Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:09, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении категории антикризисного управления коммерческими банками в качестве стратегического направления банковского менеджмента. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
•проанализировать степень разработанности и уточнить соотношение и взаимосвязь понятий кризис, антикризисное управление, реструктуризация, санация, реорганизация, несостоятельность;
•выявить факторы и причины кризисных ситуаций в банковском деле;
•раскрыть методологические основы антикризисного управления банками, показать их роль и значение в условиях реструктуризации кредитной организации;
•обосновать методологический подход и обозначить пути развития антикризисного управления как особого типа банковского менеджмента;
•проанализировать влияние мирового финансового кризиса на российские банки.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. СИСТЕМНЫЙ БАНКОВСКИЙ КРИЗИС 5
1.1. Понятие кризиса банковской системы 5
1.2. Основные формы проявления системного кризиса 6
2. УПРЕЖДАЮЩЕЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТАМИ 8
2.1. Принципы здорового и эффективного формирования и функционирования национальной банковской системы 8
2.2. Правовое регулирование БР в области антикризисного управления 10
3. ПОСЛЕДУЮЩЕЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 13
3.1. Управление кредитной организацией в процессе финансового оздоровления 13
3.2. Опыт антикризисного управления и финансового оздоровления кредитных
организаций 19
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4. ПРОГРАММА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 22
4.1. Цели и принципы программы реструктуризации 22
4.2. Этапы разработки программы реструктуризации 23
4.3. Практическая реализация программы реструктуризации 27
5. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА РОССИЙСКИЕ
БАНКИ 29
5.1. Антикризисные меры законодательного характера 2008 года 29
5.2. Стратегии выживания и развития кредитных организаций в условиях кризиса 31
5.3. Антикризисные меры банка «Хоум Кредит»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Системные банковские кризисы 38
2. Анализ причин утраты капитала коммерческим банком 39
3. Структура обязательств банка на дату проведения анализа 40
В рассматриваемом примере
Наиболее сложным вопросом для
нашего примера является урегулирование
задолженности перед
Под капитализацией задолженности понимают приобретение кредиторами доли в капитале банка. Такой подход приведет к повышению доверия к кредитной организации со стороны настоящих и будущих клиентов. Быстрое принятие решений, в том числе по данной проблеме, позволит сократить период восстановления текущей деятельности, возобновить потоки денежных средств, позволит новым акционерам влиять на выбор стратегии развития банка, контролировать деятельность. Одним из возможных сценариев проведения капитализации задолженности кредиторов может стать принцип пропорциональной капитализации, т.е. кредиторы могут участвовать в капитале кредитной организации пропорционально их доле в структуре задолженности.
По оставшейся части задолженности
можно предусматривать
Приблизительно такой же подход обычно применяется и в отношении задолженности по срочным сделкам, при этом российские и иностранные кредиторы должны находиться в равных условиях. В рассматриваемом примере менеджмент банка провел анализ выполнения срочных контрактов с резидентами, который свидетельствовал, что контрагенты на протяжении длительного времени (более полугода) не выполняли своих обязательств, каких-либо мер со стороны органа надзора по просьбе руководства банка к участникам сделок не применялось. Кроме того, опираясь на существующую российскую практику, менеджмент банка полагает, что в случае возникновения споров по данным сделкам суд может признать их как пари, что может означать их неисполнение. Учитывая эти обстоятельства, при составлении плана реструктуризации задолженности требования по срочным сделкам с резидентами в расчет не принимались. При рассмотрении вопроса о реструктуризации требований по срочным сделкам с нерезидентами менеджмент банка рассматривает возможность капитализации части задолженности – на сумму 400 млн. руб., оставшаяся задолженность подлежит реструктуризации равными долями в течение трех лет.
Особое внимание при разработке плана реструктуризации уделяется улучшению качества активов, и прежде всего кредитного портфеля, поскольку кредитные организации, испытывающие финансовые затруднения, как правило, обладают значительным объемом инвестиций в виде выданных ссуд. В этой связи предметом изучения должна стать та часть ссудной задолженности, которая еще может быть возвращена. В качестве возвратной части кредитного портфеля можно рассматривать чистую ссудную задолженность:
Чистая задолженность = Ссудная задолженность – Резерв на возможные потери по ссудам
С группой дебиторов, оказавшихся в данной категории задолженности, в первую очередь целесообразно проводить индивидуальную работу, поскольку ухудшение возвратности ссудной задолженности зачастую происходит не только из-за неудовлетворительного финансового положения дебиторов, но и в связи с ухудшением финансового положения банка. Урегулирование взаимоотношений с кредиторами во многом поможет убедить дебиторов в жизнеспособности банка, что создаст условия для выполнения ими своих обязательств перед банком.
