Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:11, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с бюджетным планированием.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение мнений экономистов по вопросам, связанным с бюджетированием.
2. Изучение роли бюджета в управлении организацией.
3. Исследование управления процессом бюджетирования предприятия.
Введение 2
1. Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации 3
1.1 Основные понятия бюджетирования 3
1.2 Основные виды классификации бюджетов 6
1.3 Роль бюджета в управлении организацией 8
1.4 Основные этапы составления бюджета предприятия 10
1.5 Управление процессом бюджетирования предприятия 14
2. Генеральный бюджет производственного предприятия 20
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия 20
2.2 Составление операционного бюджета 24
2.3 Составление финансового бюджета 34
Заключение 41
Список использованной литературы 43
3. Разработка бюджета затрат
материалов и бюджета закупок
материалов в натуральных
При планировании закупок материалов необходимо учитывать уровень запасов материалов как на начало, так и на конец планируемого периода (последний определяется руководством).
Для расчета расхода материалов в натуральных единицах необходимо знать:
· запасы материала на начало отчетного периода;
· потребности в материалах для выполнения производственного бюджета.
К моменту составления
бюджета на складе предприятия имелось
7000 м фланели и 6000 м шерсти (см.
табл. 10). Расход материалов (в метрах)
на единицу продукции был
Далее рассчитывается расход материалов в денежных единицах.
К моменту составления бюджета на складе предприятия имелось 7000 м фланели и 6000 м шерсти, стоимость которых была определена соответственно как 49 и 60 тыс. руб. (см. табл. 10). Для оценки запасов материалов применяется метод ФИФО. Планируемая на 2009 г. цена материалов определена была в табл. 6.
Таблица 14. Затраты материалов, необходимые для производства запланированного объема готовой продукции, м
Материалы
Платья, шт.
Костюмы, шт.
Всего
1
6 000
1
1 000
Фланель
Шерсть
6
3
36000
18 000
6
4
6000
4 000
42000
22 000
Стоимость материалов, необходимых для обеспечения плановых показателей производства, рассчитывается следующим образом:
Количество материалов, необходимых
для обеспечения плана
Расчет прямых материальных
затрат, необходимых для производства
запланированного объема
Таблица 15. Бюджет прямых материальных затрат
Показатели
Фланель
Шерсть
Всего
Всего потребности в материалах, м
Использовано из запасов, м
Цена 1 м, руб.
Стоимость имеющихся запасов материалов, использованных в производстве, тыс. руб.
Объем закупок материалов, необходимых для выполнения плана производства (стр.1 - стр.2), м
Цена 1 м, руб.
Стоимость закупок материалов, необходимых для выполнения плана производства (стр.5*стр.6), руб.
Общая стоимость материалов (стр.4+стр.7), руб.
42000
7000
7
49000
35000
7
245000
294 000
22000
6000
10
60000
16000
10
160000
220 000
-
-
-
109000
-
-
-
514 000
Для того чтобы определить, сколько материалов необходимо закупить в планируемом периоде, следует учесть, на какой уровень запасов к концу периода предприятие хочет выйти (см. табл. 8).
Бюджет закупок основных материалов показан в табл. 16.
Таблица 16. Бюджет закупок основных материалов в натуральном и стоимостном выражении
Показатели
Фланель
Шерсть
Всего
Потребности в материалах для производства, м
Запасы материалов на конец периода, м
Всего потребности в материалах (стр.1+стр.2), м
Запасы материалов на начало периода, м
Объем закупок
Цена за 1 м, руб.
Объем закупок материалов, (стр.5*стр.6), руб.
42000
8000
50000
7000
43000
7
301000
22000
2000
24000
6000
18000
10
180000
-
-
-
-
-
-
481 000
4. Разработка бюджета прямых трудовых затрат.
Стоимость затраченного труда зависит от типа и количества (см. табл. 13) производимой продукции, ее трудоемкости (см. табл. 7), системы оплаты труда (см. табл. 6). Эти данные используются при составлении бюджета прямых трудозатрат (табл. 17).
Таблица 17. Бюджет затрат труда в натуральном и стоимостном выражении
Показатели
Количество произведенной продукции, шт.
Затраты рабочего времени на единицу продукции, ч
Общие затраты рабочего времени, ч
Почасовая ставка, руб.
Всего, руб.
Платья
Костюмы
6000
1 000
4
6
24000
6 000
20
20
480000
120 000
Итого
-
-
30 000
-
600 000
5. Разработка бюджета накладных расходов.
Составлению данного бюджета предшествует классификация накладных расходов на постоянные и переменные. Для этого исследуется их зависимость от объема выпущенной продукции. Если накладные расходы не изменяются при сокращении или увеличении производственной программы, то такие расходы будут считаться постоянными. Если подобная зависимость существует, то это переменные расходы.
Базой распределения накладных расходов между отдельными видами продукции в соответствии с учетной политикой ОАО «Импульс» является заработная плата основных производственных рабочих. Их планирование также осуществляется в соответствии с ожидаемым фондом времени труда основных производственных рабочих. Ниже приводится бюджет, составленный исходя из прогнозируемых трудозатрат основных производственных рабочих в 30 000 ч (см. табл. 9).
Таблица 18
Бюджет накладных расходов
Сумма, тыс. руб
Накладные расходы
Переменные накладные расходы - всего
в том числе:
заработная плата
премии рабочим
двигательная электроэнергия
расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
Постоянные накладные расходы - всего
в том числе:
амортизация
налоги
заработная плата мастеров
электроэнергия на освещение
770
290
320
90
70
430
230
50
100
50
Всего
1 200
Таким образом, одному часу труда производственных рабочих соответствует 40 руб. накладных расходов (1 200 000 / 30 000).
