самих, но и для их клиентов и для народного хозяйства. Наконец, деятельность элементов банковской системы должна быть эффективной и в социальном плане.

Принцип адекватного правового сопровождения. Здесь особое значение имеют:

  • адекватность принимаемых законов, иных нормативных актов реальным процессам в экономике и обществе;
  • полнота охвата реальных процессов нормами права;
  • внутренняя непротиворечивость и своевременность разработки правовой базы банковской деятельности.

Если приложить любой их перечисленных  критериев к отечественной банковской практике, то достаточно легко можно  прийти к выводу о том, что банковская система России пока еще пребывает  в своем эскизном, «черновом» варианте.

Начиная с 1988 г. банковский сектор современной  России формировался фактически стихийно, вне какого-либо прогноза, плана  и уж тем более без стратегии (концепции) его строительства. Только в 2002 г. появилась первая официальная  Стратегия развития банковского сектора РФ.

Ситуация в банковском секторе  менялась все время, подчас решительно и кардинально, но изменения носили скорее характер «взлетов и падений», а не постепенного, спокойного развития на базе основательного освоения всего «пройденного». Между реальным и банковским секторами экономики сразу же возникла стена, за которой каждый из секторов пытался развиваться в основном в автономном режиме. С другой стороны, не было, и пока нет должной адекватности также элементов банковского сектора друг другу.

Другими словами, практически каждый из названных принципов в большей  или меньшей мере не выполняется  отечественными банками и всей их совокупностью. Именно поэтому банковский кризис, пик которого пришелся на август 1998 г., был закономерен и неизбежен. Он был, в частности, проявлением того, что совокупность действующих в России кредитных организаций еще далеко не обрела обязательных признаков органической системы.

 

2.2. Правовое регулирование  БР в области антикризисного  управления

Из многочисленных документов Центрального банка к рассматриваемому вопросу имеют прямое отношение следующие его акты, которые с определенной долей условности можно разделить на несколько блоков.

Блок 1. Содержащие обязательные нормативы, невыполнение которых обоснованно рассматривается как свидетельство того, что банк более или менее сильно отклоняется от «нормального состояния», а именно принимает на себя «неподъемные» для него финансовые риски.

Указанные нормативы изложены главным  образом в Инструкции № 110-И от 16.01.2004 г. «Об обязательных нормативах банков». В ней установлены предельно допустимые числовые значения и методики расчета следующих обязательных для банков нормативов:

• достаточности собственных капиталов (норматив H1);

• ликвидности: мгновенной (Н2), текущей (НЗ), долгосрочной (Н4);

• размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6);

• размера крупных кредитных  рисков (Н7);

• размера кредитов, гарантий и  поручительств, предоставляемых банком своим участникам (Н9.1);

• совокупного размера рисков на инсайдеров банка (H10.1);

• использования собственного капитала для приобретения акций (паев) других юридических лиц (H12).

Важное значение имеют нормативы  валютных рисков, содержащиеся в Инструкции

№ 124-И от 15.07.2005 г. «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях надзора за их соблюдением кредитными организациями».

Меньшее значение пока имеют нормативы, включенные в Инструкцию №112-И от 31.03.2004 г. «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием». В данной Инструкции для указанной группы КО установлены особенности расчета и особое значение норматива H1, а также дополнительные нормативы H17, H18, Н19 и их предельные числовые значения

Блок 2. Содержащие требования в отношении «чистоты» капиталов банков, нарушение которых — более или менее очевидное свидетельство того, что банк не может считаться возникшим нормально и/или нормально развивающимся. Здесь можно указать два основных документа ЦБ РФ:

- Инструкцию № 109-И от 14.01.2004 г.  «О порядке принятия Банком  России решения о государственной  регистрации кредитных организаций  и выдаче лицензий на осуществление  банковских операций»; 

- Указание № 1246-У от 10.02.2003 г. «О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования собственных средств (капитала) с использованием ненадлежащих активов».

Блок 3. Содержащие требования к организации в банках бухгалтерского учета и отчетности. Выполнение данных требований также следует рассматривать как обязательное условие «нормального состояния» банка. Указанные требования излагаются в приложениях к Положению № 205-П от 5.12.2002 г. «О правилах ведения бухгалтерского учета в КО, расположенных на территории РФ» и целом ряде документов, посвященных представлению банками в Банк России и общественности форм отчетности о своей деятельности.