При составлении программы
Таким образом, программа реструктуризации банка включает следующие мероприятия:
4.3. Практическая реализация программы реструктуризации
В случае успешной реализации программы реструктуризации банк восстановит свою капитальную базу.
Следующим этапом на пути практической реализации плана реструктуризации банка должна стать разработка стратегии развития в новых условиях. При разработке стратегии в рассматриваемом примере следует принять во внимание, что:
В сложившейся ситуации банк должен более энергично инициировать развитие своего бизнеса, в частности проводить более активную политику на рынке кредитных услуг. Основной акцент в сложившихся обстоятельствах менеджмент банка предполагает сделать на следующих направлениях:
Таким образом, тщательная проработка программы реструктуризации по всем направлениям создает предпосылки для достижения главной цели – восстановления капитальной базы, платежеспособности и ликвидности кредитной организации как базовых условий финансовой устойчивости.
Выводы
5. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО
ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА
После десяти лет динамичного экономического роста Россия сталкивается с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые.
Мировой ВВП по прогнозам снизится в 2009 году почти на полпроцента, в США - на 2,6-2,7 процента, в Японии - на 5-5,8 процента. Экономика Евросоюза может сократиться на 2,1-2,5 процента. Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы населения. Положительные темпы роста сохранятся в Индии и Китае, но и там они упадут почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП также может уменьшиться более чем на 2 процента.
С сентября 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее время реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.
5.1. Антикризисные меры законодательного характера 2008 года
В связи с негативными событиями
на мировом рынке, вызванными глобальным
финансовым кризисом и нашедшими
отражение на российском рынке, Государственная
Дума уделила большое внимание выработке
антикризисных мер законодатель
В российском парламенте и в Банке России, принимая антикризисные меры, исходили из того, что существенное ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках обусловило масштабный отток капитала из страны, значительная переоценка рисков участниками международных и внутренних финансовых рынков ужесточила условия заимствований для российских кредитных и нефинансовых организаций, ухудшила функционирование финансового и фондового рынков страны.
Затруднение привлечения средств на рынке межбанковских кредитов (в том числе формирование цепочек неплатежей по операциям междилерского РЕПО) в совокупности с критическим ухудшением ситуации на рынке ценных бумаг (резкое снижение котировок акций российских эмитентов и основных фондовых индексов, приостановка торгов на российских биржах) нарушило нормальное функционирование рыночного механизма перераспределения ликвидности, следствием чего стало формирование дефицита банковской ликвидности и резкое повышение спроса кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банка России, который вынужден был переориентировать свои основные усилия на поддержание финансовой стабильности. Им был реализован комплекс значительных мер денежно-кредитной политики, направленных на сглаживание для российских кредитных организаций негативных последствий кризиса.
В частности, приняты решения о временном снижении нормативов обязательных резервов. С 18.09.2008 они были снижены на 4 процентных пункта по каждой категории резервируемых обязательств (с 8,5 до 4,5% - по обязательствам перед банками-нерезидентами, с 5,5 до 1,5% - по обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ, с 6,0 до 2,0% - по иным обязательствам). А с 15.10.2008 они были установлены в размере 0,5% по каждой категории резервируемых обязательств с их последующим поэтапным повышением: начиная с 1 февраля 2009 года - до 1,5%, начиная с 1 марта 2009 года - до 2,5%. При этом с 18 по 22 сентября и с 15 по 17 октября 2008 года было проведено внеочередное регулирование обязательных резервов (по вновь установленным нормативам), в рамках которого на корреспондентские счета кредитных организаций было перечислено соответственно 262 млрд. руб. и около 100 млрд. руб. Одновременно было принято решение о повышении с 01.10.2008 коэффициента усреднения расчета усредненной величины обязательных резервов для кредитных организаций, не являющихся расчетными небанковскими кредитными организациями, и РЦ ОРЦБ - с 0,55 до 0,6, а также о предоставлении временно (в течение периода с 01.10.2008 до 01.07.2009) права на усреднение обязательных резервов кредитным организациям независимо от классификационных групп, присвоенных им в результате оценки их экономического положения в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов ЦБ РФ.
С 18.09.2008 Банк России снизил на 1 процентный пункт процентные ставки по инструментам предоставления ликвидности постоянного действия - ломбардным кредитам и операциям прямого РЕПО по фиксированной ставке на срок 1 день, а также по операциям "валютный своп" (рублевая часть) на 1 день - до 8% годовых. Минимальная ставка по ломбардным кредитным аукционам на срок 2 недели была снижена с 8,0 до 7,5% годовых. Также были снижены процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами (с 8-10 до 7,5-9,5% годовых).
Информация о работе Зарубежная и отечественная практика антикризисного управления