Зарубежная и отечественная практика антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в определении категории антикризисного управления коммерческими банками в качестве стратегического направления банковского менеджмента. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
•проанализировать степень разработанности и уточнить соотношение и взаимосвязь понятий кризис, антикризисное управление, реструктуризация, санация, реорганизация, несостоятельность;
•выявить факторы и причины кризисных ситуаций в банковском деле;
•раскрыть методологические основы антикризисного управления банками, показать их роль и значение в условиях реструктуризации кредитной организации;
•обосновать методологический подход и обозначить пути развития антикризисного управления как особого типа банковского менеджмента;
•проанализировать влияние мирового финансового кризиса на российские банки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. СИСТЕМНЫЙ БАНКОВСКИЙ КРИЗИС 5
1.1. Понятие кризиса банковской системы 5
1.2. Основные формы проявления системного кризиса 6
2. УПРЕЖДАЮЩЕЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТАМИ 8
2.1. Принципы здорового и эффективного формирования и функционирования национальной банковской системы 8
2.2. Правовое регулирование БР в области антикризисного управления 10
3. ПОСЛЕДУЮЩЕЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 13
3.1. Управление кредитной организацией в процессе финансового оздоровления 13
3.2. Опыт антикризисного управления и финансового оздоровления кредитных
организаций 19
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4. ПРОГРАММА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 22
4.1. Цели и принципы программы реструктуризации 22
4.2. Этапы разработки программы реструктуризации 23
4.3. Практическая реализация программы реструктуризации 27
5. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА РОССИЙСКИЕ
БАНКИ 29
5.1. Антикризисные меры законодательного характера 2008 года 29
5.2. Стратегии выживания и развития кредитных организаций в условиях кризиса 31
5.3. Антикризисные меры банка «Хоум Кредит»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Системные банковские кризисы 38
2. Анализ причин утраты капитала коммерческим банком 39
3. Структура обязательств банка на дату проведения анализа 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Опыт антикризисного  управления и финансового оздоровления  кредитных организаций

Свести весь такой опыт, как отечественный, так и зарубежный, к простым и безусловным обобщениям затруднительно, если не невозможно, однако можно отметить некоторые его важные или интересные штрихи.

Отечественный опыт

Планы финансового оздоровления в  разные годы пришлось разрабатывать многим нашим банкам. И оказалось, что практически все поступавшие планы санирования в первоначальном варианте не соответствовали требованиям Банка России и были возвращены в банки на доработку.

Наиболее частая ошибка, встречавшаяся в планах санации, - ориентация на недостоверный бухгалтерский баланс. Как правило, составители планов более чем приблизительно представляли себе размеры дефицита средств у банков, а потому предлагавшиеся ими практические меры не могли быть адекватными. Другим распространенным недостатком планов являлся их декларативный характер, т.е. отсутствие документов, подтверждавших реальность запланированных мероприятий.

Выяснились и иные важные обстоятельства.

Во-первых, даже если план санации принят, это не значит, что банк его выполнит.

Во-вторых, усилия временных администраций в большинстве случаев не дают положительных результатов (у большинства банков, в которые направлялась такая администрация, лицензии были отозваны), а нередко введение временной администрации оказывалось запоздалой и потому неоправданной мерой (администрации приходили в фактически уже переставшие действовать банки). Кроме того, были вопросы, связанные с составом временных администраций. Очевидно, в такую администрацию не должны входить люди, представляющие организации, связанные с данным банком, а также люди из других банков, даже если между банками нет никаких отношений.

В-третьих, в качестве объектов санирования рассматриваются только банки 4-й группы проблемности, т.е. «находящиеся в критическом финансовом положении». А это значит, что во многих из них убытки и дефицит ресурсов так велики, что невозможно найти инвесторов для их оздоровления. Представляется целесообразным, чтобы ЦБ подключался к санированию в тот момент, когда банки еще не вошли в стадию банкротства. С этой точки зрения, возможно, более перспективными для санирования следовало бы признать банки 3-й группы проблемности – «испытывающие серьезные финансовые трудности».

В-четвертых, нуждаются в углубленной проработке методические основы санации.

В-пятых, острой остается проблема несовпадения интересов банков и ЦБ, отражающаяся и на успешности санационных процедур. Нередко сам банк или его собственники не заинтересованы не только во введении временной администрации, но и в санации. Но и представители ЦБ, так или иначе участвующие в санации, должны больше думать о том, чтобы своими действиями не навредить банку.