Блок 4. Содержащие методики оценки уровня «нормальности» банков. Имеются в виду следующие нормативные правовые акты ЦБ РФ. Это, во-первых, Указание № 766-У от 31.03.2000 г. «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». В соответствии с данным Указанием Банк России относит все КО с точки зрения их финансового состояния к одной из двух категорий, а в рамках каждой категории — к одной из двух групп (не раскрывая никому соответствующую информацию, касающуюся конкретных КО):

• I категория — финансово стабильные:

• группа 1 —  КО без недостатков в деятельности;

• группа 2 — КО, имеющие отдельные  недостатки в деятельности;

• II категория — проблемные:

• группа 3 — КО, испытывающие серьезные  финансовые трудности;

• группа 4 — КО, находящиеся в  критическом финансовом положении.

В трактовке Центрального банка  «проблемные» банки — это и  есть банки в состоянии кризиса (разной остроты). Во-вторых, имеются Указание № 1379-У от 16.01.2004 г. «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» и Положение № 248-П от того же числа «О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов», принятые в развитие Закона № 177-ФЗ от 23.12.2003 г. «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» и предназначавшиеся для того, чтобы с их помощью не пропустить в систему страхования банковских вкладов населения явно слабые банки.

Блок 5. Содержащие требования о путях и способах преодоления банком своего неблагополучного положения. Имеется в виду прежде всего Инструкция ЦБ № 126-И от 11.11.2005 г. «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по

предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций».

Блок 6. Содержащие меры воздействия (наказания), применяемые к проблемным банкам, имеющие целью понудить их выправить положение либо заставить уйти с рынка банковских услуг. Основными документами здесь можно считать:

  • Инструкцию № 59-И от 31.03.1997 г. «О применении к кредитным организациям мер воздействия», которая предполагает применение надзорными органами к провинившимся банкам мер воздействия двух типов: предупредительных и/или принудительных (вплоть до отзыва лицензии);
  • Положение № 264-П от 02.04.1996 г. «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в РФ».

Итак, кризисное состояние кредитной организации и ход развития кризиса могут иметь разные варианты (сценарии):

    • в соответствии с законодательством и нормативными актами регулирующих органов;
    • по оценкам самой КО и в соответствии с нормами ее внутренних документов.

Первый вариант крайне жесткий, по сути приговаривающий попавший в  тяжелое положение банк к скорому  «выводу» с рынка. Такому банку в  наших условиях не стоит рассчитывать на «милосердие».

 

 

 

 

 

 

 

3. ПОСЛЕДУЮЩЕЕ АНТИКРИЗИСНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

 

3.1. Управление кредитной  организацией в процессе финансового  оздоровления

Кредитная организация, находящаяся  в кризисной ситуации, нуждается  в выработке новой стратегии  – стратегии изменения. Ее целью  является восстановление устойчивого  финансового положения банка на основе устранения причин, вызвавших кризисное состояние.

Стратегия изменения должна проводиться  в жизнь под жестким контролем  со стороны органов надзора при  добровольных процедурах оздоровления либо в условиях отстранения менеджмента банка от управления при введении временной администрации или в процессе реорганизации.

В настоящее время ранжирование банков по уровню финансовой устойчивости осуществляется в соответствии с  Указанием Банка России от 30 апреля 2008 г. № 2005-У, которыми предусмотрены пять групп банков.

В зависимости от степени проблемности набор методов антикризисного управления должен иметь особенности, хотя в  своей основе этот набор методов  является стандартным. К числу таких  мероприятий относятся:

  • рекапитализация банка;
  • реструктуризация активов и обязательств;
  • реорганизация системы управления.

Рекапитализация банка. Комплекс мероприятий, направленных на восполнение капитала, является главным направлением антикризисного управления. Источники рекапитализации могут быть как внутренними, так и внешними. К внутренним источникам рекапитализации можно прежде всего отнести отказ от выплаты дивидендов владельцам банка, сокращение операционных расходов и продажу неликвидных активов.

Другим источником является сокращение объема операционных расходов, в первую очередь за счет облегчения организационной структуры. К числу мероприятий, направленных на решение данной задачи, относятся: сокращение персонала, сокращение объема накладных расходов, отказ от инвестиций в новые технологии.

Информация о работе Зарубежная и отечественная практика антикризисного управления