6. Разработка бюджета запасов
готовой продукции на конец
отчетного периода в
Запасы готовой продукции в натуральной оценке на конец отчетного периода на этапе планирования деятельности предприятия определяются его руководством.
Для того чтобы оценить
запасы в денежном выражении, необходимо
вычислить плановую себестоимость
единицы продукции. Себестоимость
готовой продукции будет
В соответствии с учетной
политикой ОАО «Импульс»
· в себестоимость готовой
продукции включаются как прямые,
так и косвенные
· к концу отчетного периода на складе предприятия остается готовая продукция, изготовленная в данном отчетном периоде (табл. 19).
Таблица 19. Расчет себестоимости готовой продукции в 2009 г.
Показатели
Стоимость единицы затрат, руб.
Затраты (платья)
Затраты (костюмы)
натуральные единицы
руб.
натуральные единицы
руб.
Фланель
Шерсть
Рабочее время
Накладные расходы
7
10
20
40
6м
3м
4ч
4ч
42
30
80
160
6м
4м
6ч
6ч
42
40
120
240
Всего
-
-
312
-
442
Таблица 20. Бюджет запасов материалов и готовой продукции
на конец планируемого периода
Показатели
Единицы измерения
Количество
Стоимость единицы, руб.
Итого, тыс. руб.
Запасы материалов:
фланели
шерсти
Запасы готовой продукции:
платьев
костюмов
м
м
шт.
шт.
8000
2000
1 00
50
7
10
312
442
56,0
20,0
76,0
343,2
22,1
Итого
-
-
-
441,3
На основании информации о стоимости накладных расходов (см. табл. 18) и данных о запасах материалов и готовой продукции в натуральном выражении (см. табл. 10 и 11) можно составить бюджет запасов на конец планируемого периода.
Для оценки запасов материалов необходимо знать величину запасов в натуральном выражении и стоимость единицы запасов. Величина запасов в натуральной оценке определяется в планах руководства. В данном случае запасы материалов на конец периода были определены как 8000 м фланели и 2000 м шерсти (см. табл. 8), их стоимость соответственно 7 и 10 руб. (см. табл. 6).
Таким же образом определяется величина запасов готовой продукции на конец предстоящего периода (табл. 20).
7. Разработка бюджета
В основе составления бюджета
проданной продукции лежит
Себестоимость проданной продукции = Запас готовой продукции на начало периода + Себестоимость произведенной за планируемый период продукции - Запас готовой продукции на конец периода
В свою очередь себестоимость
произведенной за планируемый период
продукции вычисляется
Себестоимость произведенной за планируемый период продукции = Прямые затраты материалов в планируемом периоде + Прямые затраты труда в планируемом периоде + Накладные расходы за планируемый период
Из приведенных формул
следует, что к настоящему моменту
имеются все данные, необходимые
для составления бюджета
8. Разработка бюджета
Информацией для планирования послужили сведения об ожидаемой величине накладных расходов (см. табл. 9).
Все рассмотренные виды затрат являются постоянными, не зависящими от объемов производства.
9. Разработка плана прибылей и убытков.
Составление операционного
бюджета завершается
Таблица 21. Бюджет себестоимости продаж
Показатели
Сумма, тыс. руб.
Запасы готовой продукции на начало периода
Затраты материалов
Затраты труда
Накладные расходы
Себестоимость произведенной продукции
Запасы готовой продукции
Себестоимость реализованной продукции
64,0
514,0
600,0
1200,0
2314,0
365,3
2012,7
Таблица 22. Бюджет производственных затрат, связанных с конструированием и моделированием, тыс. руб.
Показатели
Сумма, тыс. руб.
Заработная плата
Материалы
105
31
Итого
136
Таблица 23. Бюджет расходов на маркетинг, тыс. руб.
Показатели
Сумма, тыс. руб.
Заработная плата
Реклама
Командировки
130
30
40
Итого
200
Таблица 24. Бюджет коммерческих расходов, тыс. руб.
Показатели
Сумма, тыс. руб.
Заработная плата
Аренда, налоги
60
40
Итого
100
Таблица 25. Бюджет отдела работы с клиентами, тыс. руб.
Показатели
Сумма, тыс. руб.
Заработная плата
Командировки
40
20
Итого
60
Таблица 26. Бюджет административных расходов, тыс. руб.
Показатели
Сумма, тыс. руб.
Заработная плата управляющих
Содержание административных помещений
Разное
155
165
54
Итого
374
Таблица 27. Прогноз прибылей и убытков
Показатели
Сумма, тыс. руб.
Выручка от продаж
Себестоимость продаж
Валовая прибыль
Операционные расходы:
затраты на конструирование и моделирование
затраты на маркетинг
коммерческие затраты
затраты отдела работы с клиентами
административные затраты
Итого операционных расходов
Прибыль от основной деятельности
3800,0
2012,0
1787,3
136,0
200,0
100,0
60,0
374,0
870,0
917,3
После соответствующих корректировок ожидается, что налогооблагаемая прибыль составит 808566,7 руб., а налог на прибыль -
808566,7 * 24 % = 194056 руб.
2.3 Составление финансового бюджета
В составление финансового бюджета входят следующие этапы.
1. Разработка бюджета денежных средств.
При создании этого бюджета
информация из плана прибылей и убытков
анализируется с точки зрения
реального выбытия и
Ранее уже отмечалось, что
своевременно, т. е. в месяц продажи,
на расчетный счет и в кассу
ОАО «Импульс» поступает лишь
10% всего объема продаж. То есть оставшиеся
90% выручки текущего месяца предприятие
получает в последующие периоды;
50% дебиторской задолженности
Информация о работе Генеральный бюджет производственного предприятия