Иностранный опыт

Мировая практика показывает, что  в период острых кризисов государства  принимают чрезвычайные меры и разрабатывают специальные программы оказания помощи попавшим в затруднительное положение банкам. Такая политика довольно успешно проводилась во многих странах. При этом указанные меры обычно носят многоплановый характер, т.е. к проблеме стараются подходить комплексно. И практически везде санационные меры «перерастают» в действия, имеющие целью реструктуризацию банковской системы в целом, а реструктуризация системы банков обязательно включает в себя санирование большего или меньшего числа отдельно взятых банков.

В комплексе обязательно присутствуют меры, направленные на повышение роли центральных банков и других органов  государства в вопросах взаимодействия с проблемными банками. Имеются  в виду, с одной стороны, государственная поддержка таких банков (к примеру, в форме предоставления государственных гарантий по вкладам и депозитам, снижение нормы резервирования или даже прямые финансовые вливания в некоторые банки и т.д.), с другой – решительные меры с целью повышения ответственности самих банков и их собственников и руководителей за свое состояние и выход из кризиса (например, изменение правил информирования банками о своем финансовом состоянии, требование к банкам ввести новые, более жесткие и действенные механизмы управления рисками, жесткий контроль всех этапов санирования, принуждение хозяев и высших менеджеров кризисных банков собственными средствами участвовать в оздоровлении своих банков и т.д.).

Распространенной стала практика, в соответствии с которой в случае серьезных нарушений в деятельности банка центральный банк имеет право назначить в такой банк временную администрацию с целью его вывода из кризиса. В свою очередь банк должен представить подробный план финансового оздоровления.

В ряде стран проблемные банки передаются под административный контроль специальных государственных органов, создаваемых после введения гарантирования вкладов и ответственных за возмещение потерь вкладчикам неблагополучных банков.

Санационные меры за последние годы претерпели качественные изменения (независимо от того, переходят банки под государственный контроль или нет). Раньше основным методом поддержки было предоставление льготных долгосрочных кредитов, в отношении крупных банков преобладала политика неограниченного предоставления государственных ресурсов. Зачастую деятельность отдельных банков приостанавливалась на незначительное время, чтобы избежать падения доверия к банковской системе.

Сейчас среди активно применяемых  мер санации к наиболее важным относятся:

  1. пополнение капитала проблемных банков (выкуп их «неблагополучных» активов);
  2. меры, имеющие целью повышение уровня платежеспособности компаний – крупных клиентов банков (кредиты, в т.ч. льготные, от государственных банков развития; гарантии; помощь в организации дополнительной эмиссии и размещения акций);
  3. стимулирование процессов слияния банков (переложение значительной части расходов, связанных с санацией, на новых владельцев).

При этом в отдельных странах  существуют достаточно серьезные различия в тактике оздоровления банков.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

4. ПРОГРАММА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ  КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

4.1. Цели и принципы  программы реструктуризации 

Целью программы реструктуризации является восстановление финансовой устойчивости кредитной организации при сохранении ее жизнеспособного ядра как неотъемлемой части банковской инфраструктуры. Для достижения данной цели выдвигаются промежуточные положения, к числу которых можно отнести: достижение соглашения с кредиторами, рекапитализацию, реструктуризацию обязательств банка, в случае отзыва лицензии на банковскую деятельность – возврат лицензии, восстановление клиентской базы до уровня, существовавшего до кризиса, разработку программы перевода активов в рабочее состояние.

Программа реструктуризации базируется на определенных принципах. Среди них обычно выделяются:

  • открытость и прозрачность процесса реструктуризации обязательств перед кредиторами и вкладчиками, органами надзора;
  • безусловная первоочередная ответственность старых собственников банка, выраженная в отказе от значительной части принадлежащей им доли банковского капитала.

Разработка программы реструктуризации предполагает проведение глубокого  анализа финансово-хозяйственной  деятельности кредитной организации, изучение состава собственников  банка и организационной структуры управления. Данный блок анализа дополняется макроэкономическим анализом и моделированием различных сценариев развития экономики страны и прогноза основных экономических параметров. Особое внимание уделяется оценке состояния банковской системы и перспективам ее развития. Немаловажное значение в разработке программы реструктуризации принадлежит также юридическим и налоговым аспектам. Например, проводится оценка существующих процедур банкротства и ликвидации банков, утверждается порядок удовлетворения требований различных групп кредиторов и вкладчиков банка.

После изучения финансового состояния  кредитной организации и причин возникновения финансовых затруднений  в совокупности с макроэкономическими  параметрами и юридическими аспектами  процесса реструктуризации проводится разработка программы реструктуризации.

 

 

 

4.2. Этапы разработки  программы реструктуризации 

Первый этап разработки программы  предполагает проведение глубокого  анализа причин утраты банком собственного капитала. Проанализирую, используя условные данные, причины утраты банком капитала (см. приложение 2).

Данные таблицы свидетельствуют  о том, что основными причинами  потери капитала банком являются расходы  по созданию резервов на возможные  потери по ссудам, обесценение ценных бумаг, срочных контрактов, убытки от операций с ценными бумагами, по срочным сделкам, операционные расходы, потери на курсовых разницах и др. На основе изучения причин возникновения дефицита капитала проводится анализ различных возможностей его пополнения.

Следующим этапом разработки программы реструктуризации является анализ текущих обязательств банка, поскольку рекапитализация задолженности кредиторов рассматривается как одно из направлений реструктуризации кредитной организации. Текущие обязательства условной кредитной организации приведены в таблице (см. приложение 3).

Анализ данных, приведенных в  таблице, свидетельствует, что более 80% задолженности банка числится за кредиторами, в том числе более  половины этой задолженности приходится на долги по срочным сделкам и около одной четвертой – на задолженность перед кредитными организациями. При этом задолженность перед иностранными кредиторами составляет 36,5% общей суммы обязательств. Однако программа реструктуризации должна предусматривать единые принципы проведения реструктуризации и не рассматривать какие-либо преимущества для иностранных кредиторов.

В то же время безусловным приоритетом  программы должна стать задолженность  перед физическими лицами по нескольким причинам. Во-первых, данная группа кредиторов относится к категории кредиторов первой очереди. Во-вторых, нарушения, в том числе даже самые незначительные, могут привести к подрыву доверия к банковской системе в целом и данному банку в частности. С этой целью более тщательно изучается структура и объем задолженности перед физическими лицами. В моем примере эта задолженность характеризовалась следующими данными: задолженность по текущим счетам – 100 млн. руб., по срочным вкладам – 200 млн. руб., т.е. более двух третей числящейся задолженности приходится на срочные вклады и только одна треть на депозиты до востребования. Управляющие банком должны предоставить дополнительную информацию о размерах вкладов. Предположим, что 80% остатков на счетах не превышают 10 тыс. руб.

Для принятия решений о порядке  погашения задолженности перед физическими лицами могут рассматриваться различные варианты. В частности, некоторые корпоративные дебиторы могут взять на себя обязанность по погашению части задолженности физических лиц (за свой счет). Например, такие случаи могут возникать, когда в кредитной организации имеется дебиторская задолженность администраций каких-либо регионов, в которых данный банк привлекал средства частных вкладчиков. Объемы таких операций должны быть оценены для формирования обоснованной программы реструктуризации. Второй вариант взаимодействия менеджмента с данной категорией кредиторов основан на погашении части задолженности и возможной реструктуризации ее части на более длительные сроки. Источниками погашения задолженности могут стать денежные потоки от возврата ссудной задолженности и процентов. Данная статья ожидаемых поступлений требует соответствующей оценки. Непокрываемая часть задолженности может быть реструктурирована на условиях платности для клиентов с учетом срока и суммы реструктурируемой задолженности.

В примере предполагается, что сумма  погашения задолженности перед  частными вкладчиками за счет средств  дебиторов банка составит 90 млн. руб. Оставшаяся часть задолженности  может быть частично погашена за счет текущих поступлений, и это, по оценкам менеджмента, выразится в сумме 69 млн. руб., остальную часть долга предполагается реструктурировать на срок 3 года с уплатой процентов. Эти выплаты будут производиться равными долями в течение указанного срока. По оценкам менеджмента, на отсрочку погашения вкладов можно достичь согласия, а объем отсроченных платежей составит 27 млн. руб.

Далее рассматриваются варианты реструктуризации задолженности перед другими  кредиторами. В частности, 500 млн. руб., или 12,2% объема задолженности, приходится на государственные органы. Возможности реструктуризации данного вида задолженности зависят от положений, предусмотренных Законом о бюджете Российской Федерации. В частности, статьями бюджета может предусматриваться право на реструктуризацию задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.

В рассматриваемом примере менеджмент банка исходил из того, что при  урегулировании задолженности с  бюджетом удастся добиться отсрочки на три года. Погашение будет осуществляться следующими долями: 30% в следующем году, затем 30% и 40% по отсроченной задолженности будут выплачиваться проценты.

При анализе объема и структуры  задолженности перед Банком России вырабатывается система мероприятий  по ее сокращению и погашению. В частности, если банк имеет на балансе задолженность по ломбардному кредиту, то в обеспечение такой ссуды кредитная организация передала в залог ценные бумаги, которые по соглашению с Центральным банком РФ могут быть реализованы для погашения задолженности. В качестве источника погашения оставшейся части задолженности могут передаваться в залог выпущенные банком векселя. Срок погашения этого инструмента должен определяться исходя из прогноза потоков денежных средств.

Информация о работе Зарубежная и отечественная практика антикризисного управления